Самоценность и важность детства сегодня неоспорима. Детство признается как особый социально-психологический феномен [16]. Ребенок живет в своем мире и законы этого мира отличны от мира взрослых.
Необходимость родительской любви ни у кого не вызывает сомнений. Но эта любовь отлична от любви, которая была принята в XVIII–XIX веках и заключалась в посвящении себя детям. В настоящее время социально-политическая эмансипация женщин и все более широкое вовлечение их в общественную производственную деятельность делает их семейные роли не столь всеобъемлющими. Самоуважение женщин имеет кроме материнства много других оснований – профессиональные достижения, социальная независимость, самостоятельно достигнутое, а не приобретенное, благодаря замужеству, общественное положение. Это не отменяет ценности материнской любви и потребности в ней, но существенно изменяет характер материнского поведения [4]. Хотя, по-прежнему, ведущую роль в воспитании ребенка принадлежит матери, все больше подчеркивается необходимость участия отца в воспитательном процессе. Все современные воспитательные теории говорят о ребенке как о субъекте воспитания, о сотрудничестве родителей с детьми, об индивидуальном подходе. Л. Демоз справедливо назвал современный стиль воспитания помогающим.
Безусловно, эта позиция наиболее принятая. Но как и во все времена существует разное отношение к ребенку, зависящее от культурных, религиозных, сословных и других факторов. Разное оно и в отдельных семьях.
Наблюдаются случаи жестокого обращения с детьми, насилия и т. п. Для защиты прав ребенка издаются специальные законы. В 1959 г. ООН была принята Декларация прав ребенка, а 20 ноября 1989 г. Генеральная Ассамблея ООН единогласно приняла конвенцию о правах ребенка – закон обязательный для исполнения всеми присоединившимися странами. Конвенцию ратифицировали 187 из 193 стран мира (под нее попадает 99% всех детей мира). В 1990 г. 13 июня Конвенция была ратифицирована и в нашей стране [14]. Конвенция провозгласила ребенка полноправной и полноценной личностью, самостоятельным субъектом права, приоритет интересов детей перед потребностями государства, общества, религии, семьи.
|
В нашей стране разработана программа «Дети России», целью которой является создание условий для нормального развития детей, находящихся в особо сложных условиях, обеспечение их социальной защиты в период социально-экономических преобразований и реформ. В ней содержатся подпрограммы «Дети-сироты», «Дети-инвалиды», «Планирование семьи», «Развитие индустрии детского питания», и т. д. [16]. К сожалению, не всегда эти программы выполняются.
Как же будут относиться к детям в будущем? М. Мид Выделяет три типа культуры: традиционная, современная и культура будущего. В культуре будущего «разрыв между поколениями глобален и всеобщ» [8].
Признаки культуры будущего можно встретить уже сегодня. Ребенок иначе, чем взрослый осваивает окружающий мир, его ум свободен от стереотипов от шаблонов. Имеет дело с новыми электронными, компьютерными игрушками.
Заключение к главе 1
Особенности взаимодействия и отношения родителей с детьми тесно связаны с историей существования семьи в обществе, и с социально-экономическим условиями. Ряд авторов подчеркивают возрастание влияния родителей на детей и усиление эмоциональных связей между родителями и детьми в ходе исторического процесса. Вместе с изменением взаимоотношений в семье меняется и отношение к детям в обществе, в сторону более гуманного к ним отношения.
|
Большое значение для формирования определенного стиля общения с детьми в семье имеют социокультурные традиции, которые влияют на выбор тех или иных стратегий взаимодействия родителей с детьми. Во все времена, в глубокой древности до наших дней а, вероятно, и в будущем не существовало и не будет существовать единого, однородного отношения к ребенку, можно иметь в виду только преобладающие позиции и тенденции, поскольку на отношение к детям влияет ряд факторов, таких как:
– культурные и социальные (религия, мораль, обычаи, традиции, социальный статус, форма семьи, количество членов, количество детей и т. д.);
– экономические (развитие средств производства; форма хозяйствования; форма собственности, уровень развития медицины, доходы и т. д.);
– политические и правовые (политический строи, законодательство, политическая стабильность и т. д.);
– психологические (установки, опыт собственной семьи, личностные качества родителя и ребенка и т. д.).