СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31




ФИНАНСОВЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

(Финансовый университет)

Краснодарский филиал Финуниверситета

 

Кафедра «Менеджмент и маркетинг»

Направление «Менеджмент»

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

по дисциплине «Управление стоимостью и финансированием проекта»

на тему:

Анализ бюджета проекта

Студент 3БМ УП Эдгар Р. Айрумян  
(подпись студента)
Руководитель канд. экон. наук А.Г. Рубин
  (подпись руководителя)

 

Работа защищена: «__» ___________2019 г.

Оценка: __________________________

 

 

Краснодар 2019

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ 3

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРОЕКТА 4

Понятие проекта и управления стоимостью проекта 5

Виды бюджетов проекта и методы их разборки 8

Цели, методы и инструменты анализа бюджета проекта 12

АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ПРОЕКТА ПО ОТКРЫТИЮ МИНИ-ПЕКАРНИ 17

Анализ рынка хлебобулочных изделий 17

Общая характеристика проекта открытие мини-пекарни 21

Анализ бюджета проекта по открытию мини-пекарни 24

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 29

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ 31


ВВЕДЕНИЕ

 

Наряду с неплатежеспособными и относительно процветающими, богатыми предприятиями российская экономика способна постепенно воспринимать изменения, ориентированные на более структурированную экономику, широкий спектр форм собственности, неизбежность улучшения качества и ассортимента продукции для широкого потребительского спроса.

Шансы на успех в бизнесе значительно возрастут, если он будет использовать соответствующую политику управления ресурсами. Каждая компания имеет некоторый капитал, чтобы заработать большую часть своей прибыли. Ошибки, связанные с инвестициями, неизбежно ведут к потере финансовой устойчивости и даже к банкротству.

Бюджет представляет цели, выраженные в конкретных показателях, альтернативы достижению целей, последствия создания альтернативы целям, фактические результаты реализации управленческих решений и отклонения от запланированных результатов. Его также можно определить как процесс принятия решений, с помощью которого предприятие оценивает пригодность притоков и оттоков активов.

В условиях кризиса возникает вопрос о структуре времени, в котором живет общество. Это может быть достигнуто только путем определения центра тяжести баланса активов, абсолютных значений, равных относительной энтропии предприятия, и относительной энтропии, показывающей показатели у себя дома на предприятии. Определение времени с одним из циклов определяется направлением развития бизнеса.

Хлеб в России ‑ обязательный продукт для каждого застолья. Похоже, они его не едят только с десертами. Остальные блюда, как первое, так и второе, до сих пор употребляются с хлебом.

Хлеб в России – это не просто продукт питания. Возможно, нигде в мире нет такого священного отношения, как у нас. Первое, что приходит на ум, — это уважение к хлебу как к продукту, который спасал от самого тяжелого голода, в трудные времена. Только в этих трудных временах были почти все народы. Европейские хроники раннего средневековья полны описаниями голода и чумы, ну и что? Хлеб – довольно распространенный продукт для них.

Целью данной работы является анализ бюджета проекта по открытию мини-пекарни.

Задачами данной работы являются:

— раскрыть теоретические особенности анализа бюджета в проекте;

— проанализировать рыночную ситуацию и состояние покупательской способности;

— дать общую характеристику разрабатываемого проекта;

— провести анализ бюджета проекта по открытию мини-пекарни.

В качество объекта исследования был выбран проект открытия мини пекарни, т. к. данная тема является достаточно актуальной на территории РФ.

Предмет исследования – бюджет проекта по открытию мини-пекарни.

В ходе исследования использовались различные материалы. В первую очередь федеральные законы РФ, закон о защите прав потребителей, учебные материалы, а также электронные ресурсы. Данный вопрос рассматривается в работах российских и зарубежных авторов, таких как Абдулаева А.С., Ричард Ньютон, Полковников А., Керимов В.Э., Хори грен И.Т., Хруцкий В.Е., Самочкин В.Н. и других.

Структура работы состоит из следующих частей: введения, основная часть, заключение. Во введении описывается цель, задачи, предмет и объект исследования. Обоснована актуальность выбранной темы. Основная часть состоит из двух глав: теоретической и практической. В теоретическом разделе раскрыты понятие проекта, понятие и виды бюджета проекта, и основные этапы составления бюджета проекта. В практической части работы анализируется бюджет на примере предприятия. Заключение содержит выводы по исследуемой теме.

1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫСОСТАВЛЕНИЯ БЮДЖЕТА ПРОЕКТА

 

1.1 Понятие проекта и управления стоимостью проекта

 

Проект представляет собой особый процесс для достижения определённых целей и решения конкретной бизнес-задачи.

Таким образом, управление проектом – это деятельность, направленная на достижение поставленных целей, реализацию некоторых планов с использованием доступных ресурсов: времени, капитала, людей.

Ядро управления проектом это планирование, короткое или длинное. В бизнес-процессах планирование основано на определенных методах планирования: в зависимости от приоритетности задач и сроков их выполнения.

Управление проектами – это решение ряда небольших индивидуальных задач на разных этапах проекта. Достигая более мелкие цели мы приближаемся к нашей цели.

Это означает, что управление проектами – это постоянный переход от простого к сложному и превращение одной большой задачи в более простые действия, состоящие из примеров процедур. Главное – установить отдельного исполнителя для решения любой небольшой задачи, который должен выполнить это отдельное действие в течение определенного периода времени.

Итого, можно выделить ряд определённых признаков проекта, которые отличают его от других видов деятельности:

- любой проект направлен на достижение конкретных целей;

- проект включает в себя координированное выполнение взаимосвязанных действий;

- проект имеет ограниченную протяженность во времени, с определенным началом и концом;

- каждый проект в определенной степени неповторим и уникален.

Достижение целей в управлении проектами

Достижение целей означает достижение определенных результатов. Проекты обычно включают в себя набор взаимосвязанных целей, где они соответствуют промежуточным целям (подцелям) вместе с основными целями (приоритетом). Все эти цели реализуются, начиная с самых подробных задач и заканчивая целями высшего уровня [5, с. 89].

Координация взаимосвязанных действий в управлении проектами

Проекты по своей сути включают в себя реализацию нескольких взаимосвязанных действий. Более того, эти отношения носят не только технологический характер, но и более тонкий характер. Ведь проект представляет собой систему, состоящую из взаимосвязанных частей. Более того, эта система динамична, поэтому требует особых управленческих подходов.

Чаще всего выполняемые задачи не могут быть запущены до тех пор, пока не будут выполнены дополнительные задачи, поэтому вам необходимо отслеживать, соблюден ли срок. Другие задачи выполняются только параллельно.

Поэтому все задачи должны выполняться синхронно без исключения, в противном случае проект может быть скомпрометирован.

Ограниченная продолжительность с течением времени

Для каждого проекта есть более или менее четко обозначенные начало и конец.

Проект начинается, когда команда создается в нужном составе и проблема финансирования решается, и заканчивается, когда достигаются ее основные цели.

Время является одним из приоритетных факторов в управлении проектами, поэтому принято создавать графики, показывающие начало и конец задач, чтобы гарантировать, что работа будет выполнена вовремя.

Проект вообще не является производственным циклом, каждая задача выполняется один раз, а не циклически. Задачи, которые выполняются в проекте, не ставятся на конвейер, нет навыков для их выполнения, поэтому самая большая проблема заключается в том, чтобы заранее оценить и рассчитать, как долго может выполняться определенная задача, которая выполняется в первый раз и, скорее всего, последняя.

Несомненно, что в таких экспериментальных условиях обычно выделяют время для работы с резервом.

Уникальность задач управления проектами

Проекты – это разовые мероприятия. Хотя степень уникальности в проектах может быть разной. Например, если следующий проект почти такой же, как предыдущий, и основные задачи идентичны предыдущим, тогда проект быстрее, лучше известен и более согласован.

Опыт управления проектами может в любом случае быть полезным независимо от степени уникальности следующей задачи. Даже если появится совершенно новый проект, который полон рисков и неопределенностей, прошлый опыт может сказать, чего можно ожидать в следующем проекте.

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и обеспечения того, чтобы проект был завершен в утвержденном бюджете. Основная цель управления стоимостью проекта — завершить его в рамках утвержденного бюджета [6, с. 121].

Управление стоимостью проекта включает в себя процессы, необходимые для обеспечения и обеспечения того, чтобы проект был завершен в утвержденном бюджете. Основным документом, с которым управляются затраты проекта, является бюджет.

В ходе реализации проекта информация о фактических затратах также учитывается в соответствующих счетах затрат, что позволяет сравнивать плановые затраты (бюджет) с фактическими затратами на соответствующих уровнях детализации.

Управление стоимостью (затратами) проекта включает в себя следующие процессы:

- оценку стоимости проекта;

- бюджетирование проекта, т. е. установление целевых показателей затрат на реализацию проекта;

контроль стоимости (затрат) проекта, постоянной оценки фактических затрат, сравнения с ранее запланированными в бюджете и выработки мероприятий корректирующего и предупреждающего характера.

Оценка стоимости — это процесс создания приблизительной оценки стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операции проекта.

Оценки затрат – это прогнозы, основанные на информации, известной в определенный момент времени. Они включают в себя выявление и рассмотрение альтернатив затрат для начала и реализации проекта. Для достижения оптимальных затрат по проекту следует учитывать соотношения и риски, такие как «производство или покупка», «покупка или аренда» и распределение ресурсов [9, с. 55].

Управление стоимостью проекта состоит из: Оценка стоимости – процесс определения приблизительной стоимости ресурсов, необходимых для выполнения операций проекта.

Бюджетирование — это процесс агрегирования оценок стоимости отдельных транзакций или рабочих пакетов для создания утвержденного базового плана по цене.

 

 

1.2 Виды бюджетов проекта и методы их разработки

 

Любая уважаемая компания уделяет внимание планированию своей деятельности, в том числе финансовой, финансовым целям организации. Он определяет все виды доходов и расходов бюджета организации за тот или иной период времени и определяет ресурсы, необходимые для получения ожидаемого дохода.

Существуют различные понятия и виды бюджетов, нацеленные на решение различных задач, основными являются:

- финансовый бюджет;

- операционный бюджет.

В условиях современного бизнеса бюджетная классификация также часто выделяет и третий вид – инвестиционный бюджет.

Важно отметить, что финансовые и операционные виды бюджетов являются единственным общим (основным или общим) консолидированным бюджетом предприятия. С другой стороны, каждый из них содержит операционные и финансовые бюджеты более низких уровней. В частности, операционный содержит:

- бюджет доходов и расходов (БДР);

- бюджет движения денежных средств (БДДС).

Финансовый бюджет:

В этих видах финансового прогнозирования все будущие коммерческие расходы и доходы выражаются в денежном выражении. Он состоит из нескольких основных документов, в том числе: прогноз прибылей и убытков, прогноз денежных потоков, баланс и движение капитала.

Важно сосредоточить внимание на том факте, что это основной тип бюджета, и он специально нацелен на планирование денежных потоков во всей организации для обеспечения платежеспособности компании и регулирования потенциального (избыточного) объема средств. Планирование удельных доходов и расходов производится в рамках разработки оперативного бюджета предприятия [8, с. 87].

Операционный бюджет

Этот тип бюджета включает в себя различные бюджеты, которые отражают затраты и доходы предприятия от конкретных видов деятельности, включая косвенные налоги, а также материальные и материальные доходы и расходы. Операционный бюджет компании включает в себя различные виды бюджетов предприятий, в том числе производственный бюджет, затраты на электроэнергию и материалы, продажи продукции, списание амортизации, налоги, общие коммерческие расходы и т. д.

Это означает, что, если финансовый бюджет отражает общие денежные потоки, операционный бюджет устанавливает целевые затраты и доходы каждого бизнес-подразделения.

Планирование – это сложная задача, которая помогает обратиться к специальному модулю «Бюджетирование», который предлагает мощные инструменты для разработки всех типов бюджетов: операционного, финансового, БДР и БДДС и т. д. Он может использоваться для организаций любого уровня с учетом их специфики. Модуль значительно сокращает время и усилия, необходимые для процесса бюджетного планирования для любого вида деятельности, и позволяет достичь высоких результатов с максимальной эффективностью в любом бизнесе с другим спектром деятельности в Москве или других регионах России.

По содержанию отдельные операционные виды бюджетов на предприятии подлежат классификации, их можно объединить в группы:

- функциональные;

- текущих периодов;

- инвестиционные;

- ЦФО.

Операционный бюджет в категории функциональный может включать и объединять некоторые самостоятельные виды бюджетного контроля:

- продаж;

- производственных запасов;

- закупок;

- общепроизводственных расходов;

- производственный;

- трудовых затрат;

- коммерческих расходов;

- общих и административных расходов.

Также может осуществляться классификация расходов бюджета и доходов по видам:

- долгосрочные или краткосрочные;

- постатейные;

- с временным периодом;

- гибкие и статические;

- преемственные или с нулевым уровнем;

- профицитные, дефицитные, сбалансированные.

Классификация — это условное понятие. Каждая компания может следовать своим собственным принципам и подходам. Компания может выбрать несколько объектов для составления бюджета на предприятии или создать общий план без разбивки по типу бюджета, выполнить процесс планирования в обычной электронной таблице Excel или использовать инструменты автоматизации.

Основные виды бюджетирования используются в любом бизнесе и планируются как явление с целью повышения эффективности хозяйственной деятельности [10, с. 564].

Говоря о методах разработки бюджетов, можно выделить метод прироста и метод нулевого базиса.

Метод прироста считается традиционным. При подготовке бюджета часто используется подход, при котором основой для его подготовки на предстоящий период являются данные о ранее полученных доходах и уровнях расходов. После этого эти данные обрабатываются с учетом ожидаемых цен и изменений в объеме или характере деятельности. Поэтому бюджеты составляются исходя из возросших затрат и доходов от достигнутого уровня активности.

Недостаток этого метода заключается в том, что неэффективные решения, «заложенные» до достигнутого уровня, переносятся в будущие бюджеты [11, с. 354].

Метод нулевого базиса позволяет подготовить бюджет затрат для конкретной области деятельности при минимальном уровне производства, а затем выпустить решение в отдельном документе, чтобы определить затраты и выгоды от дальнейшего роста. Суть метода заключается в том, что каждое из мероприятий, проведенных в центре финансовой ответственности или структурном подразделении в начале года, должно демонстрировать свое право на продолжение существования путем обоснования будущей экономической эффективности выделенных средств. В результате руководство получает информацию, чтобы лучше расставить приоритеты.

При сравнении этих методов выявляются как недостатки, так и их преимущества. Инкрементное бюджетирование имеет то преимущество, что оно относительно простое. С другой стороны, реализовать бюджетирование с нуля сложнее, хотя и более качественно. Применительно ко всем разрабатываемым бюджетам этот процесс займет много времени [12, с.7].

Выбор конкретного метода развития, видов и форм бюджетов определяется исходя из конкретных видов деятельности, объемов и продаж, целей и задач компании и т. д.

 

 

1.3 Методы анализа бюджета проекта

 

В течение года и по его завершении центральные и территориальные финансовые органы проводят аналитическую работу по результатам исполнения бюджета.

Целями анализа бюджета являются:

- оценка конечных результатов формирования, составления и исполнения бюджета;

- обоснование бюджетной политики государства и территориальных образований;

- обоснование параметров показателей, использованных при формировании бюджета;

- выявление причин, оказавших влияние на нерациональное и неэффективное использование средств бюджета или его исполнение;

- выявление резервов в процессе исполнения бюджета;

- выявление отрицательных моментов в деятельности бюджетополучателей, приводящих к нерациональному, нецелевому, неэффективному использованию бюджетных средств;

- разработка методов и методик рационального и эффективного планирования и использования бюджетных средств;

- совершенствование бюджетного процесса и межбюджетных отношений.

Анализ бюджета позволяет:

- уточнить уровни финансовой самодостаточности центра и территорий, способы перераспределения бюджетных средств между уровнями бюджетной системы;

- определить уровень устойчивости бюджетов всех уровней бюджетной системы;

- вскрыть факторы, влияющие на финансовое положение бюджетной системы и степень их влияния на бюджеты всех уровней власти;

- выявить направления корректировки бюджетной политики на очередной финансовый год.

Методы бюджетного анализа.

На практике используется ряд методов для анализа бюджета и бюджетного процесса, в частности методы сравнения, группировки, показателей цепочки, горизонтального, вертикального, ретроспективного, факторного анализа и т. д. [15]

Метод сравнительного анализа является самым простым методом анализа бюджета. При использовании метода бюджетные показатели за рассматриваемый период сравниваются с плановыми или аналогичными показателями за предыдущий период (квартал, год), которые называются базовыми.

Путем сравнения показателей за определенный период времени их сопоставимость достигается с помощью метода конверсии с учетом инфляционных процессов в экономике [14].

Метод кластеризации сводится к группированию и составлению бюджетных показателей, что позволяет идентифицировать аналитические расчеты, определять тенденции отдельных факторов, взаимосвязь с другими факторами и условия, влияющие на изменение бюджетных показателей.

Метод цепного производства (метод исключения) состоит в замене отдельного показателя отчетности на базовый показатель, при этом оставшиеся показатели остаются неизменными, что позволяет воздействовать отдельными факторами на показатель совокупного бюджета.

Горизонтальный анализ используется для сравнения текущих показателей бюджета с показателями на текущие периоды или для сравнения целей с фактическими.

Вертикальный анализ позволяет определить структуру бюджета или долю отдельных бюджетных показателей в итоговом бюджетном индикаторе и их влияние на общие результаты [15].

Ретроспективный анализ (тренд) проводится для выявления тенденций в динамике бюджетных показателей путем сравнения плановых и отчетных показателей за несколько лет, что позволяет более точно прогнозировать будущие бюджетные показатели.

Факторный анализ должен определить влияние отдельных факторов на исполнение бюджета, таких как показатели экономических или социальных расходов.

Инструменты анализа бюджета

На практике бюджетные инструменты используются в качестве инструментов бюджетного анализа, которые являются относительными или абсолютными показателями финансового состояния государства или территориальной единицы.

Бюджетные коэффициенты используются для сравнения показателей финансового состояния конкретной территориальной единицы с аналогичными показателями других территориальных единиц с целью выявления динамики тенденций развития финансового положения территории.

В качестве примера приведем метод анализа территориальной устойчивости. Уровень устойчивости территориального бюджета может быть охарактеризован объемом финансирования, которое необходимо включить в бюджет для обеспечения минимальных бюджетных расходов.

Объем минимальных бюджетных расходов — это объем ресурсов, необходимых для поддержки населения территориальной единицы. В противном случае они являются бюджетными средствами для финансирования конституционно гарантированных мер по питанию для поддержания учреждений, предприятий и организаций, которые находятся в бюджетной поддержке, и предоставляют услуги или товары населению, которое является бесплатным или на льготных условиях.

Устойчивость бюджета можно характеризовать следующими состояниями:

- абсолютно устойчивым;

- нормальным;

- неустойчивым;

- кризисным.

Стабильность государства характеризуется с точки зрения доходов и расходов фондов.

Расчет и анализ бюджета на основе этих коэффициентов позволяет выявить факторы, влияющие на его состояние, а также выявить причины негативных явлений в бюджетном процессе с целью оптимизации планирования и рационального использования бюджета.

Анализ бюджета, как показывает опыт, основан на результатах бюджета.

Анализ составления бюджета проводится по следующим направлениям исследования бюджетного процесса:

- анализ финансового состояния сферы материального производства;

- анализ ожидаемого исполнения бюджета текущего года;

- анализ показателей сводного финансового баланса;

- анализ доходной части проекта бюджета по источникам дохода;

- анализ расходной части проекта бюджета по направлениям использования бюджетных средств.

Анализ исполнения бюджета проводится по направлениям:

- анализ выполнения показателей поступления доходов по отдельным источникам доходов и отраслям хозяйства;

- анализ исполнения плана расходов бюджета по направлениям финансирования производственной и непроизводственной сферы;

- анализ исполнения долговых бюджетных обязательств;

- анализ налогового исполнения бюджета;

- анализ неналогового исполнения бюджета.

Совместный бюджетный анализ для всех абсолютных и относительных показателей для подготовки и исполнения бюджета представляет собой комплексный бюджетный анализ, который позволяет вам получить наиболее полную и объективную информацию, доступную властям о корректировках бюджетной политики, формировании доходов бюджета, реализации, основных программах и их экономических расходах. усиление мер контроля за рациональным использованием бюджетных ресурсов


 

2 АНАЛИЗ БЮДЖЕТА ПРОЕКТА ПО ОТКРЫТИЮ МИНИ-ПЕКАРНИ

 

2.1 Анализ рынка хлебобулочных изделий

 

Рынок хлебобулочных изделий один из самых просторных в России. В начале экономического кризиса рынок уже был полностью сформирован, и его развитие происходило в основном за счет расширения ассортимента и выпуска новых сортов продукции. За этот период спрос на традиционные весовые категории хлеба снизился, но потребление низкокалорийных сортов и сортов с высоким содержанием рецептов, направленных на полезные для здоровья продукты, произведенные по национальным рецептам, премиальные и мелкие продукты, увеличилось [7, с. 76].

В ходе кризиса в структуре бизнеса стали появляться «социальные» сорта хлеба в результате снижения доходов населения. Опять же, со стабилизацией экономической ситуации, эти тенденции в промышленном развитии снова становятся значительными, например, расширение ассортимента и выпуск новых продуктов. Также в последние годы в сегменте детских товаров больше внимания уделяется изменяющейся демографической ситуации.

В этом случае акцент делается на отсутствие искусственных добавок и насыщенных жиров в продуктах. Растет спрос на заменители хлеба (например, хлебцы). По мнению экспертов, развитие рынка хлебобулочных изделий происходит в основном за счет нетрадиционных сортов, растет спрос на новые сорта хлеба с более сложной рецептурой и выпечкой, но в то время потребление «социального» хлеба было стабильным в течение нескольких лет – его доля составляет около 50%.

По мнению аналитиков, сегментация рынка будет более выраженной в течение следующих пяти лет, что приведет к так называемому традиционному хлебу в более дешевом сегменте с одновременным ростом премиального сегмента хлеба с высоким рецептом и хлеба, приготовленного только из натуральных ингредиентов. Ожидается, что нижний сегмент продолжит падать и будут генерироваться премии.

Отличительной чертой пищевой промышленности в целом и, в частности, хлебопекарной промышленности является их высокая устойчивость к кризисам и другим глобальным экономическим проблемам. Что касается общих тенденций в отрасли, то они не претерпели серьезных изменений. Вопрос изготовления небольших, мало рецептурных изделий по-прежнему актуален.

Это связано как с поиском новых позиций в ассортименте, так и с возможностью повышения рентабельности производства по сравнению с традиционным хлебом. Другим важным направлением является производство новых видов продукции, которые набирают популярность среди российских клиентов и обеспечивают предприятиям высокие показатели прибыльности.

К ним можно отнести: объемные хлебобулочные изделия с повышенной пористостью (например, чиабатта, фокачча и пр.), хлеб с включением различных пищевых ингредиентов, тостовый хлеб, снэки, галеты, питы, лаваши, хлебные палочки, сушки, сухарики и др. Необходимо отметить, что информация о современном состоянии спроса и текущих потребительских предпочтениях – залог успешного функционирования фирмы на рынке.

В условиях возрастающей конкуренции и активного развития мини-пекарен данные о структуре и динамике спроса являются определяющим фактором эффективного развития предприятия. Было проведено маркетинговое исследование спроса на рынке хлебобулочных изделий г. Краснодара.

При выборе метода исследования необходимо было учитывать характер собираемой информации, особенности респондентов, цели исследования. Для исследований спроса на рынке хлебобулочной продукции в качестве метода исследования выбран письменный опрос (анкетирование).

Перед проведением полноценного исследования спроса на рынке хлебобулочных изделий было организовано пилотажное анкетирование, в котором приняло участие 10% выборки, т.е. 10 наиболее типичных представителей целевого сегмента. Основной целью пилотажного анкетирования являлся не сбор и обработка данных, а проверка процедур сбора информации и оценка вопросов, идентификация того, что затрудняет работу интервьюера и респондента.

По результатам анкетирования были внесены некоторые корректировки в анкету в соответствии с пожеланиями респондентов. В частности, к некоторым вопросам, вызвавшим наибольшее затруднение, были добавлены инструкции, разъясняющие порядок и процедуру ответа. Также был исключен вопрос о факторах, учитываемых при выборе места покупки изделий, поскольку данный вопрос вызвал затруднения респондентов, не полностью отвечает поставленным целям исследования, а также перекликается с другим вопросом анкеты.

Некоторые вопросы по желанию респондентов были переформулированы. В ходе исследования спроса на рынке хлебобулочной продукции было опрошено 100 человек в возрасте от 16 до 70 лет. Выборка была осуществлена случайным образом. Анкета состоит из трёх блоков: введение, основная часть и блок социально–демографических вопросов. К каждому вопросу имеются варианты ответов. В некоторых вопросах возможно несколько вариантов ответов, что позволит более полно охарактеризовать потребительские предпочтения.

В каждом вопросе акцентируется внимание на количестве вариантов ответа, которое необходимо выбрать. К некоторым вопросам, наиболее сложным для понимания, предлагаются разъяснения. Также в большинстве вопросов предусмотрено, что потребитель сам вписывает вариант ответа, если остальные варианты ему не подходят.

Возможен также вариант, что потребитель затрудняется ответить на вопрос. Введение знакомит респондента с тематикой и отраслью, которым посвящено исследование. Акцентируется внимание на незначительное время заполнения анкеты и конфиденциальность полученных данных. Основная часть включает 9 вопросов, которые позволят выявить потребительские предпочтения.

Первый вопрос позволяет настроить респондентов на исследование и не несет важной информационной нагрузки. Он позволяет выяснить, какая пословица о хлебе ближе всего респонденту. С помощью этого вопроса планируется получить согласие большего количества респондентов. Он подтверждает, что задача участника исследования не слишком обременительна.

Второй вопрос позволит определить частоту покупки каждого вида хлебобулочной продукции. Учитывается и то, что респондент, возможно, не покупает какой–то из видов продукции.

Следующий вопрос направлены на установление места покупки хлебобулочных изделий. Далее респонденту предлагается выбрать, в какой расфасовке он обычно покупает хлеб и батон. При этом возможен вариант, что потребитель не обращает внимание на массу изделия или не покупает какой–либо вид изделия [4, с. 65].

Очередной вопрос обращает внимание респондента на производителей хлебобулочных изделий г. Краснодара. С помощью этого вопроса можно выяснить, какому производителю потребители отдают предпочтение при покупке. Учитывается, что, возможно, потребители не обращают внимания на производителя.

Благодаря следующим вопросам удастся выяснить удовлетворённость потребителя качеством и ценой продукции выбранного им производителя.

Восьмой вопрос позволит выяснить степень важности того или иного фактора для потребителя при покупке хлебобулочных изделий. Последний вопрос направлен на установление мероприятий, которые в большей степени простимулируют потребителей к покупке нового вида хлебобулочных изделий.

Эти данные позволят адекватно провести маркетинговые мероприятия при выпуске нового продукта. Социально–демографический блок включает вопросы о возрасте, поле респондента, роде занятий, количестве человек в семье и доходе на одного члена семьи.

Эти вопросы помогут определить половую и возрастную структуру опрашиваемых, а также принадлежность семью к определённой по среднемесячному доходу на одного члена семьи [16].

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: