Совокупная стоимость владения




Совокупная стоимость владения (ТСО — Total Cost of Ownership) информационной системой — сравнительно новое понятие, кото­рому в последнее время уделяется самое пристальное внимание в литературе. Под совокупной стоимостью владения пони­мается сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец сис­темы за период жизненного цикла последней.

При анализе ТСО рассматривают жизненный цикл, включаю­щий в себя время жизни существующей на предприятии системы, время, необходимое для проектирования нового альтернативного решения, срок эксплуа­тации альтернативной системы с учетом амор­тизации ее элементов и ориентировочного срока ожидания. Под сро­ком ожидания понимают время, необходимое для выхода системы на уровень доходности, при котором ее экс­плуатация позволяет получить частичный (до 90%) возврат инвестиций, вложенных в систему.

При выборе новой информационной системы между альтерна­тивными существующему решению вариантами необходимо оценить совокупную стоимость владения для каждого предлагаемого вари­анта. При этом жизненный цикл, на котором оцениваются прямые и косвенные затраты, должен включать:

• время жизни существующей на предприятии системы;

• время проектирования новой системы;

• время на закупку и внедрение элементов новой системы;

• время эксплуатации новой системы, которое необходимо ог­раничить сроком возврата 90% вложенных инве­стиций за счет прибыли от эксплуатации этой системы.

Вариант информационной системы с более коротким жизнен­ным циклом предпочтителен для дальнейшего использования. На рис. 35 самым рациональным является вариант А.

Точка выбора новой системы для каждого предприятия индиви­дуальна. Предприятие может начать этот про­цесс в различных слу­чаях, например:

• при появлении необходимости дополнить или изменить функ­ции существующей информационной сис­темы, чтобы они соответствовали изменившимся потребностям бизнеса и не приводили к неоправдан­ным финансовым потерям;

 

Рис. 35

1 — точка завершения проектирования существующей системы; 2 — точка завершения внедрения суще­ствующей системы; 3 — точка ввода в эксплуатацию новой системы; X— точка выбора новой системы; А — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант А); В — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант В); С — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант С)

 

• при достижении доходов от эксплуатации существующей сис­темы порядка 90% вложенных в нее инвести­ций;

• при превышении эксплуатационных затрат на систему над

доходами от ее использования и др.

Прямые и косвенные затраты могут включать следующие состав­ляющие.

Прямые затраты.

1.1. Основные затраты:

• создание информационной системы;

• оборудование — серверы, клиентские места, периферия, сете­вые компоненты;

• программное обеспечение (ПО);

• приложения, утилиты, управляющее ПО;

• обновление (модернизация).

1.2. Эксплуатационные затраты:

• управление задачами (сетью, системой, массивами памяти);

• поддержка работоспособности системы — персонал, функцио­нирование справочной службы, обучение, за­купки, подготовка кон­трактов на поддержку системы;

• разработка инфраструктуры, бизнес приложений.

1.3. Прочие затраты:

• создание коммуникаций — глобальные сети, взаимодейст­вие с поставщиками сервиса, удаленный дос­туп, Internet, доступ клиента;

• управление и поддержка — аутсорсинг, сопровождение, спра­вочная система.

Все затраты на создание информационной системы, которые ассоциируются с установкой оборудования и его подготовкой к эк­сплуатации, должны оцениваться как часть инвестиций. Эти разо­вые затраты могут вклю­чать в себя такие составляющие, как проек­тирование системы, программирование, тестирование системы, ре­визия системы, приобретение оборудования, разработка и изме­нение руководств, обучение и передвижения в связи с установкой, тестированием и параллельным запуском системы.

Затраты на оборудование включают в себя стоимость компонент системы, затраты в течение жизненного цикла, такие, как смена оборудования, которое заменяется до истечения жизненного цикла. Затраты на оборудо­вание могут включать и такие разовые расходы, как сопутствующая мебель для периферийных устройств. Оценки подготовительных работ должны основываться на масштабах реноваций и включать в себя изменение расположения при перемеще­нии, добавлении или удалении оборудования. Кроме того, в эти затраты необхо­димо включать и изменения в электропитании, осве­щении и кондиционировании воздуха. Если часть оборудования берется в лизинг, то суммарные затраты на это оборудование выделя­ются в отдельную категорию.

В табл. 11 перечислены основные виды затрат и их составляющие, которые необходимо учитывать при оп­ределении совокупной сто­имости владения.

Таблица 11

Эксплуатационные затраты (затраты на обслуживание и работу системы)
1. Затраты на сетевое управление — расхо­ды административно­го персонала на ре­шение задач, ассо­ци­ируемых с управле­нием сетью и клиен­тами • затраты на определение причины неисправности и решение про­блемы (ремонт), после того как по­ступило сообщение о неисправ­ности в сети • регулярные затраты на измерение сетевого тра­фика и планирование его оптимизации • регулярные затраты на на­стройку производитель­ности сетевых компонентов и межкомпо­нентных со­единений • временные затраты, связанные с добавле­нием, пе­ремещением, удалением пользователей и измене­нием прав доступа к сети • затраты на поддержку сетевых и клиентских опе­рационных систем, включая установку, настройку и инсталля­цию драйверов • затраты на поддержание работоспособности сети и клиентов, наподобие диагностики, проверок и про­чих задач, ко­торые не попадают в категории, указан­ные выше • затраты на под­держку пользователя, поддержки производителей, не попадающие в перечисленные выше категории
2. Затраты на управ­ление систе­мой — расходы на управле­ние приложениями, имуществом и ми­гра­циями • затраты, связанные с исследованием и планиро­ванием проекта новых компьютерных систем, сете­вых и коммуникационных ком­понент, затраты на вы­бор различных стратегий и конфигураций • затраты, связанные с оценкой и покупкой новых компьютеров, се­тевых компонент, коммуникационных устройств и программного обеспечения, определе­ние поставщика, модели и получение фи­нансов • затраты, связанные с управлением, контролем за лицен­зиями, дистрибуцией и конфигурированием программного обес­печения по сети • затраты, связанные со сбором информации, отно­сящейся к имуществу, и включающие в себя инвен­таризацию, контроль закупок и отслеживание кон­фигураций имущества • за­траты на управление программным обеспечени­ем сети, включаю­щее в себя контроль версий, досту­па и запуска • затраты, связанные с контролем за системой с целью обнаруже­ния и предотвращения нарушений правил безопасности, вирусных атак и мероприя­тия по восстановлению после нарушений • затраты, связанные с конфигурированием новых решений или перенастройкой существующих реше­ний (решение включает в себя компоненты систе­мы, топологию, местоположение, а также любые фи­зические или логические замену и инсталляцию) • затраты, связанные с установкой дополнительно­го оборудова­ния или модернизацией (за исключе­нием программной модерни­зации)
3. Затраты на управле­ние устрой­ствами хра­нения данных — расхо­ды на задачи, связан­ные с управле­нием и контролем за данными и их хранением в сети   • затраты, связанные с организацией, оптимизаци­ей и восстанов­лением файлов в сети • затраты, связанные с контролем и проверкой оп­тимизации хра­нящихся данных • затраты, связанные с обеспечением доступа к дан­ным и устрой­ствам хранения информации • затраты по конфигурированию, управлению, опти­мизации и поддержке систем архивирования и ре­зервного копирования • затраты на создание, испытание, управление и поддержку планов прогнозирования и восстанов­ления неисправностей • затраты по управлению средствами хранения дан­ных и репози­торием в реальном времени    
Косвенные затраты
3. Затраты, связанные с оплатой действий, напрямую не являющихся рабочими функциями   Контроль, отправка и получение почты, телефонные разговоры, ввод информации, переводы, расходы на помещение, потери от плановых и внеплановых про­стоев, коммунальные услуги и под­держку админис­тративного и конторского персонала


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: