Совокупная стоимость владения




Совокупная стоимость владения (ТСО — Total Cost of Ownership) информационной системой — сравнительно новое понятие, кото­рому в последнее время уделяется самое пристальное внимание в литературе. Под совокупной стоимостью владения пони­мается сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец сис­темы за период жизненного цикла последней.

При анализе ТСО рассматривают жизненный цикл, включаю­щий в себя время жизни существующей на предприятии системы, время, необходимое для проектирования нового альтернативного решения, срок эксплуа­тации альтернативной системы с учетом амор­тизации ее элементов и ориентировочного срока ожидания. Под сро­ком ожидания понимают время, необходимое для выхода системы на уровень доходности, при котором ее экс­плуатация позволяет получить частичный (до 90%) возврат инвестиций, вложенных в систему.

При выборе новой информационной системы между альтерна­тивными существующему решению вариантами необходимо оценить совокупную стоимость владения для каждого предлагаемого вари­анта. При этом жизненный цикл, на котором оцениваются прямые и косвенные затраты, должен включать:

• время жизни существующей на предприятии системы;

• время проектирования новой системы;

• время на закупку и внедрение элементов новой системы;

• время эксплуатации новой системы, которое необходимо ог­раничить сроком возврата 90% вложенных инве­стиций за счет прибыли от эксплуатации этой системы.

Вариант информационной системы с более коротким жизнен­ным циклом предпочтителен для дальнейшего использования. На рис. 35 самым рациональным является вариант А.

Точка выбора новой системы для каждого предприятия индиви­дуальна. Предприятие может начать этот про­цесс в различных слу­чаях, например:

• при появлении необходимости дополнить или изменить функ­ции существующей информационной сис­темы, чтобы они соответствовали изменившимся потребностям бизнеса и не приводили к неоправдан­ным финансовым потерям;

 

Рис. 35

1 — точка завершения проектирования существующей системы; 2 — точка завершения внедрения суще­ствующей системы; 3 — точка ввода в эксплуатацию новой системы; X— точка выбора новой системы; А — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант А); В — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант В); С — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант С)

 

• при достижении доходов от эксплуатации существующей сис­темы порядка 90% вложенных в нее инвести­ций;

• при превышении эксплуатационных затрат на систему над

доходами от ее использования и др.

Прямые и косвенные затраты могут включать следующие состав­ляющие.

Прямые затраты.

1.1. Основные затраты:

• создание информационной системы;

• оборудование — серверы, клиентские места, периферия, сете­вые компоненты;

• программное обеспечение (ПО);

• приложения, утилиты, управляющее ПО;

• обновление (модернизация).

1.2. Эксплуатационные затраты:

• управление задачами (сетью, системой, массивами памяти);

• поддержка работоспособности системы — персонал, функцио­нирование справочной службы, обучение, за­купки, подготовка кон­трактов на поддержку системы;

• разработка инфраструктуры, бизнес приложений.

1.3. Прочие затраты:

• создание коммуникаций — глобальные сети, взаимодейст­вие с поставщиками сервиса, удаленный дос­туп, Internet, доступ клиента;

• управление и поддержка — аутсорсинг, сопровождение, спра­вочная система.

Все затраты на создание информационной системы, которые ассоциируются с установкой оборудования и его подготовкой к эк­сплуатации, должны оцениваться как часть инвестиций. Эти разо­вые затраты могут вклю­чать в себя такие составляющие, как проек­тирование системы, программирование, тестирование системы, ре­визия системы, приобретение оборудования, разработка и изме­нение руководств, обучение и передвижения в связи с установкой, тестированием и параллельным запуском системы.

Затраты на оборудование включают в себя стоимость компонент системы, затраты в течение жизненного цикла, такие, как смена оборудования, которое заменяется до истечения жизненного цикла. Затраты на оборудо­вание могут включать и такие разовые расходы, как сопутствующая мебель для периферийных устройств. Оценки подготовительных работ должны основываться на масштабах реноваций и включать в себя изменение расположения при перемеще­нии, добавлении или удалении оборудования. Кроме того, в эти затраты необхо­димо включать и изменения в электропитании, осве­щении и кондиционировании воздуха. Если часть оборудования берется в лизинг, то суммарные затраты на это оборудование выделя­ются в отдельную категорию.

В табл. 11 перечислены основные виды затрат и их составляющие, которые необходимо учитывать при оп­ределении совокупной сто­имости владения.

Таблица 11



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: