Методические указания студенту




Предметом изучения курса Экологическое право является экологическое законодательство, включающее все природоресурсовые отрасли права, регулирующее общественные экологические отношения, складывающиеся при взаимодействии общества с природой.

Объектом исследования, рассматриваемого курса, выступают экологические отношения, складывающиеся по поводу природных объектов, связанные с возникновением прав на природные объекты, соответствующей их государственной регистрации, обязательного лицензирования права экологопользования, обязательного страхования хозяйственной деятельности и др.

Целью изучения курса Экологическое право является овладение теоретических положений дисциплины и возможное применение полученных знаний на практике. Соответственно задачами, подлежащими изучению, являются: освоение основных институтов экологического права, изучение механизма действия экологического права, исследование экономической и юридической видов ответственности за нарушение экологического законодательства, определение эколого-правового режима использования природных объектов, анализ норм международного права в области охраны окружающей среды.

Изучение курса Экологическое право является достаточно сложным для студентов. Причиной этому является комплексный характер, рассматриваемых отношений. Экологическое право как комплексная отрасль права предполагает изучение следующих природоресурсовых отраслей права как земельное право, водное право, горное право, фаунистическое право, лесное право и др.

Студенту при подготовке к семинарским занятиям, предусмотренным учебным планом, рекомендуется изучение нормативно-правовых актов, соответствующей литературы по теме исследования, а также материалов судебной практики.

Исследование основных институтов данной дисциплины обуславливает необходимость изучения дополнительной литературы, прилагаемой к плану семинарских занятий.

Должное усвоение теоретического материала, нормативной базы, материалов судебной практики, позволяет студентам успешно решать задачи в ходе семинарского занятия.

Данный курс изучается студентами очного и заочного отделений юридического факультета. Завершающим этапом изучения является зачет. Успешная сдача которого зависит от полноты знаний, полученных на лекциях, закрепления материала на семинарских занятиях и самостоятельной работы студента.

Изучение курса Экологическое право основано на полученных знаниях по дисциплинам Гражданское право, Административное право, Конституционное право, Уголовное право.

Основными видами аудиторной работы студента являются лекции и семинары.

Лекционные занятия позволяют студентам освоить основные аспекты темы, а также связанные с ней теоретические и практические проблемы, получить рекомендации для самостоятельной работы.

При изучении предмета рекомендуется достаточное время отвести на самостоятельную подготовку, не ограничиваясь только лекционными и семинарскими занятиями.

Для подготовки к семинарским занятиям, зачету (экзамену) студенту не следует ограничиваться сведениями, содержащимися в учебнике. Необходимо пользоваться дополнительной литературой: монографиями, публикациями в журналах.

Студентам необходимо уяснить, что без изучения и анализа нормативных правовых актов рассмотрение некоторых аспектов данной юридической дисциплины невозможно.

Наиболее важные вопросы тем или разделов курса выносятся на семинарские занятия. Семинары проводятся после цикла лекций в целях проверки контроля уровня подготовленности студентов, закрепления ими изученного материала, развития умений и навыков подготовки докладов и сообщений по правовой проблематике, а также приобретения опыта устных публичных выступлений, ведения дискуссии, умения аргументировать и защищать выдвигаемые положения и тезисы.

При подготовке к первому занятию, посвященному общетеоретическим аспектам экологического права, студентам следует иметь в виду, что экологическое право является комплексной отраслью права.

Следует особое внимание уделить особенностям экологических отношений как предмета экологического права, нашедших свое отражение в преамбуле закона и ст.3 ФЗ об охране окружающей среды. Студенту необходимо знать о субсидиарном порядке применения положений гражданского законодательства к экологическим имущественным правоотношениям.

При изучении вопроса об источниках экологического права следует руководствоваться иерархией нормативно-правовых актов, составляющей экологическое законодательство. Обязательно знание положений ст. 72 Конституции РФ.

При подготовке к занятию, посвященному теме «Предмет и система экологического права. Эколого-правовые нормы» необходимо внимательно изучить рекомендуемую литературу и нормативно-правовые акты. Исследуя предмет, методы и систему экологического права, необходимо обращение к принципам экологического права. Особое внимание следует уделить эколого-правовым нормам, их классификации, содержанию. Вопросы, изучаемые на данном занятии, имеют теоретический и практический характер, а также находят свое отражение в следующем занятии, посвященном видам прав на землю и другие природные ресурсы.

Тема «Понятие права собственности и иные права на землю и другие природные ресурсы» представляет особый интерес. При изучении прав на землю и другие природные объекты следует знать, что перечень таковых является исчерпывающим.

Особое внимание следует уделить ограниченным вещным правам на землю и другие природные ресурсы, которые в субсидиарном порядке регулируются нормами гражданского законодательства.

Очень важным институтом экологического права является экологопользование. В рамках данной темы следует изучить правовые основы и порядок осуществления землепользования, недропользования, водопользования, лесопользования, пользования животным миром и др.

Исследуя тему «Возникновение, изменение и прекращение прав на землю и другие природные ресурсы», студенту надлежит изучение рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов, в частности, гражданского, экологического и иного природоресурсового законодательств. При этом следует иметь в виду, что приведенный список нормативных правовых актов и специальной литературы не является исчерпывающим. Все сложные вопросы, которые остались неуясненными при изучении темы, необходимо разрешить на семинарском занятии.

При изучении вопросов, касающихся прав на природные объекты следует уделить внимание их возникновению в свете норм природоресурсового законодательства, а также процедуре их государственной регистрации. Особое внимание следует также уделить вопросу о прекращении прав на природные объекты.

Исследуя понятие государственной регистрации прав на землю и другие природные объекты и сделок с ними по ГК РФ и Федеральному закону «О регис­трации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», важно уяснить значение данной процедуры.

Рассматривая же вопросы государственного кадастрового учета, студентам необходимо обратиться к соответствующим положениям ФЗ о государственном кадастре недвижимости. Анализ норм данного закона позволит студентам изучить более детально правовые аспекты государственного учета природных ресурсов как объектов недвижимости в РФ.

При подготовке к занятию, посвященному правовым основам лицензирования и лимитирования экологопользования, студентам рекомендуется ознакомиться с обширным списком законодательных актов и специальной литературы, особенно с ФЗ о лицензировании отдельных видов деятельности.

При подготовке к занятию на тему «Механизм действия экологического права» студентам необходимо внимательно изучить соответствующие разделы рекомендованной литературы и нормативно-правовых актов. Исходя из сложности изучаемых вопросов, студенту надлежит обязательное выполнение данных требований.

Подлежат обязательному рассмотрению следующие понятия: «нормирование в области охраны окружающей среды», «стандартизация хозяйственной и иной деятельности», «оценка воздействия на окружающую среду», «экологическая экспертиза», «экологический мониторинг», «экологический контроль» и др.

Раскрывая содержание данных правовых категорий, необходимо особо отметить их превентивную функцию.

В рамках исследуемой темы должны быть изучены такие вопросы как порядок осуществления оценки воздействия на окружающую среду и экологической экспертизы, экологического контроля и мониторинга.

К числу наиболее актуальных тем можно отнести тему экономико-правового механизма охраны окружающей среды. Экономическое стимулирование субъектов хозяйственной деятельности наиболее целесообразно в условиях рыночного механизма. При подготовке к занятию необходимо обращение к основной и дополнительной литературе, нормативно-правовым актам, материалам судебной практики, что позволит обеспечить наиболее полное усвоение данной темы.

При изучении института нормирования хозяйственной деятельности студенту рекомендуется особое внимание уделить нормативам качества окружающей среды и нормативам допустимого воздействия на состояние окружающей среды.

Исследуя тему юридической ответственности за экологические право­нарушения, студенты должны внимательно изучить не только соответствующую литературу, нормативно-правовые акты, но и материалы судебной практики.

Особое внимание следует уделить специальной ответственности.

В рамках данной темы следует изучить вопросы о причинах совершения экологических правонарушений и поиске путей их устранения.

Изучая третий модуль, необходимо выделить и рассмотреть следующие виды права экологопользования, как землепользование, водопользование, недропользование, лесопользование, пользование животным миром и др.

Говоря о данных видах права экологопользования, следует уяснить, что каждая имеет свои особенности правовой регламентации. Необходимо понимать, что недостаточно изучение основного экологического закона. Студенту следует руководствоваться не только нормами экологического законодательства, но и природоресурсового законодательств.

При рассмотрении вопросов международной правовой охраны окружающей среды студенту необходимо обращение к международным нормам и правилам.

Освоение всех трех модулей дисциплины предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов. Во время чтения лекций и проведения семинарских занятий студентам рекомендуется использовать не только учебно-методическую, но и источниковую литературу, доступ к которой имеется через электронные библиотеки. С целью обеспечения обращения студентов к учебной, научной и источниковой литературе на семинарских занятиях проводится промежуточный контроль знаний в виде решения ситуационных задач, выполнения тестовых заданий, в том числе с применением компьютерных средств. Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования.

Самостоятельная работа студента предшествует семинарским занятиям. Такая работа связана с освоением лекционного материала и материалов, изложенных в учебниках и учебных пособиях, а также в рекомендованной преподавателем тематической литературе.

Важным видом работы студента при изучении дисциплины Экологическое право является самостоятельная работа, которая должна носить творческий и планомерный характер. Нельзя надеяться только на знание лекционного материала и обсужденных тем семинарских занятий, необходимо закрепить и расширить знания в ходе самостоятельной работы. Наибольший эффект достигается при использовании «системы опережающего чтения», т.е. предварительного самостоятельного изучения материала следующей лекции.

Чтобы добиться высокой результативности самостоятельной работы, важно тщательно спланировать и согласовать ее с преподавателем, ведущим соответствующую дисциплину. При возникновении проблемных вопросов, не поддающихся самостоятельному разрешению, следует обратиться за дополнительной консультацией к преподавателю.

В процессе организации самостоятельной работы большое значение имеют консультации преподавателя. Они могут быть как индивидуальные, так и в составе учебной группы. С графиком консультаций преподавателей можно ознакомиться на кафедре.

Самостоятельную работу целесообразно начинать с изучения установленных требований к знаниям, умениям и навыкам, ознакомления с разделами и темами дисциплины в порядке, предусмотренном учебной программой. Получив представление об основном содержании раздела, темы, следует изучить материал учебника, затем ознакомиться с первоисточниками (или извлечениями из них) – работами выдающихся философов, историков и правоведов. При желании или по рекомендации преподавателя можно составить их краткий конспект.

Семинары могут проводиться в форме учебных конференций, включающих в себя выступления студентов с подготовленными докладами по отдельным темам. Основу докладов, как правило, составляет содержание подготовленных студентами рефератов. Желательно предварительно представить текст доклада преподавателю для ознакомления.

Исследование основных институтов экологического права обусловливает необходимость изучения дополнительной литературы, прилагаемой к плану семинарских занятий.

Должное усвоение теоретического материала позволяет студентам успешно решать задачи в ходе семинарского занятия.

Прилагаемый список тем курсовых и дипломных работ имеет рекомендательный характер. При написании курсовых и дипломных работ студентам необходимо изучить научную и учебную литературу по избранной теме. В работе необходимо отразить проблематику, определить возможные пути её решения, а также аргументировать собственные выводы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: