Основные критерии выбора системы




Процесс выбора системы в общем случае может быть пред­ставлен как процесс выбора из большого коли­чества альтернатив:

• уровень системы: «коробочная», средний или высокий,

• уровень исполнения: управление цехом или производством,

• тип принимаемого решения,

• и так далее.

При таком количестве альтернатив дерево перебора различных вариантов в поисках наилучшего решения становится таким боль­шим, что в реальной жизни этот подход к выбору системы никог­да не применяется. На практике, как правило, используются пос­ледовательность альтернатив, позволяющая на самых ранних эта­пах отсекать заведомо неприемлемые выборы, и набор критериев, руководствуясь которыми принимают решения при рассмотрении альтернатив. Такая процедура позволяет в конечном счете либо ос­тановиться на какой-либо системе, либо достаточно точно опре­делить (специфицировать) требования к ней. Подход к построе­нию де­рева альтернатив, иными словами к построению последо­вательности решений при выборе системы, а также количество вариантов, которое целесообразно рассматривать параллельно, определяется в каждом конкрет­ном случае слишком большим чис­лом факторов, чтобы можно было говорить о каких-то рекоменда­циях общего характера.

Ниже рассматривается ряд критериев, которые целесообразно использовать при принятии решения о выборе системы.

Основным критерием, которым следует руководствоваться при выборе системы, должен быть критерий удов­летворения потребнос­тей бизнеса предприятия. Потребности бизнеса формулируются в терминах бизнеса. В табл. 10 приведены типичные формулировки це­лей бизнеса, которые должны быть достигнуты с помощью внедре­ния информационных технологий [121]. Таблица составлена подан­ным опроса руководителей, отвечающих за фи­нансовые результаты деятельности предприятий и корпораций, т. е. лиц, участвующих в принятии решений при выборе системы, но не являющихся специ­алистами в информационных технологиях.

Все опрошенные утверждали, что при принятии решений они руководствуются соображениями именно бизнеса. Очевидно, что осуществить выбор технической системы, руководствуясь только критериями, приве­денными в табл. 10, невозможно.

Поэтому при выборе системы потребности бизнеса, сформули­рованные в терминах бизнеса, должны быть конвертированы в тех­нические и экономические требования к системе, сформулирован­ные в соответствующих терминах:

• функциональные возможности,

• совокупная стоимость владения,

• перспективы развития, поддержки и интеграции,

• технические характеристики. Ниже эти критерии рассматриваются подробнее.

Функциональные возможности

Под функциональными возможностями следует понимать соответ­ствие автоматизированной системы тем основ­ным бизнес-функци­ям, которые существуют или планируются к внедрению в организа­ции. Иногда говорят о функциональной полноте предлагаемых ре­шений. Так, если целью организации является минимизация фи­нан­совых потерь за счет оптимизации и упрощения бухгалтерского учета, то выбранная система должна обеспечи­вать автоматизацию

Таблица 10

Критерии     Респонденты, исполь­зующие критерии для оценки отдачи от ин­вестиций в ИТ, %  
Сокращение операционных расходов    
  Способность сохранить конкурентоспособ­ность или вырваться вперед    
  Возможность повысить доходность теку­щих операций    
Возможность увеличить свою долю рынка    
  Сокращение длительности основных про­изводственных циклов    
Улучшение внутреннего контроля    
  Соответствие предварительно установлен­ным финансовым показателям      
  Возможность ввести новые направления бизнеса      

 

процесса ведения бухгалтерского учета; если требуется достичь кон­курентного преимущества за счет сокращения сроков разработки новых видов продукции, то одно из решений может заключаться в выборе системы CAD/CAM (САПР). Для того чтобы определить до­статочность функциональных возможностей системы, необходимы два компонента:

• Стратегия развития бизнеса и контекстное описание бизнеса.

• Формализованное описание деятельности предприятия.

Луч­ше всего, если это будут модели деятельности предприятия, выполненные согласно методикам структурного анализа: ди­аграммы согласно стандартам IDEFO или IDEF3; диаграммы потоков данных или модели бизнес-процессов. В идеальном случае стратегия развития бизнеса и контекстное описание бизнеса должны содержаться в стратегическом плане ав­томатизации предпри­ятия. Если исходные данные для выбора систе­мы отсутствуют, то в план выбора системы необходимо включить этап по подготовке исходных данных для выбора системы, иными словами, разработать Техническое задание на систему.

Как видно из общего перечня работ, для их успешного осуще­ствления необходимо наличие и постоянное участие квалифици­рованных специалистов из самых различных областей: информа­ционные технологии, управление персоналом, управление пред­приятием, планирование и многие другие. Держать такой штат в ор­ганизации, как правило, экономически нецелесообразно. По­этому наиболее предпочтительно привлечение внешних консуль­тантов.

В пользу этого можно привести следующие основные аргументы:

• внешний консультант обладает особыми навыками и знания­ми, которых может не быть у сотрудников ор­ганизации;

• даже если в организации и есть требуемые квалифицирован­ные кадры, то они могут быть заняты решением других про­блем;

• внешний консультант может показать реальное положение дел, так как он независим от организации-заказ­чика;

• при оказании консультационных услуг персонал заказчика перенимает определенные технические зна­ния, проходит обу­чение.

Так что же реально можно получить на этапе определения по­требностей предприятия в информационной системе?

Не касаясь стратегических планов организации, о которых до-вольно много и подробно говорится в совре­менных изданиях по те­ории менеджмента можно отметить, что внешние консультанты могут оказать квалифицированные услуги и по формированию стратегии предприятия. Однако делать это лучше всего после анализа текущей деятельности.

Описание существующих бизнес-процессов и информационных потоков предприятия, его организационной структуры и принятых технологий работ позволяет достичь сразу нескольких целей. Во-пер­вых, это помогает пер­соналу самого предприятия, особенно его руководящему составу, лучше разобраться в работе своей организа­ции. Во-вторых, полученные данные могут сравниваться с передо­вым опытом различных организаций, с которыми уже работала кон­сультационная фирма. Это позволяет более качественно подготовить предложения по изменению и оптимизации деятельности. В-треть­их, даже если предприятию по объективным или субъективным при­чинам и не требуется реорганизация, структурированные материа­лы, касающиеся деятельности организации, особенно если они пред­ставлены в графическом виде, могут существенно облегчить после­дующее внедрение системы автомати­зации управления предприя­тием. Кроме того, это позволяет определить, можно ли осуществить изменения в ор­ганизации после внедрения данной системы и на­сколько легко это может быть сделано.

Реализация этих предложений может происходить до или одно­временно с внедрением системы автоматиза­ции управления пред­приятием.

Наиболее просто проблема определения достаточности функци­ональной полноты решается для систем началь­ного и среднего уровня. Для систем высшего уровня определяются:

• Какие типы производства может поддерживать система (раз­работка на заказ — представляет собой даль­нейшее развитие проектно-ориентированного производства; сборка на заказ — предложение клиентам продукции массового производства; работа на склад — поддержание требуемого уровня товарно-матери­альных запасов в сочетании с организацией поставок со склада; повторяющееся производство — производ­ство, орга­низованное в соответствии с идеологией «точно-в-срок»; процессное производство).

• Поддерживает ли система управление цепью поставок. То есть рассматривается возможность ERP-системы управлять постав­ками, материально-техническим снабжением (логистикой) и спросом.

• Как система поддерживает производственные поставки, а также электронные средства поставки.

• Насколько полно система управляет процессом материально-технического снабжения, а также складирова­нием продукции и планированием ее доставки.

• Как система учитывает работу с клиентами. Требуется оценить, как в системе поддерживается планирование спроса, автома­тизация работы с посредниками и торговыми агентами, на­сколько гибко осуществляется обработка заказов клиентов, а также осуществляется учет сервисного обслуживания.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: