КЛАССИФИКАЦИЯ СИСТЕМ АВТОМАТИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ




ПРЕДПРИЯТИЕМ

Заказные/уникальные системы

Под заказными или уникальными системами обычно понима­ются системы, создаваемые для конкретного предприятия, не имею­щие аналогов и не подлежащие в дальнейшем тиражированию. По­добные системы исполь­зуются либо для автоматизации деятельности предприятий с уникальными характеристиками, либо для решения крайне ограниченного круга специальных задам. В основном подоб­ные системы применяются в органах государст­венного управления, образования, здравоохранения, военных организациях. Заказные сис­темы, как правило, либо вообще не имеют прототипов, либо ис­пользование прототипа требует значительных его изменений, имею­щих ка­чественный характер. В этом плане разработка заказной систе­мы по существу является НИОКР. Как любые НИОКР, она характе­ризуется повышенным риском в плане получения требуемых резуль­татов. Для снижения рисков и расхо­дов на разработку целесообразно использовать апробированную на практике методику. Желательно, что­бы в состав ме­тодики входили следующие элементы:

• модель технологического процесса (последовательность тех­нологических операций, требования к входной и выходной информации и результатам);

• модель процесса управления самим технологическим процес­сом (этапы, процессы управления качеством, результатами, требования к квалификации специалистов);

• инструментальные средства, используемые при разработке. Одним из примеров такой методики является ком­плексное ис­пользование подхода CDM Advantage™, метода управления проек­тами PJM и CASE-средства De­signer/2000 в качестве инструменталь­ного средства корпорации Oracle.

Адаптируемые системы

Проблема адаптации программного обеспечения АСУП, т. е. при­способления к условиям работы на конкретном предприятии, была осознана с самого начала работ по автоматизации управления.

Содержание и методы адаптации эволюционировали вместе с мето­дологией создания и внедрения систем. Суть проблемы в том, что в конечном итоге каждая АСУП уникальна, но вместе с тем ей при­сущи и общие, типовые свойства. Любая подсистема программного обеспечения отображает обе эти стороны АСУП. В технологическом смысле адаптация программного обеспечения АСУП — это переход от базовой системы, отображающей типовые свойства системы, к окончательному решению, приспособленному для работы в данной АСУП.

Требования к адаптации и сложность их реализации существен­но зависят от проблемной области, масштабов системы, степени соотношения между формализованным и неформализованным при решении задач управления.

Даже первые программы, решавшие отдельные задачи управле­ния, создавались с учетом необходимости их на­стройки по парамет­рам. Поскольку на раннем этапе остро стоял вопрос обеспечения вычислительными мощно­стями, то главное внимание уделялось на­стройке потребностей в оперативной памяти, способам остановки при решении задач оптимизации, управлению программой для обхо­да программных модулей, не используемых в кон­кретном расчете.

С появлением типовых решений в виде пакетов прикладных про­грамм (ППП) появилась необходимость в специ­альных процедурах предварительной генерации. Процедуры охватывали параметры, ко­торые определяли режим функционирования программного обеспе­чения, требования к информационному обеспечению, условия под­ключе­ния и использования внешних программ. Применение ППП как базовых систем привело к увеличению форма­лизованной со­ставляющей в системе управления предприятием. Усложнилась и адаптация систем к условиям предприятия. Появились подразделе­ния эксплуатации программного обеспечения, занимавшиеся в том числе и вопросами адаптации программных систем. Стало очевид­но, что адаптация в АСУП является не только про­граммно-техни­ческой, но и организационной проблемой.

Интерактивные системы, сделавшие управленцев всех уровней непосредственными пользователями вычисли­тельных систем, при­вели и к новому пониманию проблемы адаптации. Глубинные при­чины были прежними — смещение соотношения между формали­зованным и неформализованным в сторону формализации процесса управ­ления. Основная сложность заключалась в том, что формализа­ция затронула не только типовые, но и уникальные функциональ­ности в системе управления предприятием.

Из всего множества трудностей, проявившихся на данном этапе развития АСУП, следует остановиться на двух. Первая — организа­ция дружественного интерфейса между пользователем и вычислительной средой. В ходе разви­тия систем управления в арсенал средств организации интерфейса вошли меню различного вида, электрон­ные доски и панели, диаграммы типа диаграмм Черноффа и Иши-кавы, графика и многое другое. Вторая трудность носила системный характер. Прежний подход — настройка системы силами консуль­тантов практически без уча­стия управленцев — стал невозможен. Выяснилось, что во многих случаях оказывается неэффективной орга­низация внедрения, при которой будущие пользователи снача­ла формулируют требования к системе с учетом специфики пред­приятия во всех деталях, а затем консультанты настраивают систему на условия применения. Су­ществует ряд причин подобной неэф­фективности. Во-первых, как правило, управленцы-практики не владеют методологиями системного анализа. Во-вторых, объем ин­формации, касающейся деталей в организации управле­ния на кон­кретном предприятии, оказывается слишком велик. В-третьих, не всегда эта информация оказыва­ется полезной и консультантам в силу ее «одноразового» характера. В-четвертых, при такой организа­ции трудно реализовать принцип новых задач, для этого в процессе внедрения потребовались бы дополнительные итерации.

Поэтому были предложены методики разработки и внедрения программного обеспечения, в основу которых были положены но­вые принципы:

• привлечение пользователей к разработке системы, в том чис­ле и к разработке программного обеспечения;

• прототипирование программного обеспечения;

• совмещение процесса обучения пользователей работе с базовой системой создания прототипа программного обеспечения.
Примером может служить подход, предложенный компанией
Computer Associates в начале 90-х годов для проектов типа MRPII/ERP на базе системы CA-CAS.
Прототип ПО АСУП в дальнейшем может использоваться в следующих работах:

• при обучении более широкого круга персонала,

• при опытной эксплуатации,

• при модификации с целью получения окончательного вари­анта ПО.

Такой подход позволил в определенной степени решить пробле­му адаптации системы управления и в дина­мике, поскольку работ­ники предприятия в ходе создания прототипа приобретали навыки работы со средствами проектирования и модификации системы.

Дальнейшее развитие методов и средств адаптации базовых сис­тем направлено на достижение следующих це­лей:

• повышение уровня автоматизации проектирования и внедре­ния систем;

• обеспечение непрерывного управления конфигурацией и па­раметрами системы на всех стадиях ее жизнен­ного цикла;

• сокращение сроков внесения изменений в конфигурацию и параметры системы по мере модернизации про­изводственно­го процесса и управления;

• совмещение типовых решений, проверенных практикой, с ре­шениями, зависящими от конкретных условий предприятия.

Примером одного из многочисленных средств адаптации базо­вых систем является методология Orgware, ис­пользуемая фирмой BAAN.

Разработка АСУП на предприятии может вестись как «от нуля», так и на основе референционной модели (Ref­erence Model). Референционная модель представляет собой описание облика системы, функций, организационных структур и процессов, типовых в ка­ком-либо смысле (отрасль, тип производства и т. д.). В ней отражают­ся типовые особенности, присущие определенному классу предпри­ятий. Ряд компаний-производителей адаптивных АСУП со­вместно с крупными консалтинговыми фирмами в течение ряда лет ведет раз­работку референционных моделей для различных отраслей. Суще­ствуют подобные модели для предприятий автомобильной, авиаци­онной и других от­раслей. Каждая модель является типовым проект­ным решением, на основе которого можно строить конкретные про­екты. Следует отметить, что адаптации и референционные модели входят в состав многих систем класса MRPII/ERP, что позволяет значительно сократить сроки их внедрения на предприятии.

Если в распоряжении предприятия нет референционной моде­ли, то модель ее уровня надо создавать в процессе проектирования как исходную. На основе исходной модели затем происходит проек­тирование, уточнение и детали­зация системы управления. Референционная модель в начале работ по автоматизации управления пред­приятием может представлять собой описание существующей сис­темы и служить, таким образом, точкой отсчета, с которой начина­ются работы по совершенствованию системы управления.

Процесс проектирования системы может включать несколько фаз.

Результаты первой фазы: границы действия будущей системы и концептуальная бизнес-модель, которая от­ражает в укрупненном виде функциональную структуру системы управления и связки фун­кций управления для различных видов заказов, проходящих через систему.

В ходе второй фазы создается и документируется в репозитарии референционная бизнес-модель. Как правило, референционная мо­дель включает следующие компоненты:

• иерархию бизнес-функций, представляющую собой нисходя­щую иерархическую структуру, описывающую в укрупненном виде функциональную структуру будущей системы. При этом для нижних элементов структуры допускается задание нескольких вариантов реализации;

• модели бизнес-процессов. Это более глубокие модели, пока­зывающие, как должны реализоваться функции. Внешне они напоминают традиционные блок-схемы и описывают после­довательность элементарных дей­ствий, которые могут быть выполнены системой, другими приложениями, ручными дей­ствиями, бизнес-процессами более глубокого уровня;

• модель организационной структуры, которая описывает струк­туру организации, отношения между подразделениями и людь­ми и роли, предписываемые управленцам. На следующей фазе создается проектная модель предприятия (Project Model), которая является развитием и уточнением функци­ональной структуры для конкретного предпри­ятия. Она может быть создана и минуя референционную модель, но такой подход не яв­ляется эффективным для сложных проектов.

Заключительная фаза — привязка проектной модели к ролям, заданным детализированной моделью органи­зационной структуры, к функциям системы и техническим средствам. В результате создает­ся комплексная конфигу­рация программного и организационного обеспечения, технических средств.

Далее выполняются опытная эксплуатация и доработка системы.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: