взаимодействие психолога с должностными лицами




ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

В решении задач психологической работы участвуют различные субъекты. Каждый из них выполняет свои специфические функции. Вместе с тем успех этой работы может быть обеспечен лишь совместными, хорошо скоординированными усилиями всех ее участников. Это предполагает сочетание двух уровней организации и проведения мероприятий психологической работы:

а) уровень применения методов и процедур специального психологического изучения и воздействия, осуществляемых квалифицированным специалистом — психологом воинской части;

б) уровень мероприятий, реализуемых должностными лицами в рамках традиционной организаторской, воспитательной деятельности и обучения военнослужащих на основе учета информации, полученной от психолога воинской части.

Таким образом, особую значимость приобретает вопрос взаимодействия психолога как основного специалиста в воинской части с другими субъектами психологической работы, непосредственно осуществляющими воспитание и обучение подчиненного личного состава. В иерархии этого взаимодействия можно выделить как минимум четыре типа связей: отношения с должностными лицами; отношения с военнослужащими и членами их семей; отношения с другими психологами; отношения с другими специалистами.

Профессиональное пространство взаимодействия для войскового психолога может быть представлено, следовательно, как социотехническая система, объединяющая субъектов, взаимодействующих по поводу решения конкретной проблемы Основанием для выделения типов и форм взаимодействия является понимание психолога как субъекта служебно-профессиональной деятельности, включенного в кооперацию содеятельностей различных субъектов психологической работы, в которой определенному виду «заказа» на обеспечение необходимой продуктивной основы его деятельности соответствуют реализуемые психологом профессиональные позиции (исполнитель, исследователь, управленец, проектировщик).

При этом позиция «исполнитель» отражает служебную составляющую его активности, направленную на выполнение распоряжений командования и обязанностей по службе.

Позиция «исследователь» в качестве продуктивной основы подразумевает психологический диагноз как результат работы по изучению психологических факторов воинской деятельности и психологических характеристик личного состава, включающий психологическую характеристику объекта изучения, прогноз его возможного развития, рекомендации и предложения по его оптимизации.

Позиция «управленец» реализуется посредством применения специальных психологических процедур и средств по разрешению психологических проблем военнослужащих и гражданского персонала, а также путем оказания методической помощи должностным лицам при проведении различных мероприятий по воспитанию и обучению личного состава.

Позиция «проектировщик* предусматривает участие психолога не только в разработке специальных психологических средств (методики, приемы, техники и т. п.), но и в проектировании различного рода нормативных документов, разрабатываемых в части по вопросам психологической работы, а также проектировании условий, обеспечивающих эффективность проводимых мероприятий.

Каждый из субъектов психологической работы, реализуя тот или иной тип присущей (характерной) ему деятельности, является также выразителем определенной профессиональной позиции по отношению к общей для всех решаемой проблеме. Основой для определения «своей» профессиональной позиции выступает нормативно предписанный способ действий с объектом, нуждающимся в переводе его в новое качество функционирования. Таким объектом может, например, являться военнослужащий, нуждающийся в оказании ему психологической помощи. Допустим, в результате проведенной предварительной работы психолог определил те условия, которые могут способствовать разрешению имеющейся у человека проблемы. Но создание этих условий во многом зависит и от других людей (кроме самого психолога и данного военнослужащего).

Таким образом, определение потенциального круга лиц, которые могут помочь в данном вопросе, может быть расширено за счет привлечения других специалистов, представителей воинского коллектива, родственников и знакомых, должностных лиц и т. п. Возникающая в таком случае (по поводу помощи конкретному человеку) профессиональная кооперация заинтересованных участников рассматривается как единый процесс преобразования «исходного материала» в новое качество, в котором один участник кооперации заинтересован в определенном продукте деятельности другого. Например, для более плодотворной работы с военнослужащим (клиентом) необходимо понимание особенностей ситуации должностными лицами подразделения, в котором служит этот воин, и соответствующие шаги с их стороны (неразглашение информации, создание щадящего режима деятельности, перевод на другую специальность, в другое подразделение и т. п.).

Принципиальным в представленной модели взаимодействия (рис. 2) является выделение такого важного элемента, как «психологическое сообщество». Осуществляемые в его рамках основные формы сотрудничества реализуют функции не только обмена опытом и повышения квалификации, но и квалифицированной оценки профессиональной компетентности психолога.

Возможности реализации профессиональных связей у психологов достаточно многообразны. Профессиональное взаимодействие психологов может быть реализовано, например, в форме их непосредственного участия в работе различных специализированных практических семинаров, курсов, на которых обсуждаются конкретные вопросы теории и практики организации психологической работы, оказания психологической помощи и т. п. Важной формой взаимодействия является участие психологов в реализации различного рода экспериментальных исследований. Приобретение опыта и обмен им происходят также в ходе взаимного посещения сеансов консультирования и психотерапии, наблюдения за работой более опытных психологов.

Взаимодействие психолога с командиром воинской части, а также с командирами подразделений занимает важное место в общей системе психологической работы. Являясь субъектом военного управления, командир сталкивается на практике со значительным объемом информации, объективная оценка которой есть необходимое условие успешного выполнения профессиональных задач. Осуществляя комплексный, системный подход к управлению воинской частью (подразделением), он должен правильно оценивать разнообразные характеристики данного объекта управления — организационные, технические, профессионально-демографические и социально-психологические параметры. Поэтому особую значимость приобретает взаимодействие командира с психологом, который способен квалифицированно решать вопросы, связанные с психологическим изучением и управлением военнослужащими.

Изучение войсковой практики показывает, что основными ситуациями, обусловливающими обращение командира к психологу, являются:

получение офицером необходимой информации для принятия управленческого решения;

обращение за советом, предложением и информацией, которые касаются построения наиболее оптимальной модели взаимодействия (общения) с другими должностными лицами и военнослужащими;

привлечение в качестве эксперта, консультанта по оценке условий жизнедеятельности личного состава и факторов, влияющих на уровень морально-психологического состояния личного состава;

получение психологической помощи лично (включая методическую помощь и обучение проведению мероприятий психологической работы).

основное содержание и специфика взаимодействия офицера (командира) и психолога, отражающие наиболее общие структурные элементы управленческого цикла командирской деятельности, представлены на рис. 2. как видим, взаимодействие командира и психолога во многом опосредовано «движением» между ними информации психологического содержания. Успех психологической работы будет определяться умением и желанием командира использовать в интересах дела эту информацию. По форме она может быть представлена в виде:

аналитической справки (например, оценка морально-психологического состояния личного состава части, подразделений, наиболее острых проблем, материал об изучении молодого пополнения, о проведенных мероприятиях психологической работы и т. п.);

консультации по интересующему вопросу;

рекомендации и предложения (они должны иметь адресата, быть конкретными, взвешенными и корректными, документированы)

военный руководитель психолог

 

1. АНАЛИТИКО-ПРОГНОСТИЧЕСКИЙ ЭТАП  
— уяснение полученной задачи проблемной ситуации) — сбор объективной информации о структуре и характеристиках управляемой системы и внешних факторах — формирование концептуальной модели решения проблемы — выявление имеющихся способов и средств воздействия на ситуацию — всестороннее рассмотрение альтернатив с учетом определенных критериев требуемой эффективности     < — > — представление необходимой информации: — о психологических факторах, влияющих на выполнение поставленной задачи и обусловливающих специфику ситуации; — о психологических характеристиках личного состава, определяющих профессионально- психологическую готовность к выполнению задачи; — о состоянии, особенностях и возможностях психологического обеспечения различных аспектов деятельности военнослужащих  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

 

2. ЭТАП ПРИНЯТИЯ РЕШЕНИЯ    
— определение основного направления действий — выбор перспективных и текущих целей — определение программ- планов деятельности подчиненных, а также условий, средств и способов их реализации — определение форм взаимодействия исполнителей между собой — нормирование трудозатрат и определение сроков выполнения задачи < — > — представляет рекомендации и предложения: — по рациональной расстановке и обучению военнослужащих с учетом их психологических особенностей; — о возможности и специфике применения военным руководителем социально-психологических методов управления; — по созданию необходимых условий, способствующих сохранению психического здоровья военнослужащих  
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

3. ЭТАП ОРГАНИЗАЦИИ ИСПОЛНЕНИЯ!

—доведение служебных задач, распределение функций подчиненных

—стимулирование деятельности подчиненных

— согласование и координация действий, поддержание всех форм дисциплины, осуществление текущего контроля

—обеспечение необходимых условий деятельности (материально-технические, бытовые, санитарно-гигиенические, информационные)

—развитие профессионально важных качеств, поддержание оптимальных межличностных отношений

—в интересах решения задачи организует методическую помощь должностным лицам, а также
организует и проводит мероприятия психологической работы лично

Основные методы работы:

— психодиагностика;

— психологическое консультирование;

—психологическое обучение и просвещение военнослужащих и членов их семей;

— психотерапия и психокоррекция;

— психогигиена и психопрофилактика

 

4. ЭТАП ОЦЕНКИ РЕЗУЛЬТАТА
  — оценка соответствия полученного результата поставленным целям и нормативным требованиям — оценка деятельности подчиненных   — оценка действенности мероприятий психологического обеспечения и участия различных должностных лиц в их проведении  

Рис. 2. Специфика взаимодействия военного руководителя и психолога

Представляя данную информацию, психолог по отношению к командиру:

— в первом случае выполняет информационную функцию (сообщение, ориентировка в обстановке, существе вопроса);

—во втором — консультативную (т. е. разрабатывает и оценивает возможные варианты решения той или иной практической задачи, но не дает строгих рекомендаций относительно выбора одного из них);

—в третьем — экспертную (заключение и рекомендации психолога служат веским основанием для выбора варианта действий).

Очень важным в данной связи является вопрос использования информации, полученной от психолога. Необходимо помнить, что это информация особого рода, ибо она имеет исключительно важное личное значение для того человека, которого касается. Поэтому неумелое ее применение может принести больше вреда, чем пользы. Данное обстоятельство ориентирует все субъекты психологической работы на неукоснительное соблюдение этических норм деятельности.

Консультироваться с психологом о возможных психологических последствиях своих решений, затрагивающих интересы личного состава подразделения.

Опираться в осуществлении кадровой работы на результаты профессионально-психологического отбора военнослужащих.

 

Использовать при организации боевой учебы разработанные и апробированные формы и методы психологической подготовки военнослужащих.

 

Систематически повышать уровень своих психологических знаний Что обязан делать командир в качестве субъекта психологической работы Знать основные психологические показатели и критерии деятельности личного состава и подразделений

Предусматривать при организации повседневной деятельности специальное время на укрепление психического здоровья военнослужащих.

Контролировать деятельность своих подчиненных по реализации ими психологической работы на вверенных участках работы.

Предусматривать при планировании по каждому направлению деятельности (поставленной задаче) меры психологического обеспечения.

 

Командир имеет право

Знакомиться с основными результатами исследовательской и психотерапевтической работы, проводимой психологом воинской части

Запрашивать необходимую психологическую информацию у вышестоящих психологических служб

Получать психологическую помощь лично в виде психологической диагностики, консультирования и психотерапевтического воздействия

Рис. 3. Права командира как субъекта психологической работы

Выше говорилось о том, что взаимодействие командира и психолога имеет свою содержательную сторону, предметную направленность. В связи с этим встает вопрос о сфере ответственности командира как субъекта психологической работы. Изучение и анализ нормативных документов и войсковой практики позволяют сформулировать наиболее общие положения, раскрывающие в этом плане обязанности и права командира (рис. 3).

Как видим, психологическая работа в воинской части и подразделении направлена на оптимизацию психологических характеристик, способных повысить эффективность функционирования психики военнослужащих в процессе выполнения ими задач воинской деятельности. Важное место в этой работе занимают вопросы взаимодействия командира с психологом, являющимся основным специалистом в данной области, владеющим специальными методами психологического изучения и управления. Информация, получаемая должностными лицами от психолога, при ее правильной оценке и использовании позволяет предупреждать многие негативные явления и способствует повышению эффективности воинской деятельности.

профессионально-этические нормы в психологической работе

Психологическая работа — это весьма сложная и ответственная область профессиональной деятельности. Она требует соответствующего образования, профессионального мастерства и может затрагивать судьбы людей (например, когда ставится медицинский или судебно-психологический диагноз). Психологическая работа связана с познанием сугубо индивидуальных личностных особенностей людей, их глубоких внутренних переживаний и состояний. В процессе работы психолог оперирует информацией, небрежное использование которой может нанести непоправимый вред отдельным военнослужащим, семьям, воинским коллективам, авторитету военной психологии. В то же время психолог должен вырабатывать предложения и рекомендации командирам (начальникам), предоставлять им необходимые Данные о военнослужащих в интересах обеспечения воспитательной работы с ними, самостоятельно осуществлять целенаправленное вмешательство в их мысли, чувства, мировоззрение, поведение.

В данной связи к психологам, как основным специалистам психологической работы, предъявляется ряд социально-этических и профессиональных требований, соблюдение которых позволяет специалисту сохранять доверие людей, выбирать верную линию поведения при конфликте между нормами субординации и нравственности.

Профессионально-этические нормы — это требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, реализации им в своей деятельности специфических нравственных норм поведения во взаимоотношениях как с коллегами, научным сообществом, так и с испытуемыми (клиентами).

Требования, предъявляемые к уровню профессиональной квалификации психолога, сформулированы в ряде принципов.

Принцип соблюдения тайны. Этот принцип означает, что любая информация, сообщенная клиентом психологу, не может быть передана без его согласия ни в какие общественные или государственные организации, должностным или частным лицам, в том числе родственникам, друзьям и т. д. Оговаривается не только сам факт возможности или невозможности передачи информации, но также и объем этой информации, круг лиц, которым она может быть передана, цели и порядок использования информации этими людьми. Из указанного правила есть исключения, о которых клиент всегда должен быть предупрежден заранее. Примером может служить ситуация, когда психолог узнает во время приема о чем-то таком, что является серьезной угрозой для чьей-либо жизни или здоровья.

Принцип ненанесения ущерба. Он предполагает, что психолог не должен распространять информацию и специальные психологические знания, которые могут быть использованы для манипулирования людьми, ухудшения отношений между ними. Психолог обязан:

—уважать личную неприкосновенность военнослужащих, их право на участие или неучастие в исследованиях, на психологическую консультацию без присутствия третьих лиц;

—разъяснять цели и задачи психологических исследований, порядок использования полученной информации;

—не использовать методик и процедур, ущемляющих личное достоинство человека;

—оценивать любую профессиональную ситуацию с этической точки зрения и информировать командиров (начальников), других лиц об этических требованиях, предъявляемых к ней, и собственной этической позиции.

Результаты психологического обследования предоставляются испытуемому лицом, проводившим обследование, в доступной для правильного понимания форме.

Принцип научной обоснованности используемых, психологических, методик и объективности выводов. Данный принцип требует, чтобы методы и средства, применяемые психологом, были валидными и надежными, т. е. давали такие результаты, которым вполне можно доверять. Психолог должен использовать методы и техники, механизм действия которых сам ясно понимает, считает достаточно освоенными и предвидит последствия их применения. Выводы, которые делает психолог, должны вытекать из результатов самого обследования, а не зависеть от субъективных установок тех, кто его проводит или пользуется его итогами.

Принцип комплексной диагностики и психологической помощи. Этот принцип предполагает сочетание различных методических приемов при диагностике одного и того же психического свойства. В ходе оказания психологической помощи должна быть вскрыта система причин, обусловливающих предложенную психологу-консультанту ситуацию. В определении факторов, которые обусловливают возможность позитивных изменений, должен преобладать комплексный подход, учитывающий возможность реализации данных факторов в системе профессиональных действий как самого психолога, так и других должностных лиц, специалистов и окружения клиента.

Принцип безоценочного отношения к клиенту и уважения его личности Психолог создает такие условия, при которых обратившийся за помощью военнослужащий (клиент) чувствует себя спокойно и комфортно во время приема. Необходимо принимать людей такими, какие они есть. Ради создания атмосферы доверия, способствующей более полному раскрытию личности, психолог стремится избегать каких-либо оценочных суждений.

Принцип эффективности рекомендаций. Этот принцип предполагает, что рекомендации психолога обязательно должны быть полезными для того человека, которому даются. Они должны быть выполнимыми как для самого человека, так и для должностных лиц, имеющих отношение к решению конкретной задачи. Эффективность рекомендаций предполагает их конкретность, учет компетентности и компетенции тех лиц, которым они адресуются.

Принцип рефлексии профессиональных ограничений. Военный психолог должен отвечать за последствия своей профессиональной деятельности, четко представлять пределы своих возможностей в решении стоящих задач, применять только проверенные и освоенные методы работы, прогнозировать последствия своих действий, сводить к минимуму риск непреднамеренного отрицательного воздействия на людей.

Должностным лицам, получившим психологическую информацию от психолога, необходимо воздерживаться от применения административных мер без тщательного и всестороннего анализа и учета полученных сведений и возможных последствий применяемых воздействий. В интересах клиента психолог должен активно сотрудничать с врачами, юристами, должностными лицами органов воспитательной работы. Он уполномочен лично препятствовать некорректному и неэтичному осуществлению мероприятий психологической работы. Нарушение психологом этических норм и принципов работы несовместимо с исполнением обязанностей им по занимаемой должности

критерии эффективности психологической работы и профессиональной деятельности психолога воинской части

Проблема совершенствования системы критериев оценки профессиональной деятельности психолога воинской части обусловлена недостаточным использованием в повседневной практике адекватных средств, обеспечивающих объективное выявление степени соответствия профессиональной компетентности психолога и результатов его труда требованиям, предъявляемым профессии. Существующие нормативные документы, определяющие основные параметры психологической работы, и практика их оценки зачастую ориентированы на формальные показатели, не учитывающие специфику труда и личный вклад каждого из субъектов психологической работы.

Вместе с тем анализ зарубежного опыта показывает, что объективная оценка уровня квалификации психологов представляет собой важнейший элемент общей системы государственного регулирования их деятельности. Так, во многих развитых странах лицензирование и сертификация психолога являются важным и необходимым условием для начала самостоятельной деятельности и расширения ее сферы. Все это в конечном итоге способствует эффективной работе психологов во многих сферах жизнедеятельности общества.

Эффективность психологической работы определяется как степень соответствия результатов данной деятельности намеченным целям и нормативным требованиям. Говоря о целях психологической работы, необходимо отметить, что главным ее функциональным! предназначением является оптимизация функционирования труда всех субъектов воинской деятельности, что предопределяет выделение главного (интегрального) критерия. На наш взгляд, таким критерием является соответствие функционирования психики военнослужащих основным показателям психической нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие.

Данный интегральный критерий находит свою конкретизацию в систем частных показателей. Отражая степень соответствия процессуальной и результативной сторон нормативным требованиям, они позволяют давать объективную оценку качества труда всех субъектов психологической работы. Вместе с тем существуют определенные группы условий, влияющие на возможность достижения высоких результатов в этой работе (рис. 4).

Применительно к профессиональной деятельности военного психолога необходимо отметить основные условия, обеспечивающие объективность и всесторонность ее оценки:

—в оценке профессиональной деятельности психолога должны принимать участие не только должностные лица (командир, заместитель по воспитательной работе), но и квалифицированные специалисты, владеющие критериями и методиками оценки профессиональной компетентности психолога;

—наряду с оценкой экспертов должна учитываться самооценка своей деятельности психологом, а также ее оценка военнослужащими воинской части;

—данные, получаемые в ходе диагностики специалиста, должны соотноситься с нормативными требованиями профессии, результатами деятельности других психологов, для выявления позитивной динамики профессионализма за определенный период;

—использование не одного, а комплекса критериев и показателей (субъективных и объективных), позволяющих оценить взаимосоответствие требований профессии и человека.

 

Условия осуществления психологической работы в воинской части  
-Материально-техническое обеспечение -Наличие и состояние необходимых помещений, объектов, аппаратуры, стимульного и расходного материалов и т. п. Кадровое обеспечение Наличие учреждении, Структур профессиональной подготовки и переподготовки, Качество образовательных программ, наличие системы профессионального сопровождения Научно- методическое обеспечение Разработанность теоретических основ психологической работы, наличие учебных и учебно- методических пособий, надежных и адаптированных методик и т. п. Организационно- правовое обеспечение Наличие нормативных документов, регламентирующих цели, содержание и режим деятельности субъектов психологической работы и их взаимодействие  
 
 
 
 
 
 
 
 

Интегральный критерий

Соответствие функционирования психики военнослужащих основным психологическим критериям нормы, обеспечивающее эффективное выполнение ими задач учебно-боевой и служебной деятельности и оптимальное психологическое самочувствие

Частные критерии и показатели

Соответствие процессуальной стороны и результатов деятельности субъектов психологической работы нормативным требованиям к данному виду деятельности

Рис. 4. Система оценки эффективности психологической работы в воинской части

Субъективные критерии характеризуют степень соответствия профессии требованиям специалиста (удовлетворенность специалиста избранной специальностью, условиями деятельности и достигнутыми результатами, адекватность его профессионального самоопределения).

Объективные критерии характеризуют соответствие специалиста требованиям профессии. Выделяются две группы объективных критериев:

а) объективные показатели успешности осуществления деятельности (производительность, качество, надежность);

б) уровень профессиональной компетентности и соответствие процесса деятельности социально приемлемым способам ее осуществления (точность, скорость, полнота выполнения операций, отсутствие ошибок, мера обобщения и освоения, степень уверенности специалиста, самостоятельность, наличие творчества).

Профессиональная компетентность психолога — это определенный уровень знаний, навыков и умений, позволяющий психологу самостоятельно и в полном объеме выполнять профессиональные обязанности, обеспечивая соответствие процессуальной и результативной сторон деятельности нормативным требованиям. К числу основных показателей профессиональной компетентности могу быть отнесены следующие:

—психологические знания об объекте деятельности и практических способах его изучения и управления им;

—знание требований, определяющих порядок организации и проведения психологической работы в воинской части;

—знание и соблюдение этических норм деятельности;

—самостоятельность в применении различных методов и средств деятельности (опора на собственный профессиональный опыт, наличие/отсутствие затруднений, ошибок и т. п.);

—владение навыками эффективной профессиональной коммуникации;

—умение планировать работу, оптимально распределять трудозатраты служебного времени;

—полнота отражения признаков профессиональной деятельности и др.

Показателями эффективности психологической работы могут выступать следующие:

—удовлетворенность военнослужащих условиями жизнедеятельности в воинской части, обеспечивающими нормальное функционирование психики;

—способность командиров и должностных лиц опираться в своей работе на психологические знания;

—учет информации психолога должностными лицами при принятии ими управленческих решений и практической работе с людьми;

—удовлетворенность военнослужащих, обращавшихся за психологической помощью к психологу, результатами проведенной с ними работы;

—объективность и точность психологической информации, своевременность и конкретность рекомендаций и предложений должностным лицам;

—систематичность проведения и действенность мероприятий психологического обеспечения задач служебной и учебно-боевой деятельности.

Ниже представлены показатели, лежащие в основе оценки профессиональной деятельности психолога по различным направлениям, которые позволяют* выделить несколько уровней ее эффективности.

Психологическое обеспечение задач боевого дежурства, караульной службы

Высокий уровень (3) балла) Средний уровень (2) балла) Низкий уровень (1) балл)
Обеспечена объективная Диагностика психологической готовности военнослужащих к выполнению учебно-боевых задач, исключены случаи заступления в караул (на дежурство) лиц с низким уровнем нервно-психической устойчивости; должностные лица владеют навыками и методиками оценки функционального состояния военнослужащих в процессе несения службы (выполнения задачи); военнослужащие обучены навыкам психической саморегуляции и владеют ими; проводятся мероприятия по восстановлению психических и физических сил военнослужащих после караула. Мероприятия, связанные с психологической подготовкой военнослужащих к выполнению задачи, не в полной мере обеспечивают изучение и моделирование ее условий, носят эпизодический характер; при оценке морально- психологического состояния личного состава используется ограниченный круг методик, не всегда учитываются социально- психологические факторы (взаимоотношения, совместимость, конфликтность), влияющие на совместную деятельность; военнослужащие и должностные лица слабо владеют навыками психической саморегуляции и диагностики психических состояний. Отсутствует система в планировании и проведении мероприятий психологического обеспечения задач караульной службы (боевого дежурства); допуск к несению службы и комплектование смей (боевого расчета) производятся без учета данных об оценке психологических свойств и состояний военнослужащих; наблюдение за психологическими состояниями военнослужащих в процессе несения службы не ведется; должностные лица не обучены навыкам выявления и оценки негативных психических явлений, особенностей реакций и состояний военнослужащих; у личного состава отсутствуют навыки и умения психической саморегуляции.

Психологическое обеспечение боевой подготовки военнослужащих

 

Высокий уровень (3))балла) Средний уровень (2))балла) Низкий уровень (1 балл)
Мероприятия психологического обеспечения включены в методический замысел занятий по боевой подготовке, изучаются и прогнозируются уровни психической напряженности личного состава в ходе применения определенных методических приемов и средств; должностные лица и военнослужащие обучены навыкам контроля и регуляции психических состояний; качество проводимых мероприятий обеспечивает высокую психологическую готовность и психологическую устойчивость военнослужащих Мероприятия психологической подготовки носят эпизодический характер, действия должностных лиц не согласованны; проводимые мероприятия не в полной мере обеспечивают формирование необходимых качеств военнослужащих; отсутствует банк трудных ситуаций в учебно-боевой деятельности; предложения психолога по использованию приемов и средств психологической подготовки не всегда учитывают прогнозируемый уровень психологической напряженности и объем необходимой психологической помощи Мероприятия психологической подготовки не находят отражения в методических замыслах занятий по боевой подготовке, мероприятия по обучению должностных лиц и военнослужащих приемам психической саморегуляции, управлению психическими состояниями, выявлению признаков боевых психических травм и оказанию психологической помощи не проводятся; психологическая готовность и психологическая устойчивость личного состава не обеспечивают эффективного выполнения учебно-боевых задач

Готовность и способность должностных лиц опираться в своей работе с личным составом на положения психологической теории и результаты военно-психологических исследований

 

Высокий уровень (3 балла) Средний уровень (2 балла) Низкий уровень (1 балл)
Офицеры постоянно интересуются вопросами психологии, владеют навыками психологической диагностики личности военнослужащего и коллектива. Практическую работу с военнослужащими провопят с опорой на собственные психологические знания, добиваясь высоких и устойчивых результатов в работе с подчиненными Офицеры иногда интересуются вопросами психологии обучения и воспитания, знают отдельные теоретические положения психологии, методики, но не могут достаточно эффективно применить их на практике. Опора на психологическую науку носит ограниченный и эпизодический характер У офицеров имеются лишь отрывочные сведения из психологической области знания, отсутствуют четкие представления о путях и способах их практического применения, в своей работе они не стремятся и не могут их применить

 

Качество профессионального психологического отбора и распределения военнослужащих определяется степенью соответствия используемых в ходе проведения отбора методик и процедур выявляемым психологическим особенностям личности кандидата, а также степенью взаимосоответствия требований конкретно



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: