Источники основных прав граждан Европейского Союза




 

Одним из главных источников основных прав граждан Европейского Союза является Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод, подписанная в Риме 4 ноября 1950 года.

Три основных черты придают Конвенции особое значение:

права и свободы каждого человека гарантированы участвующими государствами, или как они именуются на международно-правовом языке «Договаривающимися сторонами»;

впервые в рамках международного договора о защите прав человека был создан конкретный механизм их защиты;

парламенты и судебные органы получили прочную основу в области прав человека для принятия и толкования законов.

Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод и ее протоколы гарантируют:

жизнь, свободу и неприкосновенность личности;

справедливое судебное разбирательство по гражданским и уголовным делам;

участие и выдвижение своей кандидатуры на выборах;

свободу мысли совести и религии;

свободу выражения мнения (включая свободу средств массовой информации);

имущество и свободу распоряжаться собственной собственностью;

свободу собраний и объединений.

Запрещается:

пытки и бесчеловечное унизительное обращение;

смертная казнь;

рабство и подневольный труд;

дискриминация в реализации гарантированных конвенцией прав;

выдворение из страны собственных граждан или отказ им во въезде в страну;

коллективное выдворение иностранцев.

Конвенция вступила в силу для России 5 мая 1998 г., и с этого момента ее правила в обязательном порядке должны учитываться российскими судам.

Российская Федерация - учувствует во всех протоколах Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, кроме шестого, устанавливающего запрет применения смертной казни (кроме смертной казни во время войны). В последние годы к Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод подписаны еще два протокола, которые для нашей страны тоже пока не вступили в силу: протокол №12 (от 4 ноября 2000 г.), предусматривающий общий запрет на дискриминацию, и протокол №13 (от 3 мая 2002 г.), который безоговорочно запрещает смертную казнь, в том числе во время войны. Протокол №14 (от 13 мая 2004 г.) направлен на реформирование контрольного механизма Конвенции, прежде всего Европейского суда по правам человека. По этой причине для вступления в силу он требует ратификации всеми 47 государствами - участниками Конвенции. К концу 2009 г. ратификационный процесс завершили 46 из них (Российская Федерация подписала, но не ратифицировала данный Протокол).

Важным дополнением к Конвенции служит также судебная практика Европейского суда по правам человека, который традиционно осуществляет расширительное толкование прав и свобод, закрепленных в ЕКПЧ, и их гарантии. Органы правосудия европейских стран, в том числе Россия, обязаны учитывать постановления этого Суда при вынесении своих решений.

Согласно договору Европейского Союза а именно в статье 6-й Европейская конвенция о защите прав человека и основных свобод обязательна не только для его государств членов (которые подписали Конвенцию в качестве сторон), но и для Союза в целом. Контроль за его соблюдением со стороны наднациональных институтов и органов, осуществляющих суд Европейских Сообществ и Трибунал первой инстанции, которые могут, в частности, отменять правовые акты Европейского Союза на основании противоречия Европейской конвенции защите прав человека и основных свобод.

Еще один не менее важный источник Европейского Совета является Европейская Социальная Хартия, появилась по инициативе государств - членов Совета Европы и подписана в Турине 8 октября 1961 года, а вступила в силу 26 февраля 1965 года. Она была пересмотрена (дополнена рядом положений) 3 мая 1966 года государствами участниками. Европейская Социальная Хартия содержит общие принципы, которыми должны руководствоваться государства-члены Совета Европы в своей социальной политике и представляет правовые гарантии экономических и социальных прав для лиц находящиеся под их юрисдикцией.

В отличие от Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, закрепляющей права «первого поколения», главным образом, личные и политические Европейская Социальная Хартия социально-экономические права, реализация которых требует активных (в том числе финансовых) мер со стороны государства: право на труд и профессионально обучение, право на охрану, здоровье и тд.

Чтобы облегчить, государствам выполнение Европейская Социальная Хартия она построена по принципу (меню): страны могут по своему выбору присоединяться к одним статьям ЕСХ и не присоединяться к другим.

Европейский Союз не включил Европейская Социальная Хартия в свою правовую систему, но в его учредительных договорах присутствуют отсылки к этому документу. Положения Европейской Социальной Хартии принимаются во внимание институтами Союза при разработке нового законодательства в социальной сфере.

Правительство России 14.09.2000 г. подписало Европейскую Социальную Хартию. Однако в соответствии с российским законом для ее принятия Хартия должна быть ратифицирована Государственной думой РФ.

Постановлением №150 от 24 февраля 2009 г. Правительство РФ одобрило Хартию и представило ее Президенту РФ, для того, чтобы он внес ее на ратификацию в Государственную думу РФ.

В случае ратификации Хартия как международный договор в соответствии с Конституцией РФ (ст. 15) и другими нормативными актами РФ будет иметь обязательное для России значение. Она станет составной частью правовой системы России и будет принята к исполнению властными и исполнительными органами, юридическими и физическими лицами. Хартия будет обязательна к применению российскими судами и как международный договор имеет преимущественное значение относительно национального законодательства.

Помимо Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод и

Европейской Социальной Хартии существует ряд других специальных конвенций:

Европейская конвенция по предупреждению пыток и бесчеловечного или унижающего достоинство обращения или наказания (от 26 ноября 1987 г.);

Конвенция о защите частных лиц в отношении автоматизированной обработки данных личного характера (от 18 января 1981 г.);

Европейская конвенция об осуществлении прав ребенка (от 25 января 1966 г.).

Дела о нарушении этих конвенций также не подсудны Европейскому суду по правам человека.

В соответствии с Лиссабонским договором 2007 г. Европейский Союз официально уполномочен присоединиться к важнейшей конвенции Совета Европы - европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод - в качестве самостоятельной стороны. Для реализации этого полномочия необходимо также вступления в силупротокола №14, так как в соответствии с действующей редакцией Конвенции ее сторонами могут быть только государства.

В отличие от конституций демократических государств, учредительные документы Европейского Союза не содержат полноценного каталога основных прав личности. В 1950-е гг. при создании Европейских сообществ в них были закреплены лишь отдельные положения в этой области, касающиеся преимущественно социально-экономической сферы жизни.

Таким образом, и в первоначальной, и в действующей редакции «конституция» Европейского Союза не содержит всеобъемлющего «билля о правах», который охватывал бы весь комплекс основных личных, политических и социально-экономических прав человека и гражданина. В учредительных документах Союза отсутствуют, например, такие основополагающие права, как право на свободу и личную неприкосновенность, право собственности, свобода мысли и слова и т.д.

Еще одним главным источником стала Хартия Европейского Союза об основных правах от 7 декабря 2000 года, это своего рода «билль о правах». При этом Хартия не отменяет иных «биллей о правах», существующих в рамках государств-членов или международного сообщества. Он подводит итог всему предшествовавшему развитию идей прав человека в конституционном и международном праве не только в Европе, но и во всем мире.

Находящаяся одновременно в сфере действия и конституционного и международного права, Хартия являет собой первый фундаментальный «наднациональный» акт в сфере гуманитарного права. Этот документ впервые ставит своей целью защиту личности не от государства (или не только от государства) и его органов, но от надгосударственной организации и ее органов. За Хартией весьма вероятно может последовать целая серия аналогичных источников права других интеграционных группировок. В этом смысле Хартия может сыграть роль прецедента, обладающего большой убедительной силой.

Для России Хартия - не только важный образовательный материал для повышения общей правовой культуры граждан и будущих юристов, но и образец для сравнения и совершенствования отечественного законодательства в области прав человека и законодательства, формирующего возможные интеграционные союзы России с другими странами.

Хартия Союза лишь копирует Конвенцию Совета Европы. В отличие от последней, она охватывает всю совокупность основных прав и свобод (в том числе социально-экономических и культурных). Хартия может устанавливать и более высокие стандарты защиты личности, но в любом случае она не должна снижать их по сравнению с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, к которой Союз в дальнейшем планирует присоединиться в качестве отдельной стороны.

Полноценное действие Хартии Европейского Союза об основных правах станет возможным после придания ей высшей юридической силы в правовой системе Союза. Это предусмотрено Лиссабонским договором 2007 г., согласно которому Хартия будет иметь одинаковую юридическую силу с учредительными документами организации: договором о Европейском Союзе и договором о функционировании Европейского Союза в редакции Лиссабонского договора.

. Система и содержание личных прав граждан Европейского Союза

право гражданин европейский союз

В науке традиционно права и свободы подразделяются но:

личные;

гражданские (экономические, политические, социальные, экологические и тд.)

Личные права - совокупность естественных и неотчуждаемых основополагающих прав и свобод, принадлежащих человеку от рождения и не зависящих от его связи с конкретным государством. Личные права и свободы составляют основу правового статуса человека. К ним относятся право на жизнь, свободу, физическую целостность и личную неприкосновенность, право не подвергаться пыткам либо жестокому, унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию, право на защиту чести и доброго имени, на свободное передвижение и свободный выбор места жительства, право покидать собственную страну и свободно в нее возвращаться, право на судебную защиту и правосудие, на признание его правосубъектности в любой стране мира, свобода мысли, совести и религии, свобода слова и иного выражения, право свободно определять свою национальную принадлежность и пользоваться родным языком и некоторые другие права.

Личные права и свободы предоставляются человеку как физическому лицу вне зависимости от того, является он гражданином данной страны или нет. На практике они имеют юридическую силу только тогда, когда порядок их применения устанавливается законом.

Право каждого лица на жизнь охраняется законом. Никто не может быть умышленно лишен жизни иначе как во исполнение смертного приговора, вынесенного судом за совершение преступления, в отношении которого законом предусмотрено такое наказание;

Лишение жизни не рассматривается как нарушение названной статьи, когда оно является результатом абсолютно необходимого применения силы:

. для защиты любого лица от противоправного насилия;

. для осуществления законного задержания или предотвращения побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;

. для подавления, в соответствии с законом, бунта или мятежа

Право на человеческое достоинство. Гарантией является безусловный запрет пыток и бесчеловечного унижающего человеческое достоинство обращения (наказания). Также не допускается ссылка (выдача, выдворение) физического лица в иностранное государство, если существует реальная угроза применения к ним подобных мер.

Право на целостность личности. Необходимость установления данного права вызвана развитием научно-технического прогресса, особенно в сфере медицины и биологии.

Свобода и неприкосновенность личности. Эта гарантия вытекает из признания человека свободным.

Специальными гарантиями для арестованных, задержанных является незамедлительное информирование о причинах ареста. В соответствии со статьей 5 Конвенции:

. Каждый имеет право на свободу и личную неприкосновенность. Никто не может быть лишен свободы иначе как в следующих случаях и в порядке, установленном законом:

А) законное содержание под стражей лица, осужденного компетентным судом;

Б) законное задержание или заключение под стражу (арест) лица за неисполнение вынесенного в соответствии с законом решения суда или с целью обеспечения исполнения любого обязательства, предписанного законом;

В) законное задержание или заключение под стражу лица, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом по обоснованному подозрению в совершении правонарушения или в случае, когда имеются достаточные основания полагать, что необходимо предотвратить совершение им правонарушения или помешать, ему скрыться после его совершения;

Г) заключение под стражу несовершеннолетнего лица на основании законного постановления для воспитательного надзора или его законное заключение под стражу, произведенное с тем, чтобы оно предстало перед компетентным органом;

Д) законное заключение под стражу лиц с целью предотвращения распространения инфекционных заболеваний, а также законное заключение под стражу душевнобольных, алкоголиков, наркоманов или бродяг;

Е) законное задержание или заключение под стражу лица с целью предотвращения его незаконного въезда в страну или лица, против которого предпринимаются меры по его высылке или выдаче.

. Каждому арестованному незамедлительно сообщаются на понятном ему языке причины его ареста и любое предъявляемое ему обвинение.

. Каждый задержанный или заключенный под стражу в соответствии с подпунктом «c» пункта 1 настоящей статьи незамедлительно доставляется к судье или к иному должностному лицу, наделенному, согласно закону, судебной властью, и имеет право на судебное разбирательство в течение разумного срока или на освобождение до суда. Освобождение может быть обусловлено предоставлением гарантий явки в суд.

. Каждый, кто лишен свободы в результате ареста или заключения под стражу, имеет право на безотлагательное рассмотрение судом правомерности его заключения под стражу и на освобождение, если его заключение под стражу признано судом незаконным.

. Каждый, кто стал жертвой ареста или заключения под стражу в нарушение положений настоящей статьи, имеет право на компенсацию.

Право на справедливое судебное разбирательство и право на обращение в суд предполагает право на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона. Судебное решение должно объявляться публично, однако пресса и публика могут не допускаться на судебные заседания в течение всего процесса или его части по соображениям морали, общественного порядка или национальной безопасности в демократическом обществе, а также когда того требуют интересы несовершеннолетних или для защиты частной жизни сторон, или - в той мере, в какой это, по мнению суда, строго необходимо - при особых обстоятельствах, когда гласность нарушала бы интересы правосудия. А также презумпцию невиновности.

Одним из важнейших личных прав человека является свобода передвижения и выбора места жительства. Всеобщая декларация прав человека следующим образом формулирует эту свободу: «Каждый человек имеет право свободно передвигаться и выбирать себе место жительства в пределах каждого государства. Каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную, и возвращаться в свою страну» (ст. 13).

Свобода мысли и слова относится к числу личных и одновременно политических свобод человека. Все демократические конституции мира закрепляют эту свободу, рассматривая ее как основу свободы печати и инакомыслия. Свобода слова позволяет каждому человеку выражать свои мысли, убеждения и мнения.

 

3. Система и содержание политических прав граждан Европейского Союза

Политические права - это, прежде всего, права гражданина, которые определяют его положение как участника определенного «политического сообщества», его участие в политической жизни своей страны, управлении своим государством. Важнейшее среди политических прав - избирательное право, т.е. возможность избирать и быть избранным в органы государственной власти и местного самоуправления страны.

Политические права и свободы представляют собой группу конституционных прав и свобод, которые принадлежат только гражданам государства и дают им возможность участвовать в общественной и политической жизни страны.

Политические права и свободы охватывают:

право на участие в управлении обществом и государством;

избирательные права;

право на объединение;

свободу собраний и манифестаций;

свободу информации;

право петиций.

После ликвидации большинства ранее существовавших ограничений избирательного права (избирательных цензов: имущественного, образовательного и др.) универсальное применение сохраняют лишь два «изъятия» из принципа всеобщего избирательного права, два избирательных ценза: возрастной ценз и «ценз гражданства».

После 1993 г. (вступление в силу Маастрихтского договора) Европейский Союза также можно считать «исключением из правил»: в соответствии с Маастрихтским договором (введенная в 1992 г. ст. 8b Договора о Европейском Сообществе) право голосовать и выставлять свою кандидатуру на выборах в Европарламент и муниципальных выборах в любой стране ЕС должно быть предоставлено и гражданам других стран Союза, проживающим в соответствующем государстве. В некоторых государствах Европейского Союза эти права получили также и конституционное закрепление. Например: «На выборах в округах и общинах лица, обладающие гражданством государства-члена Европейского Сообщества, в равной мере могут быть избирать и быть избранными в соответствии с правовыми условиями Европейского Сообщества» (ст. 28 Основного закона ФРГ). Если лицо является иностранцем находясь за приделами своего государства, но на территории Европейского Союза он имеет право избираться и быть избранным. Таким образом он считается не иностранцем а гражданином Европейского союза. Соответственно, приобретаемые им новые, гарантированные правом ЕС, возможности составляют одну из фундаментальных основ правового статуса гражданина ЕС, и являются, по-видимому, наиболее важными в группе политических прав граждан Евросоюза, закрепленных его учредительными документами. Прежде всего, это относится к выборам в Европарламент - представительный орган ЕС, формируемый путем всеобщего прямого голосования избирателей. Рассматриваемые в общесоциальном контексте, меры по расширению субъективного избирательного права граждан ЕС свидетельствуют о решимости государств Союза добиваться оформления наряду с единым экономическим также и единого политическим пространства в масштабах Европейского Союза в целом.

Право на объединение (свобода союзов и свобода ассоциаций) - политическое право граждан на образование любого союза в рамках требования закона.

Обычно законы запрещают создавать тайные общества, военизированные организации и объединения с антиобщественными целями.

Одной из важных свобод является свобода союзов и свобода ассоциаций, которые в современную эпоху провозглашаются конституциями всех демократических государств. свобода союзов и свобода ассоциаций

К числу иных прав и свобод политического характера относятся свобода шествий и свобода собраний.

Право петиций - одно из конституционных политических прав граждан, представляет собой право обращаться к властям с письменным требованием, предложением, жалобой, на что власти в принципе обязаны в установленном порядке реагировать.

Личные и политические права человека в Европейском союзе находиться на высоком уровне. Они действуют на всей территории Европейского союза, независимо от того сколько стран оно объединяет. Несмотря на то, что у каждого государства есть свои конституции, нормативно-правовые акты и т.д., в которых тоже уделяется большое внимание личным и политическим правам и свободам. Но система защиты прав и свобод Европейского Союза достойна того, чтобы страны входящие и не входящие в него брали пример.

Говоря о России, то можно сказать, что в феврале 1996 года вступив в Совет Европы, подтвердила свою приверженность идеалам и принципам гуманизма и демократии. Россия вступив в Совет Европы приняла основные принципы конвенций по защите прав и свобод человека, после чего они стали составной частью российского законодательства. Им, как и положениям других международных договоров и соглашений, участником которых является Россия, отдается предпочтение по сравнению с нормами федерального и регионального законодательства.

 




Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: