Автоматизированная система управления предприятием
(АСУП) — это система управления, построенная на основе применения средств вычислительной техники, экономико-математических методов и информационных технологий. Автоматизация управления направлена прежде всего на интеграцию, которая в современных производственных системах является одним из наиболее важных свойств.
АСУП состоит, в свою очередь, из подсистем. Цель разбиения АСУП на подсистемы — выделение крупных неоднородных элементов для упрощения процессов проектирования, внедрения и эксплуатации АСУП. Все подсистемы принято делить на две группы — функциональные и обеспечивающие подсистемы.
Функциональные подсистемы выделяются в соответствии с управленческими функциями, осуществляемыми на предприятии. В АСУ промышленным предприятием входят следующие подсистемы: управление технической подготовкой производства, основным производством, вспомогательным производством, материально-техническим снабжением, технико-экономическим планированием производства, бухгалтерским учетом, сбытом, кадрами, качеством выпускаемой продукции и услуг, финансами.
Обеспечивающие подсистемы предназначены для обеспечения решения комплекса задач функциональных подсистем. В состав обеспечивающих входят подсистемы технического, информационного, математического, программного и организационного обеспечения.
Подсистема технического обеспечения представляет собой комплекс технических средств, в который входят средства вычислительной техники, оборудование для организации локальных сетей и подключения к глобальным сетям, устройства регистрации, накопления и отображения информации.
|
Подсистема информационного обеспечения включает в свой состав внешнее информационное обеспечение в виде входных и выходных документов (в том числе и в электронном виде), используемых при решении функциональных задач, и внутреннее, ориентированное на организацию базы данных предприятия.
Подсистема математического обеспечения включает математические методы, модели, алгоритмы, используемые при решении задач управления.
Подсистема программного обеспечения включает системное программное обеспечение, прикладные программы для решения задач управления, а также другие программы, используемые на предприятии.
Организационное обеспечение состоит из набора правил, инструкций, положений и других документов, регламентирующих функционирование АСУП.
Проектирование, внедрение и эксплуатация АСУП на предприятии ведутся с помощью инструментальных программных средств. Современные инструментальные программные средства являются сложными многофункциональными системами. Они содержат в своем составе пакеты прикладных программ для решения задач управления, средства комплексирования задач в требуемые конфигурации, средства сопряжения АСУП с другими системами, например с САПР, и многое другое. Такие системы можно назвать базовыми. Следует подчеркнуть, что базовая система является средством создания АСУП, но не является законченной АСУП или ее фрагментом. Она позволяет в конечном итоге создавать для предприятия гибкую модифицируемую АСУП, в которой сочетаются типовые подходы к решению задач управления и специфические особенности предприятия.
|
Базовые системы обычно ориентированы на определенный класс предприятий. Структуры и составы базовых систем отличаются друг от друга и от требуемой функциональной структуры АСУП на предприятии. Эти отличия накладывают серьезный отпечаток на выбор базовой системы и процесс проектирования АСУП.
МЕТОДЫУПРАВЛЕНИЯ ПРЕДПРИЯТИЯМИ
Основные понятия теории управления
Используя кибернетический подход, в самом общем виде процесс управления предприятием может быть проиллюстрирован с помощью схемы, приведенной на рис. 1.
Применительно к промышленному предприятию кибернетический подход предполагает, что при управлении предприятием должны использоваться следующие принципы:
• управление предприятием рассматривается в рамках системы, включающей в себя помимо предприятия и внешнюю среду;
• цель управления формулируется в количественных терминах;
• действующие в системе механизмы связи и управления анализируются с учетом как детерминированности, так и стохастических изменений.
Управление предприятием всегда подчинено некоторой цели, поэтому всегда можно говорить об управлении, оптимальном в известном смысле, например цель: максимизация прибыли за задан-
Рис. 1
Здесь t — время, Хизм(t) — вектор измеряемых параметров, характеризующих состояние управляемого объекта (измеряемая часть вектора фазовых координат), Zизм(t) — вектор измеряемых параметров, характеризующих состояние окружающей среды, U — управляющее воздействие, V— воздействие окружающей среды, W — информационные возмущения. В общем случае U, V, W могут зависеть от Х и t.
|
ный период времени, снижение издержек производства и т. д.
Управление представляют две составляющие:
• программные управляющие воздействия, зависящие только от времени;
• корректирующие управляющие воздействия, формируемые по принципу обратной связи, т. е. зависящие от рассогласований между текущими значениями контролируемых параметров и прогнозируемыми программными. Поведение контролируемых параметров деятельности изображено на рис. 2.
Методы формирования программной составляющей управляющих воздействий и прогнозирования поведения предприятия при реализации этих воздействий в экономике и в области управления предприятием дали начало развитию такого направления, как методы планирования. Дополнение методов планирования способами периодического формирования корректирующих составляющих управляющих воздействий легло в основу направления — управление проектами.
После введения этих упрощений процесс управления предприятием можно представить в виде, изображенном на рис. 3.
Рис. 2
Здесь t— время; X пл (t) — программное, планируемое значение параметра; Хф(t) — фактическое значение параметра.
Рис. 3
Планирование заключается в выработке плановой «траектории» процесса X(t) на период планирования { t0, t пл}. Учет, т. е. измерение, в производственных системах состоит в определении в заданные моменты времени истинного состояния процесса Хф(t). Контроль позволяет определить отклонение Xф(t) от Х пл(t), а регулирование состоит в определении скорректированного плана Хp(t), т. е. по существу является решением задачи планирования при новых начальных условиях.
Схема управления, показанная на рис. 2 и рис. 3, является универсальной и применима ко всем процессам производственных системах. Компонентами вектор-функции X(t) могут быть показатели, характеризующие ход производства, состояние доходов, расходов, мощностей, запасов, кадров и т. п.
Для описания процесса управления используются перечисленные далее термины. Управление предприятием представляет собой совокупность воздействий, призванных обеспечить эффективное с точки зрения заданных целей протекание производственного процесса.
Реализация процесса управления предприятием происходит в рамках системы управления предприятием — структуры, в которой можно выделить объект управления и управляющую часть. Объектом управления является производственный процесс. В роли управляющей части на предприятии выступают управленческие службы.
Управление предприятием протекает во времени, поэтому его следует рассматривать как процесс управления. Структура производственного процесса определяет, в свою очередь, структуру процесса управления. На каждом предприятии можно выделить несколько направлений деятельности (производство, сбыт, снабжение, финансы и т. д.), а в рамках этих направлений — процессы более глубоких уровней, которые также являются объектами управления.
Система управления предприятием — это система управления организационного типа. В таких системах велика роль организации, координации и согласования поведения коллективов людей.
Соответственно в процессе управления принимаются решения трех категорий: стратегические, тактические и оперативные. В соответствии с этой классификацией управленческий аппарат обычно имеет трехуровневую иерархию: высший, средний и оперативный уровни.
Высший уровень (высшее руководство) определяет цели управления, внешнюю политику, материальные, финансовые и трудовые ресурсы, разрабатывает долгосрочные планы и стратегию их выполнения. В его компетенцию входит анализ рынка, конкуренции, коньюктуры и поиск стратегии развития предприятия.
На среднем уровне основное внимание сосредоточено на составлении тактических планов, контроле за их выполнением, слежение за ресурсами и разработке управляющих директив.
На оперативном уровне происходит реализация планов и составляются отчеты о ходе их выполнения. Руководство здесь состоит, как правило, из руководителей среднего звена, обеспечивающих управление цехами, участками, отделами, сменами. Основная задача оперативного управления заключается в согласовании всех элементов производственного процесса во времени и пространстве.
На каждом из уровней выполняются работы, в комплексе обеспечивающие управление. Эти работы принято называть функциями.
Все частные производственные процессы, вплоть до элементарных, представляют собой управляемые процессы. Управление каждым процессом осуществляется путем реализации функций управления в отдельные дискретные моменты времени. В состав функций управления входят: планирование, учет, контроль, регулирование, анализ. Планирование — это определение поведения управляемого процесса в будущем в детерминированном виде. Планирование - функция, посредством которой в идеальной форме реализуется цель управления. Планирование - заключается в разработке краткосрочных и долгосрочных планов (прогнозов) производственно-хозяйственной деятельности предприятия, основанными на учете социальных, экономических и других закономерностей и связано с обработкой больших объемов данных, выполнением сложных и трудоемких расчетов. Планирование занимает значительное место в деятельности высшего руководства, меньшее - на среднем и минимальное - на оперативном уровне Учет — определение фактического состояния управляемого процесса в дискретные моменты времени. Учет - функция, направленная на получение информации о ходе работы предприятия, Учет в основном осуществляется на оперативном и среднем уровнях управления. На высшем уровне управления учет отсутствует, однако на его основе в полной мере выполняются анализ результатов производства и его регулирование. Контроль — это определение отклонений между запланированным и фактическим состоянием управляемого процесса в дискретные моменты времени. Регулирование— обеспечение функционирования управляемых процессов в рамках заданных параметров. Анализ — это подведение итогов осуществления управляемого процесса за период управления, выявление факторов, повлиявших на степень достижения запланированных результатов. Анализ и регулирование - сопоставление фактических показателей с нормативными, определение отклонений, установление причин отклонений и нахождение путей их устранения. Взаимосвязь между уровнями управления и осуществляемыми ими функциями по объему выполняемых работ представлена на таблице.