В сфере педагогической деятельности сегодня выделяют следующие формы отражения:
· отражение педагогической действительности в стихийно-эмпирическом процессе познания;
· художественно-образное отражение педагогической действительности;
· отражение педагогической действительности в научном познании.
Деятельность в сфере науки – научное исследование – особая форма процесса познания, такое систематическое и целенаправленное изучение объектов, в котором используются средства и методы наук и которое завершается формированием знаний об изучаемых объектах.
Отличия научного и стихийно-эмпирического познания
Стихийно-эмпирическое познание | Научное познание |
Оно первично. Это такое познание, при котором получение знаний не отделено от общественно–практической деятельности людей. Знание такого рода получает и учитель в процессе практической работы. В области педагогики стихийно-эмпирическое знание живет в народной педагогике. В ней отражены определенные педагогические закономерности. Фиксация знания не требует специальной терминологии. Носит стихийный, произвольный характер. | Познавательную деятельность в науке осуществляют не все, а специально подготовленные группы людей – научных работников. Формой ее осуществления и развития является научное исследование. Научные знания фиксируются не только в естественном языке, но и в специально создаваемых знаковых системах и системах символов (например, в математике, химии). Носит систематический и целенаправленный характер. В науке создаются и разрабатываются специальные средства познания, методы научного исследования. |
Основными признаками научного процесса познания выступают:
|
· характер целеполагания;
· выделение специального объекта исследования;
· применение специальных средств познания;
· однозначность терминов.
Таким образом, научные исследования в области педагогики представляют собой специфический вид познавательной деятельности, в ходе которой с помощью разнообразных методов выявляются новые, прежде не известные стороны, отношения, грани изучаемого объекта. При этом главная задача исследования состоит в выявлении внутренних связей и отношений, раскрытии закономерностей и движущих сил развития педагогических процессов или явлений.
Типология психолого-педагогических исследований
I. По характеру и содержанию исследования бывают:
1. Фундаментальные.
2. Прикладные.
3. Разработки.
Основные отличительные признаки фундаментального психолого-педагогического исследования:
· теоретическая актуальность, выражающаяся в выявлении закономерностей, принципов или фактов, имеющих принципиально важное значение;
· концептуальность;
· историзм; критический анализ научно несостоятельных положений;
· использование методик, адекватных природе познаваемых объектов действительности;
· новизна и научная достоверность полученных результатов.
Фундаментальные исследования призваны разрешать задачи стратегического характера.
Главным критерием фундаментального исследования в области педагогики служит решение перспективной задачи: подготовить развитие науки в течение ближайших 10-15 и более лет, а также сделать теоретические выводы, которые внесут серьезные изменения в логику развития самой науки.
|
Основными признаками прикладных психолого-педагогических исследований являются:
· приближенность их к актуальным запросам практики;
· сравнительная ограниченность выборки исследования;
· оперативность в проведении и внедрении результатов и др.
Решая оперативные задачи педагогики, прикладные исследования опираются на исследования фундаментальные, которые вооружают их общей ориентацией в частных проблемах, теоретическими и логическими знаниями, помогают определить наиболее рациональную методику исследования.
В свою очередь, прикладные исследования дают ценный материал для фундаментальных исследований.
Отличительные черты разработок:
· целевая направленность;
· конкретность;
· определенность;
· сравнительно небольшой объем.
К разработкам в педагогике относятся, как правило, методические рекомендации по тем или иным вопросам обучения и воспитания, инструкции, методические средства и пособия.
Они опираются на прикладные исследования и передовой педагогический опыт.
II. Р.С. Немов выделяет следующие виды психолого-педагогических исследований:
1. Обзорно-аналитическое.
2. Обзорно-критическое.
3. Теоретическое.
4. Эмпирическое описательное.
5. Эмпирическое объяснительное.
6. Методическое.
7. Экспериментальное.
Обзорно-аналитическое исследование предполагает подбор и изучение литературы по теме с последующим систематическим изложением и анализом проработанного материала, рассчитанного на то, чтобы в полном объеме представить и критически оценить исследования, посвященные избранной теме.
|
Информационный материал, накопленный в результате изучения литературы, представляется в виде научного реферата, где кроме обзора проведенных исследований и краткого изложения их результатов содержится обстоятельный анализ имеющихся данных.
Если подобного рода исследование выполняется не как самостоятельное, а как часть более сложного исследования, например как начальный этап планируемого эксперимента, то письменный текст, полученный в его результате, может стать отдельной главой в экспериментальной работе.
В заключение реферата рекомендуется делать выводы, касающиеся состояния дел по изучаемой проблеме: кратко и точно сформулировать, что уже сделано по избранной проблеме, что предстоит сделать для того, чтобы полностью ответить на все вопросы, связанные с данной проблемой.
К обзорно-аналитическому исследованию предъявляются следующие основные требования:
· соотнесенность содержания анализируемой литературы с избранной темой;
· полнота списка изученной литературы;
· глубина проработки первичных литературных источников в содержании реферата;
· систематичность изложения имеющихся литературных данных;
· логичность и грамотность текста реферата, аккуратность его оформления и правильность с точки зрения имеющихся на данный день библиографических требований.
В обзорно-критическом исследовании, кроме обязательной обзорно-аналитической части, должны быть представлены подробная и аргументированная критика того, что уже сделано по проблеме, и соответствующие выводы.
Критический анализ может содержать и собственные размышления автора реферата по поводу того, что описывается в нем, в том числе идеи, касающиеся возможного решения поставленной проблемы.
Теоретическим называется исследование, в котором, кроме обзора и критического анализа литературы, имеются собственные теоретические предложения автора, направленные на решение поставленной проблемы. Это авторский вклад в теорию решаемой проблемы, новое ее видение, оригинальная точка зрения.
К исследованию теоретического типа, кроме уже описанных, предъявляются следующие требования:
· точность определения используемых понятий,
· логичность, непротиворечивость рассуждений.
В основу эмпирического, или опытного, исследования положены не литературные данные, не понятия, а реальные достоверные факты. Такое исследование обычно проводится с использованием определенных методов сбора и анализа фактов, поэтому, как правило, содержит в себе методическую часть.
Следует подчеркнуть, что эмпирическое исследование не предполагает создания искусственной, экспериментальной ситуации для выявления и сбора необходимых фактов. В исследовании подобного типа ученый или практик просто наблюдает, фиксирует, описывает, анализирует и делает выводы из того, что происходит в жизни без их личного вмешательства.
Эмпирическое исследование может быть описательным и объяснительным.
В описательном исследовании опытным путем добываются и описываются некоторые новые факты, касающиеся малоизученных объектов или явлений.
Объяснительное эмпирическое исследование включает в себя не только сбор и анализ, но и объяснение полученных фактов, которое содержит в себе выяснение причин и причинно-следственных зависимостей между фактами, при котором неизвестное объясняется через известное.
Основная цель методического исследования заключается в том, чтобы разработать, обосновать и проверить на практике по критериям валидности, надежности, точности и однозначности некоторую новую психодиагностическую методику или создать методику, формирующую некоторое психологическое качество, черты личности ЗУН и т.п.
Если создаваемая методика тестового типа, то для нее обязательно устанавливаются тестовые нормы, а также точно описываются и выверяются процедура, правила проведения, способы анализа и интерпретации получаемых данных.
Если же создаваемая методика формирующего типа, то:
· должно быть представлено ее развернутое теоретическое обоснование,
· дано подробное описание того, что и как с помощью этой методики формируется,
· указано, где, как и когда на практике эту методику можно применять.
Вопросы и задания для контроля
1. Какова роль методологии педагогики на современном этапе развития науки?
2. Чем определяется необходимость введения методологических принципов психолого-педагогического исследования?
3. Изучите Нормы профессиональной этики для разработчиков и пользователей психодиагностических методик. Сделайте вывод о применимости их к организатору психолого-педагогического исследования.
4. Каковы принципиальные отличия научного исследования от стихийных форм познания?
5. К какому типу относится психолого-педагогическое исследование, в котором автор рассматривает различные точки зрения на проблему и делает вывод о недостаточности имеющихся способов ее решения?
МЕТОДЫПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО
ИССЛЕДОВАНИЯ
1. Понятие метода научного познания и классификация методов психолого-педагогического исследования.
2. Теоретические методы психолого-педагогического исследования.
3. Эмпирические методы психолого-педагогического исследования.
4. Требования, предъявляемые к методам и методикам психолого-педагогического исследования.
Понятие метода научного познания и классификация