Занятия по ознакомлению детей со скульптурой




А.А. Грибовская Ознакомление дошкольников со скульптурой – Педагогическое общество России – Москва – 2004.

ВВЕДЕНИЕ

Скульптура (лат. вырезать, высекать) - один из ви­дов изобразительного искусства, передает богатство и многогранность человеческого образа, с его пропорция­ми, пластикой движения, мимикой, внутренним содер­жанием и настроением.

Скульптура — это объемное изображение, выполнен­ное в разных материалах: камне, металле, гипсе, дереве, глине и пр.

Скульптуру разделяют на круглую и рельефную. Скульпту­ру круглую можно рассмотреть со всех сторон, обойти ее вокруг.

Рельеф — это изображение на плоскости. Рельеф бы­вает высокий — горельеф, низкий — барельеф, контрре­льеф - углубленный рельеф.

На горельефе фигуры выделяются на плоскости на по­ловину объема или отделяются совсем. На барельефе фигуры выступают на одну треть, но не более половины объема. На рельефе можно наблюдать целые сцены, это как «скульптурные картины».

Скульптуры делятся по величине и назначению: мону­ментальная, монументально-декоративная (парковая), станковая, скульптура малых форм.

Монументальная скульптура - монументы, памятни­ки, скульптурные ансамбли, имеющие общественное зна­чение и посвященные известным историческим событиям; это символы эпохи, прославляющие великих людей - по­этов, художников, композиторов, ученых, полководцев и др. Монументальную скульптуру рассматривают с боль­шого расстояния, чтобы четко выделялся силуэт. Материалы твердые, на века: различные породы камня, мрамор, бронза, сталь и пр.

Станковая скульптура отличается соразмерностью человеку, передает индивидуальность пропорций, оттен­ки движений. Материал: дерево, гипс, мрамор, глина, керамика. Станковая скульптура изображает конкретного человека (портрет) или обобщенный образ. Это статуя, бюст, полуфигура, голова, группа, ансамбль.

Бюст - портретный жанр, отражающий характер че­ловека, отношение к нему скульптора; посадкой головы передано движение, характер. Это может быть только го­лова, маска.

Статуя - изображение отдельной фигуры во весь рост или полуфигуры.

Группа, ансамбль - несколько фигур, объединенных одним сюжетом, действием. Одни композиции вызывают чувства покоя, другие — легкости, изящества, третьи — силы, мощи. В зависимости от движения, обработки ма­териала, пропорций создается разный образ.

Скульптурные группы могут изображать конкретные бытовые сценки или обобщенные образы.

Станковая скульптура предназначена для украшения зданий, интерьера, часто можно увидеть фигуры, бюсты в нишах зданий.

Скульптура малой формы (или малых форм) - вид станковой скульптуры. Материал: воск, тина, фарфор, дерево, стекло и пр. Предназначена для украшения по­мещений разного назначения. Она вызывает желание подержать ее в руках, полюбоваться. Из всех видов скуль­птуры она ближе всего к человеку. Это отдельные образы человека, животных, жанровые сцены.

Анималистический жанр - это скульптура, изобра­жающая животного, в ней передается образ, характер­ные особенности внешнего вида, движение, пластика, грация, ловкость или стремительность.

Монументально-декоративная парковая скульпту­ра - это и фонтаны, и вазы, и разнообразные фигуры.

Значение скульптуры как вида изобразительной дея­тельности велико. Каждый город, район имеет свое лицо. Скульптура является неотъемлемой частью города. Она -память людей об истории государства, народа, города. В скульптуре отражаются путь, который прошла страна, те ценности, которыми дорожит народ на определенном эта­пе исторического развития. Научить видеть скульптуру, понимать ее, ценить наследие и память своего народа — одна из задач художественного и нравственного воспита­ния дошкольников.

В «Типовой программе воспитания и обучения в дет­ском саду» (1984), в «Программе воспитания и обучения в детском саду» (1985) впервые был введен раздел по озна­комлению со скульптурой как одним из видов изобрази­тельного искусства. В последующих программах этому воп­росу стали уделять больше внимания, расширился список изучаемых произведений, но остаются общие задачи:

1. Воспитывать у детей интерес к скульптуре, береж­ное отношение к ней как произведению изобразительного искусства, эмоциональную отзывчивость.

2. Различать скульптуру малой формы и монументаль­ную.

3. Видеть образы животных и человека в скульптуре, характерные признаки внешнего вида, настроение, пони­мать содержание.

4. Выделять средства выразительности: объемную фор­му, характер движения, постановку фигуры, жест, выражение лица, ритм, расположение на подставке, фактуру поверхности, характер и настроение образов (человека, животных), выразительность материалов (дерево, фар­фор, стекло, керамика, кость и пр.). Видеть пластичность фигуры, ее мягкость, плавность, изящество движений,
форму линий.

5. Познакомить с работой скульптора.

С детьми четырех-пяти лет проводим занятия по при­общению их к скульптуре, воспитываем интерес к ней, учим видеть знакомые образы (птиц, рыб, животных, человека), узнавать их, понимать содержание.

Детей пяти-шести лет учим видеть выразительные средства, образ, созданный скульптором. Чем старше дети, тем глубже они начинают понимать замысел автора, ви­деть характер образа, его настроение (грустный, задум­чивый, усталый, веселый, хитрый, забавный).

Постепенно решая задачи по знакомству со скульпту­рой, развиваем у детей потребность в прекрасном, жела­ние самостоятельно рассмотреть, потрогать, найти ей место в группе (дома).

Для проведения работы с детьми по знакомству со скульптурой необходимо следующее:

1. Изучить монументальную скульптуру своего района, города, выбрать ту, к которой можно провести экс­курсию с детьми или мимо которой они проезжают, проходят с родителями. Например, скульптуру, расположенную в парке, около станции метро или в метро. Кроме того, есть такие памятники, к которым родители обяза­тельно отведут детей: на Красной площади дети увидят памятник Минину и Пожарскому (скульптор И.П. Мартос), на Пушкинской площади - памятник А.С. Пушкину (скульптор A.M. Опекушин), на Есенинском бульваре - С.А. Есенину (скульптор А. Бичугов) и т.д. (см. прило­жение).

2. Узнать, где находятся ближайшие музеи, выставочные залы, художественные салоны или музеи, находящиеся рядом со станцией метро, например, музей Коненкова находится рядом со станцией метро «Пушкинская», куда родители могут поехать с ребенком.

3. Узнать, нет ли рядом скульптурной мастерской, где мож­но было бы познакомить детей с творчеством скульптора.

4. Приобрести скульптуру малой формы для дошкольного учреждения. Здесь могут быть предложены некото­рые практические советы:

♦ узнать, какая скульптура есть у сотрудников дошколь­ного учреждения, и использовать ее в работе;

♦ узнать, какая скульптура есть у родителей детей, посещающих детский сад. На основании сведений в один из объявленных дней организовать выставку скульптуры, которую затем дети снова унесут домой, но уже усвоив, что это - произведение искусства.

Воспитатель отметит наиболее интересную для работы скульптуру: по содержанию, материалу, фактуре, сред­ствам выразительности и пр., которая в дальнейшем бу­дет повторно использована для рассматривания детьми.

Совместная работа воспитателя и родителей поможет показать детям разнообразие скульптуры, продолжить ра­боту дома, привлечь родителей к решению задач художественного воспитания.

Важно найти среди родителей специалистов по изоб­разительному искусству, которые смогут оказать профес­сиональную помощь детскому саду для проведения работы с детьми, с воспитателями, с родителями.

В методическом кабинете дошкольного учреждения или в изостудии организовать постоянную выставку имеющей­ся скульптуры малой формы, которая периодически будет использоваться на выставках в группе, на занятиях, на итоговых выставках в зале.

Необходимо подобрать и изучить литературу о скуль­птуре, скульпторах, чтобы понять назначение скульпту­ры, ее специфический язык выразительных средств, научиться доступно рассказать обо всем этом детям.

• Следующим этапом является составление перспектив­ного плана работы по каждой возрастной группе. В плане предусматривается последовательное усложнение в ра­боте по возрастным группам: подбор скульптуры по со­ держанию, изобразительным материалам, средствам вы­разительности, намечаются разные формы организации
работы:

1. Выставки.

2. Занятия по знакомству со скульптурой малой фор­мы и.монументальной скульптурой.

3. Занятия по изобразительной деятельности, на кото­рых будет продолжена работа по знакомству со скульпту­рой.

Рассмотрим каждую форму отдельно.

Выставки

В течение года в детском саду можно организовать самые различные выставки скульптуры малой формы:

1. Выставка одной скульптуры. Задача воспитателя привлечь внимание детей к образу, воплощенному в скульптуре, рассмотреть ее, потрогать, погладить, выразить к ней свое отношение, свой чувства, рассказать о ней.

2. Выставка скульптуры близкой по содержанию: пти­цы, собаки разных пород, детеныши разных животных, образы животных, образы человека, скульптурные композиции, сказочные образы и пр.

3. Выставка скульптуры разной по содержанию. Цель - показать многообразие тем, форм.

4. Выставка скульптуры из разных материалов (фар­фор, стекло, дерево, керамика, металл и пр.).

5. Выставка одного образа в скульптуре, рисунке, что­ бы показать разные средства выразительности.

6. Итоговая выставка, проводимая в конце года, по­священная знакомству со скульптурой.

7. Итоговая выставка, где скульптура является одним из видов изобразительного искусства (графика, живопись, декоративно-прикладное искусство, народная игрушка).
Подбор материалов для выставки может быть самым раз­нообразным в зависимости от тех задач, которые наметил воспитатель.

Для выставок необходимо выделить место в группе, в методическом кабинете, в изостудии и пр. Скульптура рас­полагается так, чтобы ребенок мог ее хорошо рассмотреть со всех сторон: дать возможность обойти ее вокруг или поставить ее на поворотный станок, поворачивать так медленно, чтобы каждый увидел, как постоянно изме­няется фигурка, ее поза, она как бы оживает.

Важно научить ребенка не только узнавать знакомый образ, но понять его суть, какой он, что скульптор в нем выразил (веселый, грустный, забавный и пр.).

Детей старшего дошкольного возраста научить видеть красоту материала, его выразительность: легкость, про­зрачность стекла, тонкие детали: иголки у ежа, острые зубы у крокодила, изящность фарфоровых изделий, теп­лоту дерева и пр.

Рассмотреть с детьми движение, позу, жест, мимику, положение, определить, как, с помощью чего скульптор раскрывает содержание скульптуры, как она расположе­на на подставке, ее форму (круглая, удлиненная).

На выразительность образа влияют пропорции фигур­ки, движение, пластичность. Главное — научить ребенка видеть скульптуру, любоваться ей, испытывать потребность в прекрасном. Детям дошкольного возраста необ­ходимо потрогать скульптуру. Чем больше она вызывает положительных эмоций, тем больше ребенку хочется по­держать ее в руках, погладить.

Для ознакомления со скульптурой разработана после­довательность ее обследования (Н.Б.Халезова, Н.А.Курочкина). Выделены следующие этапы:

1. Целостное восприятие скульптуры:

- привлечь к ней внимание детей, вызвать интерес, положительное отношение;

- определить содержание скульптуры.

2. Анализ скульптуры:

- определить общий объем фигурки, дать словесное описание объемов, подержать ее в руках, в ладонях;

- пальцами выделить наиболее крупные части, по­трогать их, обвести, назвать, выделить движение, позу фигурки;

- кончиками пальцев почувствовать мелкие детали, фактуру поверхности: гладкая, колючая (иголки у ежа, шерсть у собаки, чешуя у рыбы и пр.).

3. Целостное восприятие:

- рассмотреть фигурку и определить ее выразительность;

- найти слова, которые наиболее точно характеризу­ют образ.

Когда воспитатель впервые вносит в группу скульптуру, он рассматривает ее со всеми детьми, чтобы привлечь внимание, а затем в разное время дня с небольшой группой, одним ребенком, выделяет средства выразительности. Важно создать спокойную, доверительную обстановку, чтобы ребенку захотелось рассмотреть скульптуру со взрослыми, рассказать о ней, поделиться своими впечатлениями.

Занятия по ознакомлению детей со скульптурой

В течение года может быть проведено несколько занятий в зависимости от наличия объектов для ознакомле­ния — скульптуры малой формы, монументальной скуль­птуры.

1. Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по знакомству с разными видами изобразительного искусства проводятся примерно раз в месяц, одним из таких занятий будет скульптура. Занятия проводятся в группе (зале, изостудии, методическом кабинете), где организо­вана выставка скульптуры малой формы.

Цель занятия— познакомить детей со скульптурой малой формы, показать разные содержание, материалы, сред­ства выразительности, рассказать о работе скульптора. На первом занятии важно вызвать интерес к скульптуре, чув­ство восхищения этим видом искусства. На последующих занятиях подобрать скульптуру разную по содержанию или по материалам, или показать выразительность одного об­раза, или познакомить с разными жанрами (портретом, анималистическим), или познакомить со сказочными об­разами и пр.

Например, рассмотреть собак разных пород. Рассказывая, дети выделяют характерные признаки, которые передал скульптор. «Собака породы колли лежит спокойно, будто отдыхает». «Очень красиво изогнута у со­баки спинка». «Собака сидит рядом, одна положила на спину другой лапы». Сравнение нескольких скульптур, выделение разных средств выразительности, помощь воспитателя ребенку лучше понять изображенный об­раз.

В конце года проводится итоговое занятие. Дети снова встречаются с той скульптурой, с которой знакомились в течение года. Желательно дополнить выставку одной, двумя новыми для создания интереса детей, для расширения их представлений о скульптуре.

2. Экскурсии с детьми в музей, выставочные залы, художественные салоны и пр. Кроме скульптуры малой формы, дети увидят станковую скульптуру (статуи, бюст, голова) - портреты людей и изображения животных.

В зависимости от того, сколько раз в год есть возможность проводить экскурсии в музей, определить, с чем и в какой последовательности знакомить детей со скульптурой.

Если можете посетить музей один раз в год, то лучше провести занятие как итоговое, показать общее назначение музея, подбор скульптуры и рассмотреть два-три наи­более доступных изображения.

Цель занятия - заинтересовать детей, подготовить их к последующему посещению музея с родителями.

Если можете периодически проводить экскурсии в музей, то в первый раз дать общее представление и научить узнавать знакомые образы в скульптуре, а затем наметить определенные темы: показать образы животных, выразительность, пластичность формы, характерные движения. В следующий раз показать портреты людей, научить понимать выразительность образов, характер человека, его настроение, красоту материалов и т.д. Или познакомить детей с работами одного скульптора. Со­держание экскурсий в музее будет зависеть от подбора материалов.

3. Экскурсии в мастерскую скульптора. Это занятие наиболее интересно детям. Увидеть скульптора, его работы, мастерскую, поворотные станки, инструменты - это будет самым ярким впечатлением ребенка о скульптуре.

4. Скульптор может принести в детский сад свои скульптуры, эскизы, рассказать о своей работе, о выразитель­ности скульптуры, рассмотреть с детьми несколько своих работ.

5. Экскурсии к монументальной скульптуре, которая находится недалеко от детского сада (10-15 минут ходьбы). Необходимо предварительно выбрать место обозре­ния, чтобы показать детям силуэт монумента и потом обой­ти его вокруг, рассмотреть барельеф, надписи и пр.

Монументальную скульптуру рассматривают с детьми несколько раз, чтобы постепенно показать разные средства выразительности, лучше донести замысел скульпто­ра. В первый раз ребенок получает общее впечатление, происходит общее знакомство. Он видит, как силуэт па­мятника вписывается в пространство улицы, парка, пони­мает содержание, отношение воспитателя к образу, фор­мируются чувства ребенка, его отношение к увиденному. Затем на следующих экскурсиях выделяются разные средства выразительности: постановка фигуры, особенности одежды, дополнительные предметы, которые характери­зуют образ.

6. Если нет возможности провести экскурсию с детьми (памятники расположены далеко), возможно привлечь к работе родителей. С этой целью необходимо продумать
возможные экскурсии родителей с детьми, которые проводятся как бы по пути, во время прогулок, выездов из микрорайона в центр и пр.

Такие пожелания не являются обязательными для родителей, и выполнение их будет зависеть от того, как будут складываться отношения с воспитателем, прислушаются ли они к вашей просьбе или посчитают, что это не их дело.

Воспитатель предлагает родителям показать определен­ный памятник, расположенный в данном районе (в парке, около станции метро и пр.), или посмотреть любые памят­ники нашего города, называя те, которые находятся близ­ко, указывая места их расположения (исторические, по­этам, ученым и пр.).

Воспитатель может дать несколько рекомендаций, как рассматривать с ребенком памятник, на что обратить вни­мание.

7. Как итог этой работы будет проведено занятие с деть­ми, на котором они рассмотрят некоторые памятники на фотографиях, диапозитивах, видеофильмах. Предваритель­но воспитатель узнает, какие памятники и кто из детей видел, эти фотографии будут рассмотрены первыми. Цель этого занятия — уточнить впечатления и знания детей, привлечь их внимание к некоторым средствам выразительно­сти (одежда, движение, поза, содержание рельефов и пр.).

Это занятие предназначено для того, чтобы дети еще раз захотели рассмотреть эту скульптуру, этот образ, о которых беседовали, чьи фотографии рассматривали.

Проведенная работа Н.Б. Халезовой позволила выра­ботать некоторые требования к изображению на фо­тографиях:

■ скульптура должна быть снята с двух-трех точек, чтобы показать ее детям со всех сторон, показать объем, «как бы обойти ее вокруг»;

■ фотографии делают тогда, когда скульптура не за­сыпана снегом, листьями, на ней нет сидящих птиц, это изменяет силуэт памятника, скрывает детали;

■ нельзя использовать фотографии для первого знаком­ства со скульптурой, так как ребенок в этом случае воспри­нимает ее как плоскостное изображение, как картинку.

Была разработана система занятий по знакомству со скульптурой, расположенной рядом с детским садом.

Первое знакомство проводилось на экскурсии, затем ра­бота продолжалась в группе. На занятии дети рассмотре­ли скульптуру на фотографиях, сделанных одним из ро­дителей.

На первой экскурсии дети старшей группы на Речном вокзале рассмотрели два фонтана - «Черноморский фон­тан» с играющими дельфинами (скульптор И.С. Ефимов) и «Полярный фонтан» с птичьим базаром и семейством бе­лых медведей (скульптор Л.А. Кардашев). Дети узнали, что скульптура бывает круглая - дельфины в «Черноморском фонтане» и барельеф с изображением семейства белых медведей в «Полярном фонтане». Уточнили такие средства выразительности, как объем, пластичность движений. Дель­фины прыгают, их изогнутые тела изображены в воздухе. «Какие веселые дельфины, они прыгают, довольны, что вода чистая», - отметили дети. Медведи как бы выступают из чаши фонтана, они изображены в разных движениях: иду­щие на двух, четырех лапах, а маленький медвежонок ле­жит на спине. «Дружная семья медведей, малыш балуется, а папа с мамой терпеливые», отметил один из детей. Они поняли назначение скульптуры - украшение здания Речно­го вокзала и смогли ответить, почему изображены эти фон­таны «Черноморский» и «Полярный»: от Речного вокзала можно плыть на пароходе на юг и на север.

Затем работа продолжалась в группе. Дети рассмотре­ли эти фонтаны на фотографиях, которые показали им с трех сторон. Ребенок как бы обходил скульптуру вокруг. Были выделены те средства выразительности, на которые не обратили внимание во время экскурсии: что «шерстка у медведей расположена в одном направлении», что «у медвежонка веселые, озорные глаза», и т.п.

Те дети, которые не были на экскурсии, попросили ро­дителей посетить Речной вокзал и посмотреть фонтаны.

12 апреля провели экскурсию к памятнику В.Н. Волкову (скульптор Т.М. Тоидзе). При рассматривании памятника! обратили внимание на выразительные средства: бюст космонавта поставлен на высокий цилиндрический поста­мент, опоясанный отрезком орбиты. Это вызывало образ незавершенного, прерванного полета. Рассказывая о космонавте, воспитатель подчеркнула, что В.Н. Волков был человеком смелым, решительным, волевым. Эти качества изобразил скульптор. «Лицо очень серьезное, нижняя часть лица выдвинута вперед, губы плотно сжаты». За­кончили экскурсию рассказом воспитателя о том, как уве­ковечена память о космонавте, который отдал свою жизнь во имя освоения космоса: в Москве его именем названа улица.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: