Консультация. О скульпторе В.А. Ватагине




Василий Алексеевич Ватагин (1883/84 - 1969), скульптор и график, народный художник РСФСР (1964). Анима­лист, проявил глубокое знание природы и повадок жи­вотных.

В.А. Ватагин - художник-анималист, у него свои характерные признаки при изображении животных: особый интерес к зверю, особая чуткость в понимании звериной «души», особая острота восприятия звериной формы в ее покое и движении, особая любовь к «быту» зверей. Только при этих условиях изображаемый образ зверя мо­жет быть подлинно художественным и живым. Иначе – нет художника-анималиста.

Отец, мать, несколько ближайших родственников В.А. Ватагина были педагогами. В возрасте около трех-четырех лет он уже начал рисовать. Это были его первые детские наброс­ки животных. Вкус к изображению зверя рос. Уже в гимна­зии с 16 лет он начал систематически рисовать и работать акварелью под руководством художника Н. Мартынова и далее - в Московском университете, куда он поступил на естественный факультет. Но только в студии К.Ф. Юона воз­никло серьезное стремление к осознанию смысла и задач искусства. Начинается длительный поиск - от натурализма до создания обобщенного, стилизованного образа зверя.

Стиль Ватагина во многом формировался под воздействием многочисленных путешествий по России и за гра­ницей.

Еще студентом университета в 1905 году художник посетил Мурманск, Новую Землю, Поволжье, Кавказ, и в этот период он становится художником-иллюстратором. Он выпускает массу иллюстраций и наглядных пособий - таблиц зоологического типа, большинство в красках.

С 1908 года начинаются первые опыты скульптуры — резьба по дереву. Быстро развивая в себе чувство пластической формы, художник обращается к круглой скуль­птуре. В 1909 году появляется несколько произведений из дерева и камня.

Как в изучении формы, так и в технике обработки материала он ищет свои пути. Характерный образец — «Группа моржей». Свободное, но слаженное построение фигур, скупая обобщенная форма, строго выверенный, несколько суховатый силуэт отлично выражают грацию животных.

Большая и сложная скульптурно-декоративная композиция, украшающая вход в Московский зоопарк, выпол­нена В.А. Ватагиным в порядке общественной работы в 1931-1932 годах.

Перед воротами зоопарка посетителей приветствует огромный бурый медведь. Его мощная вылепленная из красноватого цемента фигура красиво выделяется на фоне парковой листвы.

Работы замечательного скульптора и художника Василия Алексеевича Ватагина привлекают не только исчер­пывающим знанием изображенного, но и удивительной глубиной проникновения в природу, способностью уви­деть ее глазами мудрого и доброго художника.

Описание памятников

Памятник А.С Пушкину (1880 г.,скульптор А.М.Опекушин, архитектор И.С. Богомолов).

Памятник установлен на Пушкинской площади в сквере. Памятник сооружен на народные деньги, собранные по подписке по инициативе общественности. Открыт он был 6 (18) июня 1880 года на Тверском бульваре, но в 1950 году был перенесен на новое место — к кинотеатру «Россия».

Памятник установлен на пьедестале из темно-серого шлифованного сердобольского гранита. На боковых сторонах пьедестала выбиты строки из стихотворения А.С. Пушкина «Памятник», перо, которым раньше писали.

В бронзовой фигуре А.С. Пушкина все поэтично: чуть склоненная в легкой задумчивости курчавая голова, мягкая сосредоточенность позы, свободно падающие склад­ки плаща. Поэт словно шел по Москве, заложив правую руку за борт сюртука, и на миг остановился в глубоком раздумье, прислушиваясь к рождающимся в его сердце стихам:

«И долго буду тем любезен я народу,

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Что в мой жестокий век восславил я свободу

И милость к падшим призывал».

Памятник П.И. Чайковскому (1954, скульптор В.И. Мухина, при участии З.Г Ивановой, Н.Г. Зеленской, архитекто­ры А.А. Заварзин, Д.В. Савицкий).

Памятник установлен на улице Никитская, около консерватории, где раньше преподавал П.И. Чайковский.

Композитор сидит перед пюпитром с раскрытой нотной тетрадью. Он будто приготовился записать каранда­шом музыкальную фразу. Левую руку он поднял, как бы дирижирует. Лицо вдохновенное, он вслушивается в зву­ки музыки.

На решетке, выполненной в виде нотных линеек, изображены ноты, мелодии из известных произведений П.И. Чай­ковского.

Памятник Минину и Пожарскому (1818, скульптор И.П. Мартос, архитектор В.П. Якимов).

В 1804 году Иван Петрович. Мартос начал работать над созданием памятника К.М. Минину и Д.М. Пожарскому. Отечественная война 1812 года приблизила тему памятника к современности. Народная борьба против захватчиков помогла скульптору с наибольшей силой выра­зить патриотические чувства русских людей, отстаива­вших честь и свободу Родины во время польской интер­венции в начале XVII века.

Памятник состоит из двух фигур, поставленных на постамент формы параллелепипеда. Князь Д.М. Пожарский изображен поднимающимся с ложа, а К.М. Минин - сто­ящим перед полководцем и вручающим ему меч. Движе­ние фигур, позы, жесты изображенных Минина и Пожар­ского согласованы между собой и обусловлены общим содержанием скульптуры. Пожарский, еще не оправивший­ся от ран, колеблется. Минин, призывая князя взять руко­водство войсками для изгнания врагов с русской земли, выразителен в своих действиях и энергичен. Изображая вдохновенного Минина, скульптор поставил его фигуру обращенной не только к Пожарскому: он всему русскому народу бросает клич, поднимая его на борьбу за осво­бождение Отечества от захватчиков.

Сюжет памятника развит на рельефе постамента. На одном из них изображена сцена сбора пожертвования на нужды войны, проводимого Мининым, на другом — победа русских войск над врагом, одержанная под коман­дованием Пожарского.

Изображенные фигуры Минина и Пожарского - не копии этих исторических личностей. В их основе — античные образы, примененные скульптором для выражения идеи народных героев нашего Отечества, проникнутых пат­риотическим сознанием защиты Родины.

Памятник сооружен в память победы русского народа в 1612 году в борьбе с поляками. На постаменте бронзовыми буквами написано: «Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия».

Фигуры отлиты из бронзы. Высота монумента восемь метров восемьдесят сантиметров.

Скульпторы

Андреев Николай Андреевич (1873 - 1932);

Беклемишев Владимир Александрович (1861 - 1920);

Волнухин Сергей Михайлович (1859 — 1921);.

Вучетич Евгений Викторович (1908 - 1974);

Голубкина Анна Семеновна (1864 - 1927);

Дейнека Александр Александрович (1899 - 1969);

Кибальников Александр Павлович (1912 - 1987);

Клодт Петр Карлович (1805 - 1867);

Козловский Михаил Иванович (1753 - 1802);

Коненков Сергей Тимофеевич (1874 - 1971);

Мартос Иван Петрович (1752 - 1835);

Матвеев Александр Терентьевич (1878 - 1960);

Меркуров Сергей Дмитриевич (1881 - 1952);

Мухина Вера Игнатьевна (1889 - 1953);

Опекушин Александр Михайлович (1838 - 1923);

Томский Николай Васильевич (1900 - 1984);

Трубецкой Павел Петрович (1866 - 1938);

Цигаль Владимир Ефимович (1917);

Шадр (Иванов) Иван Дмитриевич (1887 - 1941);

Шубин Федот Иванович (1740 - 1805);

Щедрин Феодосии Федорович (1751 - 1825).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-04-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: