Рассматриваются технологические аспекты управления ресурсами предприятия. Описаны фазы роста предприятия — от простого предприятия до современного предприятия в форме Корпорации, вплоть до масштаба отрасли. Анализируются проблемы роста предприятий на разных фазах и способы преодоления этих проблем.
Обсуждаются методы достижения стратегических целей управления ресурсами Корпорации отраслевого масштаба. В качестве эффективного способа достижения бизнес-целей современного предприятия описывается метод комплексной реализации принципов унификации, оптимизации, централизации и интеграции бизнес-объектов бизнес-процессов деятельности предприятий отрасли.
Рассматривается развитие указанного метода в корпоративной автоматизированной системе управления ресурсами Корпорации уровня отрасли. Концепция такой технологии должна содержать корпоративную (отраслевую) методологию и наборы отлаженных бизнес-функций ведения финансово-хозяйственной деятельности всех подразделений отраслевых предприятий Корпорации.
Автоматизированный вариант описанной технологии управления ресурсами Корпорации может быть реализован только на базе универсальной ERP-платформы (ERP — Enterprise Resource Planning).
Для варианта Корпорации доотраслевого уровня необходимые бизнес-методология и базовые решения по автоматизации управленческой деятельности и бизнес-процессов уже содержатся в базовой ERP-платформе,
Дополнить базовую ERP-систему до отраслевой специфики призваны специальные проектные технологии, которые и являются предметом дальнейшего рассмотрения.
УПРАВЛЕНИЕ РЕСУРСАМИ - ОТ ПРЕДПРИЯТИЯ ДО КОРПОРАЦИИ МАСШТАБА ОТРАСЛИ
|
Фазы роста предприятия
Любое предприятие уровня концерна / Корпорации проходит следующие стадии развития / роста (рис. 1.1):
• предприятие (enterprise) или группа независимых предприятий;
• холдинг (holding) — совокупность независимых друг от друга предприятий с общим центром управления (управляющая компания);
• корпорации (corporation) — совокупность предприятий с общим центром управления и однородной структурой управления и ведения бизнеса. Предприятие вырастает в холдинг (концерн) посредством объединения (∑) дочерних предприятий и образования конгломерата предприятий с единой управляющей компанией.
В процессе эволюции и совершенствования структуры бизнеса предприятие развивается до уровня современного предприятия (Корпорации). В географических рамках страны Корпорация может развиться до еще более сложной формы — Корпорации отраслевого масштаба. Во время трансформации предприятия в Корпорацию потоки деятельности предприятия и связей с другими субъектами также расширяются (рис. 1,2.).
Проблемы холдинга
Предприятие, выросшее до уровня холдинга, на следующем этапе роста вынуждено преодолевать серьезные проблемы. Холдингу в наследство достается типичная "детская болезнь" — разнородные структуры управления и ведения бизнеса, унаследованные вместе с разнородными дочерними предприятиями (филиалами). В одних филиалах была сформирована собственная методология, в других се может не быть как таковой вообще. Соответственно, бизнес-процессы в филиалах также различаются.
Качественные изменения в структуре управления холдинга затруднены из-за непрерывности бизнеса и инертности управленцев, что приводит к стремительному нарастанию внутренних проблем.
|
Дальнейший рост масштабов деятельности предприятий холдинга компенсируется арифметическим увеличением числа сотрудников в подразделениях. В какой-то момент наступает управленческий кризис иерархического узла — потеря контроля верхнего уровня над "вздувшимся" потоком бизнес-операций на подчиненном уровне.
Управленцу перестает хватать времени, сил и компетенции для управления процессами нижнего уровня.
Типичными психологическими проблемами управленческого персонала устоявшихся дочерних предприятий являются некорпоративные амбиции управленцев, их инертность к корпоративным изменениям.
В качестве других стандартных проблем управления на предприятиях уровня холдинга можно выделить:
• потерю управляемости (управленческий кризис) — принятие запоздалых или неверных управленческих решений. Причина — разрастание структуры холдинга и отсутствие единой методологии ведения бизнеса;
• несамостоятельность дочерних предприятий в решении простых вопросов управления. Причина — жесткая централизация власти и инертность управленцев на местах. Все решения принимаются наверху; при этом, как правило, информация, необходимая для принятия решения, приходит с опозданием, в искаженном виде и не отражает реальной ситуации. Соответственно, страдают оперативность и точность принятия решений;
• хаотическое "расползание" дочерних предприятий по целям и способам ведения бизнеса. Причины — отсутствие контроля за деятельностью дочерних предприятий и амбиции управленцев на местах.
|
В свою очередь, проблемы управления в холдинге порождают ряд экономических проблем:
• потерю прозрачности бизнеса и, как следствие, неиспользованные возможности увеличения прибыли;
• снижение экономической эффективности холдинга и, как следствие,
уменьшение прибыли;
• потерто доли на рынке и, как следствие, потери денежных средств, выраженные в увеличении запасов готовой продукции, незавершенного производства, материалов, комплектующих и сырья.
Серьезные осложнения в росте предприятий холдинга создают "застарелые" производственные проблемы:
• значительные денежные средства, выраженные в запасах;
•готовой продукции;
• незавершенного производства;
• материалов, комплектующих и сырья;
• неиспользованные возможности увеличения прибыли за счет:
• снижения себестоимости готовой продукции;
• повышения уровня обслуживания клиентов;
• увеличения пропускной способности или объемов выпуска.
Производственные проблемы предприятий холдинга могут быть ликвидированы только с помощью методологии управления, направленной на решение следующих задач:
• уменьшение себестоимости готовой продукции за счет лучшей организации системы управления производством и закупками;
• увеличение объема продаж за счет повышения уровня обслуживания клиентов в результате оптимального взаимодействия подразделений сбыта и производства;
• увеличение оборотных средств за счет сокращения до минимума запасов готовой продукции, сырья и незавершенного производства.
Таким образом, основной бизнес-проблемой холдинга является отсутствие единой корпоративной методологии ведения бизнеса во всех дочерних предприятиях холдинга. Каждое предприятие эволюционно придерживается своей "системы", привычно к ней и (как правило) не желает ее менять. Разнородность методологий приводит к потере управления и непрозрачности бизнеса холдинга в целом.