1. Бронхиальная астма относится к числу наиболее распространенных заболеваний. Отмечается устойчивая тенденция к увеличению числа больных, которые нуждаются в оказании неотложной помощи и часто госпитализируются в связи с тяжелым течением болезни; обострения часто угрожают жизни больного.
2. Бронхиальной астмой болеет большинство представителей женского пола. Это связанно с тем, что гормон эстроген секретируется женским организмом в гораздо большем количестве, чем в мужском. Количество эстрогенов повышает чувствительность женского организма к воздействию аллергенов.
3.Большинство пациентов болеющих бронхиальной астмой для профилактики приступов используют препараты беродуал и симбикорт. По статистическим данным в ходе наблюдения за пациентами применяющими симбикорт в течение 6 месяцев в качестве поддерживающей терапии и для купирования приступов, было отмечено значимое уменьшение числа тяжелых обострений, увеличение периода до наступления первого обострения. Отмечался эффективный контроль над симптомами заболевания и легочной функцией.
4. Использование пациентами карманного ингалятора для профилактики приступов бронхиальной астмы требует от медицинской сестры организацию его правильного применения для предупреждения передозировки.
5. В лечении бронхиальной астмы из физиопроцедур отдается эрозольным инголяциям, небулайзер – терапии, массажу воротниковой зоны и гипоаллергенному сну. Наименьшее лечение из физиопроцедур отмечается лечение ЭВТ грудной клетки, лазеротерапии, магнитотерапии, УФО носа.
6. Большинство пациентов с заболеванием бронхиальная астма не проводят пикфлоуметрию ежедневно. С 89% респондентов мы провели медико – профилактическую работу. Объяснили, что ежедневное использование пикфлоуметрии позволяет контролировать правильность подобранной терапии, снижает потребность в частных консультациях врача, предупреждает пациента об ухудшении состояния, что позволяет провести своевременную коррекцию терапии. Медицинская сестра играет большую роль в проведении пикфлоуметрии и обучении пациентов правильному использованию пикфлоуметра и оценки результатов данного исследования.
|
7. Большинство респондентов с данным заболеванием соблюдают гипоаллергенную обстановку в семье и гипоаллргенную диету. В связи с этим медицинская сестра играет большую роль в проведении медико – профилактической работы по повышению уровня информированности пациентов о важности этих факторов в профилактике обострений.
8. Большинство респондентов не курят и информированы о вреде курения. С пациентами имеющими такую вредную привычку как курение мы провели медико – профилактическую работу о влиянии табака и табачного дыма на организм человека.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Бронхиальная астма является одной из наиболее актуальных проблем современной медицины связи с высоким уровнем распространенности, стойкой утраты трудоспособности и снижением качества жизни больного.
Бронхиальная астма – хроническое рецидивирующее заболевание с преимущественным поражением дыхательных путей, характеризующееся изменённой реактивностью бронхов вследствие иммунологических или неиммунологических механизмов.
В клиническом течении заболевании выделяются предастма и клинически оформленная астма (иммунологическая и неиммунологическая формы). Кроме того, следует учитывать основные патогенетические варианты бронхиальной астмы (атопический, инфекционный, аутоиммунный, дисгормональный, нервно-психический). По тяжести течения бронхиальная астма делится на лёгкую, средней степени тяжести и тяжёлую. В определении тактики лечения имеет значение фаза течения заболевания (обострение и ремиссия) и осложнение.
|
В последнее время очень большое внимание уделяется обучению пациентов. Поскольку бронхиальная астма – заболевание хроническое, требующее постоянного мониторинга и коррекции терапии, пациент должен многое знать и уметь сам. С момента установления диагноза надо дать больному подробную информацию о сути заболевания, причинах обострения, механизмах действия основных лекарственных препаратов, побочных эффектах, чтобы по возможности их избегать, обучить самоконтролю за самочувствием. Задача медицинских работников состоит в создании позитивного отношения пациента к активному участию в лечебном процессе. С этой целью во многих учреждениях амбулаторного типа создаются школы для больных бронхиальной астмой.
Немаловажную роль в лечении и профилактики бронхиальной астмы играет медицинская сестра, которая обучает пациентов правильно справляться с данным заболеванием. Главной ролью в лечении бронхиальной астмы является соблюдение гипоаллергенной диеты и гипоаллергенной обстановки, отказ от вредных привычек, ежедневно проведение пикфлоуметрии и занятия дыхательной гимнастикой, в ходе работы мы выяснили, что большую часть пациентов обучает медицинская сестра.
|
Современный ступенчатый подход к лечению бронхиальной астмы включает в себя одновременно и терапию, и профилактику обострений заболевания, а так же значительно снижает риск осложнений. Участие пациента в лечебном процессе позволяет свести к минимуму влияние неблагоприятных этиологических факторов на организм.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Стандарт медицинской поощи больным астмой от 17.09.2007
№ 600.
2. Биличенко Т.Н. Эпидемиология бронхиальной астмы // Бронхиальная астма / Под ред. А.Г. Чучалина. - М.: Агар, 1997. - С. 400-423.
3. Булатов П.К., Федосеев Г. Б. Бронхиальная астма. – Л.: Медицина, 2005. - 160 с.
4. Гитун Т. В.; Лечение бронхиальной астмы. Новейшие медицинские методики. - М.: РИПОЛ классик, 2008. – 340 с.
5. Глобальная стратегия лечения и профилактики бронхиальной астмы / Под ред. А. С. Белевского. – М.: Российское респираторное общество, 2012. – 211 с.
6. Евдокимова А.Г. Бронхиальная астма // Мед. консультация. 2012. -№2. - С. 23-31.
7. Ждан А.Н. Современные методики лечения бронхиальной астмы: Дис. … в виде науч. докл. д-ра психол. наук. – М., 2014. – 258 с.
8. Комаров Ф.П., Даниляк И.Г. Подходы к лечению больных бронхиальной астмой. – М.: Наука, 2015. - № 3. - С. 9-13.
9. Куделя Л.М. Состояние системного и местного иммунитета у больных поздней астмой // Пульмонология. - 2003. - №5. - С. 24-31.
10. Ненашева Н.М. Бронхиальная астма. Карманное руководство для практических врачей. – М.: Атмосфера, 2011.- 96 с.
11. Огородова Л.М., Петровский Ф.И., Петровская Ю.А. Клиническая фармакология бронхиальной астмы. - М.: Атмосфера, 2002. - 198 с.
12. Пыцкий В.И. Бронхиальная астма: определение, классификация, патогенез // РМЖ. 2001. - №1. - С. 37-39.
13. Саперов В.Н. Клиническая пульмонология: Избр. лекции. –Чебоксары: АФОС, 1998. - С. 213-217.
14. Соколова Т. Бронхиальная астма. – М.: АСТ, СОВА, 2008. – 128 с.
15. Справочник по пульмонологии / Под ред. А.Г. Чучалина, М.М. Ильковича. – М.: ГЭОТАР-Медиа, 2014. – 928 с.
16. Сухова Е.В. Что нужно знать фельдшеру о бронхиальной астме // Профилактика и лечение бронхиальной астмы. – М: Наука, 2014.– С. 20-68.
17. Ховрина Л.Н. Бронхиальная астма. Методики лечения.: Автореф. … дис. д-ра мед. наук. – М., 1996. – 214 с.
18. Чучалин А.Г. Бронхиальная астма // Русский медицинский журнал.- 1995.- С. 11- 28.
19. Чучалин А.Г. Клинические рекомендации. Бронхиальная астма у взрослых. Атопический дерматит. - М.: Атмосфера, 2002. - С. 64-70.
Приложение 1
АНКЕТА Уважаемый пациент! Убедительно просим Вас ответить на вопросы нашей анкеты. При ответе на вопросы обведите кружком вариант ответа или ответов, соответствующих Вашему мнению. На некоторые вопросы ответ следует вписать.
1.Ваш пол
Мужской
Женский
2. Ваш возраст___________
3. Социальный статус
Рабочий
Пенсионер
Студент
Служащий
Домохозяйка
Другое____________
4.Продолжительность основного заболевания?___________________________
5.Как часто у Вас возникают приступы удушья?
1 раз в неделю
1 раз в три недели
1 раз в месяц
1 раз в три месяца o
Другое_______________________
6.Имеются ли у Вас профессиональные вредности? ________________________ Если да, то какие?___________________________________________________
7. Курите ли Вы? __________________ Если да, то с какого возраста и по сколько сигарет в день?_________________
8.Какими препаратами Вы пользуетесь для профилактики приступов бронхиальной астмы (название, кратность приема)? __________________________________________________________________
9.Пользуетесь ли Вы нетрадиционными методами лечения? Если да, то какими? Нет
Да_______________________________
10.Проводите ли Вы пикфлоуметрию?
2 раза в день
1 раз в день
Периодами
Во время приступа
Не пользуюсь o
Другое
11. Кто Вас научил пользоваться пикфлоуметром? _______________________
12.Проводите ли Вы дыхательную гимнастику? Если да, то как часто?
Нет
Да
13.Посещаете ли Вы школу больного бронхиальной астмой?
Да
Нет
14.Достаточно ли Вы знаете о своем заболевании?
Достаточно
Недостаточно
Затрудняюсь ответить
15.Знаете ли Вы о вреде курения?
Да
Нет o Затрудняюсь ответить
16.Соблюдаете ли Вы гипоаллергенную диету?
Да
Нет
17.Создаете ли Вы гипоаллергенную обстановку в семье?
Да
Нет
Приложение 2
Бронхиальная астма - это хроническое воспалительное заболевание дыхательных путей, проявляющееся приступами одышки, которые зачастую сопровождаются кашлем и могут перерастать в приступы удушья.
Как же избежать приступы бронхиальной астмы?
- Своевременное обращение к врачу и строгое выполнение всех рекомендаций, прием лекарственных средств и соблюдение всех назначенных процедур.
- Отказ от любых вредных привычек и максимальное ограничение от пассивного курения.
- Исключить из меню высококалорийные продукты и продукты не натурального происхождения, содержащие красители и консерванты.
- Ежедневно проводить влажную уборку в помещении и убрать из дома все источники аллергенов – ковры, старую мягкую мебель, старые книги, цветущие растения, мягкие игрушки, духи, ароматизаторы воздуха и любые парфюмерные изделия и так далее.
- Ограничить контакты с домашними животными и убрать аквариум.
- Соблюдать особую осторожность в весенне-летний период, избегать цветущих растений и укусов насекомых.
- Вовремя лечить все заболевания органов дыхания.
- Обязательно выполнять дыхательную гимнастику и использовать другие методы терапии – массаж, физиотерапию, специальные упражнения и так далее.
- Ежедневно гулять на свежем воздухе не менее часа и увеличить физическую активность.
Пикфлоуметрия – это метод определения пиковой скорости форсированного выдоха. Важнейшее исследование для больных бронхиальной астмой.
Пикфлоуметрия будет информативной, если проводить ее ЕЖЕДНЕВНО, утром и вечером, перед применением карманного ингалятора.
Техника проведения пикфлоуметрии.
- Выполнять данную процедуру необходимо строго в положении сидя, в крайнем случае стоя. Дальнейший алгоритм проведения выглядит следующим образом:
- Перед началом процедуры, человеку следует сделать 2-3 спокойных вдоха и выдоха.
- После этого делается максимально глубокий вдох, мундштук аппарата плотно обхватывается губами, и далее осуществляется максимально глубокий и резкий выдох.
- Вышеописанные действия следует повторять не менее 3 раз за одну процедуру, с интервалом в пару минут, после чего выбирается и фиксируется в дневнике максимальное полученное значение.
- Привила пользования карманным ингалятором.
- Снимите с баллона защитную крышку, переверните его.
- Тщательно встряхните аэрозольный баллончик.
- Глубоко выдохните. Плотно зажмите ртом трубочку аэрозоля, голову немного запрокиньте назад. Глубоко вдохните и тем временем нажмите на дно баллончика: в этот момент подается доза аэрозоля.
- Задержите дыхание на 5—10 секунд или так долго, насколько сможете терпеть без дискомфорта, потом достаньте препарат и сделайте медленно выдох.
- Через несколько минут процедуру можно повторить, если вам нужно принять более одной дозы лекарства.
- После проведения процедуры закройте баллончик с помощью колпачка.
Техника использования ингалятора несложная. Если соблюдать ее алгоритм, пользование карманным ингалятором даст положительные результаты в лечении болезней.