Приложение № 1.
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за I квартал 2008 г.
Споры о признании актов органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земли противоречащими федеральному законодательству подведомственны судам общей юрисдикции.
Определение по делу № 41-Г07-25
При наличии противоречия между равными по юридической силе федеральными законами приоритет сохраняется за законом, который принят позже по времени и (или) является специальным актом, регулирующим спорные правоотношения.
Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации отменила состоявшееся по делу решение суда в части отказа в удовлетворении заявления прокурора о признании недействующим положения закона округа, в соответствии с которым за нарушение порядка и сроков дачи письменных ответов на обращения граждан должностные лица органов местного самоуправления привлекаются к административной ответственности в порядке, предусмотренном законодательством субъекта Российской Федерации, поскольку оно постановлено с нарушением норм материального права, вынесла по делу новое решение, признав оспариваемое положение не подлежащим применению.
Принимая по делу данное решение, суд сослался на п. 3 ст. 26 Федерального закона от 28 августа 1995 г. № 154-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 154-ФЗ), согласно которому законами субъектов Российской Федерации может быть установлена административная ответственность за нарушения сроков и порядка ответа на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления и исходил из того, что согласно ст. 21 Закона округа "Об административных правонарушениях" нарушение сроков и порядка представления ответов на обращения граждан в органы местного самоуправления и к должностным лицам местного самоуправления влечет наложение штрафа на должностных лиц представительных и исполнительных органов местного самоуправления, по вине которых совершено данное правонарушение, в размере до десяти минимальных размеров оплаты труда. В этой связи суд посчитал оспариваемое положение закона округа не противоречащим федеральному законодательству.
|
Вместе с тем ст. 15 Федерального закона от 2 мая 2006 года № 59-ФЗ "О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации" (далее Федеральный закон № 59-ФЗ) предусмотрено, что лица, виновные в нарушении данного Федерального закона, несут ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.
Однако действующее законодательство Российской Федерации административной ответственности за нарушение срока и порядка ответа на обращения граждан не устанавливает. За неисполнение или ненадлежащее исполнение своих трудовых обязанностей работник может быть привлечен к дисциплинарной ответственности на основании ст. 192 Трудового кодекса Российской Федерации.
Осуществляя сравнительный анализ вышеприведенных норм, суд не учел, что Федеральный закон № 59-ФЗ, регулируя правоотношения, связанные с реализацией гражданином Российской Федерации закрепленного за ним Конституцией Российской Федерации права на обращение в государственные органы и органы местного самоуправления, а также устанавливая порядок рассмотрения обращений граждан государственными органами, органами местного самоуправления и должностными лицами, является специальным законом, в связи с чем имеет приоритетное значение по отношению к Федеральному закону № 154-ФЗ. Кроме того, Федеральный закон № 59-ФЗ принят позже Федерального закона № 154-ФЗ.
|
При наличии противоречия между равными по юридической силе федеральными законами приоритетными являются нормативные правовые положения, которые приняты законодателем позже, тем более специальным законом, следовательно, при разрешении данного дела суду надлежало руководствоваться ст. 15 Федерального закона № 59-ФЗ, имеющего большую юридическую силу.
Определение по делу № 61-Г08-1
Обзор законодательства и судебной практики Верховного Суда Российской Федерации за III квартал 2008 г.
Положения закона субъекта Российской Федерации, определяющие размер подлежащей выплате педагогическим работникам образовательных учреждений, работающим и проживающим в сельской местности, ежемесячной денежной компенсации затрат на приобретение и доставку твёрдого топлива при наличии у них печного отопления, признаны противоречащими федеральному законодательству.
Р. обратилась в суд с заявлением о признании недействующими положений закона области о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории области, в части предоставления ежемесячной денежной компенсации на приобретение и доставку твёрдого топлива.
|
Судом по делу установлено, что заявительница работает учителем в муниципальном образовательном учреждении, проживает в деревне в муниципальном жилом доме, отапливаемом котлом, в котором в качестве топлива используется каменный уголь. Её расходы на отопление значительно превышают ежемесячную денежную компенсацию затрат на приобретение и доставку твердого топлива, установленную оспариваемым законом области в размере двухсот шестидесяти рублей в месяц.
Согласно абзацу третьему ч. 5 ст. 55 Закона Российской Федерации «Об образовании» педагогические работники образовательных учреждений пользуются правом на бесплатную жилую площадь с отоплением и освещением в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа). Данное право не отменено и не изменено, каких-либо полномочий, направленных на установление ограничения или уменьшения объема этого права, субъектам Федерации не предоставлено.
Законодатель субъекта Российской Федерации, установив педагогическим работникам в сельской местности денежную компенсацию затрат на приобретение и доставку твердого топлива в ограниченных пределах, фактически лишил названную категорию граждан права на бесплатную жилую площадь с отоплением, гарантированного вышеназванным Федеральным законом, и тем самым ухудшил их положение, что противоречит ст. 153 Федерального закона Российской Федерации от 22 августа 2004 г. «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», по смыслу которой, при изменении после 31 декабря 2004 г. порядка реализации льгот и выплат, предоставлявшихся отдельным категориям граждан до указанной даты в натуральной форме, условия их предоставления не могут быть ухудшены.
При таких обстоятельствах Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации признала выводы суда первой инстанции о противоречии федеральному законодательству оспариваемых положений закона области о мерах социальной поддержки отдельных категорий граждан, работающих и проживающих в сельской местности на территории области, законными и обоснованными.
Определение по делу № 91-Г08-4