«У меня три приоритета: наш Президент Виктор Федорович Янукович, наша Партия регионов и наша православная вера». В 2010 году эти слова произнес один молодой и перспективный член команды Виктора Януковича. В ту пору они звучали вполне органично. Приоритеты расставлялись именно в таком порядке.
Мощи «в аренду»
Политическое православие — государственная квазирелигия, установившаяся в Украине при Викторе Януковиче.
Предшественник Януковича Виктор Ющенко ратовал за создание единой поместной украинской церкви, а на праздники объезжал службы в центральных храмах основных конфессий. Янукович подобными формальностями не заморачивался. Чаще всего он бывал в Киево-Печерской лавре (УПЦ МП) — другие конфессии не жаловал. При нем демонстративная набожность чиновников (зачастую даже не знавших на память «Символ веры») стала непременным атрибутом успешной политической карьеры. «Правительственные молебны» были отличным местом, чтобы выгодно «засветиться» перед «главным». Поездки на Афон — возможностью оказаться в правильной компании близких к «телу» людей. Использование мощей святых в предвыборных целях — штатной предвыборной технологией.
Разумеется, весь этот маскарад не имел ничего общего ни с истинной православной верой, ни даже с Московским патриархатом, к которому Виктор Янукович формально принадлежал. Цель была одна: поставить церковь на службу президенту — именем второго срока.
Согласно социологическим опросам начала 2010 года, институт церкви пользовался у граждан Украины наибольшим доверием. Во масти почему-то бытовало мнение, что доверие можно конвертировать в «правильные» голоса на выборах, хотя ни одна кампания лого не доказала.
|
Убедительная иллюстрация — парламентские выборы 2012 года. Ее трендом стало использование святых мощей в агитационных целях. Мощи можно было, например, взять в «аренду» на Афоне. И хотя афонские монастыри на подобном неплохо зарабатывали, в момент, когда желающих «одолжить» нетленные останки стало слишком много, греческие монахи негласно решили на руки украинским политикам мощи больше не выдавать. Даже за очень большие деньги. Тогда некоторые кандидаты в депутаты проявили изобретательность: мощи стали покупать на интернет-аукционах и доставлять на свои мажоритарные округа (преимущественно сельские) посредством курьерских служб. Вопрос решался всего несколькими тысячами долларов — и потенциальные избиратели устремлялись на поклон к святым останкам.
За неделю до дня выборов в центре Киеве, на территории Александровской больницы (она же Октябрьская), Виктор Янукович торжественно открыл так называемое «Афонское подворье». Правда, ничего общего с Афоном подворье не имело, но об этом мало кто знал. Открытие настоящего «филиала» Афонского монастыря на территории другой поместной церкви без политических последствий со стороны Москвы точно бы не осталось. Поэтому поступили проще, зарегистрировав религиозную общину под названием «Афонское подворье». С таким же успехом община могла бы называться «Общество донецких праведников».
Летом 2013 года в Киеве прошли торжества по случаю 1025-летия Крещения Руси. На празднества прибыли Владимир Путин и Патриарх Кирилл. Главный молебен состоялся на Владимирской горке возле памятника святому Владимиру, крестившему Русь. Пускали туда по пригласительным, которые заранее распределяли в весьма узких кругах. Прибыть полагалось часа за два-три. Всем. Без исключения.
|
Те из высокопоставленных церковников или соратников главы государства, кто приехал минут за сорок, на действо не попали — гос-охрана была неумолима. После прохождения двух кордонов охраны предстоял еще третий. Тут, на рамках, отбирали воду и съестное. Понятно, что из «съестного» у тех, кто пришел на молебен рано утром, были разве только просфоры. Так вот, охрана отбирала просфоры и бросала их прямо на землю — в кучку под рамками. В целях безопасности: а вдруг в просфорах взрывчатка или еще нечто подобное?
Вы понимаете, что значит для верующего человека бросить просфору на землю?! На моих глазах несколько депутатов сделали это не задумываясь — пробраться поближе к «телу» им было важнее.
Один и этих «героев» годом ранее жаловался: «Я все-таки хотел стать губернатором. Уже и указ готовили. Нов последний момент — отказ… Нелегко мне это далось! Благо, ребята на Афон ехали — меня с собой взяли. Так ты знаешь, сразу полегчало». Отношение к Афону у него было сугубо прагматичным. Что, безусловно, вовсе не отменяет святости места, но лишь подчеркивает невежество некоторых «адептов».
Большинство же гостей празднества тогда просто разворачивались и уходили, сжимая в кулаке свои просфорки, — воцерков-ленный, да и просто верующий человек не выбросит их ни за что и никогда.