Годуновы в судьбе монастыря




Краткая история ипатьевской обители

Ипатьевский монастырь относится к особо чтимым святыням нашего народа. Здесь в 1613 году был призван на царствие Михаил Романов - первый из династии, которая правила Россией на протяжении трех столетий.

Живописен ансамбль монастыря. Если вы имеете время и хотите запечатлеть в памяти его панораму, то лучше всего выбрать солнечное утро с 8-ми до 10 часов. Идите в монастырь от города, и на подходе к мосту через реку Кострому вам откроется его вид с реки, увенчанный златоглавыми куполами Троицкого собора. Стены отражают солнечное сияние особым теплым излучением, являя чудную картину сказочной иллюстрации на русскую тему. Чуть позднее картина меняется и не выглядит так красиво.

Иными красками расписана обитель тихим летним вечером, когда ансамбль зданий монастыря, как в зеркале, вместе с зарей уходящего дня отражается в речной глади. Каждый новый вечер по воле Великого Живописца неповторим и вызывает к жизни новые чувства, иную радость и восхищение, вторя многообразию радостей этой жизни.

Основание монастыря

Согласно летописи, монастырь был заложен в 1330 году усердием влиятельного вельможи Золотой Орды татарского мурзы Чета, который направлялся через эти края по пути в Москву для службы у Великого князя Ивана Калиты.

На подходе к Костроме Чет, в том месте, где сейчас стоит монастырь, облюбовал дубовую рощу для отдыха. Во время отдыха ему было видение Божией Матери с апостолом Филиппом и священномучеником Ипатием, после чего он был исцелен от какого-то недуга. В благодарность Богу усердием татарского мурзы на этом месте вскоре была основана обитель. Священномученик Ипатий, имя которого носит монастырь, был епископом Гангрским, и не очень известен на Руси, но Божий промысел судил Ипатию память и славу в далекой от его родины стороне.

Касаясь судьбы богатого но, по-видимому, благополучного человека, татарина по происхождению, каковым был Чет, невольно возникает вопрос: как же с его стороны могла возникнуть и развиться такая полнота вхождения в среду православного народа? Ведь, согласно учебникам истории, татары того периода были насильниками, да и только. И сам собою возникает ответ, что история наша писана не вполне добросовестно, что мы с татарами не находились в таком уж фатальном противостоянии, какое нам велено воспринимать. Наша земля обустраивалась всеми, кто здесь жил, кто не чувствовал себя временщиком и чужестранцем, кто воспринимал жизнь во всей Божественной полноте, был созидателем духа. Таков был и мурза Чет.

Годуновы в судьбе монастыря

После исцеления Чет крестился именем Захария. Вместе с ним приняли православное крещение и люди из его ближайшего окружения. В пятом поколении рода Чета-Захарии рождаются два брата, которые впоследствии принимают разные фамилии: Федор Иванович Сабур и Иван Иванович Годун. Это были родоначальники знаменитых Сабуровых и Годуновых. Все они, начиная с Захарии, отличались глубокой религиозностью, приезжали сюда доживать свой век в желании быть погребенными в стенах монастыря. Некоторые из них приняли здесь монашеский постриг. Веря в святость места, завещали в ограде Ипатия свое погребение, практически, все потомки Захарии, включая родителей Царя Бориса.

С течением времени на территории монастыря образовались три усыпальницы с общим числом захоронений в 52 могилы. Ныне частично сохранилась только одна из этих трех усыпальниц, а могилы Захарии и его ближайших потомков утеряны.

Так или иначе, земля Ипатьевской обители до сего дня покоит прах знаменитых родов Годуновых и Сабуровых, оставивших заметный след в истории Отечества. И мы чтим память их общего предка Чета-Захарии и всего славного потомства этого добродетельного христианина. Помяни, Господи во Царствии Твоем душу праведного Захарии, строителя и благоукрасителя обители сей.

Первой значимой постройкой монастыря была деревянная церковь во имя Живоначальной Троицы, на месте которой в 1560 году был построен пятиглавый каменный собор с тем же Троицким престолом и приделами во имя св. апостола Филиппа и священномученика Ипатия. Храм был небольшим, площадью 10х8,5 м. Именно в нем 14 марта 1613 года был призван на царствие Михаил Романов.

Возвышение Годуновых послужило началом к переустройству монастыря. Начиная с середины XVI столетия до 1605 года, то есть за 50 лет, был выполнен комплекс работ по каменному строительству в монастыре. Комплекс включал в себя сооружение вышеозначенной Троицкой церкви, монастырские стены с въездными воротами, среди которых особое положение занимали Святые Парадные ворота с надвратной церковью во имя великомученика Феодора Стратилата и великомученицы Ирины. Церковь возведена в честь соименных святых Царя Феодора Иоанновича и его супруги Царицы Ирины. Как было написано в закладной доске: “…на память от рода в род по душех своих и по своих родителей в вечный поминок”.

Каменные стены имели протяженность 518 метров. Так монастырь стал крепостью на подступах к городу на старой Ярославской дороге.

Смутное время

С наступлением смутного времени для Ипатьевской обители начались трудные дни. В 1608 году монастырь был оккупирован одним из отрядов самозванца Лжедмитрия II, но прибывшее из Галича народное ополчение организовало правильную осаду крепости. При этом вокруг стен был вырыт осадный ров.

Летом 1609 года отряд самозванца был выбит из монастыря. Во время штурма была взорвана стена, от взрыва значительно пострадали обе надвратные церкви и Троицкий собор.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-08-04 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: