Воспитание в Вооруженных Силах (согласно Концепции воспитания личного состава Вооруженных Сил Российской Федерации) — процесс целеустремлённого и организованного воздействия командиров, штабов, органов воспитательной работы на сознание, чувства, волю военнослужащих и воинские коллективы в целях формирования у них высоких морально-психологических, боевых и профессиональных качеств, обеспечивающих решение поставленных задач в условиях мирного и военного времени.
Главная цель воспитания — развитие качеств личности гражданина, воина, отвечающих государственным интересам Родины, формирование у личного состава моральной и психологической готовности к защите Отечества, верности конституционному и воинскому долгу в условиях мирного и военного времени, дисциплинированности, гордости и ответственности за принадлежность к Вооруженным Силам Российской Федерации. Оно призвано обеспечить формирование и поддержание высокого уровня морально-психологического состояния воинов, крепкой дисциплины и правопорядка, обеспечивающих постоянную готовность Вооруженных Сил Российской Федерации к отражению агрессии противника.
Основные задачи воспитания:
философско-мировоззренческая подготовка: понимание характера, целей и задач войны, формирование самосознания, ценностного отношения к таким понятиям, как Отчизна, конституционный долг, честь, совесть;
приобщение воинов к системе культурных ценностей, истории и традициям Отечества, народа, Вооружённых Сил, формирование потребности в их изучении и приумножении;
выявление и развитие морально-психологического потенциала каждого военнослужащего, реализация способностей в воинской деятельности; привитие таких качеств, как: любовь к оружию, решительность, смелость, готовность к самопожертвованию ради победы;
|
формирование общечеловеческих норм гуманистической морали (доброты, взаимовыручки, веры в созидательные возможности человека, терпимости к сослуживцам), культуры общения воинов, уважения к воинам различных национальностей и вероисповедания;
развитие внутренней свободы и осознания необходимости крепкой воинской дисциплины в армии, объективной самооценки и саморегуляции поведения, чувства собственного достоинства, самоуважения и уважения окружающих;
развитие потребности в здоровом образе жизни, физическом совершенствовании, готовности и способности переносить большие физические и психологические нагрузки;
воспитание уважения к закону, уставным нормам жизни в воинских коллективах, развитие социальной ответственности как важнейшей черты личности воина за выполнение воинского долга, полученной задачи;
—привитие положительного отношения к воинскому труду, развитие потребности в творческом отношении к выполнению полученной задачи, воспитание социально значимой целеустремлённости, честности, мужества и отваги;
—подготовка сознания военнослужащих к быстрому переходу с мирного на военное время.
Принципы воспитания:
гуманизация (человек в центре внимания);
индивидуализация;
воспитание в коллективе и через коллектив;
воспитание в процессе деятельности;
сочетание требовательности с уважением личности и заботой о человеке;
комплексный подход;
единство процесса обучения, воспитания и морально-психологической подготовки;
|
—учёт исторического опыта воспитания в русской и советской армии.
Содержание воспитания:
государственно-патриотическое (патриотизм, верность Отечеству, Конституции Российской Федерации, Военной присяге);
нравственное (долг, честь, совесть, уважение, доброта);
социально-политическое (межнациональное единство);
военно-профессиональное (мужество, отвага, твёрдость, мастерство);
социально-психологическое (сплочённость, психологическая устойчивость, морально-психологический климат коллектива);
физическое (ловкость, сила, выносливость).
Эффективность воспитания достигается:
организацией воспитательной работы в процессе воинской деятельности;
морально-психологической подготовкой;
социально-правовым обеспечением военной службы;
информационным обеспечением личного состава;
общественно-гуманитарной подготовкой и гуманитарным образованием военных кадров;
культурным обслуживанием личного состава;
рациональным использованием технических средств, обеспечивающих процесс воспитания.
Под системой воспитания личного состава Вооруженных Сил понимается совокупность взаимосвязанных и взаимообусловленных компонентов, образующих и обеспечивающих единый, целостный и непрерывный процесс формирования и развития военнослужащих, воинских коллективов, качеств и отношений, необходимых для успешного выполнения стоящих перед Вооруженными Силами задач.
Принципы системы воспитания:
характер и направленность воспитания определяются объективными потребностями общества и его вооруженных сил;
|
единство организации, содержания, методики системы воспитания;
воспитание военнослужащих в процессе включения их в различные виды воинской деятельности;
единство воспитания, перевоспитания, обучения, развития и морально-психологического обеспечения.
Ведущей и перспективной целью воспитания военнослужащих является формирование всесторонне развитой личности. Насколько четко воспитатель представляет цели воспитания, во многом зависит эффективность воспитательной деятельности в частях (на кораблях).
Целевая установка является исходным компонентом воспитательной системы и определяет:
выбор соответствующих содержательных организационных и методических основ воспитания;
оценку уровня воспитанности и учет результатов процесса воспитания.
Целеполагание представляет собой особый вид воспитательной деятельности по выдвижению и обеспечению конкретных ее целей и задач, а также способов и средств для их решения.
Процесс целеполагания воспитания военнослужащих включает в себя составные элементы:
1) определение целей воспитания, предписанных государством, министром обороны Российской Федерации, командиром части (общие, специфические и частные цели):
общие цели — воспитание военнослужащих как граждан правового и демократического государства;
специфические цели — воспитание военнослужащих как профессионально подготовленных защитников Отечества;
частные цели — воспитание конкретных военнослужащих, подготовка их к конкретной воинской деятельности;
постановка дифференцированных целей воспитания для различных категорий военнослужащих (старшие и молодые офицеры, солдаты и сержанты, военнослужащие, проходящие военную службу по контракту и по призыву, и т. д.);
учет и при необходимости корректировка личностных целей конкретных военнослужащих, как на словах, так и реально осуществляемые во время их учебы и службы.
Основными задачами системы воспитания являются:
1) в отношении офицеров:
формирование готовности беспрекословно выполнить приказ, чувства офицерского долга, чести, гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, профессию офицера;
развитие стремления к повышению профессионального и педагогического мастерства, личной ответственности за обучение и воспитание военнослужащих, заботливое и уважительное отношение к ним;
самосовершенствование, повышение педагогической культуры, соблюдение этики, такта и др.;
2) в отношении прапорщиков (мичманов):
формирование личной ответственности за беспрекословное выполнение приказов, воинского долга, уставов Вооруженных Сил Российской Федерации;
развитие стремления к повышению профессионализма, компетентности и личной примерности в выполнении служебных обязанностей;
воспитание бережного отношения к сохранности государственного и военного имущества, заботливого отношения к подчиненным;
привитие навыков и умений самообучения, самовоспитания и др.;
3) в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по призыву:
формирование гордости и глубокого понимания необходимости службы в Вооруженных Силах Российской Федерации, готовности к защите Родины;
воспитание верности Военной присяге;
развитие стремления к преодолению трудностей военной службы, добросовестному освоению воинской специальности;
формирование дисциплинированности;
воспитание уважительного отношения к командирам (начальникам), войскового товарищества и др.;
4) в отношении солдат, матросов, сержантов и старшин, проходящих военную службу по контракту:
формирование гордости за службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, осознанного отношения к военной службе;
воспитание готовности беспрекословно выполнить приказ;
— формирование высокой дисциплинированности и личной ответственности за повышение профессионального мастерства, грамотную эксплуатацию и сбережение техники, вооружения и др.;
5) в отношении военнослужащих-женщин:
формирование чувства гордости за военную службу и избранную специальность;
воспитание ответственности за исполнение служебных обязанностей, повышение профессионального мастерства и др.
Субъекты воспитания:
общество, государственные институты и учреждения;
органы местного самоуправления;
средства массовой информации;
различные общественные и религиозные объединения;
семьи и близкие родственники военнослужащих;
командиры и начальники всех степеней;
штабы, службы, другие органы военного управления;
органы воспитательной работы;
воинские и трудовые коллективы;
воинские учреждения культуры;
общественные организации в воинских частях и др.
Объекты воспитания:
генералы и адмиралы;
офицеры, прапорщики и мичманы;
солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по призыву;
солдаты (матросы) и сержанты (старшины), проходящие службу по контракту;
женщины-военнослужащие;
гражданский персонал;
воинские и трудовые коллективы;
члены семей военнослужащих и др.
методы воспитания
1. Методы изучения субъектов и объектов воспитания:
целенаправленное наблюдение за военнослужащими;
изучение личности по документам;
биографический метод;
анализ практической деятельности военнослужащих;
изучение и анализ независимых характеристик;
тестирование;
письменные и устные опросы;
индивидуальные (групповые) беседы и др.
2. Методы воспитательных воздействий и взаимодействий:
убеждение;
пример;
упражнение;
включение воинов в различные виды деятельности;
поощрение;
критика и самокритика;
принуждение и др.
3. Методы профилактики и перевоспитания военнослужащих:
переучивание;
переубеждение;
«реконструкция характера»;
«разрыв нежелательных контактов»;
критика и самокритика;
самоисправление и др.
Важную роль в системе воспитания играют воспитательные средства, к которым относятся:
различные виды воинской деятельности в части (подразделении);
моральное и материальное стимулирование;
технические средства воспитания;
информационные средства воспитания;
Методы и средства реализуются в следующих формах воспитательной работы:
индивидуальные и коллективные беседы;
различные виды информирования личного состава;
лекции, беседы, вечера вопросов и ответов;
собрания и совещания с различными категориями военнослужащих;
пропаганда передового опыта;
научно-практические конференции;
тематические вечера, диспуты, викторины, круглые столы;
встречи с ветеранами войны, Вооруженных Сил и труда;
экскурсии и походы по историческим местам и местам боевой славы;
проведение дней защитника Отечества, мужества, призывника и т. д. с показом вооружения и техники, жизни и быта военнослужащих;
работа клубов по интересам, кружков художественной самодеятельности;
занятия в музеях, комнатах Боевой славы воинских частей и соединений;
— осуществление рекламы службы в Вооруженных Силах Российской Федерации и др.
Применение в комплексе перечисленных закономерностей, принципов, методов, средств и форм позволит обеспечить качественное функционирование системы воспитания военнослужащих, достичь определенного уровня ее эффективности и результативности.
содержание системы воспитания военнослужащих вооруженных Сил Российской федерации
Цели и задачи воспитания определяют основные направления воспитательной работы с военнослужащими. Совокупность различных направлений воспитательной работы составляет содержание воспитания. Анализ современных научно-педагогических источников, изучение практики воспитательной работы в частях и подразделениях свидетельствуют о том, что содержание воспитания личного состава включает в себя:
государственно-патриотическое воспитание;
воинское воспитание;
нравственное воспитание;
правовое воспитание;
экономическое воспитание;
эстетическое воспитание;
физическое воспитание;
экологическое воспитание;
половое воспитание и т. д.
Государственно-патриотическое воспитание
Государственно-патриотическое воспитание воинов — направление воспитания, ориентированное на практическое выполнение двух взаимосвязанных задач:
— формирование и развитие личности, обладающей важнейшими качествами гражданина — патриота России, способной активно участвовать в созидательном процессе, в укреплении и совершенствовании основ нашего общества;
— формирование готовности граждан к успешному выполнению определенных обязанностей, связанных с обеспечением всесторонней защищенности и безопасности общества в основных сферах социально значимой деятельности, особенно воинской, правоохранительной, экологической и др.
Основные направления государственно-патриотического воспитания:
1-е направление — разрешение противоречий процесса формирования патриотизма с учетом условий современного периода российской государственности. Исходя из этого, можно определить некоторые условия решения данной проблемы. К их числу можно отнести:
поиск и эффективное решение материальных, финансовых, организационных проблем реформирования Вооруженных Сил;
активную деятельность командиров всех степеней, воспитательных структур по формированию государственно-патриотического сознания воинов армии и флота;
поиск наиболее эффективных способов, форм и методов работы по формированию патриотизма. Одним из важных средств, формирующих высокие патриотические качества вооруженных защитников Родины, являются воинские ритуалы и воинская символика;
2-е направление — военно-патриотическое воспитание военнослужащих. Оно должно увязываться с конкретной военно-политической обстановкой в мире и отдельных регионах, наиболее близких к России, с целевыми установками проводимой военной реформы, решаемыми войсками задачами. Необходимо занятия, тренировки, учения, подготовку к миротворческим акциям рассматривать через призму патриотизма, добиваться, чтобы все воины понимали важность каждого мероприятия для укрепления могущества Родины, сохранения ее величия и влияния;
3-е направление — интернациональное воспитание воинов в духе дружбы народов Российской Федерации;
4-е направление — воспитание воинов на героических традициях народа и Вооруженных Сил. Важное значение здесь имеет использование в воспитательной работе Закона «О днях воинской славы (победных днях) России».
Воинское воспитание военнослужащих
Воинское воспитание — одно из основных направлений воспитания в Вооруженных Силах, представляющее собой процесс систематического и целеустремленного воздействия ла духовное и физическое развитие военнослужащих в целях подготовки их как вооруженных защитников Отечества.
Цель воинского воспитания — сформировать у военнослужащих морально-боевые качества, которые необходимы для ведения современного боя, обслуживания и применения сложной военной техники и оружия, выполнения многообразных задач повседневной и служебно-боевой деятельности.
Содержание воинского воспитания определено Конституцией Российской Федерации, военной присягой и воинскими уставами. Конституция Российской Федерации определяет, что «защита Отечества является долгом и обязанностью гражданина Российской Федерации», который несет военную службу в соответствии с федеральным законом. Военная присяга обязывает каждого военнослужащего «достойно выполнять воинский долг, мужественно защищать свободу, независимость и конституционный строй России, народ и Отечество». Воинские уставы в значительной степени регламентируют воинскую деятельность, определяют права, обязанности и ответственность каждого военнослужащего.
Задачи воинского воспитания:
изучение и уяснение военнослужащими требований военной присяги, воинских уставов и наставлений;
разъяснение требований военной присяги и уставов о необходимости соблюдения сознательной воинской дисциплины;
развитие у военнослужащих высокой ответственности за защиту Отечества, своей Родины, сознательного отношения к овладению современной боевой техникой и оружием;
формирование у военнослужащих таких морально-боевых качеств, как стойкость, отвага, мужество, презрение к смерти, способность преодолевать любые трудности для достижения победы. Эта задача решается в едином процессе воинского воспитания и морально-психологической подготовки;
формирование и развитие у военнослужащих таких важных качеств, как инициатива, самостоятельность и творческий подход к выполнению учебно-боевых задач.
Решение всех перечисленных задач подчинено одной общей цели: на основе высокой сознательности, глубокого понимания военной политики государства, твердого знания законов, уставов и приказов сформировать у военнослужащих морально-боевые качества, еще выше поднять уровень их готовности к выполнению воинского долга перед Родиной.
Нравственное воспитание военнослужащих
Нравственное воспитание — процесс педагогического воздействия на воспитуемых в целях формирования у них соответствующих нравственных черт и качеств. В процессе нравственного воспитания выделяются две тесно связанные
стороны:
утверждение в сознании военнослужащих требований морали, ее норм и принципов и на этой основе превращение знаний в глубокие нравственные убеждения;
выработка практических привычек и норм осознанного поведения в соответствии с приобретенными знаниями.
Сущность нравственного воспитания заключается в организации целенаправленного, беспрерывного, прямого и опосредованного, связанного в одну систему педагогического воздействия на сознание, чувства и волю военнослужащих, которая обеспечивает перевод объективных общественных и моральных требований в требования военнослужащего к самому себе.
Направления нравственного воспитания:
1) вооружение военнослужащих теорией морали, ее нормами и правилами поведения, обусловленными спецификой военно-профессиональной деятельности;
использование специальных педагогических приемов, способствующих перерастанию знаний в убеждения;
привитие военнослужащим навыков и умений поведения, соответствующих этим требованиям и принципам морали, превращение их в устойчивые привычки;
накопление практического опыта высоконравственного поведения в различных условиях и обстановке учебы, службы, жизни.
Основными структурными компонентами, отражающими сущность и результативность нравственного воспитания, выступают: система моральных знаний, взглядов, убеждений, навыков, привычек, определяющих практические поступки, поведение, деятельность воинов в различных условиях и обстановке.
Содержание нравственного воспитания военнослужащих наряду с воспитанием в духе соблюдения законов, верности Конституции, требований присяги и уставов предполагает формирование дополнительных военно-профессиональных нравственных качеств, главными из которых являются:
понимание социально-экономического и военно-политического значения задач, выполняемых Вооруженными Силами России, глубокого нравственного смысла служения Отечеству, выполнения воинского долга;
уважение и неукоснительное соблюдение законов;
ответственность за последствия принимаемых решений, уверенность в их нравственной справедливости;
внимательность, доброжелательность и предупредительность к гражданам России в процессе выполнения служебно-боевых задач;
принципиальность, критичность в оценке результатов службы, боевой учебы, честность и неподкупность.
Правовое воспитание военнослужащих
Правовое воспитание военнослужащих — это целеустремленное систематическое воздействие на сознание, психологию военнослужащих в целях формирования у них глубоких и устойчивых правовых взглядов и представлений, убеждений и чувств, привития им высокой правовой культуры, навыков и привычек активного правового поведения, обеспечивающего правильное понимание и исполнение законодательной политики, готовность защищать Отечество.
Сущность правового воспитания заключается в обеспечении превращения правовых знаний в убеждение.
Содержанием правового воспитания военнослужащих является формирование у военнослужащих глубокой убежденности в справедливости, разумности и целесообразности воинского порядка, основанного на строжайшем исполнении законов и воинских уставов, понимания того, что нормы права выражают интересы всего народа, а их соблюдение есть необходимое условие поддержания высокого уровня бдительности и боевой готовности армии и флота.
Задачи правового воспитания военнослужащих:
формирование у них высокого правосознания, стимулирование правомерной активной деятельности в составе Вооруженных Сил Российской Федерации;
обеспечение твердой воинской дисциплины и правопорядка в части;
обеспечение сознательного исполнения военнослужащими обязанностей воинской службы;
сплочение воинских коллективов и воспитание чувства личной ответственности за выполнение воинского долга.
Направления правового воспитания военнослужащих:
правовое пропаганда;
правовое обучение;
правовое саморазвитие;
правовое практика;
Экономическое воспитание военнослужащих
Сущность экономического воспитания военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации заключается:
в формировании системы экономических знаний, необходимых для успешного выполнения ими воинских обязанностей, понимания сущности экономических процессов и явлений, происходящих в мире, народном хозяйстве России, в военно-промышленном комплексе, в Вооруженных Силах, а также своего места и роли в них;
в формировании навыков адекватного поведения в меняющейся экономической ситуации;
в формировании умения правильно оценивать экономическую ситуацию, видеть тенденции развития экономических явлений и прогнозировать поведение тех или иных сил и социальных групп в изменяющейся экономической среде;
— в формировании умения учитывать экономический аспект в воинской деятельности, прогнозировать и уметь оценивать экономические последствия воинской деятельности.
Направления экономического воспитания:
создание в войсковых частях школ экономических знаний для различных категорий военнослужащих в целях проведения экономического всеобуча;
формирование бережного отношения к боевой технике, вооружению и военному имуществу, рационального использования материально-технических и учебно-методических средств;
использование в воспитательной работе с различными категориями военнослужащих разнообразных экономических стимулов;
пропаганда экономических знаний по различным хозяйственным вопросам жизнедеятельности части;
обучение военнослужащих умению предвидеть и оценивать экономические последствия своей деятельности, обеспечивать экономическую безопасность военной службы и др.
Эстетическое воспитание военнослужащих
Эстетическое воспитание — это система общественно-педагогических мероприятий, направленных на разностороннее развитие эмоционально-чувственной сферы духовного мира воина.
В основе эстетического (или в переводе с греческого — чувственного, относящегося к области чувств) отношения к миру лежит потребность человека в переживаниях, связанных с чем-то приятным, красивым. На этом основано стремление привносить элементы красоты в быт, одежду, свой внешний вид, упоминать о ней в суждениях по поводу каких-либо поступков, явлений.
Направления эстетического воспитания:
формирование эстетического отношения к военной службе, к солдатам и офицерам выправке;
формирование эстетического отношения к воинской форме, снаряжению, нравственного отношения к ним солдат и офицеров;
знакомство с художественно-творческой жизнью армии, ее художниками, писателями, композиторами, поэтами;
знакомство с научными и техническими изобретениями в военной области;
обращение к творчеству, посвященному военной теме в современном театре, кино, литературе, живописи и т. д., в том числе и в самой армейской среде;
приобщение к искусству.
Физическое воспитание военнослужащих
Физическое воспитание — это процесс, направленный на физическое совершенствование военнослужащих, организацию активного отдыха, укрепление здоровья и закаливание, воспитание морально-волевых, боевых и психологических качеств, способствующих повышению боеспособности и боеготовности как отдельного военнослужащего, так и воинских коллективов.
Физическое воспитание обеспечивает физическую готовность военнослужащих к боевой деятельности. В процессе физического воспитания у личного состава формируются соответствующие убеждения и потребности, специальные знания и умения, необходимые для рационального физического совершенствования личности. Физическое воспитание способствует пониманию у военнослужащих своего места в военной среде, коллективе, формированию у них внутренней потребности действовать в соответствии со своими убеждениями и идеалами.
Физическое воспитание проводится в часы плановых занятий, утренних физических зарядок, попутных физических тренировок, спортивно-массовой работы, а также соревнований.
В роте могут организовываться и проводиться следующие спортивные мероприятия:
спортивные соревнования по различным видам спорта на личное первенство, а также на первенство отделения и взвода;
тренировка и сдача норм ВСК;
тренировка спортивных команд и сдача норм на спортивные разряды;
подготовка спортивных команд роты к состязаниям на первенство части и участие в них.
В роте могут быть созданы спортивные секции: легкой и тяжелой атлетики, плавания, гимнастики, лыжного спорта, стрелкового спорта, ручного мяча, каратэ, борьбы, бокса и т. д. Работу спортивной команды организует тренер, назначенный из числа военнослужащих, имеющих спортивный разряд и необходимую подготовку по данному виду спорта.
Экологическое воспитание военнослужащих
Экологическое воспитание — целенаправленное формирование у военнослужащих экологического стиля мышления, необходимых экологических, юридических, нравственных и эстетических взглядов на природу и место в ней человека, активной жизненной позиции в осуществлении мероприятий по охране природы и рациональному использованию природных ресурсов.
Цель военно-экологического воспитания — формирование таких качеств у военнослужащих, которые бы оптимизировали воздействие деятельности на природу и снимали социальное и политическое напряжение, возникающее в результате этого воздействия.
Направления военно-экологической политики:
учет экологических последствий воинской деятельности и ликвидация негативных последствий этого воздействия;
охрана природы;
экологическое воспитание личного состава Вооруженных Сил;
подготовка кадров специалистов-экологов.
Половое воспитание военнослужащих
Половое воспитание — это процесс воздействия на личность, который помогает ей стать полноценными мужчиной и женщиной, приобщает к принятой в обществе системе половых ролей и взаимоотношений между полами в жизни. В этом плане главное направление деятельности — повышение чести и достоинства офицера, прапорщика, солдата, которые не позволяли бы им недостойно вести себя в быту и на службе, посещать позорящие звание военнослужащего заведения, вступать в сексуальные контакты со случайными знакомыми. Высокая воинская честь и достоинство должны быть определяющими во взаимоотношениях военнослужащих как между собой, так и с гражданским населением
Основа полового воспитания — сексуальное просвещение военнослужащих. Главной целью сексуального просвещения является формирование высокой сексуальной культуры, сохранение сексуального здоровья и достижение гармоничных взаимоотношений между полами. Никто в армии не должен становиться объектом дискриминации по причине своей сексуальной ориентации, если его поведение не противоречит требованиям воинских уставов и не наносит вред моральной обстановке в армейском коллективе. Сексуальное поведение — глубоко интимное и индивидуальное дело каждого военнослужащего: вмешательство командиров и начальников в семейные, интимные вопросы здесь недопустимо.
Рассмотренные направления воспитания военнослужащих имеют свою специфику, однако они тесно связаны друг с другом. Процесс воспитания предполагает комплексный подход, предусматривающий единство всех его составных частей.
Религия и воспитание военнослужащих
Религия играет важную роль в пропаганде и закреплении в поведении людей высоких норм нравственности, в формировании у них духовного идеала, который определяет поведение и деятельность человека в любой жизненной ситуации, в том числе и в условиях воинской службы.
Офицеры в своей работе по воспитанию военнослужащих с опорой на религию должны учитывать следующие факторы:
наличие Соглашения о сотрудничестве между Русской православной церковью и Министерством обороны Российской Федерации (подписано 2 марта 1994 г. Патриархом Московским и Всея Руси и министром обороны России);
слабую подготовку офицерского корпуса к работе с верующими военнослужащими;
обострение межконфессиональной борьбы в условиях современной России;
политизацию отдельных направлений некоторых религиозных конфессий;
активизацию деятельности на территории Российской Федерации так называемых тоталитарных сект.
ПЛАНИРОВАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫВ ЧАСТИ (ПОДРАЗДЕЛЕНИИ)
Перечень основных руководящих документов
Министерства обороны Российской Федерации,