Совокупная стоимость владения (ТСО — Total Cost of Ownership) информационной системой — сравнительно новое понятие, которому в последнее время уделяется самое пристальное внимание в литературе. Под совокупной стоимостью владения понимается сумма прямых и косвенных затрат, которые несет владелец системы за период жизненного цикла последней.
При анализе ТСО рассматривают жизненный цикл, включающий в себя время жизни существующей на предприятии системы, время, необходимое для проектирования нового альтернативного решения, срок эксплуатации альтернативной системы с учетом амортизации ее элементов и ориентировочного срока ожидания. Под сроком ожидания понимают время, необходимое для выхода системы на уровень доходности, при котором ее эксплуатация позволяет получить частичный (до 90%) возврат инвестиций, вложенных в систему.
При выборе новой информационной системы между альтернативными существующему решению вариантами необходимо оценить совокупную стоимость владения для каждого предлагаемого варианта. При этом жизненный цикл, на котором оцениваются прямые и косвенные затраты, должен включать:
• время жизни существующей на предприятии системы;
• время проектирования новой системы;
• время на закупку и внедрение элементов новой системы;
• время эксплуатации новой системы, которое необходимо ограничить сроком возврата 90% вложенных инвестиций за счет прибыли от эксплуатации этой системы.
Вариант информационной системы с более коротким жизненным циклом предпочтителен для дальнейшего использования. На рис. 35 самым рациональным является вариант А.
Точка выбора новой системы для каждого предприятия индивидуальна. Предприятие может начать этот процесс в различных случаях, например:
• при появлении необходимости дополнить или изменить функции существующей информационной системы, чтобы они соответствовали изменившимся потребностям бизнеса и не приводили к неоправданным финансовым потерям;
Рис. 35
1 — точка завершения проектирования существующей системы; 2 — точка завершения внедрения существующей системы; 3 — точка ввода в эксплуатацию новой системы; X— точка выбора новой системы; А — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант А); В — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант В); С — точка возврата 90% инвестиций в новую информационную систему (вариант С)
• при достижении доходов от эксплуатации существующей системы порядка 90% вложенных в нее инвестиций;
• при превышении эксплуатационных затрат на систему над
доходами от ее использования и др.
Прямые и косвенные затраты могут включать следующие составляющие.
Прямые затраты.
1.1. Основные затраты:
• создание информационной системы;
• оборудование — серверы, клиентские места, периферия, сетевые компоненты;
• программное обеспечение (ПО);
• приложения, утилиты, управляющее ПО;
• обновление (модернизация).
1.2. Эксплуатационные затраты:
• управление задачами (сетью, системой, массивами памяти);
• поддержка работоспособности системы — персонал, функционирование справочной службы, обучение, закупки, подготовка контрактов на поддержку системы;
• разработка инфраструктуры, бизнес приложений.
1.3. Прочие затраты:
• создание коммуникаций — глобальные сети, взаимодействие с поставщиками сервиса, удаленный доступ, Internet, доступ клиента;
• управление и поддержка — аутсорсинг, сопровождение, справочная система.
Все затраты на создание информационной системы, которые ассоциируются с установкой оборудования и его подготовкой к эксплуатации, должны оцениваться как часть инвестиций. Эти разовые затраты могут включать в себя такие составляющие, как проектирование системы, программирование, тестирование системы, ревизия системы, приобретение оборудования, разработка и изменение руководств, обучение и передвижения в связи с установкой, тестированием и параллельным запуском системы.
Затраты на оборудование включают в себя стоимость компонент системы, затраты в течение жизненного цикла, такие, как смена оборудования, которое заменяется до истечения жизненного цикла. Затраты на оборудование могут включать и такие разовые расходы, как сопутствующая мебель для периферийных устройств. Оценки подготовительных работ должны основываться на масштабах реноваций и включать в себя изменение расположения при перемещении, добавлении или удалении оборудования. Кроме того, в эти затраты необходимо включать и изменения в электропитании, освещении и кондиционировании воздуха. Если часть оборудования берется в лизинг, то суммарные затраты на это оборудование выделяются в отдельную категорию.
В табл. 11 перечислены основные виды затрат и их составляющие, которые необходимо учитывать при определении совокупной стоимости владения.
Таблица 11
Эксплуатационные затраты (затраты на обслуживание и работу системы) | |
1. Затраты на сетевое управление — расходы административного персонала на решение задач, ассоциируемых с управлением сетью и клиентами | • затраты на определение причины неисправности и решение проблемы (ремонт), после того как поступило сообщение о неисправности в сети • регулярные затраты на измерение сетевого трафика и планирование его оптимизации • регулярные затраты на настройку производительности сетевых компонентов и межкомпонентных соединений • временные затраты, связанные с добавлением, перемещением, удалением пользователей и изменением прав доступа к сети • затраты на поддержку сетевых и клиентских операционных систем, включая установку, настройку и инсталляцию драйверов • затраты на поддержание работоспособности сети и клиентов, наподобие диагностики, проверок и прочих задач, которые не попадают в категории, указанные выше • затраты на поддержку пользователя, поддержки производителей, не попадающие в перечисленные выше категории |
2. Затраты на управление системой — расходы на управление приложениями, имуществом и миграциями | • затраты, связанные с исследованием и планированием проекта новых компьютерных систем, сетевых и коммуникационных компонент, затраты на выбор различных стратегий и конфигураций • затраты, связанные с оценкой и покупкой новых компьютеров, сетевых компонент, коммуникационных устройств и программного обеспечения, определение поставщика, модели и получение финансов • затраты, связанные с управлением, контролем за лицензиями, дистрибуцией и конфигурированием программного обеспечения по сети • затраты, связанные со сбором информации, относящейся к имуществу, и включающие в себя инвентаризацию, контроль закупок и отслеживание конфигураций имущества • затраты на управление программным обеспечением сети, включающее в себя контроль версий, доступа и запуска • затраты, связанные с контролем за системой с целью обнаружения и предотвращения нарушений правил безопасности, вирусных атак и мероприятия по восстановлению после нарушений • затраты, связанные с конфигурированием новых решений или перенастройкой существующих решений (решение включает в себя компоненты системы, топологию, местоположение, а также любые физические или логические замену и инсталляцию) • затраты, связанные с установкой дополнительного оборудования или модернизацией (за исключением программной модернизации) |
3. Затраты на управление устройствами хранения данных — расходы на задачи, связанные с управлением и контролем за данными и их хранением в сети | • затраты, связанные с организацией, оптимизацией и восстановлением файлов в сети • затраты, связанные с контролем и проверкой оптимизации хранящихся данных • затраты, связанные с обеспечением доступа к данным и устройствам хранения информации • затраты по конфигурированию, управлению, оптимизации и поддержке систем архивирования и резервного копирования • затраты на создание, испытание, управление и поддержку планов прогнозирования и восстановления неисправностей • затраты по управлению средствами хранения данных и репозиторием в реальном времени |
Косвенные затраты | |
3. Затраты, связанные с оплатой действий, напрямую не являющихся рабочими функциями | Контроль, отправка и получение почты, телефонные разговоры, ввод информации, переводы, расходы на помещение, потери от плановых и внеплановых простоев, коммунальные услуги и поддержку административного и конторского персонала |