Третье - недвойственность совершенствования и природы




Первое - материя и сознание недвойственны

Все десять истинно реальных объектов [15], вплоть до истины отсутствия, могут быть рассмотрены в двух аспектах - обобщающем и выделительным. Обобщение [выражается в том], что все [объекты] заключены в одном мгновении мысли. Выделение [заключается в том], что выделяются материя и сознание [15]. Почему? Признак десяти истинных реальностей [заключен] единственно в материи, а их природа - единственно в сознании. Силы, субстанции, созидание условия производятся совместно материей и сознанием, в [круговорот] причин и следствий вовлечено [лишь] сознание. Воздаяние ограничивается лишь материей [16]. Двенадцать нидан, страдания и карма [производятся сознанием и материей] [17] совместно. В сомнение впадает лишь сознание. Четыре истины постигаются трояким соединением сознания и материи [18]. Уничтожение достигается лишь сознанием. Из двух истинах и трех истинах мирская [постигаются] сознанием и материей вместе, но высшая истина и срединная [истина] пребывают лишь в сознании [19]. Из этого можно полностью постичь единую реальность и отсутствие [20]. Если, познав различия, от разделения перейти к обобщению, то множество дхарм происходит из природы сознания [21]. Единая природа не имеет природы, и таковы же три тысячи [миров] [22]. Следует знать, что [когда речь идет] о материальном сознании, то сознание называется "изменением" [23]. "Изменение" называется "созиданием", а о "созидании" говорят, как о субстанции и ее проявлении. Из этого следует, что [это] и не материя и не сознание, но и материя и сознание [вместе]. Единственность материи и единственность сознания происходят именно отсюда [24]. Поэтому известно, что, осознав "одно мгновение мысли", повсюду увидишь, как сам и другой превращаются в Будду [25]. Иной становится иным буддой, но по-прежнему тождествен сознанию. Так разве тот будда, которым станешь ты сам, будет находиться в противоречии с "одним мгновением мысли"? Отсюда видно, что множество объектов и дхарм, различаясь между собой, [тем не менее] не отличны [друг от Друга].

Второе - недвойственность внешнего и внутреннего

Все созерцаемые объекты не выходят за пределы внутреннего и внешнего [26]. Внешним называется то, что [возникает] при опоре на иное прямое и косвенное, сознание и материю, то есть [все внешнее является] пустым, производным и срединным, и таким образом [обладает] чудесной пустотностью, производностью и срединностью [27]. Поэтому субстанция материи и сознания исчерпывается [28]. [Остается] лишь единая реальная природа, [в которой] нет пустого, производного и срединного [29]. То же относится к материи и сознанию, которые внезапно [обретают] тождество с истинной чистотой [30]. И не существует более различий семи методов в отношении живых существ, нет отличия между чистой и грязной землей [31]. Сеть повелителя [обнимает] прямое и косвенное и [оба] они обретают свой высший блеск [32]. Сначала [следует] уяснить, что достигнув сосредоточенного неразличения внешних материи и сознания [поймешь], что внутренняя субстанция трех тысяч миров пуста, производна и срединна [33]. Таким образом, все внешние дхармы [происходят] из природы сознания. Помимо природы сознания нет ничего всеобъемлющего, кроме нее. Все, что в мирах будд десяти сторон света наделено чувственной природой, охвачено субстанцией, не знающей различений и отличий [34]. Все рассуждения о материи, сознании субъекте, объект происходят из недвойственности материи и сознания.

Третье - недвойственность совершенствования и природы

Природа и добродетель есть лишь одно мгновение мысли, объемлющее миры и реальности [35]. Этот внутренний мир реальности преисполнен трех дхарм [36]. Хотя природа является основой, однако при опоре на мудрость возникают практики, и совершенствование освещает собой природу. Практики [же в свою очередь] возникают из природы [37]. Если сохранена природа, то полнота совершенствования может стать природой. Если пробуждены практики, то полнота природы может стать совершенствованием [38]. В природе ничего не изменяется, таково же и совершенствование, [обладающее] постоянством [39]. Совершенствование бывает двух видов - подчиняющееся и противоречащее [40]. Подчиняющееся обозначает [тот вид совершенствования], когда видение природы становится практикой. Противоречащим называют [такое совершенствование], при котором из-за отвращения от природы возникают заблуждения [41]. Заблуждение и видение есть два сознания, хотя сознание и неизменно [42]. Подчинение и противоречие есть две природы, а природа и вещи всегда различны [43]. Если удастся не изменять сознание под внешним воздействием, то это приведет к тому, что заблуждающееся совершенствование станет истинным [44]. Поэтому необходимо, чтобы одновременно заблуждение и просветление [вместе] освещали природу и стали совершенствованием [45]. [Тогда] исчезнут [устремление] к осознанию природы и совершенствованию сознания [46] и осознания. Далее, ясное и гармоничное совершенствование по отношению к природе характеризуется разделенностью и слиянием [47]. При разделенности имеется по три [вида] природы и совершенствования, при слиянии [имеется] два совершенстования и одна природа [48]. Два совершенствования и каждого по три вместе производят три природы. Таким образом, хотя [видов] совершенствования девять, но девять есть лишь три [49]. Разъясняя совершенствование в отношении природы, объединяют совершенствование в две [группы]. Эти две относятся к единой природе, как волна к воде. Двойственность и недвойственность, как [между] водой и волной [50]. Следует знать, что природа указывает на три препятствия, поэтому [природ] и устанавливают три [51]. Совершенствование происходит из природы и поэтому устанавливают три дхармы. Достижение природы без совершенствования [дается следованием] путем единой чудесной колесницы [52]. [В этом случае] отсутствуют различения и дхармадхату становится проницаем и прозрачен. Это происходит от недвойственности внешнего и внутреннего [53].

Четвертое - недвойственность причины и следствия [54]

Живые существа в сознании содержат полноту условий трех путей [55]. Это условие реализуется в плод и называется тремя нирванами [56]. Причина и следствие не имеют различий, от начала до конца их принцип един [57]. Если условие и добродетель полны, почему бы не пребывать в условии? [58] Только по причине заблуждения каждый сам себя [полагает] истинным, если осознать непонятую природу и истину, то пребудешь лишь в причине [59]. Если долго пестовать причину, то она проявится под именем плода [60]. Лишь из-за того, что принцип причины и следствия один, проявление этого единого принципа является причиной. Когда принцип проявил себя, более нет имени плода. Так разве же сохранится термин причины? [61] Причина и плод гибнут, принцип и природа исчезнут сами по себе [62]. Лишь из-за того, что уничтожающая мудрость бывает далека и близка, заблуждения могут быть тяжелыми и легкими, благодаря чему выделяют три сомнения по их силе и, разъясняя смысл шести ступеней, прибегают к именам обширной или недостаточной мудрости [63]. Поэтому [это] подобно тому, как стараются во сне разрушить сомнения с помощью пустого имени [64]. Иллюзорные причины наполняют зеркало [сознания] плодами образов [65]. Хотя смысл пустотности и образа одинаков, пустотность пуста, а образ реален [66]. Образ реален, и поэтому говорится об изначальном наличии принципа. Пустотность пуста, поэтому заблуждение превращается в природу [67]. Таким образом недвойственность становится двойственностью. И устанавливается различие между причиной и следствием. Двойственность становится недвойственностью из-за единства субстанции [68]. Известно, что следствие происходит из причины, причина преодолевает следствие [69]. Поэтому три тысячи [миров] в отношении принципа одинаково называются неведением [70]. Когда три тысячи реализуются в качестве плода, они все называются постоянными и блаженными [71]. В трех тысячах миров непробужденность становится пробужденностью, не претерпевая изменений [72]. Три тысячи [миров] постоянно обладают полнотой субстанции и полнотой функции [73]. Это происходит из-за недвойственности совершенствования и природы [74].

Пятое - недвойственность грязного и чистого [75]

Если познать безначальность, то есть то, что дхармадхату является неведением, то из этого можно уяснить, что неведение является дхармадхату [76]. Дхармадхату в отношении с неведением всеобъемлюще созидает все дхармы. Это и называется загрязнением. Неведение в отношении с дхармадхату всеобъемлюще реагирует на все воздействия. Это называется очищением [77]. Вода [может быть] чистой и мутной, однако в равной степени является волнистой и мокрой [78]. Хотя чистота и мутность обусловлены и тождественны, все же грязь является изначально наличествующим [79]. Хотя мутность присутствует изначально, полнотой [ее] субстанции является чистота [80]. Из-за соответствия принципа двух волн (чистой и мутной - К. С.), выявляется субстанция и функция, поэтому причины и следствия в трех тысячах [миров] все вместе называются причинно-обусловленными [81]. Заблуждение и пробуждение возникают из условий и не выходят за пределы мгновения [82]. Природа мгновения постоянна и [имеет] тот же принцип, что зависимое возникновение, и в пределах одного принципа происходит разделение на чистое и грязное [83]. При разделении [возникают] шесть грязных и четыре чистых [84]. При слиянии десять [свойств] пронизывают чистое и грязное [85]. Из этого видно, что грязная субстанция мгновения [на самом деле] целиком чиста [86]. Когда субстанция трех тысяч [миров] еще не выявлена, то остается заблуждение. Поэтому на ступени подобия шесть индрий обретают вседостигающее сияние. Сияние разделяет десять миров, и каждый [из них] становится ясным и блестящим. Разве тот, шесть органов чувств которого чисты, не называет или утверждает десять [миров]? [87] Тот, кто выделяет истину, идет по следам и точно так же [создает] десять миров [88]. Поэтому необходимо, чтобы изначально в сознании [имелись] сокрытие и освещение [89]. Освещение приведет к вечной полноте трех тысяч [миров]. Сокрытие [означает] пустотность и срединность всех дхарм. В конце концов [они] оба исчезнут, и оба будут светить [90]. Если не изменять этой сосредоточенности, то всеобъемлющий ответ не будет знать границ, в соответствии с призывом, [сможешь] уничтожить чистое и грязное [91]. Уничтожая грязное и чистое, [прибегают] к [истинам] пустотности и срединности, и по-прежнему пустотность и срединность преобразуют грязное в чистое, и из этого поймешь, что грязное и чистое сами по себе гибнут в пустотности и срединности [92]. Это происходит из недвойственности причины и следствия [93].

Шестое - недвойственость прямого и косвенного [воздаяния]

Уже определена недвойственность субстанции Вайрочаны, исходя из того, что с безначальных времен в одном мгновении мысли [содержится] три тысячи [миров][94]. Из трех тысяч две тысячи, определяющие рождение [индивида], являются прямым [воздаянием]. Тысяча, [относящаяся] к государствам и землям, является косвенным [воздаянием][95]. Прямое и косвенное пребывают в едином сознании, а разве сознание выделяет способность и предмет способности? [96] Раз нет способности и ее предмета, таковы же прямое и косвенное [воздаяния]. Таким образом, на [стадиях] созерцания принципов природы и имен, уже наблюдается свойство недвойственности прямого и косвенного [воздаяний] [97]. Это приводит к тому, что субъект и объект, причина и следствие объемлют друг друга [98]. Хотя живые существа еще не различают плоды и принципы, [во вселенной] нет ничего, что не являлось бы чудесным объектом Вайрочаны [99]. Далее, нужно вновь осознать, что Дхармовая субстанция всех будд ничего не объемлет и объемлет все, природа и принципы живых существ, хотя и не ограничены. Но в то же время определены [100]. От начала до конца неизменно, большое и малое не имеет [между собой] преград [101]. У причины и следствия принцип тождествен, в чем же различие между прямым и косвенным [воздаянием]? Поэтому существует единая мера чистых и грязных земель, высокого и низкого положения, тела пыли и Дхармового Тела. Страна пыли не отличается от умиротворенного света. Таким образом, каждая временная пылинка вмещает все пылинки времени, одно тело пыли вмещает все тела [102]. Широту и узость, благородство и низость [вмещаемого одной пылинкой] трудно помыслить. Чистое и грязное неисчерпаемы. Если бы три тысячи [миров] не были [одновременно] пустотны, производны и срединны, то как бы возникло это проявление свободы? [103] Из этого видно, что дела и принципы живых существ и Будд, субъект и объект объемлют друг друга [104]. Это происходит от недвойственности чистого и грязного [105].

Седьмое - недвойственность субъекта и объекта [106]

В деле принесения пользы другим в соответствии с условиями опираются на основу. Основой называется полнота [присутствия] в единой природе субъекта и объекта, то есть: сам достигнув [стадии] плода, [тем самым] принесешь пользу другим [107]. Так в природе и принципах содержатся три тысячи трех добродетелей и трех истин [108]. Собственные практики касаются лишь пустотности и срединности, три тысячи принесений пользы другим устремлены к вещам [109]. Все неизмеримое [множество] вещей и явлений не выходит за пределы трех тысяч [миров] [110]. Способности к отклику, несмотря на свое множество, ограничены пределами десяти миров [111]. Все круговращение и проявление миров заключено в одном мгновении мысли. Земли порождают друг друга, но все пребывают в умиротворенном свете [112]. Принцип живых существ заключает в себе полноту трех тысяч миров, поэтому они имеют способность к призыву. Все Будды заключают в себе полноту трех тысяч принципов, и поэтому имеют способность к ответу [113]. Ответ объемлет собой все условия, объемлет все наслаждение и устремляется к неразличению. Если бы было не так, то как бы появлялись образы, подобные [отражению] в зеркале? Зеркало содержит принцип проявления образов, тело имеет природу порождения образов [114]. Если по отношению к некоему телу не проявляется образ, то это значит, что принцип зеркала имеет предел и не проницает вещи и формы [115]. Если есть разделение с зеркалом, то появляется этот принцип [116]. Нет такого тела, образ которого не появлялся бы [в зеркале]. Если зеркало не порождает образ, то [это] из-за того, что оно покрыто пылью. Пыль уничтожается усердием человека. Проявление образа не ограничивается вытиранием [пыли с зеркала][117]. Так из сравнения можно узнать основную суть учения о созерцании. Следует знать, что хотя принцип обладает полнотой субъектно-объектных [отношений], необходимы явления и вспомогательные причины в виде заслуг заботы о других [118]. Благодаря этой обусловленности, происходит слияние с природой, это и может называться природой [119]. Обретение десяти тысяч заслуг ведет к тому, что не устанавливается собственная природа и превращения не имеют предела и ограничения [120]. Это происходит из недвойственности прямого и косвенного [121].

Восьмое - недвойственность трех [видов] деяний [122]

Преобразование других проявляется в делении на три сокровенных [123]. Из-за того, что [Будда] следовал вещам и принципам, возникли разные имена [124]. Колесо сознания как зеркало [отражает] условия и предпосылки, два [других] колеса устанавливают преобразования, так что в явлении тела и проповеди Дхармы никогда не было различий [125]. В отношении тела [произошло] разделение на истинное и обусловленное, в отношении Учения [возникла] разница между временным и постоянным [126]. Если бы два тела различались, то почему говорят о единстве Дхармового тела? [129] Если две проповеди противоречивы, то почему говорят, что [они] вместе есть путь обретения состояния Будды? Если бы [было] лишь Дхармовое [128] тело, то не должно [было бы быть] передачи [учения] следующим поколениям. Если бы был лишь путь Будды, то кто установил бы три колесницы?[127] Если бы тело не имело [присущей] телу речи, то непременно не было бы самой речи. Тело и речь одинаково соотносятся с колесом сознания [130]. Сознание и материя едино реальны и преобразовывают [все] согласно своей природе, [обладают] постоянством и, безвидно достигая предела, производят действия согласно с величиной вещей [131]. Разве можно отрицать, что сто миров - это лишь осознание? Все миры - это всего лишь три [вида] действий. Если миры - это лишь мгновение мысли, то разве различаются три вида действий? [132] Плод применяет неистощимую причину, и только из-за этого может называться плодом [133]. Если верить в причину и следствие, то узнаешь, что три сокровенных имеют основу [134]. Сто миров и три [вида] действий есть пустотные, производные и срединные, что ведет к тому, что плодом называют стремление к всеобъемлющему [135]. Каждая соответствующая форма, каждый звук речи - все заключает в себе полноту трех [видов] действий в трех мира - преобразование и вновь преобразование - вот называние этому! [136] Поэтому в одном мгновении мысли обыденного сознания заключено море признаков природы и свойств трех сокровенных [137]. Каждая пылинка, оформившаяся как воздаяние, в своем основном принципе тождественна Вайрочане [138]. Отсюда происходит название "трех не имеющих различий". [Все] это происходит из недвойственности субъекта и объекта [139].



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: