Введение
Представительный орган власти в стране является одним из необходимых атрибутов демократии. В России такой орган – Государственная Дума. Хотя считается, что она уступает в значимости органам исполнительной власти, её роль нельзя недооценивать.
Ведь помимо представительной функции ей принадлежит еще одна очень важная – законотворческая. Во многом из-за особого статуса Думы парламентарии обладают особым менталитетом, характером, типом поведения, коллективными психологическими установками и уникальными характеристиками. Эффективность деятельности депутатов зависит от их осознания своей роли и выработки стиля политического лидерства.
Политические аспекты законности российского парламентаризма
В условиях общественной трансформации, которую переживает Россия последние два десятилетия, пожалуй, ни одна из структур высшей государственной власти не вызывала столь различные, а часто диаметрально противоположные мнения о себе, как представительные, законодательные органы. И хотя на официальном уровне можно услышать заключения о том, что «нам удалось преодолеть синдром недоверия к парламентаризму», социологические данные не столь оптимистичны: относительное большинство граждан (35 процентов) заявили, что «в современной России без парламента можно обойтись». Такая ситуация ставит высший законодательный орган страны в непростое, а то и крайне уязвимое положение. Спорная легитимность нынешнего российского парламента является «ахиллесовой пятой» всей системы государственной власти, сложившейся после крушения СССР. В целом за период деятельности Государственной Думы с 1994 по 2005 год можно выделить 18 случаев, когда возникала потенциальная возможность досрочного прекращения деятельности Государственной Думы. И во всех случаях угрозы роспуска Государственной Думы оказывали сильнейшее воздействие на легитимность российского парламента.
|
Легитимность власти, по мнению некоторых исследователей, обеспечивается в конечном счете ее эффективностью. Но и нелегитимная власть в долгосрочном отношении эффективной быть не может. В этом – диалектика эффективности и легитимности, оставляющая политической элите, преследующей собственные цели, относительно небольшое пространство для маневра в пределах стабильности.
Эффективность деятельности есть главный критерий оценки власти на начальном этапе демократического развития. В исследовании автор ставит цель изучить процесс институционализации парламентаризма в современной российской политической системе и выявить причины, оказывающие влияние на уровень его легитимности. Чтобы выяснить, с чем связана низкая легитимность парламента как важнейшего политического института страны, каковы основные барьеры становления парламентаризма в России и каковы его перспективы, автор обратилась к экспертам в данной области – депутатам Тульской областной думы и к специалистам-политологам. В результате проведенных исследований были сделаны следующие выводы:
1. Эксперты-политики обозначили следующие факторы, оказывающие влияние на процесс легитимации парламентаризма: уровень политической культуры населения и низкая степень заинтересованности населения политикой. Это внешние факторы, связанные напрямую с отношением населения к парламенту.
|
2. Специалисты-политологи, подчеркнули, однако, что не только от населения зависит развитие политических институтов в стране. Органы государственной власти также играют существенную роль в данном процессе. При рассмотрении факторов, влияющих на легитимность института парламентаризма в России, политологи назвали внешние факторы сопутствующими, внутренние – доминирующими. Специалисты особо выделили такие внутренние факторы как законопроекты, принимаемые парламентом, и бикамеральная структура Федерального Собрания, в частности, значение Совета Федерации как верхней палаты. Своей деятельностью, по мнению политологов, высшие законодательные органы власти формируют отношение к себе. Насколько эффективным будет их функционирование, настолько выше станет легитимность. Так, важнейшей реформой за последнее время стала реформа по изменению избирательного законодательства. Ее противоречивая оценка и у населения и у экспертов вызывает противоречивое отношение к самому парламенту и оказывает существенное влияние на степень его легитимности.
3. В последние годы выборы в России фактически превратились в формальный процесс легитимизации власти. Большинство экспертов подчеркнули, что уровень легитимности парламента после выборов 2007 года не изменится, 4 человека отметили, что легитимность парламента значительно увеличится. Ряд известных политологов, а также экс-президент Владимир Путин говорят о том, что легитимность парламента после выборов 2007 года увеличивается. Однако население, по данным всероссийских исследований, не собирается считать вновь избранную Думу легитимным органом. Кто окажется прав в данном вопросе покажет время.