ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ
СОДЕРЖАНИЕ
Введение ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ 1.1. Сущность и понятие туристских формальностей 1.2. Таможенные формальности 1.3. Паспортные и визовые формальности 1.4. Страховые формальности ГЛАВА 2. ФОРМАЛЬНОСТИ, ВОЗНИКАЮЩИЕ ПРИ ВЪЕЗДЕ В СТРАНЫШЕНГЕНСКОГО СОГЛАШЕНИЯ Заключение Список литературы Приложение |
Введение
Как такового легального понятия туристских формальностей в нормативных актах нет, т.к. данные формальности регулируются различными нормативными актами и относятся не только к туристам, но и к другим категориям граждан. Поэтому приводим понятие туристских формальностей из справочной литературы:
«Туристские формальности – это проверка соблюдения туристами и субъектами туристской деятельности порядка и правил, установленных государственными органами при въезде в страну и выезде из страны».
К туристским формальностям относятся: взаимодействие с консульствами, туристскими союзами и администрациями зарубежных государств, национальными туристскими офисами, МИДом РФ, паспортно-визовой службой, таможенными органами, пограничниками, перевозчиками.
Как видно из перечня туристских формальностей мы имеем следующий спектр правоотношений, которые вытекают из туристских формальностей:
¾ правоотношения между физическими и юридическими лицами, осложнённые иностранным элементом;
¾ правоотношения между юридическими лицами, осложнённые иностранным элементом;
¾ правоотношения между юридическими лицами и органами государственной власти, осложнённые иностранным элементом;
|
¾ правоотношения между физическими лицами и органами государственной власти, осложнённые иностранным элементом;
Следовательно, как видно из перечня признаков туристских формальностей, они являются элементами международного частного права.
Актуальность работы определяется тем, что туризм является одним из немногих устойчиво развивающихся видов отечественного бизнеса. Кроме того, велико значение туризма как источника валютных поступлений, расширения международных контактов. При этом большое значение также приобретают вопросы, связанные с туристскими формальностями, специфика которых в разных странах различна, чему необходимо уделять дополнительное внимание.
Целью курсовой работы является исследование понятия и содержания туристских формальностей в целом и специфики туристских формальностей в странах Шенгенского соглашения.
Задачи, которые необходимо решить в ходе работы:
1) Дать понятие и раскрыть содержание туристских формальностей.
2) Определить сущность и понятие туристских формальностей.
3) Рассмотреть таможенные формальности, паспортные и визовые формальности, страховые формальности.
4) Выявить и показать формальности, возникающие при въезде в страны Шенгенского соглашения.
ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ И СОДЕРЖАНИЕ ТУРИСТСКИХ ФОРМАЛЬНОСТЕЙ
Сущность и понятие туристских формальностей
Под туристскими формальностями принято понимать процедуры, связанные с соблюдением туристами, лицами, пересекающими государственную границу, определенных условий, правил и требований, установленных государственными органами страны въезда и пребывания.
|
Гаагская декларация по туризму 1989 г. определила, что государствам и туристской индустрии следует принять эффективные меры по упрощению туристских формальностей и таможенных процедур относительно паспортов, виз, медицинского и валютного контроля при совершении путешествий, поездок и пребываний (принцип VI). Туристские формальности должны быть направлены на устранение препятствий при совершении путешествия, облегчение условий посещения туристами других стран и регионов.
Туристские формальности подразделяются на несколько больших разделов и включают: заграничные паспорта, визы, таможенные правила, валютный контроль и порядок обмена валюты, санитарные правила, режим въезда-выезда, особенности пребывания и передвижения иностранных туристов в стране, иммиграционные правила и некоторые другие процедуры.
В международном туризме принято различать полицейские и санитарные формальности.
При этом под полицейскими формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, установленного паспортно-визового режима. Осуществление этого вида контроля возложено на соответствующие службы в аэропортах, на железных и шоссейных дорогах, морских и речных вокзалах (в России данный контроль осуществляется Федеральной пограничной службой).
Под санитарными (медицинскими) формальностями понимаются процедуры, связанные с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, и их животными (если таковые имеются) установленных требований о вакцинации (прививках). Контроль соблюдения формальностей осуществляется специальными санитарными службами в пограничных пунктах, используемых для выезда и въезда из страны, и состоит обычно в проверке у туристов и путешественников международного сертификата о вакцинации. В необходимых случаях санитарные формальности предусматривают вакцинацию туристов и путешественников на месте или их временную изоляцию в карантине, если есть вероятность переноса инфекционных заболеваний. Для перевозимых туристами и путешественниками животных требуются соответствующие ветеринарные сертификаты.
|
Таможня является государственным органом, осуществляющим в соответствии с национальным законодательством контроль за прохождением через государственную границу грузов, багажа, пассажиров, почтовых отправлений, денежных средств и драгоценностей, взимание установленных пошлин и других сборов, а также задержание грузов, которые не отвечают установленным законодательством условиям.
Таможенные формальности
Таможенные формальности представляют процедуру, связанную с проверкой соблюдения лицами, пересекающими государственную границу, правил и условий ввоза и вывоза вещей, товаров и валютных средств. Осуществление таможенных формальностей возлагается на таможенную службу в пограничных пунктах, используемых для въезда и выезда из страны (аэропорты, железнодорожные, морские и речные вокзалы, пункты пересечения границы на автодорогах).
Таможенные формальности для туристов и путешественников обычно состоят из письменного или устного декларирования перечня и количества перевозимых вещей, товаров и денег (валюты), разрешенных к перевозке. При этом заполняется таможенная декларация по форме Т-6 (приложение 22).
Государственный таможенный комитет Российской Федерации письмом от 9 июля 1997 г. № 02-07/12925 установил порядок применения и оформления таможенной декларации единой формы, утвержденной Советом руководителей таможенных служб государств—участников СНГ. Таможенная декларация единой формы действует с 1 января 1998 г. Таможенная декларация применяется при таможенном контроле за товарами и предметами, принадлежащими физическим лицам. Заполнение декларации предусмотрено для лиц, достигших 16-летнего возраста. При временном въезде заверенная сотрудником таможенная декларация остается на руках владельца и при утере не возобновляется. При необходимости багаж и валютные средства могут быть проверены таможенниками. Провоз вещей и товаров сверх установленной нормы облагается специальным налогом.
Таким образом, таможенные формальности связаны с выполнением установленных государством таможенных правил и уплатой туристом налогов, пошлин, сборов и других начислений. Как представляется, основной проблемой при этом является большой разброс в разрешениях различных стран на беспошлинный ввоз и вывоз вещей и товаров: то, что пропущено на законных основаниях в стране выезда, может быть запрещено таможней в стране пребывания.
Что и как можно ввозить в страну туристам, определено постановлением Правительства РФ от 18 июня 1996 г. № 808 «О порядке перемещения физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации товаров, не предназначенных для производственной или иной коммерческой деятельности». Таможенная стоимость товара определяется по его цене в розничной торговле и подтверждается чеком.
Общие правила перемещения товаров физическими лицами через таможенную границу Российской Федерации утверждены приказом Государственного таможенного комитета РФ от 15 августа 1994 г. № 408. В приложениях к этому приказу приводится перечень товаров, которые могут быть ввезены и вывезены (перемещены) в ограниченном количестве, как облагаемых, так и освобождаемых от уплаты таможенных пошлин. Таможенные декларации и досмотры могут выступать в качестве факторов, сдерживающих туристские расходы.
В ряде регионов России местные власти устанавливают дополнительные туристские сборы, которые отрицательно сказываются на туристских посещениях. Причем в ряде случаев взимаются чуть ли не одновременно «зональный сбор», «курортный сбор», «районный сбор», «местный сбор» и иные сборы, не способствующие развитию туризма и увеличению потока посетителей в данный регион и в страну в целом. Туристы, как правило, болезненно относятся к местным туристским сборам, поэтому турагентам рекомендуется заранее, зная размеры сборов, включать их в стоимость реализуемого тура.
Наличная валюта и российские рубли также указываются туристом в таможенной декларации. Вывоз иностранной валюты регламентирует Инструкция Центрального банка России № 27 от 27 февраля 1995г., основные положения которой приводятся в инструктивном письме Государственного таможенного комитета РФ от 16 марта 1995 г. Ns 01-13/3677 «О вывозе наличной иностранной валюты физическими лицами». Вывоз и ввоз валюты Российской Федерации установлены письмом ЦБ РФ от 14 августа 1995 г. № 01-5/.1054, основные положения которого приведены в инструктивном письме Государственного таможенного комитета РФ от 17 августа 1995 г. № 01-13/11695. В соответствии с указанными документами вывоз и ввоз в Россию валюты РФ разрешены резидентам и нерезидентам. Сумма валюты на одно физическое лицо установлена в пределах пятисот минимальных окладов в РФ.
Отечественному туристу разрешается вывоз валюты в размере 500 долл., превышение этой суммы должно быть подтверждено именным разрешением уполномоченного на обмен валюты банка или таможенной декларацией предыдущей поездки. Дорожные чеки и кредитные карточки не декларируются. В случае обнаружения у туриста валюты, не записанной в декларации, она изымается. По некоторым данным, в 1995 г. на российской таможне было изъято непродекларированной валюты на сумму 66 млрд руб. Поскольку валютные формальности меняются достаточно часто, турфирмы обязаны информировать об этом туристов, отправляющихся в зарубежную поездку.
Рекомендации Всемирной туристской организации в области валютных операций сводятся к следующему:
¾ разрешить ввоз валюты при внесении ее суммы в таможенную декларацию;
¾ предоставлять полную информацию потенциальным посетителям и туристам, чтобы свести к минимуму их неудобства и финансовые затруднения при пересечении границы;
¾ предоставлять туристам возможности обратного обмена валюты при выезде;
¾ обмен ввозимой валюты на национальные деньги производится по желанию туриста;
¾ на КПП при въезде должны быть вывешены правила, регулирующие обмен валюты и текущий курс обмена;
¾ при выезде туристов из своей страны разрешить иметь им достаточные суммы денег для обратной поездки по стране.