Особенности русского мышления и русской культуры
1. Мессианство (от «мессия» – помазанник Божий) России.
Россия имеет особое географическое положение: связывает две цивилизации – Европу и Азию (Евразия). Мировосприятие этих цивилизаций прямо противоположно. Европейская цивилизация в основу своего развития полагает материальный мир, создание материального комфорта. Духовно-нравственная сторона жизни не обладала первостепенной важностью.
Основой восточной цивилизации являлось обращение к внутреннему «Я» человека: восточная философия проповедует аскетизм, самоуглубление, самопознание. Материальная сторона жизни находилась на втором плане.
Влияние двух этих цивилизаций сказалось в культуре, политике, экономике, историческом развитии России.
Многие историки и политические деятели считают, что России принадлежит особая роль в мировом развитии (Россия должна изменить ход истории мира).
2. Специфические черты русского менталитета:
· Богоискательство, Богоборчество, Боготворчество;
· Странничество (паломничества по святым местам) – общение с Богом;
· Одинаковая склонность к созиданию и к разрушению, к подвигу и к преступлению.
3. Исторические проблемы России:
· «Лес и степь» – взаимоотношения России со степными кочевниками;
· «Лес и море» – борьба России за выход к морям (деятельность Петра I).
4. Основной вопрос внутренней политики России – вопрос взаимоотношений народа и власти.
Периодизация русского искусства
(основные исторические периоды)
1. Древний период – искусство восточных славян. Представлено материальными (предметы быта, орудия труда, оружие и т.д.) и нематериальными (устное народное творчество) источниками.
2. Образование первого русского государства – Киевской Руси (IX-X – XIV-XV в.в.).
Важнейшие события: объединение отдельных славянских племён под эгидой Киева; принятие христианства (988 г.) и утверждение России в ряду других мировых держав; татаро-монгольское нашествие, конфликты с соседними европейскими государствами (Невская битва со шведами в 1240 г., Ледовое побоище 1242 г. под предводительством Александра Невского).
Первый период расцвета культового и светского искусства.
Вместе с христианством Русь позаимствовала и византийское искусство, которое было освоено на русской почве (иконопись, храмовая архитектура). В музыке формируется и развивается знаменное пение.
3. Московская Русь (XIV-XV в.в. – середина XVII в.)
Важнейшие события: объединение русских земель под властью Москвы; падение вольных городов Пскова и Новгорода; расширение границ государства за счёт присоединения новых земель (Казань, Астрахань); «смутное время» и польская интервенция, окончившаяся установлением новой царской династии Романовых в 1612-1613 г.г.
В искусстве: развитие культового пения, появление жанра исторической песни в фольклоре, становление светского театрального искусства; появление в иконописи реалистических мотивов, появление парсунного (персонального) портрета; расцвет архитектуры (строительство Московского Кремля).
4. «Новый период» в жизни России (середина XVII – XVIII в.в.), схожий с эпохой Возрождения в европейской культуре (бурное развитие политической, экономической и культурной жизни России).
Важнейшие события: освоение Сибири (Ермак), основание Петербурга, открытие первых университетов, восстание Емельяна Пугачёва.
В искусстве: развитие придворного искусства (театр, пляски, пение при дворе Алексея Михайловича Тишайшего – отца Петра I); большое влияние на русское искусство оказывает европейская традиция (русские музыканты учатся в Италии).
5. Классический период в жизни России (XIX – 1917 г.).
Важнейшие события: Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., Крымская война и русско-турецкие войны; отмена крепостного права 1861 г.; Первая мировая война 1914-1918 г.г.; первые русские революции 1905-1907 г.г.; Великая октябрьская революция 1917 г.
В искусстве: утверждается реализм, формируются содружества художников («передвижники», «Могучая кучка» и т.д.).
С 1917-го года начинается история Советской России. Русская история завершена.
Знаменное пение
1. Знаменное пение – форма культовой (церковной) музыки. Название происходит от «знамени» - знака, с помощью которого фиксировались знаменные напевы (пение «по знамёнам»). Другое название знамени – крюк, а пение – крюковое.
Знаменное пение было заимствовано из византийского искусства наряду с христианством, однако было творчески освоено и адаптировано на русской почве отечественными распевщиками.
Расцвет знаменного пения пришёлся на IX-XI в.в. (Киевская Русь).
2. Особенности знаменного пения:
· Монодия (пение хором в унисон или в октаву);
· Отсутствие размера (длительности и акценты регулируются ударениями в тексте);
· Тексты знаменных распевов – молитвы;
· Поступенное движение мелодии, отсутствие скачков;
· Наличие нескольких устоев (строка текста = строка напева; конец строки = устой);
· Система записи знаменных распевов – не линейная, а знаковая. Каждый знак – знамя – обозначал определённую мелодическую попевку из 2-3-5-ти звуков. Сцепление попевок = напев. Знаменная фиксация предназначена для напоминания хорошо известных напевов: сначала в практике утверждались напевы, затем они фиксировались с помощью знаменной нотации.
* Хейрономия – ручные знаки руководителя церковного хора, показывающие восходящее, нисходящее движение мелодии и псалмодирование (на одном звуке). В наше время хейрономия бытует в практике церковного пения (регент хора с помощью ручных знаков «дирижирует» певчими).
Музыка XVII века
Основная тенденция эпохи – обмирщение искусства (мирское, светское), отход от культовых форм музыки и движение к созданию светского искусства.
Основные жанры в музыке XVII века:
1. Кант – 3-хголосное песнопение, в котором два верхних голоса двигаются параллельно в терцию или сексту, а третий (бас) даёт гармоническую основу (освоение западно-европейской гармонии). По содержанию различают бытовые, лирические, шуточные, сатирические, виватные канты. Расцвет жанра канта приходится на XVIII век – век Петра I.
2. Партесный концерт (от лат. Partis – партия, петь по партиям) – монументальное многоголосное хоровое песнопение, которое бытовало как в культовом, так и в светском искусстве.
*Николай Дилецкий – автор первого в России теоретического трактата о музыке «Мусикийская грамматика» (аналог учебника по ЭТМ).
Русская музыка XVIII века
1. Историческая ситуация в России.
XVIII век прошёл под знаком реформ Петра I: европеизация России, техническое развитие (формирование морского флота), развитие промышленности, экономические и культурно-образовательные связи с Европой, формирование светской жизни, развитие искусства; многочисленные открытия в науке (М. Ломоносов).
2. Стиль в русском искусстве XVIII века – понятие сложное и многообразное: соединяет в себе черты барокко, классицизма, сентиментализма, реализма, а также предпосылки развития романтизма.
XVIII век – время бурного роста городов и городского населения. Результат – миграция части деревенских жителей в города (в качестве ремесленников, рабочих), а вместе с ними – перенос традиционной крестьянской песенной традиции в город, ориентированный на западно-европейскую музыку. Таким образом, происходит взаимодействие европейской и исконно русской традиций.
3. Основные музыкальные жанры.
· Российская песня (сборник Григория Теплова «Между делом безделье», песни Дубянского и Козловского). Особенность жанра – соединение крестьянской песенной мелодики и европейской гармонической основы.
· Хоровая музыка: кант, хоровой концерт (3-4-хчастный). Авторы хоровых концертов – Максим Березовский, Дмитрий Бортнянский.
Хоровой концерт М. Березовского «Не отвержи мене во время старости» - один из совершенных образцов жанра. Текст взят из Псалтыри, однако композитор смог соединить молитвенное, религиозное содержание и человеческие переживания по поводу одиночества и немощи в старости (соединение духовного и светского содержания).
В концерте 4 части. 4-я часть считается одной из первых русских хоровых фуг.
Заслуга М. Березовского в том, что в музыкальном языке он соединил традиции знаменного пения, мелодику крестьянских песен с западно-европейской гармонией и искусством bel canto.
*М. Березовский в течение 3-х лет обучался в Италии, стал членом Болонской академии искусств, с успехом поставил свою оперу «Демофонт» в Европе. Вернувшись в Россию, не нашёл применения своим знаниям, покончил жизнь самоубийством.
· Инструментальная музыка: вариации на темы русских народных песен (Василий Трутовский, Иван Хандошкин), сонаты (Д. Бортнянский), концерты, симфонии.
· Опера.
Муз. материал:
1. М. Березовский. Хоровой концерт «Не отвержи мене во время старости».
2. В. Трутовский. Вариации на тему русской плясовой песни «Во лесочке комарочков много уродилось» (тема – 12 вариаций – тема).
3. И. Хандошкин. Вариации на тему русской народной песни «То теряю, что люблю» (вариации на удержанный бас – basso ostinato).
4. Д. Бортнянский. Соната C-dur для клавесина (в стиле В.А. Моцарта).