Системы начального уровня
Как было сказано выше, системы начального уровня охватывают ограниченное число бизнес-процессов организации. Такие системы у всех на слуху, а многие небольшие предприятия успешно используют их в своей повседневной деятельности. В первую очередь сюда можно отнести бухгалтерские системы, кадровые системы, складские и торговые системы, а также простейшие системы документооборота.
Программные продукты данного класса могут сильно отличаться друг от друга по целевому назначению, стоимости, реализации и т. п., однако все они имеют много общих черт.
Исторически многие программные продукты разрабатывались небольшими группами программистов для конкретного заказчика. После получения приемлемой версии предпринимались попытки продать свое творение кому-нибудь еще, и в случае успеха данного предприятия небольшая группа программистов преобразовывалась в небольшую компанию по разработке, продвижению и сопровождению своих программных продуктов.
Количество возможных пользователей систем начального уровня колеблется от одного сотрудника (например, главного бухгалтера или начальника отдела кадров) до нескольких десятков. Это соотношение наглядно иллюстрирует эволюционный путь, который программные продукты данного рода прошли за период с конца 80-х до конца 90-х годов. Из локальных DOS- или Windows-приложений они превратились в системы, работающие под управлением современных промышленных СУБД. Однако в целом такие системы менее требовательны к выделяемым ресурсам, что позволяет успешно эксплуатировать их на небольших предприятиях.
При упоминании систем начального уровня довольно часто используется термин «коробочный продукт». Под этим подразумевается, что, покупая систему, например бухгалтерскую, пользователь может самостоятельно ее установить и начать эксплуатировать. Это верно только отчасти, так как фирмы-разработчики стараются вложить в свои программные продукты максимальные возможности, позволяющие использовать их на самых различных предприятиях, что обусловливает необходимость дополнительной настройки. Кроме того, некоторые системы начального уровня имеют возможности стыковки с другими программными продуктами данного класса, причем различных производителей. Все это приводит к тому, что стоимость сервисных услуг, которые потребуются организации при покупке системы, может колебаться от нуля до сумм, в несколько раз превышающих стоимость самой «коробки». При этом для специалистов, осуществляющих внедрение и настройку системы, очень часто используются почасовые ставки оплаты труда.
|
Системы среднего уровня
Появление на российском рынке систем среднего уровня было обусловлено потребностями клиентов получить в свое распоряжение инструмент, который давал бы возможность работать с более широким спектром задач. Некоторые из компаний постарались расширить функциональные возможности своих продуктов. Кроме того, современные способы и средства разработки позволяли создавать готовые решения, охватывающие широкий круг потребностей предприятий, за довольно короткое время. Как правило, в их состав могут входить следующие подсистемы: Бухгалтерский учет, Управление производством, Материально-техническое снабжение и сбыт, Планирование, Производство. Причем планирование и производство реализовано в очень усеченном виде. Однако несомненным достоинством систем этого класса является возможность вести учет практически по всем направлениям деятельности предприятия.
|
Подобные системы предназначены для работы в сети предприятия со значительным количеством пользователей. Как правило, они имеют файл-серверную или клиент-серверную архитектуру. Стоимость автоматизированной системы управления предприятием данного класса может колебаться от нескольких сотен долларов до нескольких десятков тысяч долларов в зависимости от масштабов организации, а также от фирмы-изготовителя и платформы, на которой реализована система.
Ввиду того, что система среднего класса позволяет вести учет практически по всем направлениям деятельности предприятия, количество параметров настройки у нее достигает значительного числа. При покупке такой системы следует обращать внимание на стоимость не только лицензий на программный продукт, но и услуг по внедрению системы. В типовой состав таких услуг, как правило, могут входить следующие:
• анализ деятельности предприятия (или предпроектное обследование), который включает в себя сбор данных о типовых бизнес-процессах предприятия, его документообороте и т. п. с представлением информации в виде, понятном как для покупателя (проверка соответствия описания реальному положению дел), так и для специалистов фирмы-разработчика, которые в дальнейшем будут устанавливать и настраивать систему;
|
• инсталляция и настройка системы в соответствии с результатами предыдущего этапа;
• обучение пользователей работе с системой;
• сервисное обслуживание на требуемый срок («горячая линия», выезд консультантов, обновление версий и т. п.).
Успех внедрения систем среднего уровня во многом зависит от качества выполнения анализа деятельности предприятия. Этого не должны недооценивать руководители предприятий любого уровня, которые приняли решение использовать в своей организации подобную систему.
Как показано выше, многие российские компании стали включать в состав своей продукции и возможности планирования. Однако лишь зарубежные системы класса MPRII или ERP позволяют вести полнофункциональное планирование для всех ключевых бизнес-процессов современного предприятия (в первую очередь для производства). Таким образом, на отечественном рынке появляются системы высшего класса.
Системы высшего уровня
Как было отмечено ранее, современные версии систем высшего уровня обеспечивают планирование и управление всеми ресурсами организации. В системах этого класса содержится описание тысяч бизнес-процессов. И действительно, они должны обладать большой избыточностью для того, чтобы успешно использоваться на самых разных предприятиях. Количество настраиваемых параметров в такой системе может достигать десятков и даже сотен тысяч. Безусловно, возрастает и суммарная стоимость решений, причем на первое место выходят затраты, связанные с внедрением. Хотя многие компании, предлагающие ERP-системы, и утверждают, что стоимость их внедрения в России равна или даже меньше стоимости лицензий на систему, реально дело обстоит несколько сложнее.
Во-первых, для западных компании принята система оплаты работ не с фиксированной ценой, а с повременной оплатой. Поэтому даже если какая-либо из российских фирм-интеграторов, занимающихся внедрением ERP-систем, и указывает конечную стоимость внедрения, то всегда следует иметь в виду, что может потребоваться дополнительное привлечение внешних консультантов.
Во-вторых, внедрение сложной системы зачастую требует проведения некоторой реорганизации деятельности, а это уже если не прямые, то значительные косвенные затраты.
В-третьих, для успешной эксплуатации системы на предприятии необходимо наличие подразделения, которое бы занималось перенастройкой системы в соответствии с требованиями бизнеса. Сюда относится изменение существующих моделей бизнес-процессов, а также создание новых моделей и предварительное обучение пользователей работе по-новому.
Однако перспектива значительных затрат не должна пугать. Ведь с внедрением ERP-системы руководители организации и ее персонал получают инструмент, позволяющий реально планировать и управлять производством. А в условиях современной рыночной экономики это может дать неоспоримое конкурентное преимущество.
Кроме того, многие ERP-системы позволяют стыковаться с CAD/CAM-системами (системами автоматизированного проектирования — САПР и автоматизированными системами управления технологическим процессом — АСУТП), что позволяет получить интегрированное решение, объединяющее процессы разработки, производства и поставок.
ЛЕКЦИЯ 14
ВЫБОР СИСТЕМЫ