Процесс выбора системы в общем случае может быть представлен как процесс выбора из большого количества альтернатив:
• уровень системы: «коробочная», средний или высокий,
• уровень исполнения: управление цехом или производством,
• тип принимаемого решения,
• и так далее.
При таком количестве альтернатив дерево перебора различных вариантов в поисках наилучшего решения становится таким большим, что в реальной жизни этот подход к выбору системы никогда не применяется. На практике, как правило, используются последовательность альтернатив, позволяющая на самых ранних этапах отсекать заведомо неприемлемые выборы, и набор критериев, руководствуясь которыми принимают решения при рассмотрении альтернатив. Такая процедура позволяет в конечном счете либо остановиться на какой-либо системе, либо достаточно точно определить (специфицировать) требования к ней. Подход к построению дерева альтернатив, иными словами к построению последовательности решений при выборе системы, а также количество вариантов, которое целесообразно рассматривать параллельно, определяется в каждом конкретном случае слишком большим числом факторов, чтобы можно было говорить о каких-то рекомендациях общего характера.
Ниже рассматривается ряд критериев, которые целесообразно использовать при принятии решения о выборе системы.
Основным критерием, которым следует руководствоваться при выборе системы, должен быть критерий удовлетворения потребностей бизнеса предприятия. Потребности бизнеса формулируются в терминах бизнеса. В табл. 10 приведены типичные формулировки целей бизнеса, которые должны быть достигнуты с помощью внедрения информационных технологий [121]. Таблица составлена поданным опроса руководителей, отвечающих за финансовые результаты деятельности предприятий и корпораций, т. е. лиц, участвующих в принятии решений при выборе системы, но не являющихся специалистами в информационных технологиях.
|
Все опрошенные утверждали, что при принятии решений они руководствуются соображениями именно бизнеса. Очевидно, что осуществить выбор технической системы, руководствуясь только критериями, приведенными в табл. 10, невозможно.
Поэтому при выборе системы потребности бизнеса, сформулированные в терминах бизнеса, должны быть конвертированы в технические и экономические требования к системе, сформулированные в соответствующих терминах:
• функциональные возможности,
• совокупная стоимость владения,
• перспективы развития, поддержки и интеграции,
• технические характеристики. Ниже эти критерии рассматриваются подробнее.
Функциональные возможности
Под функциональными возможностями следует понимать соответствие автоматизированной системы тем основным бизнес-функциям, которые существуют или планируются к внедрению в организации. Иногда говорят о функциональной полноте предлагаемых решений. Так, если целью организации является минимизация финансовых потерь за счет оптимизации и упрощения бухгалтерского учета, то выбранная система должна обеспечивать автоматизацию
Таблица 10
Критерии | Респонденты, использующие критерии для оценки отдачи от инвестиций в ИТ, % |
Сокращение операционных расходов | |
Способность сохранить конкурентоспособность или вырваться вперед | |
Возможность повысить доходность текущих операций | |
Возможность увеличить свою долю рынка | |
Сокращение длительности основных производственных циклов | |
Улучшение внутреннего контроля | |
Соответствие предварительно установленным финансовым показателям | |
Возможность ввести новые направления бизнеса |
|
процесса ведения бухгалтерского учета; если требуется достичь конкурентного преимущества за счет сокращения сроков разработки новых видов продукции, то одно из решений может заключаться в выборе системы CAD/CAM (САПР). Для того чтобы определить достаточность функциональных возможностей системы, необходимы два компонента:
• Стратегия развития бизнеса и контекстное описание бизнеса.
• Формализованное описание деятельности предприятия.
Лучше всего, если это будут модели деятельности предприятия, выполненные согласно методикам структурного анализа: диаграммы согласно стандартам IDEFO или IDEF3; диаграммы потоков данных или модели бизнес-процессов. В идеальном случае стратегия развития бизнеса и контекстное описание бизнеса должны содержаться в стратегическом плане автоматизации предприятия. Если исходные данные для выбора системы отсутствуют, то в план выбора системы необходимо включить этап по подготовке исходных данных для выбора системы, иными словами, разработать Техническое задание на систему.
|
Как видно из общего перечня работ, для их успешного осуществления необходимо наличие и постоянное участие квалифицированных специалистов из самых различных областей: информационные технологии, управление персоналом, управление предприятием, планирование и многие другие. Держать такой штат в организации, как правило, экономически нецелесообразно. Поэтому наиболее предпочтительно привлечение внешних консультантов.
В пользу этого можно привести следующие основные аргументы:
• внешний консультант обладает особыми навыками и знаниями, которых может не быть у сотрудников организации;
• даже если в организации и есть требуемые квалифицированные кадры, то они могут быть заняты решением других проблем;
• внешний консультант может показать реальное положение дел, так как он независим от организации-заказчика;
• при оказании консультационных услуг персонал заказчика перенимает определенные технические знания, проходит обучение.
Так что же реально можно получить на этапе определения потребностей предприятия в информационной системе?
Не касаясь стратегических планов организации, о которых до-вольно много и подробно говорится в современных изданиях по теории менеджмента можно отметить, что внешние консультанты могут оказать квалифицированные услуги и по формированию стратегии предприятия. Однако делать это лучше всего после анализа текущей деятельности.
Описание существующих бизнес-процессов и информационных потоков предприятия, его организационной структуры и принятых технологий работ позволяет достичь сразу нескольких целей. Во-первых, это помогает персоналу самого предприятия, особенно его руководящему составу, лучше разобраться в работе своей организации. Во-вторых, полученные данные могут сравниваться с передовым опытом различных организаций, с которыми уже работала консультационная фирма. Это позволяет более качественно подготовить предложения по изменению и оптимизации деятельности. В-третьих, даже если предприятию по объективным или субъективным причинам и не требуется реорганизация, структурированные материалы, касающиеся деятельности организации, особенно если они представлены в графическом виде, могут существенно облегчить последующее внедрение системы автоматизации управления предприятием. Кроме того, это позволяет определить, можно ли осуществить изменения в организации после внедрения данной системы и насколько легко это может быть сделано.
Реализация этих предложений может происходить до или одновременно с внедрением системы автоматизации управления предприятием.
Наиболее просто проблема определения достаточности функциональной полноты решается для систем начального и среднего уровня. Для систем высшего уровня определяются:
• Какие типы производства может поддерживать система (разработка на заказ — представляет собой дальнейшее развитие проектно-ориентированного производства; сборка на заказ — предложение клиентам продукции массового производства; работа на склад — поддержание требуемого уровня товарно-материальных запасов в сочетании с организацией поставок со склада; повторяющееся производство — производство, организованное в соответствии с идеологией «точно-в-срок»; процессное производство).
• Поддерживает ли система управление цепью поставок. То есть рассматривается возможность ERP-системы управлять поставками, материально-техническим снабжением (логистикой) и спросом.
• Как система поддерживает производственные поставки, а также электронные средства поставки.
• Насколько полно система управляет процессом материально-технического снабжения, а также складированием продукции и планированием ее доставки.
• Как система учитывает работу с клиентами. Требуется оценить, как в системе поддерживается планирование спроса, автоматизация работы с посредниками и торговыми агентами, насколько гибко осуществляется обработка заказов клиентов, а также осуществляется учет сервисного обслуживания.