Учреждения коллективного инвестирования (инвестиционные фонды) появились в Германии только после Второй мировой войны. Немецкая статистика выделяет два типа инвестиционных фондов – публичные (Publikumsfonds) и специальные (Spezialfonds). Публичные имеют право проводить открытую подписку на свои инструменты. Фактически специальные фонды предназначены для крупных инвесторов – юридических лиц. Они носят закрытый характер. Спецификой Германии в отличие от других стран является значительное преобладание подобных фондов в общей сумме чистых активов институтов коллективного инвестирования. Если публичные фонды отвечают требованиям Директивы ЕС об институтах коллективного инвестирования и относятся к так называемым UCITS (предприятиям коллективного инвестирования в обращающиеся ценные бумаги), то специальные – нет. Немецкие инвестиционные фонды выпускают инвестиционные сертификаты.
За 90-е годы количество фондов и их активы выросли в несколько раз. Экономические трудности начала нынешнего десятилетия лишь затормозили их развитие. Спад, безусловно, имел место, но достаточно умеренный. Серьезное сокращение активов коснулось лишь фондов акций. Однако особенностью Германии является относительно невысокая доля фондов акций в общей сумме активов инвестиционных фондов (16% в 2003 г.). Основная часть активов приходится на фонды облигаций (28%) и смешанные (38%). Большая часть немецких инвестиционных фондов создана и управляется банками, страховыми компаниями и организациями, такими как промышленные фонды, федерации промышленников и пр.
Рынок долговых инструментов Германии
Рынок облигаций ФРГ (по объему облигационной задолженности) является третьим в мире национальным рынком после США и Японии с объемом 5,8 трлн. долл. США (декабрь 2007 года, данные Банка международных расчетов). Из них свыше половины долга приходится на облигации, размещенные на международном рынке (прежде всего еврооблигации).
|
Спецификой облигационного рынка Германии является абсолютное преобладание банковских облигаций в структуре задолженности и совсем незначительная, хотя и растущая, доля облигаций промышленных компаний.
Доходность немецких облигаций в целом такая же, как и у облигаций соответствующего рейтинга других стран зоны евро. В этом заключается одно из достижений и преимуществ создания Еврозоны – формирование единого рынка капитала. В апреле 2008 года, по данным Бундесбанка, средняя доходность государственных облигаций на вторичном рынке составляла 4%, банковских облигаций – 4,4%, небанковских облигаций – 5,9%.
Государственные облигации в Германии
В первой половине 90-х годов в связи с объединением Германии и необходимостью экономической помощи восточным землям в стране произошло более чем двукратное увеличение государственного долга, сопровождавшееся расширением объемы эмиссии государственных облигаций. В конце 1990-х, как и в большинстве других развитых стран (за исключением Японии), в Германии произошло как абсолютное, так и относительное сокращение государственного долга, однако спад в экономике Западной Европы заставил правительство Германии пойти на наращивание задолженности. Бюджетный дефицит страны неоднократно выходил за рамки границ, установленных «Пактом стабильности», принятым странами – членами зоны евро (3% ВВП). Лишь в последние два года ситуация стала улучшаться.
|
Федеральное правительство выпускает в основном два вида облигаций:
· долгосрочные Bundesanleihen (Bunds);
· среднесрочные Bundesobligationen (Bobls).
Прочие инструменты:
· двухлетние (Schatze) (казначейские ноты);
· шестимесячные федеральные бескупонные облигации (Bubills);
· финансовые векселя (unverzinsliche Schatzanweisungen) – от одного до двух лет.
Для населения выпускаются федеральные сберегательные облигации.
Банковские облигации в Германии
К числу банковских облигаций относятся в первую очередь так называемые пфандбрифы и собственно банковские облигации.
Пфандбрифы (Pfandbriefe). Pfand в переводе с немецкого – залог, заклад; briefe – письмо. В дословном переводе pfandbriefe - это залоговое письмо, закладное свидетельство или просто закладная. Изначально (в XVIII в.) пфандбриф и представлял собой закладную – документ, удостоверяющий право его владельца на имущество должника в случае неисполнения последним своего обязательства. Однако на самом деле современный пфандбриф имеет с закладным свидетельством общего лишь то, что в основе их лежит ипотечное кредитование, т. е. кредитование под залог недвижимого имущества (да и то не всегда).
Обеспечением пфандбрифов служит или первая закладная на недвижимость Hypothekenpfandbriefe (ипотечные пфандбрифы), или кредиты государственным органам (обычно правительствам земель) – offentliche Pfandbriefe (публичные пфандбрифы, ранее известные как kommunalobligationen).
Пфандбриф – германский инструмент, либо не существующий в других странах (например, в англосаксонских), либо существующий лишь в более или менее сходном виде (в Европе). Попытки перевести этот термин оказываются неудачными. Например, нередко пфандбриф переводят как «ипотечная облигация». Но в настоящее время это не совсем верно. Из всего объема выпущенных пфандбрифов собственно на ипотечные пфандбрифы приходится только 23%, а остальные 77% – на публичные пфандбрифы (2007 г.). Пфандбрифы в Германии могут выпускать 40 финансовых учреждений: 20 частных ипотечных банков (из них 17 – чисто ипотечные и 3 – смешанные), 18 государственных (земельных) кредитных учреждений и 2 частных банка по ипотечному кредитованию судостроительных предприятий. Доля частных ипотечных банков в выпуске пфандбрифов в целом составляет примерно 60%, в т. ч. ипотечных пфандбрифов – 80%.
|
Ныне рынок пфандбрифов – крупнейший сегмент рынка корпоративных облигаций Германии, превосходивший в отдельные годы даже рынок облигаций федерального правительства. Это и крупнейший рынок облигаций в Европе, опережавший (опять же, в отдельные годы) рынки государственных облигаций Италии, Франции, Великобритании. Задолженность по пфандбрифам достигала в 2000 году 826 млрд. евро (587 млрд. евро в конце 2007 г.).
Облигации нефинансовых компаний. Немецкие компании относительно редко прибегают к выпуску облигаций. Если сразу после войны на них приходилось около 15% всех облигаций, то в дальнейшем их доля снизилась до 1% и меньше. Однако с конца 1990-х годов в Германии, как и в других странах ЕС, наблюдается стремительный рост заимствований на облигационном рынке нефинансовыми компаниями. В результате, если в 1999 году соотношение корпоративных облигаций ФРГ и ВВП составляло менее 1%, то в 2007 году оно равнялось уже 4%.
Все государственные облигации и большая часть банковских имеют листинг на биржах, однако торгуют ими в основном на внебиржевом (телефонном) рынке. Это особенно характерно для банковских облигаций. Непосредственно на торговую систему бирж приходится лишь 5% оборота (2000 г.).
Основными инвесторами на рынке немецких облигаций выступают банки (36% находящихся в обращении облигаций). Следом за ними идут иностранные инвесторы (33%), на третьем месте прочие финансовые учреждения – 17% (институты коллективного инвестирования и страховые компании), на четвертом – население (13%). Зарубежные институциональные инвесторы предпочитают государственные облигации. Основными держателями банковских облигаций выступают сами банки.
Эмитенты облигаций и займов
В качестве эмитентов ценных бумаг, приносящих проценты, выступают различные институты. Для инвестора это означает, что различные эмитенты могут различаться в отношении своей финансовой мощности и платежеспособности, что, конечно, оказывает влияние на надежность соответствующих обязательств при капиталовложениях. С этой точки зрения для наиболее распространенных форм долговых обязательств можно рассмотреть несколько групп эмитентов.
Органы государственной власти используют для финансирования своей потребности в капитале ряд инструментов рынка долгосрочных капиталов. К ним относятся облигации государственного займа (öffentliche Anleihe), которые пускаются в обращение федерацией (т.е. Федеративной Республикой Германии), а также долговые обязательства и облигации, выпускаемые ее административным единицами (федеральными землями, городами и округами). Федерация пускает в обращение, наряду с государственными долговыми обязательствами (Bundesanleihe) и облигациями (Bundesobligation), также государственные казначейские обязательства (Bundesschatzbrief) и так называемые финансовые казначейские векселя (Finanzierungsschatz). Оба последних вида обязательств в отличие от обязательств первого вида не обращаются на бирже.
Под государственными долговыми обязательствами понимаются в общем случае долгосрочные, обращающиеся на бирже обязательства федерации (срок действия от 10 до 30 лет), а под государственными облигациями подразумевается их среднесрочный вариант обязательств (срок действия 5 лет). Оба вида обязательств обладают твердо фиксированной номинальной процентной ставкой (в размере от 3 до 6,5%), стоимость же их при выпуске различна.
Государственные казначейские обязательства являются среднесрочными с фиксированной процентной ставкой (в размере от 2 до 4,5%), которая в течение периода вложения капитала возрастает. При этом различают казначейские обязательства типа А (срок действия 6 лет) и типа Б (срок действия 7 лет). Для обязательств типа А эмиссия и погашение происходит по номинальной стоимости, а проценты выплачивают по окончании года. Обязательства типа Б запускаются в обращение по номинальной стоимости, проценты, конечно, накапливаются в течение срока их действия и выплачиваются вместе с вложенным в них капиталом при погашении.