Материально-техническое обеспечение психологической работы проводится в целях удовлетворения потребностей субъектов и должностных лиц психологической работы в объектах и средствах, необходимых для психологического изучения военнослужащих, формирования и развития у них необходимых профессиональных качеств, организации и проведения работы по сохранению их психического здоровья, для повышения психолого-педагогической компетентности.
Все объекты и средства, составляющие в своей совокупности основные элементы рабочего места психолога, можно разделить на несколько групп:
а) помещения:
—рабочий кабинет психолога с сейфом для хранения материалов с результатами психодиагностической работы и другой документации;
—кабинет психологического консультирования и индивидуальной психотерапевтической работы с военнослужащими, служащими, гражданским персоналом воинской части и членами их семей;
—комната психологической помощи для проведения мероприятий групповой психотерапии, группового консультирования и социально-психологического обучения;
б) аппаратура и расходный материал:
—аудиокассеты; проекционная аппаратура; канцелярские принадлежности; калькулятор;
—учебно-методические материалы; наглядные пособия;
—диктофон; секундомер;
—аудио-, видеотехника; ЭВМ;
в) психодиагностические средства.
—средства измерения и оценки, а также изменения состояния элементов объекта психодиагностики: бланки (либо другие носители: аудио, видео, ЭВМ) со стимульным материалом, аппаратура и приборы для измерения психофизиологического состояния и реакций военнослужащих;
—средства психодиагностического описания объекта практической деятельности психолога (профессиограммы и психограммы, интерпретационные схемы и таблицы);
|
—средства обработки данных (ЭВМ, бланки с ключами, шифрами, таблицы для перевода «сырых» баллов в стандартизированные);
—средства описания психодиагностического процесса и построения психодиагностического заключения. К ним относятся: психодиагностограммы, диагностические алгоритмы, а также логические методы постановки психологического диагноза;
г) материальное обеспечение процесса психологической подготовки включает:
—средства имитации внешних признаков боя (холостые патроны, взрывпакеты, учебные рецептуры отравляющих веществ, дымовые шашки, учебные гранаты и т. п.);
—учебное вооружение, боеприпасы, технику;
—здания и сооружения, используемые в целях психологической подготовки (психологические полосы препятствий, учебные городки психологической подготовки);
—тренажеры и имитаторы;
—макеты, муляжи, чучела и другие изготовляемые объекты с использованием подручных средств;
—схемы и наглядные пособия;
—фото- и киноматериалы.
Кроме того, в качестве средств моделирования психологических факторов боя применяются боевое вооружение, боеприпасы, боевая техника для решения задач психологической подготовки.
Расход средств имитации зависит от характера проводимого занятия, количества приемов моделирования психологических факторов боя, используемых на конкретном занятии, а также возможностей, вытекающих из лимита их выделения;
д) материально-техническое обеспечение профессионального психологического отбора организуется и проводится в целях удовлетворения потребностей воинских и учебных частей, военно-учебных заведений и военных комиссариатов в учебных и методических пособиях, аппаратуре, бланках и других материальных средствах, необходимых для проведения социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования граждан и военнослужащих. Обеспечение воинских частей и воинских коллективов учебными и методическими пособиями и унифицированными техническими средствами профотбора организуется Генеральным штабом Вооруженных Сил Российской Федерации (через Главное организационно-мобилизационное управление Генерального штаба).
|
Штатные подразделения профотбора обеспечиваются материально-техническими средствами в соответствии с нормами оснащения подразделений профессионального психологического отбора, включенными в табели к штатам соответствующих учреждений и частей Министерства обороны Российской Федерации.
Нештатные подразделения профессионального психологического отбора используют материально-технические средства, имеющиеся в воинских частях и военкоматах, на базе которых они организуются.
Бланки карт профессионального психологического отбора изготавливаются через Центральное вещевое управление Министерства обороны Российской Федерации по заявкам 178-го научно-практического центра Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации. Обеспечение другими бланками, методическими и учебными пособиями для проведения профессионального психологического отбора осуществляют органы тыла видов Вооруженных Сил, военных округов.
|
Финансовое обеспечение мероприятий профессионального психологического отбора осуществляется за счет денежных средств, выделяемых по соответствующим статьям сметы Министерства обороны Российской Федерации.
Для проведения профессионального психологического отбора необходимы помещения:
—класс группового обследования;
—кабинет для индивидуального обследования;
—кабинет для индивидуального собеседования.
Класс группового обследования, кабинеты оборудуются в отдельных, отапливаемых помещениях с естественным освещением и хорошей звукоизоляцией. Пол, стены, потолок должны быть покрашены в спокойные тона. Снижение уровня шума должно обеспечиваться до 45—30 дБ. Освещение — не менее 500 лк. Класс и кабинеты оборудуются достаточным количеством электророзеток (220 В, 50 Гц) на общую сумму нагрузки в 5 кВт и системами защиты от перегрузок.
Класс для группового обследования должен располагаться в помещении общей площадью не менее 50 квадратных метров и высотой 2,5 метра. Столы и стулья — из расчета на 25—30 человек. Рабочие места нумеруются. В классе должны быть стенды следующего содержания:
—система профессионального психологического отбора;
—структура квалификационного экзамена;
—требования воинских специальностей, по которым проходит обучение;
—профориентационный стенд.
Кабинеты для индивидуального обследования и индивидуального собеседования должны располагаться в помещениях общей площадью не менее 10 квадратных метров, с высотой 2,5 метра.
Кроме того, кабинет индивидуального обследования оборудуется приборами ДПФИ, «Физиолог-М», необходимой мебелью. Необходимо также иметь звукоизолирующий сектор для экспериментатора.
Перечень необходимой документации и материально-технического оснащения подразделения профессионального психологического отбора воинской части, ВВУЗа определяется требованиями следующих нормативных документов:
— приказ министра обороны Российской Федерации «О введении в действие Руководства по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации» 2000 г. № 50.
— Методические рекомендации начальника Главного военно-медицинского -управления о проведении профессионального психологического отбора кандидатов в военно-учебные заведения Министерства обороны Российской Федерации 1994 г.;
— Методические рекомендации по профессиональному психологическому отбору кандидатов в вузы Министерства обороны Российской Федерации.
Основным документом, в котором фиксируются данные социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования, заключения о профессиональной пригодности и результаты военно-профессиональной деятельности граждан, поступающих на военную службу, и военнослужащих, является журнал учета работы подразделения профессионального психологического отбора (приложение № 7 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации). Журнал ведется подразделениями профессионального психологического отбора военных комиссариатов, соединений и воинских частей, в том числе учебных. Записи в журнал производятся в порядке прохождения мероприятий профессионального психологического отбора.
Карта профессионального психологического отбора (приложение № 6 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации) является документом, отражающим основные сведения о профессиональной пригодности гражданина к службе на воинских должностях, а также о результатах служебной деятельности военнослужащего.
Карта составляется в районном военном комиссариате на каждого гражданина при первоначальной постановке на воинский учет и хранится в его личном деле в не подшитом виде. Кроме того, она заводится на гражданина, пребывающего в запасе и изъявившего желание поступить на военную службу по контракту, карта которого после увольнения в запас была уничтожена по истечении установленного срока хранения.
В период прохождения солдатами, матросами, сержантами и старшинами военной службы карты хранятся в штабах частей вместе с их учетно-послужными карточками. При увольнении гражданина с военной службы после явки его в районный военный комиссариат для постановки на воинский учет карта передается в подразделение профотбора, где хранится в течение одного года, после чего уничтожается.
Ответственность за обоснованность и достоверность содержащихся в картах сведений о профессиональной пригодности лиц к службе на воинских должностях несут начальники подразделений профотбора, а о служебной деятельности военнослужащих — командиры подразделений, в которых эти военнослужащие проходили военную службу.
Карта психологического изучения курсанта (приложение № 9 к Руководству по профессиональному психологическому отбору в Вооруженных Силах Российской Федерации) является документом, отражающим основные сведения о профессиональной пригодности курсанта к военной службе и военно-профессиональной деятельности, а также о результатах социально-психологического изучения, психологического и психофизиологического обследования во время обучения в ВВУЗе.
Карта заводится на каждого курсанта ВВУЗа сразу после принятия приемной комиссией решения о его зачислении в ВВУЗ. В ней регистрируются результаты психологического сопровождения в целях дальнейшего использования для составления итоговых заключений о профессиональной пригодности курсантов выпускного курса и разработки предложений по служебному предназначению выпускников в войсках.
Психологическое изучение личного состава воинской части и подразделений
основные этапы психологического изучения военнослужащих и их содержание
Психологическое изучение военнослужащих представляет собой важное направление профессиональной деятельности психолога. Необходимость такой работы объясняется потребностью должностных лиц в получении достоверной и полной информации о психологических особенностях военнослужащих и воинских коллективов. Результаты психологического изучения во многом определяют как специфику последующей работы психолога с конкретными военнослужащими, так и содержание управленческих решений должностных лиц.
В зависимости от объекта психологического изучения выделяют две его формы — индивидуальную и групповую. Соответственно предметом индивидуального психологического изучения являются психологические особенности личности военнослужащего, а предметом группового изучения — социально-психологические особенности воинского коллектива.
Выделяется ряд самостоятельных этапов в деятельности по психологическому изучению военнослужащих (рис. 5):
—проведение профессионального психологического отбора военнослужащих;
—психологическое изучение пополнения в воинской части;
—углубленное изучение военнослужащих;
—последующее изучение военнослужащих.
Рассмотрим более подробно этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих.
Проведение профессионального психологического отбора военнослужащих Профессионально-психологический отбор является составной частью военно-профессиологической работы, включающей военно-профессиональную ориентацию, военную профессиографию, военно-профессиональный отбор, военно-профессиональную подготовку, расстановку военнослужащих по специальностям и должностям и их продвижение по службе. Каждый из выделенных элементов военно-профессиологической работы имеет свои задачи и содержание.
СТРУКТУРА ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ИЗУЧЕНИЯ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ | ||||
Этапы | Решаемые задачи | Субъекты | Место | Периодичность и время |
Индивидуальная психодиагностика | ||||
1. Профессионально-психологический отбор | Определение уровня профессиональной пригодности человека к прохождению военной службы по определенной специальности и обучению в ВВУЗе | Группа ППО призывной комиссии | Военный комиссариат | При поступлении на военную службу и в ВВУЗ |
2. Первичное изучение | Получение первичной информации о личности военнослужащего (оценка психического здоровья, адаптационного потенциала) Выявление лиц с низким нервнопсихическим уровнем | Должностные лица, психолог | Пункт приема молодого пополнения | По прибытии военнослужащего в воинскую часть в течение первого месяца |
3- Углубленное изучение | Целостное изучение личности военнослужащего и выявление конкретных индивидуально- психологических особенностей, являющихся причиной кризисных состояний | Психолог, медицинский работник | Кабинет для психологического консультирования | - При самостоятельном обращении военнослужащего к психологу. - При выявлении у военнослужащего низкого нервнопсихического уровня. - При направлении военнослужащего должностными лицами к психологу воинской части |
4. Последующее изучение | Определение уровня психологической готовности военнослужащих к учебно-боевой и служебной деятельности Подбор кандидатов на должности младших командиров. Оценка динамики профессионализма и соответствия военнослужащих требованиям профессии и специальности | Командиры, офицеры органов воспитательной работы, психолог | В подразделении, на занятиях, в карауле | В процессе повседневной жизнедеятельности в течение всего периода службы |
Рис. 5. Этапы индивидуального психологического изучения военнослужащих и их содержание
Важнейшей частью военно-профессиологической работы является военная профессиография, включающая:
анализ структуры и содержания военно-профессиональной деятельности;
— классификацию и описание военных профессий и специальностей;
— научную разработку нормативных показателей воинского труда по каждой военной специальности;
— составление профессиограмм, отражающих особенности определенных профессий и специальностей и их требования к психологическим качествам личности, необходимым для успешного выполнения данного вида деятельности.
Наиболее существенной частью профессиограммы, ее своеобразным ядром является психограмма, в которой сконцентрированы психологические требования к личности конкретного специалиста, личностные, в том числе психофизиологические, качества, обеспечивающие успешное овладение данной профессиональной деятельностью, а также перечислены психологические противопоказания для представителя данной специальности.
Результаты, получаемые профессиографией, и разрабатываемые ею конкретные нормативные характеристики профессий в дальнейшем используются специалистами при осуществлении профессионального отбора и профессионального обучения.
Профессиональный отбор представляет собой систему мероприятий и средств, обеспечивающих прогностическую оценку взаимосоответствия человека и профессии, выбор на этой основе из группы гражданских людей наиболее соответствующих по своим качествам определенной военной специальности и предупреждение поступления человека на контрактную службу, к которой он не способен по возрасту, состоянию здоровья, образованию и психологическим качествам. По решаемым задачам различают медицинский, физиологический, педагогический и психологический виды отбора.
Необходимым условием для проведения психологического отбора является наличие нормативно определенных требований к кандидатам на основе психологического анализа конкретной деятельности и методик, позволяющих оценивать необходимые качества кандидата. Как правило, необходимость проведения отбора возникает тогда, когда условия и особенности предстоящей деятельности требуют довольно высокого уровня развития определенной группы качеств кандидата, которые не представляется возможным компенсировать или развить в отведенные сроки.
Основными задачами профессионального психологического отбора являются:
— оценка психологических качеств и свойств личности, необходимых для успешного обучения в ВВУЗе и осуществления конкретного вида воинской деятельности, выявление лиц с нервно-психической неустойчивостью;
— вынесение итогового заключения о профессиональной пригодности кандидата, отбор кандидатов для поступления в военно-учебные заведения, подготовки сержантов и старшин, а также рациональное распределение по профилям подготовки, воинским должностям и подразделениям.
Исполнительные органы в системе профессионального психологического отбора создаются в воинских частях и соединениях, ВВУЗах и военкоматах. Это могут быть как штатные группы профессионального психологического отбора призывных и приемных комиссий, так и нештатные группы, формируемые за счет включения в их состав различных должностных лиц. Организационно группа профессионального психологического отбора состоит из подгрупп:
– социально-психологического изучения;
– психологического и психофизиологического обследования;
– изучения специальных способностей.
В состав нештатной группы профессионального психологического отбора воинской части, как правило, входят:
— начальник группы — заместитель командира воинской части по воспитательной работе;
— заместитель начальника группы — психолог воинской части;
— помощники начальника группы — наиболее подготовленные офицеры органов воспитательной работы, строевого отделения, медицинской службы воинской части;
— технические работники (сержанты, солдаты).
Профессионально-психологический отбор
Психологическое обследование
Социально-психологическое изучение
Оценка общих способностей
Оценка специальных способностей
Оценка военно-профессиональной направленности, социальных и нравственных качеств
Адаптационный потенциал личности
Рис. 6. Состав действий по осуществлению профессионального психологического отбора
Проведение профессионального психологического отбора включает оценку:
—уровня развития познавательных психических процессов;
—адаптационного потенциала личности и нервно-психической устойчивости;
—уровня развития специальных (профессионально важных) качеств;
—основных мотивов профессиональной деятельности и военно-профессиональной направленности (рис. 6).
Психологическое обследование предполагает оценку общих и специальных способностей человека. Требования к общим и специальным способностям определяются спецификой профессиональной деятельности (специальности) и/или профилем ВВУЗа.
Адаптационный потенциал отражает адаптационные способности человека и является одним из интегральных показателей личности военнослужащего. Его основные составляющие: нервно-психическая устойчивость, коммуникативные способности, поведенческая регуляция и моральная нормативность (методика «Адаптивность» и экспресс-анкета «Прогноз»).
Уровень общего интеллектуального развития определяется с учетом характеристик психических познавательных процессов: восприятия, памяти, мышления, свойств внимания (методики «Подбор слов», «Числовые ряды», «Фигуры», «Узоры», «Арифметический счет», «Слухоречевая память»).
Социально-психологическое изучение предполагает анализ условий воспитания и развития личности, основных мотивов, изучение общей военно-профессиональной направленности, оценку социальных, нравственных качеств личности, организаторских способностей и особенностей общения и поведения в коллективе, а также образовательной и профессиональной подготовленности.
По результатам профессионально-психологического отбора выносится одно из следующих заключений:
а) рекомендуется в первую очередь (1-я категория);
б) рекомендуется (2-я категория);
в) рекомендуется условно (3-я категория);
г) не рекомендуется (4-я категория).
С учетом заключения группы профессионального психологического отбора, результатов оценки военно-профессиональной подготовленности и оценки физических качеств комиссии принимают решение:
—приемная комиссия — о возможности обучения кандидата в ВВУЗе;
—призывная комиссия — об общем уровне профессиональной пригодности и возможности прохождения службы по соответствующей специальности.
Содержание и результаты работы по психологическому изучению граждан, принимаемых на военную службу, отражаются в документах, направляемых в воинские части.
— личное дело (содержит учетные карты призывника, справку об образовании, справку о семейном положении, справку с места учебы, работы и территориальных органов профориентации, характеристику с места учебы или работы, лист изучения призывника, сообщения органов внутренних дел о привлечении к уголовной ответственности, регистрационные листы с результатами выполнения методик универсального набора психодиагностических тестов);
— карта профессионального психологического отбора (содержит сведения о профессиональной пригодности к подготовке и службе на воинских должностях и решение о предназначении, вынесенное призывной комиссией).
Психологическое изучение пополнения в воинской части После проведения профессионального психологического отбора работа по психологическому изучению военнослужащих и воинских коллективов проводится непосредственно в воинской части. В полку работу по изучению пополнения организует командир воинской части. С этой целью он издает приказ «Об организации приема и изучения пополнения». В приказе определяются:
— состав администрации пункта приема и распределения пополнения;
— состав нештатного подразделения, группы профессионального психологического отбора;
— сроки проведения инструктивно-методических занятий и инструктажей по психолого-педагогической подготовке с должностными лицами, привлекаемыми к изучению пополнения;
— время, место и порядок проведения психологического изучения (тестирования) личного состава;
— система сбора, анализа, доклада и хранения психологической информации о прибывшем пополнении;
— порядок контроля за соблюдением требований профессиональной этики, конфиденциальности при проведении изучения индивидуально-психологических особенностей военнослужащих.
Кроме того, командир лично организует работу должностных лиц полка (бригады) по подготовке материальной базы для приема пополнения, а также инструктирует должностных лиц администрации пункта приема и распределения пополнения о порядке работы с прибывшим пополнением, форме и сроках доклада о результатах изучения пополнения.
Перед прибытием в часть пополнения психолог полка совместно с заместителем командира полка (бригады) по воспитательной работе проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами по методике изучения личного состава. В ходе занятия раскрываются сущность и признаки проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих. Психолог согласует с начальником штаба порядок тестирования пополнения (уточняет очередность, время, место и ответственных за представление личного состава), утверждает график тестирования пополнения, а также согласует с начальником медицинской службы полка (бригады) порядок взаимодействия при изучении пополнения.
Первичное изучение личного состава проводится на пункте приема пополнения всеми должностными лицами в целях получения первичной информации о военнослужащих, оценки адаптационных возможностей и выявления лиц с признаками нервно-психической неустойчивости, склонностью к различным формам девиантного поведения. Такое изучение должно учитывать результаты профессионального психологического отбора, полученные из военных комиссариатов и в процессе следования пополнения к месту дислокации воинской части.
Особая роль в изучении пополнения принадлежит нештатной группе профессионального психологического отбора, в которую обязательно входит психолог. Состав нештатной группы профессионального психологического отбора определяется приказом командира полка на год и зависит от ожидаемой численности пополнения, особенностей и объема задач по изучению прибывающей молодежи. На период приема, изучения и распределения пополнения личный состав нештатной группы профессионального психологического отбора освобождается от исполнения обязанностей по штатным должностям.
По итогам изучения прибывшего пополнения начальник нештатной группы профессионального психологического отбора представляет командиру.
— заключение о профессиональной пригодности и рациональном распределении прибывшего пополнения (при этом может быть определено понижение или повышение профессиональной пригодности на одну ступень);
— список военнослужащих с нервно-психической неустойчивостью и рекомендации командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе относительно проведения с ними индивидуальной работы.
Под нервно-психической неустойчивостью понимают склонность к срывам нервной системы при значительных физических и психических нагрузках. Это довольно широкое понятие включает в себя различные предпатологические состояния (крайние варианты психической нормы) со скрытой, не выраженной либо умеренно выраженной, но компенсированной формой течения, обусловленные дефектами функционирования нервной системы и снижающие приспособительные возможности организма.
В происхождении нервно-психической неустойчивости определяющая роль принадлежит биологической неполноценности нервной системы (врожденной или приобретенной) в сочетании с неблагоприятными психологическими и социальными факторами. Такими факторами и соответственно косвенными признаками нервно-психической неустойчивости являются
— психические заболевания у родителей и близких родственников;
— перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга;
— наблюдение в психоневрологическом диспансере;
— ночное недержание мочи;
— воспитание в неблагополучной семье, отсутствие одного из родителей;
— чрезмерно строгое или «тепличное» воспитание;
— наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья;
— приводы в милицию, побеги из семьи, вовлечение в антисоциальные группы;
— раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов и др.
Формы проявления нервно-психической неустойчивости многообразны и связаны с нарушениями регуляторных механизмов на различных уровнях. Признаки нервно-психической неустойчивости обнаруживаются в отдельных биохимических, нейрофизиологических сдвигах, особенностях вегетативных реакций, специфических чертах познавательно-мыслительной деятельности, отклонениях в эмоционально-волевой сфере, своеобразии системы отношений, установок, направленности личности.
Основные формы проявления и характерные признаки нервно-психической неустойчивости
Характерные признаки нервно-психической неустойчивости
Основные сферы проявления нервнопсихической
неустойчивости
Психомоторика:
Плохая координация движений Повышенный тремор, тик
Неловкость, угловатость движений Напряженность, вычурность движений и поздняя реакция.
Познавательно-мыслительная деятельность:
Низкий уровень общего развития (плохая успеваемость в школе, малый словарный запас, примитивность суждений). Низкая интеллектуальная активность (неспособность самостоятельно ставить жизненные цели, вязкость, поверхностность мышления). Эгоцентричность мышления, нечувствительность к логическим противоречиям. Повышенная эмоциональность (сензитивность). Высокая тревожность (в трудной ситуации), робость, пугливость
Темперамент:
Импульсивность (беззаботность, легкомыслие, вспыльчивость, ранимость). Низкая или чрезмерная активность (суетливость, несобранность, вялость, апатичность, замкнутость). Ригидность (упрямство, прямолинейность, грубость, мстительность). Резистентность (быстрая утомляемость, истощаемость, легкая отвлекаемость). Внушаемость, склонность к подражательству. Эгоистическая направленность интересов, иждивенчество
Мотивация:
Низкий самоконтроль;
Импульсивность влечений;
Чрезмерное стремление к доминированию;
Агрессивность;
Неустойчивость интересов, привязанностей
Нарушения в процессе деятельности:
Низкая эффективность деятельности;
Аварийность, травматизм по вине военнослужащего;
Быстрая утомляемость, рассеяние внимания, растерянность;
Заторможенность либо суетливость, беспорядочность, импульсивность действий.
Нарушения дисциплинарных и социальных норм:
Склонность к пререканиям и невыполнению распоряжений;
Нарушение должностных требований, неверное исполнение приказов и поручений;
Сексуальные отклонения, беспорядочные половые связи;
Случаи суицидальных действий;
Склонность к нечестности, воровству;
Уклонения от воинской службы;
Неряшливость.
Нарушения межличностных отношений:
Агрессивное поведение ко отношению к сослуживцам;
Конфликтность, озлобленность, грубость;
Изолированность в группе;
Пренебрежительное отношение к значимым для группы, коллектива целям;
Подозрительность, мнительность, недоверчивость;
Неспособность противостоять влиянию окружающих;
Излишняя застенчивость, робость, повышенная чувствительность;
Обидчивость;
Претензии на исключительность, потребность во всеобщем внимании, восхищении
Преднатологические и патологические нарушения:
Общая вялость;
Повышенная утомляемость;
Нарушения сна, снохождение;
Частые головные боли, головокружения, обмороки, потеря сознания;
Судорожные припадки;
Энурез;
Сердцебиения при отсутствии заболеваний сердца;
Чрезмерная робость, необоснованный пессимизм, неверие в свои силы, страхи;
Фиксированность на состоянии здоровья;
Резкое обледнение или покраснение кожных покровов;
Нарушения ритма дыхания при волнении;
Склонность к запорам или частому стулу и мочеиспусканию;
Замедленный темп действий;
Демонстративные суицидальные попытки, членовредительство;
Снижение памяти, ограниченность внимания, неадекватность, нелогичность.
Вязкость мышления.
Организация работы по выявлению военнослужащих с признаками нервно-психической неустойчивости должна предусматривать плановые мероприятия в период прибытия молодого пополнения в часть, в период адаптации к военной службе (первые 3—5 месяцев), а также в период последующего прохождения военной службы.
С прибытием молодого пополнения в часть психолог проводит инструктивно-методическое занятие с должностными лицами пункта приема молодого пополнения и офицерами подразделений. На этом занятии он в доступной форме рассказывает о сущности и признаках проявления нервно-психической неустойчивости в общении, поведении, деятельности, внешнем виде военнослужащих, а также указывает, на что следует обратить внимание при изучении документов, наблюдении и в процессе беседы с прибывшим пополнением.
В результате изучения документов могут быть получены косвенные признаки нервно-психической неустойчивости: психические заболевания у родителей и близких родственников; перенесенные травмы и инфекционные заболевания головного мозга; наблюдение в психоневрологическом диспансере; ночное недержание мочи; воспитание в неблагополучной семье; отсутствие одного из родителей; наличие отсрочки от призыва по состоянию здоровья; приводы в милицию; трудности в обучении и освоении профессии; вовлечение в антисоциальные группы; сложные отношения с товарищами; низкая общественная активность; узость и несоответствие возрасту интересов и увлечений; вспыльчивость; раздражительность; неустойчивость настроения; обидчивость; замкнутость; безынициативность; излишняя принципиальность; слабоволие; раннее пристрастие к алкоголю, курению, употреблению наркосодержащих препаратов.
При наличии 1—2 признаков военнослужащий заслуживает более пристального внимания и наблюдения, а при наличии 3—5 признаков заносится в списки для более глубокого обследования психологом части.
Наблюдение в ходе беседы или проведения психологического обследования также дает возможность выделить ряд признаков, говорящих о нервно-психической неустойчивости военнослужащего. К таким признакам следует отнести: развязное поведение; легкую раздражительность; вспыльчивость; нетерпеливость и суетливость; театральность; демонстративность; стеснительность; замкнутость; плаксивость; неловкость; угловатость и резкость движений; скованность позы; неудобную посадку; немотивированные движения руками и ногами; частое моргание; подергивание век и щек; закусывание губ; покраснение кожных покровов лица и шеи; повышенную потливость; недостаточную сообразительность и понятливость (об этом говорят вопросы не по существу); выражение растерянности и испуга; частое обращение к товарищам за разъяснениями; опоздания; задержка с началом работы или ее прекращение при тестировании; примитивность высказываний.
Наблюдение за поведением военнослужащих в повседневной обстановке должно быть направлено на выявление лиц, склонных к замкнутости, уединению, стеснительных, нерешительных, робких, плаксивых или, наоборот, конфликтных, вступающих в пререкания, отказывающихся выполнять приказы, нарушающих распорядок, развязных в поведении. При наличии даже одного такого признака, устойчиво проявляющегося в процессе всего наблюдения, особенно у лиц, уже имевших по результатам изучения документов 1 —2 косвенных признака нервно-психической неустойчивости, военнослужащий заносится в список для углубленного изучения психологом части.
К наблюдению в целях получения конкретных сведений об особенностях поведения представителей молодого пополнения можно привлекать и сержантский состав, предварительно проведя с ним соответствующий инструктаж.