Эрдельтерьер
Эрдель Терьер - как имя-отчество,
Как титул древнего высочества.
А он совсем простецкий пес!
Он застеснялся бы от почестей,
В цигейку шкуры сунув нос.
А горд он тем, что честь хозяина
Ни разу не была облаяна,
Что хвост прекрасен, как сарделька,
Что вежлив с ним соседский кот...
И ты зови его Эрделькой,
Ведь это так ему идет!
О. Тарутин
Водолаз
Два года прожил водолаз
И вдруг подумал мрачно,
Что никого еще не спас,
Что жизнь его не удалась,
Сложившись неудачно.
А сколько раз в геройских снах
Он плыл в стремительных волнах,
Нырял бесстрашно в глубину,
Искал на дне, со дна тянул.
И сколько раз, ах, сколько раз
Ему спасенный лапу тряс!
А там, в толпе на берегу,
Кричали все об этом:
«Я за медалью побегу!»,
«Я сообщу в газету!»
...Но просыпался каждый раз
На этом месте водолаз.
Щенок овчарки
Я не зря глаза таращу,
Я давно хочу узнать,
Как овчаркой настоящей
Поскорее можно стать,
Чтобы уши не болтались,
Чтобы стал послушен хвост,
Чтобы сразу догадались,
Как умен я и не прост.
Чтобы взяли на границу,
Чтоб в дозоре я лежал.
Долго мне еще учиться?
Очень долго? Очень жаль...
Пудель
Не спеша идет старушка,
Рядом с ней шагают стружки,
Да, охапка черных стружек,
Только это лишь снаружи.
Стружки - хвост, макушка — стружка.
А попробуй тронь старушку:
Вот тогда узнают люди,
Что внутри - собака пудель.
Слон
Дали туфельку слону,
Взял он туфельку одну,
И сказал: «Нужны пошире,
И не две, а все четыре».
А.Барто
Сонный слон
Дин-Дон! Дин-Дон!
В переулке ходит слон,
Старый, серый, сонный слон,
Дин-Дон, Дин-Дон!
Стало в комнате темно:
Заслоняет слон окно,
Или это снится сон!
|
Дин-Дон! Дин-Дон!
Загадки
Рвать цветы легко и просто детям маленького роста, Но тому, кто так высок, нелегко сорвать цветок.
(Жираф)
Зимой спит, летом улья сторожит.
(Медведь,
Мягкие лапки, а в лапках - цап-царапки.
(Кошка)\
Гладишь — ласкается, дразнишь - кусается.
(Собака)
Занятие. Ознакомление со скульптурой малой формы. Образ человека
Программное содержание. Продолжать знакомить детей с понятием «скульптура малой формы». Учить понимать ее содержание, учить определять, из чего она сделана, кто ее сделал, как рассматривать скульптуру (со всех сторон), выделять средства выразительности (объем, поза, движение, настроение). Воспитывать художественный вкус, развивать выразительность речи.
Материал. Скульптура малой формы - «Балерина», «Девочка и козленок», «Девочка кормит кур», «Русский танец».
Ход занятия.
Выставка скульптуры малой формы.
Вопросы:
■ Что находится у нас на выставке? («Игрушки, фигурки, скульптура малой формы».)
■ Почему эти фигурки называются скульптурой малой формы? («Они маленькие».)
Рассказ воспитателя.
- Все фигурки небольшого размера, почти каждая из них умещается на ладони. Такие фигурки создает скульптор. Они лепятся из глины, их просушивают и помещают
в специальные печи, где их обжигают, после этого фигурки становятся твердыми, прочными. Затем их покрывают глазурью.
Скульптура малой формы бывает из фарфора, стекла, дерева, металла, кости, мрамора.
Сравнить фигурки, найти сходство и различие, чем они похожи, чем отличаются: фарфоровые, стеклянные — легкие, из металла - тяжелые. Воспитатель предлагает рассмотреть все фигурки.
|
■ Как скульптор показал движение?
- Мне больше всего понравилась вот эта фигурка «Девочка и козленок». А эта фигурка мне напоминает русскую народную сказку «Сестрица Аленушка и братец Иванушка».
■ Какой изобразили Аленушку? {«Грустная, печальная».)
■ Каким изображен Иванушка? («Маленький беленький козленочек, у него золотые рожки, тоненькие ножки с золотыми копытцами. Ему тоже грустно, он наклонил мордочку, плачет».)
Вот видите, как художник одним движением передал настроение скульптуры.
■ Кто хочет рассказать о понравившейся скульптуре?
■ «Девочка кормит кур» - это скульптура малой формы, у курочки есть гребешок, бородка, хвост, только они. У нее маленькие, а у петушка большие. Девочка одета в красивое платье в голубой горошек, на голове бантик, а фартучек с золотой полоской.
■ За что тебе понравилась эта скульптура? («Девочка Добрая, заботится о курочках».)
■ «Русский танец» - эта скульптура изображает девочку в русском сарафане, с платочком в руке. Скульптор передал в движении задор, русский веселый характер. Мы видим, что у девочки веселое настроение, это передано в танце. Глядя на эту скульптуру, самому хочется пуститься в пляс.
«Балерина» — эта скульптура выполнена совершенно в другом стиле. Мы видим, что танцовщица очень устала, она присела, наклонилась. Скульптура очень красивая: белая, нежная, хрупкая, тонкая. Пышная, легкая пачка - так называется ее костюм, маленькие балетные туфли.
Дети слушают музыку П.И.Чайковского к балету «Лебединое озеро».
|
- Внимательно послушайте музыку и представьте, как танцует наша балерина.
■ Какая это музыка? («Нежная, ласковая, спокойная, плавная, тихая, прекрасная!»)
В конце занятия вся скульптура выставляется в изоуголке, чтобы дети могли ее рассмотреть после занятия.
Занятие. Ознакомление со скульптурой малой формы из разных материалов
Программное содержание. Продолжать знакомить детей со скульптурой малой формы, учить узнавать сказочные образы, видеть средства выразительности и рас сказывать о них - поза, движение, настроение, костюм, отмечать выразительность цвета камня, его красоту, необычность. Развивать художественный вкус, воспитывать уважение к труду художника, интерес к скульптуре.
Материал. Скульптура малой формы — из янтаря, оникса; фотографии, иллюстрации с изображением фигурок из поделочных камней: «Старик и старуха» А.Антонов; «Емеля». И.Сергеев, И.Боровиков; «Снегурочка». И. Сергеев; «Аленушка». Е.Васьков.
Ход занятия.
Выставка скульптуры малой формы и иллюстраций фотографий.
Вопросы:
■ Как называются эти фигурки? («Скульптура, статуэтки, фигурки».)
■ Какие они? Вы видели такие фигурки? («Они красивые, но необычные».)
■ Чем они отличаются от тех, которые мы рассматривали? («Сделаны из какого-то необычного материала».)
Рассказ воспитателя.
- Мы с вами рассматривали скульптуру малой формы из дерева, фарфора, стекла, а эти красивые фигурки сделаны из черного камня — оникса, а этот цыпленок - из янтаря. Скульпторов, которые работают с камнем, называют резчиками по камню. Работа у них очень интересная и трудная. Резчик-художник сначала должен представить, какой будет фигурка, какого цвета надо подобрать камни, и только потом он начинает работу. Камни очень красивые и разные, и названия у них необычные - лазурит, яшма, малахит.
Рассматривание скульптуры на иллюстрациях, фотографиях. Дети называют понравившиеся образы и рассказывают о них.
Рассказы детей.
■ Это старик из сказки А.С. Пушкина. Он, наверное, стоит у моря, ждет рыбку. Старик устал, спина согнута, лицо грустное.
■ Старуха сидит у корыта, наклонилась. Платье с заплатками, а корыто старое. Она расстроена, наверное, это конец сказки, потому что лицо у нее злое.
■ Это сестрица Аленушка с козленочком. Очень красиво сделано. Аленушка грустная, голову опустила, а серенький козленочек к ней прижался, наверное, боится.
■ Очень красивая снегурочка, шубка синяя и мех как настоящий, даже не похоже, что все это - из камня. Снегурочка нежная, ласковая, стоит, как будто что-то услышала.
■ Емеля поймал щуку, наклонился и вытащил, держит в руках. Даже снег сделал художник из камня. Щука как живая, изогнулась и рот раскрыла, наверное, говорит: «Отпусти меня, Емеля, домой».
■ Понравились вам эти скульптуры? («Очень красивые, нарядные, такой красивый камень бывает, даже с узорами у Аленушки на сарафане». «Камни разного цвета и красиво сделаны, некоторые гладкие, а некоторые похожи на снег - колючие».)
- Мы с вами познакомились со скульптурой малой формы, изготовленной из разных материалов, в том числе и из камня; все они очень разные и красивые.
Советы воспитателю. Предложить детям рассмотреть скульптуру малой формы дома. Выставка в группе.
Занятие. Знакомство со скульптурой малой формы, выполненной по сказкам А.С. Пушкина.
Программное содержание. Узнавать в скульптуре малой формы образы из сказок А.С. Пушкина. Учить выделять средства выразительности, используемые скульптором для передачи характеров доброй царевны, злой мачехи (объем, поза, движения, фактура поверхности, дополнительные детали, украшения); способы передачи устойчивости фигурке.
Памятник А.С. Пушкину скульптора A.M. Опекушина - это память народа о поэте.
Материал. Книги со сказками А.С. Пушкина «Сказка о царе Салтане...», «Сказка о золотом петушке», «Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», скульптура малой формы «Царевна с яблоками», «Царица с зеркальцем», фотография памятника А.С. Пушкину A.M. Опекушина.
Ход занятия.
Выставка книг, скульптуры малой формы. Предложить детям рассмотреть, что на ней представлено.
Вопросы:
■ Какие сказки А.С. Пушкина вы узнаете по обложкам книг?
■ Вы любите рассматривать эти книги? Почему? («По иллюстрациям можно узнать, о ком написана книга, какие герои книги - добрые, злые».)
■ Каких героев вы узнаете в скульптурках?
■ Кто вызывает у вас симпатию? Почему?
■ Какой эпизод из сказки передан в скульптуре?
Рассматривание скульптуры малой формы «Царевна с яблоком».
И к царевне наливное,
Молодое, золотое,
Прямо яблочко летит...
Пес как прыгнет, завизжит...
Но царевна в обе руки
Хвать — поймала.
■ Как скульптор передал красоту царевны? («Белолица, черноброва, стройна, одета в русский костюм: голубой сарафан с золотой каймой, белая кофточка, красивый кокошник».)
■ Как скульптор показал, что царевна только поймала яблоко? («Она подняла руки вверх, складки на сарафане видны со всех сторон, собачка бросилась к ней, хочет отнять яблоко».)
Жалко смотрит, грозно воет,
Словно сердце песье ноет,
Словно хочет ей сказать:
Брось! - Она его ласкать,
Треплет нежною рукою:
«Что, Соколко, что с тобою?..»
Рассмотреть скульптуру с изображением царицы.
■ Какие строки из сказки подходят, чтобы о ней рассказать?
«Здравствуй, зеркальце! скажи,
Да всю правду доложи:
Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И ей зеркальце в ответ:
«Ты прекрасна, спору нет;
Но живет без всякой славы,
Средь зеленыя дубравы,
У семи богатырей
Та, что все ж тебя милей».
■ Почему вы выбрали эти строки? («Царица разозлилась на зеркальце, лицо ее сердито, одной рукой ой; держит зеркало, другую согнула в локте, стоит, подбоченясь, нога выдвинута вперед, голову откинула назад, всей позой скульптор показывает ее злость».)
А.С. Пушкин пишет о красоте царицы:
Правду молвить, молодица
Уж и впрямь была царица:
Высока, стройна, бела,
И умом и всем взяла...
■ Как скульптор показал ее красоту? («На ней дорогой сарафан зеленого цвета с золотой каймой, высокий кокошник с дорогими украшениями».)
Но зато горда, ломлива,
Своенравна и ревнива.
■ Как скульптор передал это в своем произведении («Злое лицо, ее поза говорит о том, что она злая».)
В конце занятия рассмотреть весь наглядный материал — книги, скульптуру малой формы.
■ Понравилась ли вам скульптура и почему? («Скульптуру можно передвигать, играть с ней, держать в руках. Скульптура украшает наш дом, нашу группу».)
■ Как скульптуру сделали устойчивой? («Царевна установлена на подставке, а у царицы - широкий сарафан».)
Поэзия А.С. Пушкина вдохновляет художников, скульпторов, композиторов на творчество. На стихи А.С. Пушкина композиторы пишут музыку, художники – картины («Царевна-Лебедь» М. Врубеля).
В Москве, на Пушкинской площади установлен памятник А.С. Пушкину скульптора A.M. Опекушина. Поэт смотрит на нас, на «племя молодое, незнакомое».
Советы воспитателю.
Предложить детям рассказать о скульптуре малой формы, которая имеется у них дома.
Чтение сказок А.С. Пушкина, рассматривание иллюстраций. Выставка иллюстраций к сказкам разных художников-иллюстраторов.
Занятие. Ознакомление с видами скульптуры
Программное содержание. Закрепить знания детей о том, что скульптура бывает малой формы и монументальной, ее изготовляют скульпторы из разных материалов: камня, мрамора, гранита, бронзы, фарфора, фаянса, стекла и пр. Скульптура украшает город, помещение, является памятью о великих людях.
Воспитывать интерес к профессии скульптора. Развивать художественный вкус, умение понимать красивое, учить правильно рассматривать скульптуру.
Материал. Скульптура малой формы: олень - стекло, собака - фарфор, птичка - фаянс, иллюстрации с изображением памятников в Москве.
Ход занятия.
Выставка скульптуры малой формы на столе. Дети рассматривают скульптуру, узнают знакомые образы, называют их.
■ Как можно назвать все эти фигурки одним словосочетанием? («Скульптура малой формы».)
■ Из чего они сделаны? («Из стекла, из камня».)
■ Эта скульптура сделана из стекла (показ оленя). Это - фарфор: белая глина, обожженная в специальной печи.
■ Кто делает скульптуру? («Художник, скульптор».)
В нашей стране много заводов, на которых изготавливают скульптуру. Это Ленинградский фарфоровый завод, заводы в Гжели, Дулеве, Конакове. Всем хочется имен себя дома такие красивые скульптуры.
Затем дети подходят к стенду с иллюстрациями.
■ Что изображено на иллюстрациях? («Памятники»)
Это памятники, они большие, поэтому называются монументальной скульптурой.
■ Где вы видели памятники в Москве? («На Красной площади».)
Это памятник Минину и Пожарскому. На ВВЦ есть па мятник «Рабочий и колхозница», на улице Тверской (раньше эта улица называлась улицей Горького) находится памятник А.С. Пушкину.
«Когда я ездил к бабушке, мы видели памятник - танк и противотанковые ежи», - дополнил рассказ воспитателя один из мальчиков.
Теперь вы знаете, что в Москве много памятников, монументов.
■ Для чего делают памятники? («Чтобы было красиво».)
■ Еще для чего? («Чтобы они украшали парки, скверы, улицы, площади».)
А еще - чтобы люди помнили героев войны, разведчиков, партизан, чтобы помнили первых покорителей космоса, писателей, музыкантов, ученых. Большие памятники делают из камня, мрамора, гранита, бронзы.
В такие праздники, как День Российской армии, День Победы, люди украшают памятники цветами. Вот и мы с вами 12 апреля, в День космонавтики, тоже пойдем на экскурсию к обелиску «В ознаменование выдающихся достижений советского народа в освоении космической пространства» и возложим к его подножию цветы.
■ С какой скульптурой мы познакомились сегодня («Со скульптурой малой формы и с монументальной скульптурой».)
Занятие. Ознакомление со скульптурой разных видов
Программное содержание. Закрепить знания детей о том, что скульптура бывает монументальной и малой формы. Учить составлять рассказ о скульптуре малой формы, видеть выразительные средства, знать, для чего нужна скульптура. Развивать художественный вкус. Познакомить с понятиями: «коллекция», «выставка», «вернисаж».
Материал. Скульптура малой формы, фотографии, иллюстрации с изображением монументальной скульптуры Москвы, «Портрет скульптора В.Мухиной» художника М.В.Нестерова.
Ход занятия.
В изостудии на столе — выставка скульптуры малой формы, изображающей животных (скульптура закрыта красивым покрывалом).
■ Какая бывает скульптура? («Монументальная и малой формы».)
■ Где вы видели монументальную скульптуру? («В парке, на улицах города, на площадях».)
■ Как еще называют монументальную скульптуру? («Памятники».)
■ Какие вы знаете памятники? («А.С. Пушкину, К.Э.Циолковскому, «Рабочий и колхозница» и т.д.).
■ Для чего делают памятники? («Чтобы было красиво, чтобы люди помнили великих поэтов, ученых, писателей, художников»).
■ Из каких материалов делают монументы? («Из бронзы, металла, камня, гранита».)
■ Памятники и обелиски украшают наши улицы, площади, скверы. (Стихотворение о скульпторе.)
■ Кто же делает скульптуры? («Скульптор».)
Показать портрет В.Мухиной за работой, который написал М.Нестеров..
Воспитатель снимает покрывало.
- Посмотрите, что за чудесные фигурки у меня на столе? («Скульптура малой формы».)
■ Какая она, чем отличается от монументальной скульптуры? («Размером, материалом, тонкостью».)
■ Для чего делают скульптуру малой формы? («Для украшения комнаты, чтобы подарить другу, маме, чтобы ею любоваться».)
■ Кто знает процесс изготовления скульптуры малой формы? (Короткий рассказ ребенка.)
■ Из чего делают скульптуру малой формы? («Из глины, металла, фарфора, стекла, дерева».)
■ Что изображает скульптура, которую вы видите («Животных».)
■ Что сможете рассказать о скульптуре? (Рассказ ребенка.)
■ Если бы ты был скульптором, как сделал хобот слону? («Я бы вытянул или слепил отдельно трубочку и присоединил к голове».)
Рассказ ребенка о тигренке.
- Если бы ты стал художником, как бы ты украсил
спинку? («Черными и рыжими полосками».)
■ Почему тебе нравится эта фигурка? («Смешная, забавная».)
Рассказ воспитателя.
- Скульптуру малой формы делают не только в России
но и в Китае, там впервые придумали фарфор. Чтобы узнать, в какой стране или городе изготовили фарфор, надо посмотреть на клеймо, которое находится снизу. Вот эту скульптуру сделали в Германии (собачка). А эту - в Индии (слоник). В России много было фарфоровых заводов. Это Императорский фарфоровый завод, сейчас он называется Ломоносовский (клеймо ЛФЗО, еще есть заводы в
Дулево, под Москвой (показ), в Вербилках и другие.
Сегодня я вам покажу новую скульптуру, которую делают в Японии. Она называется нэцке и сделана из кости. Здесь изображен старичок, он сидит на мешке с зерном и охраняет его. Маленькие мышки хотят залезть мешок, старичок не дает им зерна. Фигурка очень маленькая, ее можно удержать двумя пальцами. Про каждую такую нэцке сочиняют сказки, легенды.
■ Вам нравится наша коллекция скульптуры? Почему? («Забавная, смешная, похожа на игрушки, интересная, красивая».)
А еще есть скульптура миниатюрная, совсем маленькая. Ее так и называют - миниатюра. Ее можно надеть на пальчик. Приятно ее держать в руках, подарить кому-то или получить в подарок. Особенно хороша та, которая изображает детенышей животных.
Затем детям предлагается стать скульпторами и слепить животное, какое им хочется.
В конце занятия выделить средства выразительности: особенности внешнего вида, передача движения, настроение (добрый, веселый, грозный, большой, маленький).
Примечание. Дети придумывают рассказ о той скульптуре, которая им больше всего понравилась. Про остальные фигурки дети могут придумать рассказ в свободное время с воспитателем.
Занятие. Экскурсия к памятнику А.С. Пушкину
Программное содержание. Учить детей рассматривать монументальную скульптуру, видеть и понимать средства выразительности (поза, настроение, одежда), замечать дополнительные детали. Воспитывать чувство гордости великим русским поэтом и уважение к труду скульптора.
Ход занятия.
Рассказ воспитателя.
- Мы с вами недавно были в музее А.С. Пушкина, а сегодня мы пришли на площадь, которая носит его имя. Перед нами - памятник А.С. Пушкину. Его создал скульптор A.M. Опекушин. Обойдем памятник и рассмотрим его со всех сторон.
Вопросы:
■ Как скульптор изобразил А.С. Пушкина? Во что одет? («Это, наверное, пальто».)
■ Какое это время года? («Похоже, что это осень или весна, потому что не очень холодно, он без шапки».
■ Что делает поэт? («Наверное, он гуляет или куда-то идет медленно, а может быть, стоит».)
■ Какое настроение у поэта? («Задумчивое, может быть, грустное, потому что голову опустил».)
■ Посмотрите, что изображено на постаменте? («Написаны стихи и нарисовано перо. Мы такое видели в музее, им А.С. Пушкин стихи писал».)
■ Что еще можете рассказать о памятнике? («Очень
высокий, выше всех. Очень большой камень, на которой
стоит А.С. Пушкин, как гора. Красивые фонари на площади вокруг памятника».)
Не только русские люди очень любят стихотворения А.С. Пушкина. Он жил очень давно, но его любят и помни до сих пор. Мы с вами были в доме, где жила семья поэта, видели его вещи, которые очень берегут все, кто работав) в музее. Очень хотелось москвичам, чтобы в Москве был памятник любимому поэту. Всем миром собирали деньги на этот памятник. Создал его скульптор A.M. Опекушин, он очень старался, чтобы памятник А.С. Пушкину понравился всем. А.С. Пушкин очень любил гулять по улицам Москвы. Скульптор так его и изобразил. Поэт накинул плащ и пошел гулять. Представьте, что он идет по улице, вот он остановился, склонил голову с курчавыми волосами и задумался... Может быть, он сочиняет стихи... Придет домой, возьмет свое перо и запишет их на бумагу.
Памятник поставлен на высокий постамент, чтобы поэта было видно далеко и он видел нас. Сделан памятник из бронзы. Это очень прочный материал. Вокруг памятника установлены фонари, похожие на старинные. Такие фонари были на улицах Москвы, когда жил А.С. Пушкин.
Советы воспитателю. Выставка скульптуры с изображением А.С. Пушкина малой формы. Чтение стихотворений, произведений поэта.
Экскурсия в музей-усадьбу А.С. Пушкина, на Пречистенке, в организации которой принимают участие родители.
После экскурсии к памятнику А.С. Пушкину рассмотреть на фотографиях, иллюстрациях памятники, посвященные поэту и находящиеся в Москве.
Занятие. Ознакомление с монументальной скульптурой: памятники А.С. Пушкину
Программное содержание. Познакомить дошкольников с памятниками А.С. Пушкину в Москве и Твери. Дать знания о монументальной скульптуре — памятниках, их назначении, средствах выразительности. Учить сравнивать и находить различия в создании образа поэта. Воспитывать любовь к А.С. Пушкину.
Материал. Фотографии, иллюстрации памятников А.С. Пушкину в Москве (скульптор А. Опекушин) и в Твери (скульптор О. Комов); аудиозапись музыки П.И.Чайковского к опере «Евгений Онегин» (отрывки).
Ход занятия.
Выставка фотографий, иллюстраций памятников А.С. Пушкину.
Рассказ воспитателя.
Скульптура — это вид изобразительного искусства.
■ Что же такое скульптура? Как работает скульптор?
Скульптор делает фигуры из разного материала: камня, металла, дерева. Сначала на бумаге рисует эскиз скульптуры, затем изготовляет модель из мягкого материала: глины, пластилина. После этого сам скульптор или с помощью рабочих-специалистов «переводит» скульптуру в другой материал. Если это камень, то берется каменная глыба и специальными инструментами отсекаются куски, создается скульптура.
Если скульптуру можно рассмотреть со всех сторон обойти вокруг, тогда она называется круглой.
Памятник - это монументальная скульптура. Ее возводят на постаменте. Устанавливают памятник в честь значительного события или в память о великом человеке: писателе, ученом, полководце... Многим скульпторам хотелось увековечить память о великом русском поэте А.С. Пушкине, проявить свою любовь к нему. И вот сто лет назад в Москве, на Страстной, площади - сегодня это Пушкинская площадь - воздвигли памятник великому поэту. Это один из самых известных и любимых памятников А.С. Пушкину. Здесь всегда живые цветы. Создал памятник любимому народному поэту скульптор Александр Михайлович Oneкушин.
Пушкин стоит, наклонив голову. Его движения свободны: одна рука спрятана за жилет, другая заложена спину. Спокойно и вдохновенно его лицо. Постамент украшен венком и пером. Без этого памятника трудно представить себе Москву, Пушкинскую площадь.
Теперь посмотрите на фотографию памятника А.С. Пушкину в г. Твери. Памятник был открыт к 175-летию со дня рождения поэта. Автор памятника - скульптор О. Комов. Пушкин часто бывал в древнем городе, любил гулять по набережной великой реки Волги. Памятник А.С. Пушкин) установлен на набережной.
Вопросы:
■ Каким изображен А.С. Пушкин на этом памятнике («Стоит, облокотившись на решетку ограды. В дорожном костюме, с плащом. Смотрит на нас».)
■ Почему скульптуру называют круглой? («Ее можно обойти вокруг».)
■ С каким видом скульптуры вы познакомились сегодня? («Памятниками».)
■ Как выражают потомки любовь и уважение к великому русскому поэту А.С. Пушкину? («Устанавливают памятники - печатают его произведения, пишут музыку к его произведениям»).
Предложить детям прочитать знакомые стихотворения А.С. Пушкина. (Звучит музыка П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин» - отрывки).
Советы воспитателю. Чтение стихотворений, сказок А.С. Пушкина. Рисование по мотивам его произведений.
Слушание музыки П.И. Чайковского из оперы «Евгений Онегин» (отрывки), Г. Свиридова «Метель» (по мотивам повести А.С. Пушкина «Метель»).
Попросить родителей съездить с ребенком к памятнику А.С. Пушкину, рассмотреть его, обойти вокруг.
Занятие. Москва космическая
Программное содержание. Познакомить с монументом «Покорителям космоса», мемориальным «Музеем космонавтики», Аллеей героев космоса, памятником К.Э.Циолковскому. Монумент олицетворяет величественный подвиг космонавтов, ученых, конструкторов и рабочих, первыми в мире проложивших путь в космос.
Закрепить знания о космосе и космонавтах. Воспитывать гордость и уважение к труду людей, к истории своей страны.
Материал. Иллюстрации, фотографии памятников: космонавтам, монумента «Циолковский - основоположник космоса», павильона «Космос» на ВВЦ, Музея космонавтики.
Ход занятия.
Выставка иллюстраций, фотографий, посвященных космосу.
Рассказ воспитателя.
- На Рижской площади, перед станцией метро, на гранитном пьедестале установлена скульптура: рабочий в мощном, торжественном движении поднял над головой шар с торчащими антеннами - искусственный спутник Земли. Монумент работы скульптора С. Ковнера был установлен в 1958 году к годовщине запуска первого спутника в космос.
Монумент «Спутник» - как бы начало космической темы на проспекте Мира. В начале бульвара около станции метро «ВДНХ» устремилась ввысь ракета на острие мерцающего, подобно шлейфу, обелиска. Это центральная часть монумента «Покорителям космоса», торжественно открытая 4 ноября 1964 года.
Мощный, распластанный постамент, отделанный полированным гранитом, подчеркивает устремленность к небу. Перед этой 107-метровой громадой - памятник КЗ. Циолковскому (скульптор А.Файдыш - Крандиевский).
Выразительный скульптурно-архитектурный мемориал включает в себя и широкую Аллею космонавтов, ведущую к обелиску, вдоль которой установлены бюсты первопроходцев Вселенной. Она была открыта в честь десятилетия запуска искусственного спутника Земли, задумана как часть мемориала и связана с главным обелиском.
На аллее установлены бюсты космонавтов, которые первыми вошли в историю освоения космоса: Ю.А. Гагарин - первый человек, побывавший в космосе, В.В. Терешкова - первая женщина, совершившая космический полет, П.И.Беляев — командир космического корабля «Восход-2», первым вручную вывел корабль с орбиты и вел его до места приземления, А.А. Леонов - первый человек, вышедший в открытый космос. На Аллее героев космоса установлены памятники генеральному конструктору первых отечественных ракетно-космических систем академику С.П. Королеву и теоретику космонавтики академику М.В. Келдышу.
В 1966 году на площади Промышленности ВВЦ открылся павильон «Космос», перед которым была установлена многоступенчатая ракета, несущая космический корабль «Восток», на таком корабле совершил свой полет Ю.А. Гагарин.
В павильоне «Космос» вы увидите много интересного - различные макеты космических кораблей и спутников, комбинезоны и скафандры космонавтов, продукты питания, необходимые в космосе, средства связи и многое другое.
У подножия монумента «Покорителям космоса» находится музей космонавтики, в котором есть фотографии космонавтов, ученых и рабочих, принимавших участие в строительстве и испытаниях космических кораблей.
Там же хранятся документы, награды, связанные с космическими исследованиями. На боковых гранях монумента изображены бронзовые многофигурные горельефы. Композиция горельефов представляет собой традиционное шествие представителей различных профессий с атрибутами, позволяющими определить род их занятий.
Вопросы:
■ Кто из вас был в павильоне «Космос»?
■ Показать на фотографиях, иллюстрациях те памятники, которые вы видели во время посещения ВВЦ?
Предложить детям рассказать, что они видели.
Советы воспитателю. Экскурсия к монументу, посвященному космосу.
Выставка фотографий, иллюстраций, где изображены памятники космонавтам, их портреты.
Коллективная работа по рисованию или аппликации на тему «Космос».
Занятие. Экскурсия к обелиску «Покорителям космоса»
Программное содержание. Учить видеть и определять содержание монументальной скульптуры: ракета — символ достижения и освоения космоса. Впервые летательный аппарат изобрел К.Э. Циолковский. Знать, что монумент воздвигнут в честь освоения космоса, все, кто принимал участие, изображены на пьедестале: ученые, конструкторы, рабочие, космонавты и пр.
Воспитывать у детей интерес к архитектурным и скульптурным сооружениям, заинтересованное отношение к своему городу, воспитывать чувство патриотизма.
Ход занятия.
Подойдя к обелиску, дети встали полукругом.
Вопросы:
■ Куда мы пришли? Что это? Как называется этот обелиск?
Рассказ воспитателя.
— Рядом с обелиском находится памятник великому ученому К.З. Циолковскому, я о нем вам читала и рассказывала. Вы знаете, что скульптуру делает скульптор. Посмотрите, каким изобразил скульптор К.З. Циолковского? («Большой, задумчивый, умный, серьезный, добрый, великий».)
Скульптор изобразил Циолковского задумчивым, потому что он много работал, мечтал, чтобы создать, построить самолеты, ракеты, космические корабли.
■ Осуществилась ли мечта Циолковского? («Да!».)
Посмотрите, какая огромная ракета построена! Это символ освоения космоса.
■ Какая ракета? («Быстрая, блестящая, стремительная, красивая, высокая, длинная, белая».)
■ Где находится ракета? («На самом верху монумента».)
■ Что находится ниже ракеты? («Ее след».)
Когда поднимается ракета, на старте остается след, как бы хвост из огня и дыма. И вот скульптор использовал это как подставку к ракете. Высота этого монумента вместе с ракетой 107 метров. Это самый высокий монумент в Москве.
■ Из чего он сделан? («Из стали».)
Да, он из стали, блестит на солнце, переливается, светится. Вечером прожектора освещают обелиск, его видно со всех сторон, издалека.
Дети подходят к боковой части пьедестала.
■ Кто на нем изображен? («Ученые, конструкторы, которые строят космические корабли, ракеты».)
Чтобы построить космический корабль, надо, чтобы трудилось много людей разных профессий.
■ Какие вы знаете профессии? («Конструкторы, ученые, врачи, сталевары, строители, шахтеры, летчики-испытатели».)
■ В честь кого создан этот памятник? («В честь покорителей космоса».)
Этот обелиск создал скульптор А.К. Файдыш-Крандиевский и архитекторы М.О. Барщ, А.Н. Колчин, им помогали строители.
■ Как вы думаете, зачем создают памятники? («Чтобы было красиво, чтобы все ходили и любовались».)
Главное, чтобы все люди помнили и гордились нашими открытиями. Помнили тех, кто первым проложил дорогу в космос, поэтому они и называются памятниками.
12 апреля, в день рождения космической эры, День космонавтики, многие люди приходят и возлагают цветы к памятнику. Вот и мы почтим память покорителям космоса и положим эти цветы у подножия монумента.
Занятие. Экскурсия к Аллее космонавтов
Программное содержание. Познакомить детей с архитектурным ансамблем «Аллея космонавтов», знать, что там находится памятник Гагарину, Терешковой, Леонову, Беляеву и другим космонавтам. Воспитывать интерес и уважение к покорителям космоса, любовь к родному городу, гордость за свою страну. Развивать художественный вкус, интерес к профессии скульптора, знакомить с материалами, из которых делают памятники: гранит, мрамор и пр., познакомить с понятиями: «памятник», «бюст», «пьедестал».
Ход занятия.
Экскурсия к Аллее космонавтов. Поставить детей так, чтобы они видели сразу все памятники, а потом рассмотреть каждый.
Рассказ воспитателя.
— Сегодня мы с вами пришли к Аллее космонавтов.
■ Посмотрите, каким космонавтам поставлены памятники? («Гагарину, Беляеву, Терешковой, Леонову, Королеву».)
■ Как вы думаете, почему поставлены памятники этим космонавтам? («Они летали в космос, совершили подвиг, первые проложили дорогу в космическое пространство»).
■ Когда мы отмечаем День космонавтики? («12 апреля».)
■ Почему? («Потому что в этот день впервые в мире был совершен полет в космос».)
■ Кто был первым космонавтом? («Юрий Алексеевич Гагарин».)
Здесь эта скульптура самая первая.
■ Как скульптор изобразил Гагарина? («Смелый, решительный, веселый, волевой, жизнерадостный».)
■ Кто из женщин полетел первой в космос? («Валентина Терешкова».)
Ей здесь установлен памятник. (Дети проходят дальше, рассматривают памятники.) У нас теперь много космонавтов, каждый год летают в космос и не один день, месяцы работают в космосе. Наши космонавты выращивают растения в космосе, берут с собой животных. А не которые даже выходили из космического корабля и летали в космосе.
Хорошо написано, что наши космонавты - чудо всей земли. (Вспоминают стихотворения о космонавтах.) Сегодня мы положили цветы к памятникам-бюстам Ю.А. Гагарина, С. Королева, В. Комарова, В. Терешковой.
Все отошли подальше и посмотрели на Аллею космонавтов издалека. Дети любовались памятниками, их величием, строгостью. Посмотрели, как они украшены: вокруг разбиты газоны, клумбы, посажены деревья, цветы.
■ Из какого материала изготовлены эти памятники («Из камня, гранита, мрамора, плиток, металла».)
— Посмотрите, какие красивые памятники создали
■ Что находится внизу памятника? («Подставка».)
Она называется пьедестал.
■ Какой он формы? («Прямоугольный, ровный».)