Василий Алексеевич Ватагин (1883/84 - 1969), скульптор и график, народный художник РСФСР (1964). Анималист, проявил глубокое знание природы и повадок животных.
В.А. Ватагин - художник-анималист, у него свои характерные признаки при изображении животных: особый интерес к зверю, особая чуткость в понимании звериной «души», особая острота восприятия звериной формы в ее покое и движении, особая любовь к «быту» зверей. Только при этих условиях изображаемый образ зверя может быть подлинно художественным и живым. Иначе – нет художника-анималиста.
Отец, мать, несколько ближайших родственников В.А. Ватагина были педагогами. В возрасте около трех-четырех лет он уже начал рисовать. Это были его первые детские наброски животных. Вкус к изображению зверя рос. Уже в гимназии с 16 лет он начал систематически рисовать и работать акварелью под руководством художника Н. Мартынова и далее - в Московском университете, куда он поступил на естественный факультет. Но только в студии К.Ф. Юона возникло серьезное стремление к осознанию смысла и задач искусства. Начинается длительный поиск - от натурализма до создания обобщенного, стилизованного образа зверя.
Стиль Ватагина во многом формировался под воздействием многочисленных путешествий по России и за границей.
Еще студентом университета в 1905 году художник посетил Мурманск, Новую Землю, Поволжье, Кавказ, и в этот период он становится художником-иллюстратором. Он выпускает массу иллюстраций и наглядных пособий - таблиц зоологического типа, большинство в красках.
С 1908 года начинаются первые опыты скульптуры — резьба по дереву. Быстро развивая в себе чувство пластической формы, художник обращается к круглой скульптуре. В 1909 году появляется несколько произведений из дерева и камня.
Как в изучении формы, так и в технике обработки материала он ищет свои пути. Характерный образец — «Группа моржей». Свободное, но слаженное построение фигур, скупая обобщенная форма, строго выверенный, несколько суховатый силуэт отлично выражают грацию животных.
Большая и сложная скульптурно-декоративная композиция, украшающая вход в Московский зоопарк, выполнена В.А. Ватагиным в порядке общественной работы в 1931-1932 годах.
Перед воротами зоопарка посетителей приветствует огромный бурый медведь. Его мощная вылепленная из красноватого цемента фигура красиво выделяется на фоне парковой листвы.
Работы замечательного скульптора и художника Василия Алексеевича Ватагина привлекают не только исчерпывающим знанием изображенного, но и удивительной глубиной проникновения в природу, способностью увидеть ее глазами мудрого и доброго художника.
Описание памятников
Памятник А.С Пушкину (1880 г.,скульптор А.М.Опекушин, архитектор И.С. Богомолов).
Памятник установлен на Пушкинской площади в сквере. Памятник сооружен на народные деньги, собранные по подписке по инициативе общественности. Открыт он был 6 (18) июня 1880 года на Тверском бульваре, но в 1950 году был перенесен на новое место — к кинотеатру «Россия».
Памятник установлен на пьедестале из темно-серого шлифованного сердобольского гранита. На боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник», перо, которым раньше писали.
В бронзовой фигуре А.С. Пушкина все поэтично: чуть склоненная в легкой задумчивости курчавая голова, мягкая сосредоточенность позы, свободно падающие складки плаща. Поэт словно шел по Москве, заложив правую руку за борт сюртука, и на миг остановился в глубоком раздумье, прислушиваясь к рождающимся в его сердце стихам:
«И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал».
Памятник П.И. Чайковскому (1954, скульптор В.И. Мухина, при участии З.Г Ивановой, Н.Г. Зеленской, архитекторы А.А. Заварзин, Д.В. Савицкий).
Памятник установлен на улице Никитская, около консерватории, где раньше преподавал П.И. Чайковский.
Композитор сидит перед пюпитром с раскрытой нотной тетрадью. Он будто приготовился записать карандашом музыкальную фразу. Левую руку он поднял, как бы дирижирует. Лицо вдохновенное, он вслушивается в звуки музыки.
На решетке, выполненной в виде нотных линеек, изображены ноты, мелодии из известных произведений П.И. Чайковского.
Памятник Минину и Пожарскому (1818, скульптор И.П. Мартос, архитектор В.П. Якимов).
В 1804 году Иван Петрович. Мартос начал работать над созданием памятника К.М. Минину и Д.М. Пожарскому. Отечественная война 1812 года приблизила тему памятника к современности. Народная борьба против захватчиков помогла скульптору с наибольшей силой выразить патриотические чувства русских людей, отстаивавших честь и свободу Родины во время польской интервенции в начале XVII века.
Памятник состоит из двух фигур, поставленных на постамент формы параллелепипеда. Князь Д.М. Пожарский изображен поднимающимся с ложа, а К.М. Минин - стоящим перед полководцем и вручающим ему меч. Движение фигур, позы, жесты изображенных Минина и Пожарского согласованы между собой и обусловлены общим содержанием скульптуры. Пожарский, еще не оправившийся от ран, колеблется. Минин, призывая князя взять руководство войсками для изгнания врагов с русской земли, выразителен в своих действиях и энергичен. Изображая вдохновенного Минина, скульптор поставил его фигуру обращенной не только к Пожарскому: он всему русскому народу бросает клич, поднимая его на борьбу за освобождение Отечества от захватчиков.
Сюжет памятника развит на рельефе постамента. На одном из них изображена сцена сбора пожертвования на нужды войны, проводимого Мининым, на другом — победа русских войск над врагом, одержанная под командованием Пожарского.
Изображенные фигуры Минина и Пожарского - не копии этих исторических личностей. В их основе — античные образы, примененные скульптором для выражения идеи народных героев нашего Отечества, проникнутых патриотическим сознанием защиты Родины.
Памятник сооружен в память победы русского народа в 1612 году в борьбе с поляками. На постаменте бронзовыми буквами написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».
Фигуры отлиты из бронзы. Высота монумента восемь метров восемьдесят сантиметров.
Скульпторы
Андреев Николай Андреевич (1873 - 1932);
Беклемишев Владимир Александрович (1861 - 1920);
Волнухин Сергей Михайлович (1859 — 1921);.
Вучетич Евгений Викторович (1908 - 1974);
Голубкина Анна Семеновна (1864 - 1927);
Дейнека Александр Александрович (1899 - 1969);
Кибальников Александр Павлович (1912 - 1987);
Клодт Петр Карлович (1805 - 1867);
Козловский Михаил Иванович (1753 - 1802);
Коненков Сергей Тимофеевич (1874 - 1971);
Мартос Иван Петрович (1752 - 1835);
Матвеев Александр Терентьевич (1878 - 1960);
Меркуров Сергей Дмитриевич (1881 - 1952);
Мухина Вера Игнатьевна (1889 - 1953);
Опекушин Александр Михайлович (1838 - 1923);
Томский Николай Васильевич (1900 - 1984);
Трубецкой Павел Петрович (1866 - 1938);
Цигаль Владимир Ефимович (1917);
Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич (1887 - 1941);
Шубин Федот Иванович (1740 - 1805);
Щедрин Феодосии Федорович (1751 - 1825).