а) атмосферный воздух как объект экологических отношений;
б) правовые меры охраны атмосферного воздуха и озонового слоя земли;
в) особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов;
г) правовой режим особо охраняемых природных территорий и комплексов.
Семинар 11. Эколого-правовой режим использования и охраны природных объектов, находящихся в сфере несельскохозяйственного производства
а) основные направления охраны окружающей среды в промышленности и на транспорте;
б) общие экологические требования на стадиях хозяйственного процесса;
в) права и обязанности промышленных предприятий по охране окружающей среды. Особенности их ответственности;
г) экологические требования к размещению отходов;
д) пути использования отходов производства и потребления.
Методические рекомендации для самостоятельной работы по изучению материала Модуля 3.
Изучая данный модуль, необходимо выделить и рассмотреть следующие виды права экологопользования, как землепользование, водопользование, недропользование, лесопользование, пользование животным миром и др.
Говоря о данных видах права экологопользования, следует уяснить, что каждая имеет свои особенности правовой регламентации. Необходимо понимать, что недостаточно изучение основного экологического закона. Студенту следует руководствоваться не только нормами экологического законодательства, но и природоресурсового законодательств.
При рассмотрении вопросов международной правовой охраны окружающей среды студенту необходимо обращение к международным нормам и правилам.
Освоение всех трех модулей дисциплины предполагает значительный объем самостоятельной работы студентов. Во время чтения лекций и проведения семинарских занятий студентам рекомендуется использовать не только учебно-методическую, но и источниковую литературу, доступ к которой имеется через электронные библиотеки. С целью обеспечения обращения студентов к учебной, научной и источниковой литературе на семинарских занятиях проводится промежуточный контроль знаний в виде решения ситуационных задач, выполнения тестовых заданий, в том числе с применением компьютерных средств. Для студентов очной и заочной форм обучения возможно проведение интернет-тестирования через портал дистанционного образования ФГБОУ ВПО РПА МЮ РФ.
|
Лекции и семинары (для заочной формы обучения на базе СО)
Лекция 1. Механизм действия экологического права
1. понятие и структура эколого-правового механизма. Экологизация законодательства;
2. экономико-правовой механизм охраны окружающей среды;
3. нормирование в области охраны окружающей среды. Стандартизация природоохранной деятельности;
4. оценка воздействия на окружающую среду. Государственная экологическая экспертиза;
5. государственный мониторинг окружающей среды;
6. экологический контроль.
Семинар 1. Юридическая ответственность в сфере экологопользования
1. понятие и состав экологического правонарушения;
2. экономическая ответственность;
3. понятие и виды экологической ответственности;
4. дисциплинарная ответственность;
5. материальная ответственность;
6. административная ответственность.
7. уголовная ответственность;
|
8. гражданско-правовая ответственность.
Лекция 2. Эколого-правовой режим использования земли. Право недропользования, водопользования и лесопользования. Эколого-правовой режим пользования животным миром. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха и природных объектов.
1. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды. Правовая охрана земель;
2. Недра как объект эколого-правового режима недропользования. Правовая охрана недр;
3. Вода как объект экологических отношений. Право водопользования и его виды. Правовая охрана вод;
4. Леса как объекты эколого-правового режима лесопользования. Право лесопользования и его виды. Правовая охрана лесов;
5. Животный мир как объект эколого-правового режима. Право пользования животным миром и его виды. Правовая охрана животного мира;
6. Атмосферный воздух как объект экологических отношений. Правовые меры охраны атмосферного воздуха;
7. Характеристика природно-заповедного фонда РФ. Особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов.
Семинар 2. Эколого-правовой режим использования земли. Право недропользования, водопользования и лесопользования. Эколого-правовой режим пользования животным миром. Эколого-правовая защита атмосферного воздуха и природных объектов.
1. Земля как объект эколого-правового режима собственности, землевладения, землепользования и аренды. Правовая охрана земель;
2. Недра как объект эколого-правового режима недропользования. Правовая охрана недр;
3. Вода как объект экологических отношений. Право водопользования и его виды. Правовая охрана вод;
|
4. Леса как объекты эколого-правового режима лесопользования. Право лесопользования и его виды. Правовая охрана лесов;
5. Животный мир как объект эколого-правового режима. Право пользования животным миром и его виды. Правовая охрана животного мира;
6. Атмосферный воздух как объект экологических отношений. Правовые меры охраны атмосферного воздуха;
7. Характеристика природно-заповедного фонда РФ. Особенности заповедной формы охраны природных объектов и комплексов.
Образовательная технология преподавания дисциплины Экологическое право.
Материал каждого из трех модулей изучается в соответствии со следующим дидактическим циклом:
- обзорный материал;
- самостоятельная работа по усвоению основных понятий темы;
- предметно-проблемные задания по наиболее важным вопросам;
- закрепление материала, приобретение студентами навыков подготовки сообщений и самостоятельных выступлений в ходе семинарских занятий.
Оценочные средства для текущего контроля успеваемости студентов:
- подбор фактического материала по теме семинарского занятия;
- подготовка нормативной базы по теме занятия и ее анализ;
- решение и обсуждение задач по теме семинарского занятия;
- тестирование.
Процесс преподавания включает в себя применение личностно ориентированной технологии образования, направленной на сочетание обучения и воспитания, для чего в материалы всех модулей включена информация разных типов:
- информация о современных научных исследованиях, в том числе российских ученых и ученых зарубежных стран;
- справочная информация, включающая в себя факты и связи существовавших доктрин с известными учащимся сведениями, приобретенных ими при изучении других общепрофессиональных дисциплин;
- информация для самообразования, содержащаяся в лекционных разделах модуля и состоящая из пояснений, примечаний, комментариев, смысловых схем и таблиц, текстов первоисточников и их разъяснений.
Посредством анализа и решения предложенных учебных задач реализуется деятельностный подход в технологии образования.
Предусмотрены активные формы проведения занятий. В частности, предусмотрена работа в малых группах (командах) при решении и составлении ситуационных задач, обсуждение спорных вопросов теоретического характера, просмотр и обсуждение видеофрагментов лекционного раздела модуля.