КОНСПЕКТЫ ЗАНЯТИЙ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ ДЕТЕЙ СО СКУЛЬПТУРОЙ.




Старший дошкольный возраст

Занятие. Ознакомление со скульптурой малой форм

Программное содержание. Познакомить детей с понятием «скульптура малой формы», учить узнавать сказочных героев в скульптуре. Выделять средства выразительности, определять материал, из которого сделана скульптура. Развивать художественный вкус, воспитывать интерес к скульптуре.

Материалы. Скульптура малой формы - «Девочка козленок», «Еж», «Петушок», «Рыбка».

Ход занятия.

На столе — выставка скульптуры малой формы. Де рассматривают скульптуру.

■ Какие фигурки стоят на столе? Какие они? (Красивые, блестящие, белые и пр.) Дети называют фигурки.

Рассказ воспитателя.

— Эти фигурки называются скульптурой малой формы. Они сделаны из фарфора. Такие красивые скульптуры делает скульптор. Чтобы они блестели, их покрывают глазурью, золотой краской.

Вот эта скульптура очень интересная.

■ Как вы думаете, она называется? («Девочка и козленок».)

■ Из какой она сказки? (Ответы детей.)

Эта скульптура называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».

Сестрица Аленушка и братец Иванушка шли по дороге, и захотел Иванушка пить. Он попросил Аленушку, чтобы она разрешила ему напиться из козьего копытца. Алёнушка не разрешила братцу. Но он не послушался и напился, и превратился в козленочка.

Стала Аленушка плакать. Посмотрите, как она присела на корточки и вытирает козленочку мордочку. Аленушка очень грустная, печальная. У нее грустные глаза, потому что братец Иванушка не послушался ее, напился из козь­его копытца и стал козленочком.

Посмотрите и скажите: каким изобразил козленочка скульптор? («Маленький, беленький, у него маленькие ушки, золотые рожки, тоненькие ноги с золотыми копыт­цами. Ему грустно, он наклонил голову. Он плачет».)

Рассмотрим другую скульптуру - «Золотая рыбка». Она красивая, волшебная. Рыбка как будто плывет по волне, у нее овальное туловище, красивые плавники, она сде­лана из фарфора, гладкая, блестящая. Скульптор украсил ее разными красками: синей, белой, золотой.

В конце занятия спросить:

■ Из какого материала сделана скульптура?

■ Кто ее изготовил?

■ Как она украшена?

■ Почему она тебе понравилась?

Предложить еще раз полюбоваться скульптурой ма­лой формы.

Примечание. Скульптура малой формы (разные ее образы) выносится на выставку в течение года, чтобы дети могли ее рассмотреть самостоятельно. На занятиях по леп­ке, рисованию она используется как наглядное пособие, чтобы в своем творчестве могли «подсмотреть» некото­рые приемы работы, средства выразительности. Напри­мер, при рисовании ежей, лепке рыбки и т.п.

Занятие. Ознакомление со скульптурой малой формы.

Программное содержание. Воспитывать интерес к скульптуре малой формы, учить понимать содержание, средства выразительности, видеть выразительность раз­ных материалов (фарфор, металл, дерево), рассказать о том, что скульптуру создает скульптор, а затем выпускают на заводах. Учить детей видеть образ в скульптуре и музыке.

Материал. Скульптура разной формы, музыкальные отрывки.

Ход занятия.

Воспитатель показывает конверт и говорит: — Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. На нем адрес детского сада и нашей группы. Что в конверте? Письмо от Почемучки. Он весёлый, любознательный мальчик, любит задавать вопросы, и поэтому его зовут Почемучкой. Он пишет: «Дети, там, где я живу, нет скульптуры, расскажите мне о ней, я буду очень рад».

Вопросы:

Что такое скульптура?

Кто ее делает?

Из чего она сделана?

Где ее делают?

Еще много вопросов, на которые можно ответить Почемучке, а ответы запишем для него на магнитофон и отправим звуковое письмо.

На столе — выставка скульптуры малой формы.

■ Что у меня на столе, как называются все эти фигурки? («Скульптура малой формы».)

■ Почему она так называется? («Потому что фигурки маленькие».)

■ Кто делает скульптуру? Как называется этот человек? («Мастер, художник, скульптор».)

■ Из чего делают скульптуру малой формы? («Из камня, фарфора, металла, кости, пластмассы».)

Покажите на столе скульптуры из металла, глины, фарфора и пр. (Дети показывают фигурки и называют их.)

■ Что еще делает скульптор, чтобы она была краси­вой? («Художник раскрашивает скульптуру, покрывает глазурью».)

■ Где делают скульптуру, после того как скульптор сделает эскиз? («На заводе, на фабрике, в мастерской скульптора».)

Скульптуру делают на заводах, и у каждого из них есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть заводы в Вербилках, Гжели. (Рассмотреть знаки на изделиях.) В Гжели скульптуру украшают рисунками синего цвета. (Рассмот­реть скульптуру Гжели на открытках.)

■ Почему вам нравятся эти скульптуры? («Они яркие, красивые, все разные: танцовщица танцует, матрос сидит и играет на гармошке».)

■ Кто хочет показать движение, которое передал худож­ник в скульптуре?

Дети показывают скульптуру, а потом то движение, которое изображено, называют его.

■ Теперь выберите скульптуру, которая нравится, и расскажите о ней. (Рассказы детей.)

Сейчас послушаем музыку и подумаем, для какой она скульптуры. (Звучат небольшие фрагменты музыки - веселая, задорная, плавная, нежная, дети определяют характер музыки и выбирают для нее скульптуру.)

Сегодня мы с вами рассмотрели скульптуру малых форм и увидели много чудесных, красивых фигурок некоторые доставили нам столько радости. Скульптурой малых форм мы украшаем наши комнаты, группу в детском саду. Посмотрите, какая скульптура малой формы есть у вас дома. Как вы думаете, Почемучка будет рад нашему звуковому письму?

Примечание. Выставка скульптуры малой формы остается в группе на выставке в изоуголке, и предоставляется возможность рассмотреть ее по желанию самостоятель­но и вместе с воспитателем.

Занятие. Ознакомление со скульптурой малой формы: собаки разных пород.

Программное содержание. Учить рассматривать скульптуру малой формы, уметь находить сходство и раз­личие. Отмечать выразительные средства: форму, движение, цвет. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Видеть красоту образа в скульптуре.

Материал. Скульптура малой формы - собаки разных пород: терьер, овчарка, болонка.

Ход занятия. Выставка скульптуры малой формы — собаки разных пород.

Рассматривание скульптуры.

Вопросы:

■ Кто у нас представлен на выставке? («Собаки».)

■ Какие они, одинаковые или разных пород? («Разные».)

■ Это собаки разных пород, вот эта собака породы терьер.

■ Какая она? («Большая, сильная, белая».)

■ Какого цвета шерсть? («Коричневая и белая».)

■ Какой формы голова? («Вытянутая, уши висят, морда покрыта длинной шерстью».)

Какие ноги? («Сильные, передние покрыты шерстью,

а задние гладкие».)

■ Какой у нее хвост? («Торчком, короткий».)

■ В какой позе изображена собака? («Стоит, насторожилась, смотрит внимательно, это домашняя собака».) Показывается вторая скульптура, воспитатель предлагает ее рассмотреть.

■ Как называется эта порода собак? («Овчарка».)

■ Какая она? («Большая, красивая, серая».)

■ Какое у нее туловище? («Длинное, стройное».)

■ Какая голова? («Вытянутая, уши торчком, морда острая, пасть открыта, видны острые зубы, нос черный, глаза черные».)

■ Какие ноги у овчарки? («Сильные, длинные, тонкие».)

■ Какой хвост у собаки? («Длинный, пушистый и

гладкий».)

■ Что собака делает? («Лежит, лапы вытянуты, отдыхает, но все-таки прислушивается, всегда наготове».)

Рассказ воспитателя.

- Это собака сторожевая. Она живет на границе, стережет ее. Скульптор наблюдал за собакой, и ему захо­телось вылепить такую красивую стройную собаку - ов­чарку. Если бы ты был скульптором, как слепил морду? («Я вытянул бы ее, прижал и вытянул уши».)

Воспитатель предлагает рассмотреть собаку другой породы.

■ Как называется эта порода? («Охотничья».) Такая собака живет в доме, посмотрите на нее.

■ Какая она? («Маленькая, белая».)

■ Какие у нее лапы? («Короткие, лохматые».)

■ Какой у нее хвост? («Короткий, маленький».)

■ Какие у нее уши? («Висячие, черные, нос черный, морда лохматая».)

■ Какое выражение морды у собаки? («Грустное, гла­за печальные».)

Воспитатель предлагает потрогать фигурку.

■ Какая она? («Гладкая, ровная поверхность».) Поверхность гладкая, но мы видим, что тело собаки покрыто шерстью.

■ Как это удалось сделать скульптору? («Он нарисо­вал шерсть стекой или вылепил, сделал ее выпуклой, и поэтому видно, что шерсть кудрявая».)

■ Теперь посмотрите еще раз на собак и скажите, чем они отличаются? («Цветом, величиной, формой тулови­ща, головы, у овчарки длинные ноги, у болонки - корот­кие, у терьера шерсть гладкая, у болонки - лохматая, у болонки короткий хвост, у овчарки - длинный».)

Болонка и терьер относятся к декоративным породам, а овчарка - к служебным. Собаки - это умные и краси­вые животные. Скульптору понравились эти животные, и он захотел их слепить.

 

Занятие. Экскурсия в художественный салон

Программное содержание. Знакомить с профессией скульптора, развивать к ней интерес. Учить рассматривать скульптуру малой формы, видеть выразительный образ, разнообразие материалов (фарфор, камень, стек­ло, дерево, металл), знать, что скульптура украшает помещение. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое.

Материал. Скульптура малой формы: лошадь, слоник, жираф, балерина - фарфор, собака - металл, медведь - дерево.

Ход занятия.

— Сегодня мы посетим магазин, который называется художественным салоном, нравится вам такое название?

■ Как вы считаете, что продают в этом магазине? («Кисти, краску, бумагу, картины».)

Значит, в художественном салоне продают все необходимое для работы художника. Но сегодня в магазин привезли необычный товар. Хотите узнать какой? Тогда в путь. (Дети входят в группу, где на столах расставлена скульптура малой формы.)

■ Что вы видите на прилавках магазина? («Фигурки, игрушки».)

Эти фигурки можно назвать одним словом — «скульптура». Фигурки маленькие, поэтому они называются скульптурой малой формы. Рассмотрите их внимательно и подумайте, из чего они сделаны? («Камень, фарфор; стекло, металл».)

Художник, который создает скульптуру, называется скульптором. В нашей стране много заводов, на которых изготовляют скульптуру, - это Гжель, Дулево, Конаково, Ленинградский фарфоровый завод.

■ Кто догадался, для чего нужна скульптура? («Для украшения помещения, чтобы любоваться ей».)

■ Вы хотите, чтобы в группе было красиво?

Сейчас я вам предлагаю купить скульптуру, которая вам понравилась, но в обычном магазине платят деньги, а вы прочитаете стихотворение про выбранную фигурку или расскажете о ней, или загадаете загадку. (Предварительно с детьми учили стихотворения о различных жи­вотных.)

Дети выбирают скульптуру, читают стихотворения и получают ее. Во время рассказа о скульптуре обратить внимание на то, из чего она сделана, как передана выразительность образа, порода собаки, сравнить разные скульптуры, выделить характерные особенности (форма ушей, хвоста), определить фактуру поверхности (глад­кая, кудрявая шерсть и пр.).

Дети приобретают скульптуру, возвращаются в свою группу, где подводят итоги экскурсии в «магазин».

■ Понравились ли вам ваши покупки?

■ В каком «магазине» вы их «купили»? («В художественном салоне».)

■ Из чего делают скульптуры малой формы?

■ Кто создал эти фигурки? («Скульптор».)

■ Для чего нужна скульптура («Украшать помещение, придумывать маленькие истории, лепить, рисовать».)

■У кого дома есть скульптура? («Рассказы детей».)

- Скульптуру, которую мы «купили», поставим на полочку, чтобы она украшала нашу группу, а мы могли ее еще раз рассмотреть. На следующем занятии мы как скуль­пторы будем тоже создавать свою скульптуру из глины.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: