в учреждениях образования




 

В образовательных учреждениях возможна организация следующих видов исследования.

Коллективное исследование связано с разработкой группой участников работы общей темы, когда каждый из исследователей выполняет какую-то часть общей работы.

Комплексное исследование – разновидность коллективного. Оно отличается многопредметностью и многоаспектностью, результаты его интегрируются и выражаются в виде педагогических или организационно-педагогических выводов, моделей и рекомендаций.

Индивидуальное исследование проводится одним исследователем, и его организация представляет собой самоорганизацию деятельности.

Этапы коллективного комплексного исследования

1. Первый этап – ориентировочный. Он предполагает объективный анализ и оценку образовательной ситуации в стране, регионе, городе или районе, изучение социального заказа общества и государства образованию, запросов населения, насыщенности и запросов рынка образовательных услуг.

Этот этап осуществляет инициатор и потенциальный руководитель коллективного поиска с группой своих помощников-активистов, среди которых очень желательно иметь представителей основных направлений планируемого комплексного исследования.

2. Второй этап – диагностический. Изучается уровень развития интересующих исследователей педагогических процессов и явлений, исторический и современный опыт решения аналогичных (или близких) проблем. К исследованию на этом этапе привлекается более широкий круг специалистов, в основном используются уже известные (стандартные) методы и методики.

3. Третий этап – постановочный. Определяются исходные теоретические позиции, цели и задачи поиска, проектируется модель будущего, преобразованного состояния исследуемого процесса, учреждения, системы. Происходит генерирование ведущих идей и замысла преобразования, намечаются способы введения нового и отслеживания эффективности нововведений.

На этом этапе сочетаются индивидуальная творческая деятельность инициаторов поиска, ответственных за его отдельные направления, и коллективная мыследеятельность (дискуссии, защиты проектов, мозговой штурм, обсуждения). Составляются концепции и своего рода сценарный проект (программа, исследовательский проект) поиска.

На этом этапе следует позаботиться о кадровом, материально-техническом, финансовом, управленческом, психологическом и педагогическом обеспечении поиска, иная задача этого этапа – оптимизация условий для творческого поиска.

4. Четвертый, преобразующий, основной по времени и объему работы этап исследования. Выполняется запланированная работа (эксперимент, создание и реализация авторских программ и проектов, введение новых технологий, моделей управления и т. д.).

Особое значение приобретают обучение кадров методике исследовательской работы, осуществление научного и научно–методического сопровождения. Должны активно работать кафедры, секции, исследовательские проблемные лаборатории, творческие группы, интенсивно идти обмен опытом работы, совместный поиск лучших решений (совещания, консилиумы, советы специалистов и т.д.).

5. Пятый, заключительный этап включает итоговую диагностику, обобщение, интерпретацию и оценку результатов, представление итогового аналитического отчета о проделанной работе, публикации в педагогической печати, внедренческие документы (учебные планы, программы, рекомендации, положения и т.д.). Материалы готовят исполнители, руководители направлений, а обобщает и представляет руководитель исследовательской работы.

Заранее продуманная логика исследования отражается, фиксируется в основных документах, определяющих содержание, направленность и методику поиска. Пакет документов представляется сначала на экспертизу, а затем на утверждение в районные, городские или областные органы власти или управления.

В пакет документов обычно входят:

· концепция;

· исследовательский проект (программа);

· устав учреждений нового типа, примерные положения об их подразделениях и службах;

· учебные планы и программы (прежде всего оригинальные, авторские);

· штатное расписание, положение об оплате труда, о порядке комплектования штатов;

· смета необходимых расходов, проекты нового строительства и другие документы, обосновывающие запрашиваемые финансовые средства.

Успех исследований в значительной степени предопределяют условия, т.е. те внешние и внутренние обстоятельства, в которых поиск совершается. Поэтому перед началом опытно–экспериментальной работы необходимо проанализировать условия и постараться их оптимизировать. Конечно, не все зависит от самих экспериментаторов, но многие условия можно скорректировать, усилить позитивное и снизить негативное влияние условий на процесс и результаты работы. Если их совокупность явно неблагоприятна или отсутствуют определяющие (обязательные) условия, следует воздержаться от развертывания опытно–экспериментальной работы и поработать над созданием благоприятных или хотя бы приемлемых условий. Некоторые из условий достаточно осознать и учесть, другие можно изменить и скорректировать.

Условия широкого социально–политического плана. Они в целом достаточно благоприятны. Однако, реальные социально–экономические условия педагогического творчества обеспечены еще очень неполно. Обществом и государством не осознана решающая роль образования для судеб страны. Не преодолен узковедомственный подход к проблемам образования, семьи, безработицы, реабилитации. Совершенно недостаточны государственные ассигнования на развитие образования и социальной сферы. Следует, однако, заметить, что именно учреждения, стремящиеся к новому, гораздо быстрее находят поддержку общественности, получают государственные дотации и спонсорские средства.

В организационно-методических условиях исследования можно выделить обязательные условия:

· наличие «лидера» (индивидуального или коллективного — группы руководителей и педагогов), вооруженного идеями преобразования и способного их генерировать;

· осмысление реальных трудностей, противоречий, перспектив развития; адекватная оценка ситуации, собственных достижений, проблем и возможностей;

· наличие квалифицированных кадров, владеющих ведущими видами деятельности (учителей-мастеров, квалифицированных воспитателей и психологов);

· достаточно высокий общекультурный уровень педагогического коллектива. Только общая культура специалиста может быть основой его творческой деятельности, а общая культура коллектива – залогом успеха коллективного и тем более комплексного исследования;

желательные условия:

· достаточно высокий престиж учреждения, доверие к нему со стороны родителей, учащихся, общественности, клиентов; благоприятный психологический климат в коллективе;

· не очень большое число учащихся (до 500–700) или воспитанников (до 100–150);

· занятия в школе в одну (первую) смену, что дает возможность планировать работу с учащимися на полный день;

· наличие материальных условий (помещение, оборудование, литература и т.д.) и средств;

· резерв свободного времени у участников эксперимента;

· весьма желательны контакты с научными коллективами (кафедрами вузов, подразделениями НИИ и др.).

Вопросы и задания для контроля

1. Каковы критерии и показатели эффективности воспитательного процесса?

2. Разработайте программу личности воспитанника, обратив внимание на методы изучения личности.

3. Какие методы изучения детского коллектива кажутся вам наиболее применимыми?

4. Каковы особенности организации опытно-поисковой работы в учреждениях образования?

 

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО И

КУЛЬТУРА ИССЛЕДОВАТЕЛЯ

 

1. Профессионально значимые качества и мастерство педагога-исследователя.

2. Методологическая культура исследователя.

 

Профессионально значимые качества и



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: