Сестринский процесс – научный метод организации и оказания сестринской помощи, выполнения плана ухода за терапевтическими пациентами, исходя из определенной ситуации, в которой находятся пациент и медицинская сестра. План ухода составляется медсестрой по согласованию с пациентом для решения его проблем.
Цель сестринского процесса - поддержание и восстановление независимости пациента в удовлетворении основных потребностей организма в соответствии с разработанными американским психологом А. Маслоу и модернизированными В. Хендерсон ежедневными потребностями человека в его повседневной деятельности.
Сестринский процесс при БА:
I этап: сестринское обследование (сбор информации).
При расспросе пациента медсестра выясняет обстоятельства возникновения приступа удушья, чем они вызываются и чем снимаются, какие лекарства (пищу) пациент не переносит.
При осмотре медицинская сестра обращает внимание на положение пациента (сидя, упираясь руками в край кровати, стула) на характер одышки (экспираторная), наличие «дистанционных» хрипов, цвет кожи лица, губ (цианоз, бледность), выражение страха на лице.
При объективном обследовании оцениваются характер пульса (тахикардия, наполнение и напряжение), измеряется АД (повышено).
II этап: определение проблем пациента.
Выявляются нарушенные потребности и проблемы пациента.
Возможные нарушенные потребности:
- физиологические: есть (ограничение в диете, исключение аллергогенных продуктов), одышка, приступы удушья по ночам, одышка, удушье при физической нагрузке.
- психо-социальные: приступы удушья, усиление одышки при разговоре, контакте с аллергенами - запахи духов, нарушение самореализации (ограничение трудоспособности, изменение образа жизни), ограничение трудоспособности в связи с ухудшением состояния при эмоциональных и физических нагрузках, контакте с аллергенами.
|
Возможные проблемы пациента:
- физиологические: удушье, экспираторная одышка, кашель с трудноотделяемой мокротой, дискомфорт в носоглотке, бледность, цианоз, слабость, снижение физической активности;
- психологические: депрессия из-за приобретенного заболевания, страх неустойчивости жизнедеятельности, недооценка тяжести состояния, дефицит знаний о болезни, страх из-за возможности возникновения повторных приступов, дефицит самообслуживания, уход в болезнь, дискомфорт в связи с необходимостью постоянно пользоваться медикаментами, ингаляторами, изменение образа жизни;
- социальные: утрата трудоспособности, ивалидизация, материальные трудности в связи со снижением трудоспособности, социальная изоляция, невозможность смены места жительства;
- приоритетные: удушье;
- потенциальные: риск развития осложнений: бронхоастматического статуса, спонтанного пневмоторакса, эмфиземы легких.
III этап: планирование сестринских вмешательств.
Медицинская сестра совместно с пациентом и его родственниками формулирует цели и планирует сестринские вмешательства по приоритетной проблеме.
IV этап: реализация сестринских вмешательств.
Сестринские вмешательства: зависимые (выполняются по назначению врача): обеспечение приема лекарственных препаратов, выполнение инъекций и т.п.; независимые (выполняются медсестрой без разрешения врача): рекомендации по диете, измерение АД, пульса, ЧДД, организация досуга пациента и другие; взаимозависимые (выполняются медицинской бригадой): обеспечение консультации аллерголога, обеспечение проведений исследований.
|
V этап: оценка эффективности сестринских вмешательств.
Медсестра оценивает результат сестринских вмешательств, реакцию пациента на меры оказания помощи, ухода. Если поставленные цели не достигнуты, медсестра корректирует план сестринских вмешательств: возможно, запланированы не все вмешательства, которые помогли бы достичь цели, либо неправильно определена приоритетная проблема.
Таблица 1.1
Манипуляции, выполняемые медицинской сестрой
Правила пользования ДАИ
Цель: лечебная
Показания: заболевания дыхательной системы, сопровождающиеся обструкцией
Противопоказания: непереносимость лекарственного средства
Оснащение: ДАИ
№ | Этапы | Обоснование |
I. Подготовка к процедуре | ||
Поприветствовал пациента уважительно и доброжелательно. Представился пациенту. | Установление контакта с пациентом. | |
Объяснил пациенту ход и суть предстоящих действий. | Мотивация пациента к сотрудничеству. | |
Получил согласие пациента. | Соблюдение прав пациента. | |
Подготовил оснащение. | Обеспечение быстрого и эффективного проведения манипуляции. | |
II. Выполнение процедуры | ||
Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности. | |
Сообщил пациенту о лекарственном препарате и его побочных действиях. | Соблюдение прав пациента. | |
Продемонстрировал пациенту выполнение процедуры, используя ингаляционный баллончик без лекарственного средства. | Для лучшего усвоения методики выполнения манипуляции. | |
Встал (процедуру лучше выполнить стоя, при невозможности – сидя или лежа). | Более эффективное выполнение манипуляции. | |
Снял с ингалятора защитный колпачок; перевернул баллончик вверх дном и встряхнул его | Лекарственное средство перемешивается и перемещается к отверстию в баллончике. | |
Сделал максимальный вдох. | Подготовка дыхательных путей к вдоху. | |
Мундштук вставил себе в рот, обхватил его губами. | Лекарственное средство должно распыляться в ротовой полости. | |
Сделал глубокий вдох и одновременно нажал на дно баллончика. | Распыление лекарственного средства перемещение лекарственного средства из ротовой полости по дыхательным путям | |
Извлек мундштук ингалятора изо рта, задержал дыхание на 5-10 сек. | Необходимое время для лучшего всасывания лекарственного средства. | |
Сделал спокойный выдох через нос. | Нормализация дыхания. | |
Попросил пациента имитировать применение ингаляционного баллончика самостоятельно | Обучение пациента. | |
III. Завершение процедуры | ||
При необходимости повторил п. 7-14. | Обучение пациента. | |
Вымыл и осушил руки. | Обеспечение инфекционной безопасности | |
Отметил реакцию пациента на обучение. | Документация оценки и реакции пациента на обучение. |
|
Таблица 1.2