Старший дошкольный возраст
Занятие. Ознакомление со скульптурой малой форм
Программное содержание. Познакомить детей с понятием «скульптура малой формы», учить узнавать сказочных героев в скульптуре. Выделять средства выразительности, определять материал, из которого сделана скульптура. Развивать художественный вкус, воспитывать интерес к скульптуре.
Материалы. Скульптура малой формы - «Девочка козленок», «Еж», «Петушок», «Рыбка».
Ход занятия.
На столе — выставка скульптуры малой формы. Де рассматривают скульптуру.
■ Какие фигурки стоят на столе? Какие они? (Красивые, блестящие, белые и пр.) Дети называют фигурки.
Рассказ воспитателя.
— Эти фигурки называются скульптурой малой формы. Они сделаны из фарфора. Такие красивые скульптуры делает скульптор. Чтобы они блестели, их покрывают глазурью, золотой краской.
Вот эта скульптура очень интересная.
■ Как вы думаете, она называется? («Девочка и козленок».)
■ Из какой она сказки? (Ответы детей.)
Эта скульптура называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
Сестрица Аленушка и братец Иванушка шли по дороге, и захотел Иванушка пить. Он попросил Аленушку, чтобы она разрешила ему напиться из козьего копытца. Алёнушка не разрешила братцу. Но он не послушался и напился, и превратился в козленочка.
Стала Аленушка плакать. Посмотрите, как она присела на корточки и вытирает козленочку мордочку. Аленушка очень грустная, печальная. У нее грустные глаза, потому что братец Иванушка не послушался ее, напился из козьего копытца и стал козленочком.
Посмотрите и скажите: каким изобразил козленочка скульптор? («Маленький, беленький, у него маленькие ушки, золотые рожки, тоненькие ноги с золотыми копытцами. Ему грустно, он наклонил голову. Он плачет».)
|
Рассмотрим другую скульптуру - «Золотая рыбка». Она красивая, волшебная. Рыбка как будто плывет по волне, у нее овальное туловище, красивые плавники, она сделана из фарфора, гладкая, блестящая. Скульптор украсил ее разными красками: синей, белой, золотой.
В конце занятия спросить:
■ Из какого материала сделана скульптура?
■ Кто ее изготовил?
■ Как она украшена?
■ Почему она тебе понравилась?
Предложить еще раз полюбоваться скульптурой малой формы.
Примечание. Скульптура малой формы (разные ее образы) выносится на выставку в течение года, чтобы дети могли ее рассмотреть самостоятельно. На занятиях по лепке, рисованию она используется как наглядное пособие, чтобы в своем творчестве могли «подсмотреть» некоторые приемы работы, средства выразительности. Например, при рисовании ежей, лепке рыбки и т.п.
Занятие. Ознакомление со скульптурой малой формы.
Программное содержание. Воспитывать интерес к скульптуре малой формы, учить понимать содержание, средства выразительности, видеть выразительность разных материалов (фарфор, металл, дерево), рассказать о том, что скульптуру создает скульптор, а затем выпускают на заводах. Учить детей видеть образ в скульптуре и музыке.
Материал. Скульптура разной формы, музыкальные отрывки.
Ход занятия.
Воспитатель показывает конверт и говорит: — Когда я шла в детский сад, почтальон передал мне вот этот конверт. На нем адрес детского сада и нашей группы. Что в конверте? Письмо от Почемучки. Он весёлый, любознательный мальчик, любит задавать вопросы, и поэтому его зовут Почемучкой. Он пишет: «Дети, там, где я живу, нет скульптуры, расскажите мне о ней, я буду очень рад».
|
Вопросы:
Что такое скульптура?
Кто ее делает?
Из чего она сделана?
Где ее делают?
Еще много вопросов, на которые можно ответить Почемучке, а ответы запишем для него на магнитофон и отправим звуковое письмо.
На столе — выставка скульптуры малой формы.
■ Что у меня на столе, как называются все эти фигурки? («Скульптура малой формы».)
■ Почему она так называется? («Потому что фигурки маленькие».)
■ Кто делает скульптуру? Как называется этот человек? («Мастер, художник, скульптор».)
■ Из чего делают скульптуру малой формы? («Из камня, фарфора, металла, кости, пластмассы».)
Покажите на столе скульптуры из металла, глины, фарфора и пр. (Дети показывают фигурки и называют их.)
■ Что еще делает скульптор, чтобы она была красивой? («Художник раскрашивает скульптуру, покрывает глазурью».)
■ Где делают скульптуру, после того как скульптор сделает эскиз? («На заводе, на фабрике, в мастерской скульптора».)
Скульптуру делают на заводах, и у каждого из них есть свое клеймо, свой знак. Под Москвой есть заводы в Вербилках, Гжели. (Рассмотреть знаки на изделиях.) В Гжели скульптуру украшают рисунками синего цвета. (Рассмотреть скульптуру Гжели на открытках.)
■ Почему вам нравятся эти скульптуры? («Они яркие, красивые, все разные: танцовщица танцует, матрос сидит и играет на гармошке».)
■ Кто хочет показать движение, которое передал художник в скульптуре?
|
Дети показывают скульптуру, а потом то движение, которое изображено, называют его.
■ Теперь выберите скульптуру, которая нравится, и расскажите о ней. (Рассказы детей.)
Сейчас послушаем музыку и подумаем, для какой она скульптуры. (Звучат небольшие фрагменты музыки - веселая, задорная, плавная, нежная, дети определяют характер музыки и выбирают для нее скульптуру.)
Сегодня мы с вами рассмотрели скульптуру малых форм и увидели много чудесных, красивых фигурок некоторые доставили нам столько радости. Скульптурой малых форм мы украшаем наши комнаты, группу в детском саду. Посмотрите, какая скульптура малой формы есть у вас дома. Как вы думаете, Почемучка будет рад нашему звуковому письму?
Примечание. Выставка скульптуры малой формы остается в группе на выставке в изоуголке, и предоставляется возможность рассмотреть ее по желанию самостоятельно и вместе с воспитателем.
Занятие. Ознакомление со скульптурой малой формы: собаки разных пород.
Программное содержание. Учить рассматривать скульптуру малой формы, уметь находить сходство и различие. Отмечать выразительные средства: форму, движение, цвет. Воспитывать любовь и бережное отношение к животным. Видеть красоту образа в скульптуре.
Материал. Скульптура малой формы - собаки разных пород: терьер, овчарка, болонка.
Ход занятия. Выставка скульптуры малой формы — собаки разных пород.
Рассматривание скульптуры.
Вопросы:
■ Кто у нас представлен на выставке? («Собаки».)
■ Какие они, одинаковые или разных пород? («Разные».)
■ Это собаки разных пород, вот эта собака породы терьер.
■ Какая она? («Большая, сильная, белая».)
■ Какого цвета шерсть? («Коричневая и белая».)
■ Какой формы голова? («Вытянутая, уши висят, морда покрыта длинной шерстью».)
■ Какие ноги? («Сильные, передние покрыты шерстью,
а задние гладкие».)
■ Какой у нее хвост? («Торчком, короткий».)
■ В какой позе изображена собака? («Стоит, насторожилась, смотрит внимательно, это домашняя собака».) Показывается вторая скульптура, воспитатель предлагает ее рассмотреть.
■ Как называется эта порода собак? («Овчарка».)
■ Какая она? («Большая, красивая, серая».)
■ Какое у нее туловище? («Длинное, стройное».)
■ Какая голова? («Вытянутая, уши торчком, морда острая, пасть открыта, видны острые зубы, нос черный, глаза черные».)
■ Какие ноги у овчарки? («Сильные, длинные, тонкие».)
■ Какой хвост у собаки? («Длинный, пушистый и
гладкий».)
■ Что собака делает? («Лежит, лапы вытянуты, отдыхает, но все-таки прислушивается, всегда наготове».)
Рассказ воспитателя.
- Это собака сторожевая. Она живет на границе, стережет ее. Скульптор наблюдал за собакой, и ему захотелось вылепить такую красивую стройную собаку - овчарку. Если бы ты был скульптором, как слепил морду? («Я вытянул бы ее, прижал и вытянул уши».)
Воспитатель предлагает рассмотреть собаку другой породы.
■ Как называется эта порода? («Охотничья».) Такая собака живет в доме, посмотрите на нее.
■ Какая она? («Маленькая, белая».)
■ Какие у нее лапы? («Короткие, лохматые».)
■ Какой у нее хвост? («Короткий, маленький».)
■ Какие у нее уши? («Висячие, черные, нос черный, морда лохматая».)
■ Какое выражение морды у собаки? («Грустное, глаза печальные».)
Воспитатель предлагает потрогать фигурку.
■ Какая она? («Гладкая, ровная поверхность».) Поверхность гладкая, но мы видим, что тело собаки покрыто шерстью.
■ Как это удалось сделать скульптору? («Он нарисовал шерсть стекой или вылепил, сделал ее выпуклой, и поэтому видно, что шерсть кудрявая».)
■ Теперь посмотрите еще раз на собак и скажите, чем они отличаются? («Цветом, величиной, формой туловища, головы, у овчарки длинные ноги, у болонки - короткие, у терьера шерсть гладкая, у болонки - лохматая, у болонки короткий хвост, у овчарки - длинный».)
Болонка и терьер относятся к декоративным породам, а овчарка - к служебным. Собаки - это умные и красивые животные. Скульптору понравились эти животные, и он захотел их слепить.
Занятие. Экскурсия в художественный салон
Программное содержание. Знакомить с профессией скульптора, развивать к ней интерес. Учить рассматривать скульптуру малой формы, видеть выразительный образ, разнообразие материалов (фарфор, камень, стекло, дерево, металл), знать, что скульптура украшает помещение. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое.
Материал. Скульптура малой формы: лошадь, слоник, жираф, балерина - фарфор, собака - металл, медведь - дерево.
Ход занятия.
— Сегодня мы посетим магазин, который называется художественным салоном, нравится вам такое название?
■ Как вы считаете, что продают в этом магазине? («Кисти, краску, бумагу, картины».)
Значит, в художественном салоне продают все необходимое для работы художника. Но сегодня в магазин привезли необычный товар. Хотите узнать какой? Тогда в путь. (Дети входят в группу, где на столах расставлена скульптура малой формы.)
■ Что вы видите на прилавках магазина? («Фигурки, игрушки».)
Эти фигурки можно назвать одним словом — «скульптура». Фигурки маленькие, поэтому они называются скульптурой малой формы. Рассмотрите их внимательно и подумайте, из чего они сделаны? («Камень, фарфор; стекло, металл».)
Художник, который создает скульптуру, называется скульптором. В нашей стране много заводов, на которых изготовляют скульптуру, - это Гжель, Дулево, Конаково, Ленинградский фарфоровый завод.
■ Кто догадался, для чего нужна скульптура? («Для украшения помещения, чтобы любоваться ей».)
■ Вы хотите, чтобы в группе было красиво?
Сейчас я вам предлагаю купить скульптуру, которая вам понравилась, но в обычном магазине платят деньги, а вы прочитаете стихотворение про выбранную фигурку или расскажете о ней, или загадаете загадку. (Предварительно с детьми учили стихотворения о различных животных.)
Дети выбирают скульптуру, читают стихотворения и получают ее. Во время рассказа о скульптуре обратить внимание на то, из чего она сделана, как передана выразительность образа, порода собаки, сравнить разные скульптуры, выделить характерные особенности (форма ушей, хвоста), определить фактуру поверхности (гладкая, кудрявая шерсть и пр.).
Дети приобретают скульптуру, возвращаются в свою группу, где подводят итоги экскурсии в «магазин».
■ Понравились ли вам ваши покупки?
■ В каком «магазине» вы их «купили»? («В художественном салоне».)
■ Из чего делают скульптуры малой формы?
■ Кто создал эти фигурки? («Скульптор».)
■ Для чего нужна скульптура («Украшать помещение, придумывать маленькие истории, лепить, рисовать».)
■У кого дома есть скульптура? («Рассказы детей».)
- Скульптуру, которую мы «купили», поставим на полочку, чтобы она украшала нашу группу, а мы могли ее еще раз рассмотреть. На следующем занятии мы как скульпторы будем тоже создавать свою скульптуру из глины.