Характеристики систем, присутствующих на российском рынке




Системы начального уровня

Как было сказано выше, системы начального уровня охватыва­ют ограниченное число бизнес-процессов орга­низации. Такие сис­темы у всех на слуху, а многие небольшие предприятия успешно используют их в своей повсе­дневной деятельности. В первую очередь сюда можно отнести бухгалтерские системы, кадровые системы, склад­ские и торговые системы, а также простейшие системы доку­ментооборота.

Программные продукты данного класса могут сильно отличаться друг от друга по целевому назначению, стои­мости, реализации и т. п., однако все они имеют много общих черт.

Исторически многие программные продукты разрабатывались небольшими группами программистов для конкретного заказчика. После получения приемлемой версии предпринимались попытки продать свое творение кому-нибудь еще, и в случае успеха данного предприятия небольшая группа программистов преобразовывалась в небольшую компанию по разработке, продвижению и сопровож­дению своих программных продуктов.

Количество возможных пользователей систем начального уровня колеблется от одного сотрудника (например, главного бухгалтера или начальника отдела кадров) до нескольких десятков. Это соотно­шение наглядно иллюст­рирует эволюционный путь, который про­граммные продукты данного рода прошли за период с конца 80-х до конца 90-х годов. Из локальных DOS- или Windows-приложений они превратились в системы, работающие под управлением современ­ных промышленных СУБД. Однако в целом такие системы менее требовательны к выде­ляемым ресурсам, что позволяет успешно эк­сплуатировать их на небольших предприятиях.

При упоминании систем начального уровня довольно часто ис­пользуется термин «коробочный продукт». Под этим подразумевает­ся, что, покупая систему, например бухгалтерскую, пользователь может самостоятельно ее установить и начать эксплуатировать. Это верно только отчасти, так как фирмы-разработчики стараются вло­жить в свои программные продукты максимальные возможности, позволяющие использовать их на самых различных предприятиях, что обусловливает необходимость дополнительной настройки. Кро­ме того, некоторые системы на­чального уровня имеют возможнос­ти стыковки с другими программными продуктами данного класса, причем различных производителей. Все это приводит к тому, что стоимость сервисных услуг, которые потребуются ор­ганизации при покупке системы, может колебаться от нуля до сумм, в несколько раз превышающих стоимость самой «коробки». При этом для специ­алистов, осуществляющих внедрение и настройку системы, очень часто ис­пользуются почасовые ставки оплаты труда.

Системы среднего уровня

Появление на российском рынке систем среднего уровня было обусловлено потребностями клиентов полу­чить в свое распоряже­ние инструмент, который давал бы возможность работать с более широким спектром за­дач. Некоторые из компаний постарались рас­ширить функциональные возможности своих продуктов. Кроме того, современные способы и средства разработки позволяли создавать готовые решения, охватывающие широкий круг потребностей предприятий, за довольно короткое время. Как правило, в их состав могут входить следующие подсистемы: Бухгалтерский учет, Управ­ление производством, Материально-техническое снабжение и сбыт, Пла­нирование, Производство. Причем планирование и производ­ство реализовано в очень усеченном виде. Однако несомненным до­стоинством систем этого класса является возможность вести учет практически по всем направ­лениям деятельности предприятия.

Подобные системы предназначены для работы в сети предприя­тия со значительным количеством пользовате­лей. Как правило, они имеют файл-серверную или клиент-серверную архитектуру. Стоимость автоматизированной системы управления предприятием данного класса может колебаться от нескольких сотен долларов до несколь­ких десятков тысяч долларов в зависимости от масштабов организа­ции, а также от фирмы-изготовителя и плат­формы, на которой ре­ализована система.

Ввиду того, что система среднего класса позволяет вести учет практически по всем направлениям деятель­ности предприятия, ко­личество параметров настройки у нее достигает значительного чис­ла. При покупке такой системы следует обращать внимание на сто­имость не только лицензий на программный продукт, но и услуг по внедрению системы. В типовой состав таких услуг, как правило, мо­гут входить следующие:

• анализ деятельности предприятия (или предпроектное об­следование), который включает в себя сбор данных о типо­вых бизнес-процессах предприятия, его документообороте и т. п. с представлением ин­формации в виде, понятном как для покупателя (проверка соответствия описания реальному положению дел), так и для специалистов фирмы-разработ­чика, которые в дальнейшем будут устанавливать и настраи­вать систему;

• инсталляция и настройка системы в соответствии с результа­тами предыдущего этапа;

• обучение пользователей работе с системой;

• сервисное обслуживание на требуемый срок («горячая линия», выезд консультантов, обновление версий и т. п.).

Успех внедрения систем среднего уровня во многом зависит от качества выполнения анализа деятельности предприятия. Этого не должны недооценивать руководители предприятий любого уровня, которые приняли ре­шение использовать в своей организации по­добную систему.

Как показано выше, многие российские компании стали вклю­чать в состав своей продукции и возможности планирования. Одна­ко лишь зарубежные системы класса MPRII или ERP позволяют вести полнофункциональ­ное планирование для всех ключевых биз­нес-процессов современного предприятия (в первую очередь для про­изводства). Таким образом, на отечественном рынке появляются системы высшего класса.

Системы высшего уровня

Как было отмечено ранее, современные версии систем высшего уровня обеспечивают планирование и управ­ление всеми ресурсами организации. В системах этого класса содержится описание тысяч бизнес-процессов. И действительно, они должны обладать большой избыточностью для того, чтобы успешно использоваться на самых разных предприятиях. Количество настраиваемых параметров в та­кой системе может достигать десятков и даже со­тен тысяч. Безуслов­но, возрастает и суммарная стоимость решений, причем на первое место выходят затраты, связанные с внедрением. Хотя многие ком­пании, предлагающие ERP-системы, и утверждают, что стоимость их внедрения в России равна или даже меньше стоимости лицензий на систему, реально дело обстоит несколько сложнее.

Во-первых, для западных компании принята система оплаты ра­бот не с фиксированной ценой, а с повременной оплатой. Поэтому даже если какая-либо из российских фирм-интеграторов, занимаю­щихся внедрением ERP-систем, и указывает конечную стоимость внедрения, то всегда следует иметь в виду, что может потребоваться дополнительное привлечение внешних консультантов.

Во-вторых, внедрение сложной системы зачастую требует про­ведения некоторой реорганизации деятельно­сти, а это уже если не прямые, то значительные косвенные затраты.

В-третьих, для успешной эксплуатации системы на предприятии необходимо наличие подразделения, которое бы занималось пере­настройкой системы в соответствии с требованиями бизнеса. Сюда относится изменение су­ществующих моделей бизнес-процессов, а также создание новых моделей и предварительное обучение пользо­вате­лей работе по-новому.

Однако перспектива значительных затрат не должна пугать. Ведь с внедрением ERP-системы руководители ор­ганизации и ее персо­нал получают инструмент, позволяющий реально планировать и уп­равлять производством. А в условиях современной рыночной эконо­мики это может дать неоспоримое конкурентное преимущество.

Кроме того, многие ERP-системы позволяют стыковаться с CAD/CAM-системами (системами автомати­зированного проекти­рования — САПР и автоматизированными системами управления технологическим про­цессом — АСУТП), что позволяет получить интегрированное решение, объединяющее процессы разработки, производства и поставок.

 

ЛЕКЦИЯ 14

ВЫБОР СИСТЕМЫ



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: