психолого-педагогического исследования




Анализ (греч. analysis — разложение, расчленение) – разделение объекта на составные части с целью их самостоятельного изучения. В «Педагогической энциклопедии» дается следующее определение анализа: анализ — изучение каждого элемента или стороны явления как части целого, расчленение изучаемого предмета или явления на составные элементы, выделение в нем отдельных сторон. В «Словаре русского языка» С. И. Ожегова под анализом понимается «метод научного исследования путем рассмотрения отдельных сторон, свойств, составных частей чего-нибудь». Как видно из данных определений, анализ можно характеризовать как процесс расчленения, разделения предметов и явлений на отдельные стороны (части) с целью их изучения. Однако такой подход не предполагает раскрытия, обнаружения и изучения той основы целого, которая связывает все стороны, части предмета, явления в целое. Задача анализа состоит в том, чтобы из различного рода данных, подчас разрозненных, отра­жающих отдельные явления и факты, составить общую целостную картину процесса, выявить присущие ему закономерности, тенден­ции.

Обращение к философской литературе дает нам еще несколько смысловых значений, в которых сущность понятия «анализ» раскры­вается с разных сторон:

· как используемого в логике и теории познания основного логического приема, основной логической операции получения знаний путем чисто логической обработки данных;

· как метода исследования вообще, составляющего основу научного диалектического метода познания;

· как метода исследования и описания формальных правил и структур, используемых наукой;

· как способа выработки знания о предмете в процессе его исследования, как специального приема исследования явлений.

Особого внимания заслуживает характеристика анализа с пози­ций диалектики, где он рассматривается как специальный прием ис­следования явлений и выработки теоретических знаний об этих яв­лениях. Основная познавательная задача диалектического анализа состоит в том, чтобы из многообразия сторон изучаемого предмета выделить его сущность не путем механического расчленения целого на части, а путем выделения и изучения сторон основного противо­речия в предмете, обнаружить основу, связывающую все его стороны в единую целостность, и вывести на этой основе закономерность раз­вивающегося целого.

В педагогике анализ выступает как метод познания педагогиче­ской действительности.

В каждой области знания есть своего рода предел членения объекта, за которым мы переходим в иной мир свойств и закономерностей (атом, молекула ит. п.). Разновидностью анализа является также разделение классов (множеств) предметов на подклассы – классификация и периодиза­ция.

Синтез (греч. Synthesis – соединение, сочетание, составление) – реальное или мысленное объединение различных сторон, частей предмета в единое целое. В словаре русского языка С. И. Ожегова синтез трактуется «как метод исследования какого-нибудь явления в его единстве и взаимной связи частей, обобщение, сведение в единое целое данных, добытых анализом». Таким образом, синтез следует рассматривать как процесс практического или мысленного воссоединения целого из частей или соединение различных элементов, сто­рон предмета в единое целое, необходимый этап познания. При этом следует иметь в виду, что синтез это не произвольное, эклектическое соединение «выдернутых» частей, «кусочков» целого, а диалектическое целое с выделением сущности. Для современной науки характерен не только внутридисциплинарный, но и междисципли­нарный синтез, а также синтез науки и других форм общественного сознания. Результат синтеза – совершенно новое образование, свой­ства которого не есть только внешнее соединение свойств компонен­тов, но также и результат их внутренней взаимосвязи и взаимозави­симости.

Анализ и синтез диалектически взаимосвязаны. Они играют важ­ную роль в познавательном процессе и осуществляются на всех его ступенях.

Абстрагирование также относится к методам научного познания. В. П. Кохановский определяет абстракцию (лат. abstractio – отвлече­ние) так:

а) сторона, момент, часть целого, фрагмент действительности, нечто не­развитое, одностороннее, фрагментарное (абстрактное); б) процесс мыс­ленного отвлечения от ряда свойств и отношений изучаемого предмета или явления с одновременным выделением интересующих познающего субъекта в данный момент свойств (абстрагирование); в) результат абст­рагирующей деятельности мышления (абстракция в узком смысле).

С помощью абстракции возникли все логические понятия. Это различного рода «абстрактные предметы», которыми являются как отдельно взятые понятия и категории («развитие», «мышление» и т. п.), так и их системы (наиболее развитые из них – математика, логика и философия).

В словаре С. И. Ожегова «под абстракцией понимается мыслен­ное отвлечение, обособление от тех или иных сторон или связей пред­метов и явлений для выделения существенных их признаков».

Существуют различные виды абстракций, используемых в гуманитарных науках:

Абстракция отождествления, в результате которой выделяются общие свойства и отношения изучаемых методов (от остальных свойств при этом отвлекаются). При этом на основе установле­ния равенства предметов в данных свойствах или отношениях образуются соответствующие методам классы, осуществляется учет тождественного в предметах и происходит абстрагирование от всех различий между ними.

Изолирующая абстракция – акты так называемого «чистого от­влечения», когда выделяются определенные свойства и отноше­ния, которые начинают рассматриваться как самостоятельные ин­дивидуальные предметы («абстрактные предметы» — «доброта», «эмпатия» и т. п.).

Абстракции различаются также по уровням (порядкам). Абстрак­ции от реальных предметов называются абстракциями первого по­рядка. Абстракции от абстракций первого уровня называются абст­ракциями второго порядка и т. д. Самым высоким уровнем абстрак­ции характеризуются философские категории.

Абстрагирование имеет особую ценность при изучении сложных процессов, таких, например, как воспитание и обучение. С помощью абстрагирования исследователь может выделить общие признаки у многих изучаемых предметов или вычленить какой-либо признак у одного предмета и специально исследовать его. Наконец, может быть создан идеализированный объект, т. е. объект, не существу­ющий в реальной педагогической практике, но дающий представле­ние об идеале, о совершенном, законченном виде. Так, в качестве идеальных объектов — в «чистом виде» — можно создать «идеально­го специалиста, профессионала», «идеального выпускника учебного заведения», «идеальное учебное занятие» и.т. д. Это и будет тот ори­ентир, на достижение которого направляет свои усилия исследова­тель.

Однако чем выше степень абстрагирования, тем сложнее стано­вятся пути приведения теоретических знаний в форму, готовую для использования на практике.

Решить эту задачу, включить полученные теоретические знания (абстракции) в систему существующих концепций с тем, чтобы уточ­нить, углубить, развить, а может быть, и доказать их несостоятель­ность, помогает метод конкретизации.

Конкретизация – не что иное, как мысленный процесс воссоздания определенного психоло­го-педагогического явления на основе ранее сделанных абстракций. К примеру, педагог использует абстракции «обучение», «воспитание», «преподавание», «учение», «восприятие», «осмысление», «запомина­ние», «практика» и т. п. в отношении к конкретному виду учебного занятия. Это означает, что он применяет в исследовании метод кон­кретизации, обогащает понятие новыми признаками, достигая един­ства многообразия, сочетания многих качественных характеристик предмета.

Восхождение от абстрактного к конкретному, направленное на воспроизведение развития и его источников (внутренних факторов, противоречий), принято выделять в особый метод диалектического познания — метод восхождения от абстрактного к конкретному. Он необходим как для познания сложных процессов, так и для изло­жения результатов познания, позволяющих наиболее адекватно вос­производить развитие и функционирование сложных объектов.

Идеализация – это мысленное конструирование понятий об объ­ектах, не существующих и не осуществимых в действительности, но таких, для которых имеются прообразы в реальном мире. Чаще всего она рассматривается как специфический вид абстрагирования.

В процессе идеализации происходит предельное отвлечение от всех реальных свойств предмета с одновременным введением в со­держание образуемых понятий признаков, не реализуемых в дейст­вительности. В результате образуется так называемый «идеализиро­ванный объект», которым может оперировать теоретическое мышле­ние при отражении реальных объектов.

В результате идеализации образуется такая теоретическая модель, в которой характеристики и стороны познаваемого объекта (предмета, явления) не только отвлечены от фактического эмпири­ческого материала, но и выступают в более резко и полно выражен­ном виде, чем в самой действительности, поскольку они сконструи­рованы мысленно. Идеализированный объект в конечном счете выступает как отражение реальных предметов и процессов. Теоретическими конструктами, образованными с помощью идеали­зации такого рода объектов, можно оперировать в рассуждениях как реально существующей вещью и строить абстрактные схемы реаль­ных процессов, служащие для более глубокого их понимания.

Таким образом, идеализированные предметы не являются чисты­ми фикциями, не имеющими отношения к реальной действительно­сти, а представляют собой результат весьма сложного и опосредо­ванного ее отражения. Идеализированный объект представляет в познании реальные предметы, но не по всем, а лишь по некоторым жестко фиксированным признакам. Другими словами, это упрощен­ный и схематизированный образ реального предмета.

Теоретические утверждения, как правило, непосредственно отно­сятся не к реальным объектам, а к идеализированным, познаватель­ная деятельность с которыми позволяет устанавливать существен­ные связи и закономерности, недоступные при изучении реальных объектов, взятых во всем многообразии их эмпирических свойств и отношений. Идеализированные объекты – результат различных мыслительных экспериментов, направленных на реализацию неко­торого нереализуемого в действительности случая.

Обобщение как метод научного познания представляет собой, во-первых, логический процесс перехода от единичного к общему, от менее общего к более общему знанию, установление общих свойств и признаков предметов. Во-вторых, обобщение и – результат этого процесса: обоб­щенное понятие, суждение, закон, теория. Получение обобщенного знания означает более глубокое отражение действительности, про­никновение в ее сущность. По мнению С. И. Ожегова, обобщить – значит сделать вывод, выразить основные результаты в общем поло­жении, придать общее значение чему-либо. Обобщение тесно связа­но с абстрагированием. Принято различать два вида научных обобщений: выделение любых признаков (абстрактно-общее) или существенных (конкретно–общее, т. е. закон).

По другому основанию можно выделить обобщения: а) от отдельных фактов, событий к их выражению в мыслях (индуктивное обобщение); б) от одной мысли к другой, более общей мысли (логическое обобщение). Мысленный переход от более общего к менее общему есть процесс ограничения. Обобщение не может быть беспредельным. Оно ограничено философскими категориями, которые не имеют родового понятия, и потому обобщить их нельзя.

В психолого-педагогических исследованиях активно применяют­ся индукция и дедукция.

Индукция (лат. inductio – наведение) – логический метод (прием) исследования, связанный с обобщением результатов наблюденийэкспериментов и движением мысли от единичного к общему.

В индукции данные опыта «наводят» на общее, индуцируют его. Поскольку опыт всегда бесконечен и неполон, то индуктивные выводы носят проблематичный (вероятностный) характер. Индуктивные обобщения обычно рассматривают как опытные истины или эмпирические законы. В словаре русского языка под индукцией понимается способ рассуждения, ведущий от частных фактов, положений кобщим выводам.

Используя индуктивный путь, исследова­тель идет от эмпирического уровня к уровню теоретическому по­средством обобщения отдельных фактов, аналогий, статистического описания и выводов, различных форм экстраполяции от известного к неизвестному. Тем самым осуществляется проникновение в сущ­ность явлений, открытие их закономерностей, построение гипотез и теорий.

Применение дедуктивного пути позволяет выводить утвержде­ния из одного или нескольких утверждений на основе законов и пра­вил логики. Дедукция (лат. deductio – выведение) означает, во-первых, пере­ход в процессе познания от общего к единичному (частному), выве­дение единичного из общего. Во-вторых, это процесс логического выво­да, т. е. перехода по тем или иным правилам логики от некоторых данных предложений – посылок к их следствиям (заключениям). Как один из методов (приемов) научного познания тесно связан с индукцией. Это диалектически взаимосвязанные способы движения мысли. В. П. Кохановский считает, что в основе великих открытий, прогрессивных скачков научной мысли лежит индукция — рис­кованный, но истинно творческий метод. Строгость дедуктивного рассуждения не дает воображению впадать в заблуждение, она по­зволяет после установления с помощью индукции новых исходных пунктов вывести следствия и сопоставить выводы с фактами. Лишь одна дедукция может обеспечить проверку гипотез.

Аналогия (греч. analogia – соответствие, сходство) – метод науч­ного познания, при котором устанавливается сходство в некоторых сторонах, качествах и отношениях между нетождественными объек­тами. Умозаключение по аналогии – выводы, которые делаются на основании такого сходства. Таким образом, при выводе по аналогии знание, полученное из рассмотрения какого-либо объекта («моде­ли») переносится на другой, менее изученный и менее доступный для исследования объект. Заключения по аналогии являются прав­доподобными: например, когда на основе сходства двух объектов по каким-то одним параметрам делается вывод об их сходстве по дру­гим параметрам. Схема аналогии: если с имеет признаки P, Q, S, T, а d имеет признаки Р, Q, S, то, по-видимому, d имеет признак Т. Аналогия не дает достоверного знания: если посылки рассужде­ния по аналогии истинны, это еще не значит, что и заключение будет истинным. Для повышения вероятности выводов по аналогии необходимо стремиться к тому, чтобы:

· были выделены внутренние, а не внешние свойства сопоставляемых объектов;

· эти объекты были подобны в важнейших и существенных признаках, а не в случайных и второстепенных;

· круг совпадающих признаков был как можно шире;

· учитывались не только сходство, но и различия, чтобы последние не перенести на другой объект.

Моделирование как метод научного познания представляет собой воспроизведение характеристик некоторого объекта на другом объекте, специально созданном для их изучения. Последний называ­ется моделью. Таким образом, под моделью следует понимать объ­ект, который имеет сходство в некоторых отношениях с прототипом и служит средством описания и/или объяснения, и/или прогнозиро­вания поведения прототипа. Модель – вспомогательное средство, которое в процессе познания, исследования дает новую информацию об основ­ном объекте изучения. Она может послужить и конструированию но­вого, еще неведомого в практике. В таком случае исследователь, вы­явив характерные черты, свойства, признаки существующих явле­ний, процессов педагогической практики, начинает поиск нового из компоновки, сочетания, моделирует принципиально новое состоя­ние изучаемого. Так возникают модели-гипотезы, носящие предпо­ложительный характер и требующие проверки, модели-концепции, превращающиеся в научно обоснованные теории.

Потребность в моделировании возни­кает тогда, когда исследование самого объекта невозможно, затруд­нительно, дорого, требует слишком длительного времени и т. д.

В основе моделирования лежит определенное соответ­ствие (но не тождество) между исследуемым объектом (оригиналом) и его моделью. Между моделью и оригиналом должно существовать известное сходство (отношение подобия): физических или психических характеристик, функ­ций; поведения изучаемого объекта и его математического описания; структуры и др. Именно это сходство и позволяет переносить ин­формацию, полученную в результате исследования модели, на ори­гинал.

Механизм моделирования включает обычно следующие операции:

· переход от естественного объекта к модели, построение модели;

· экспериментальное исследование модели;

· переход от модели к естественному объекту, когда результаты, полученные при исследовании, переносятся на данный предмет.

В педагогике моделирование приобретает особое значение в свя­зи с задачей повышения теоретического уровня науки, поскольку оно неразрывно связано с абстрагированием и идеализацией, посред­ством которых происходит выделение сторон моделируемых объек­тов, отображаемых на модели. В процессе создания теории широкое применение находят модельные представления (или модели-пред­ставления), которые могут быть идеализированными объектами ис­следования и в этой их функции служат незаменимым средством теоретического педагогического анализа. Любое теоретическое пред­ставление о каком-либо объекте можно рассматривать как качест­венную модель этого объекта.

Так, например, содержание образования представляет собой мно­гоуровневую педагогическую модель социального заказа, обращен­ного к образованию и, соответственно, к педагогам. Эта модель зада­ет структуру и нормы деятельности по формированию содержания образования на уровнях общего теоретического представления учеб­ного предмета, учебного материала, процесса обучения и структуры личности учащегося.

В психолого-педагогической теории выделяется иногда особый вид моделирования – мысленный эксперимент. Его содержание складывается из соотношения теоретических и экспериментальных данных, полученных в исследовании, с динамической моделью, ими­тирующей те ситуации, которые могли бы возникнуть при реальном экспериментировании. Такая идеальная модель позволяет обнару­жить наиболее важные для исследователя связи и отношения в изу­чаемом объекте, объяснить и конкретизировать уже имеющиеся приемы и правила, главным образом, путем абстракции и идеализа­ции.

Такой эксперимент представляет собой логическое рассуждение о том, как протекали бы определенные явления или процессы, если удалось бы создать условия, почему-либо неосуществимые в данный момент.

Экспериментатор создает и превращает идеальные объекты в определенные динамические модели, мысленно имитируя ситуа­ции, которые могли бы быть в реальном экспериментировании. Не­редко мысленный эксперимент предшествует реальному. Представ­ляя себе мысленно ход возможного эксперимента, исследователь уточняет логику и варианты для проверки, а также определяет пред­полагаемые, гипотетические результаты, с которыми он впоследст­вии будет сравнивать результаты действительного эксперимента.

Моделирование, особенно идеальных объектов, в психологии и педагогике очень сложно ввиду многообразия и сложности изучае­мых явлений и процессов. Однако необходимость применения этого метода становится все более ощутимой и настоятельной. Необходи­мо только помнить, что любая модель всегда беднее прототипа, что она отражает лишь его отдельные стороны и связи, так как теорети­ческое моделирование всегда включает абстрагирование.

Эмпирические методы



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: