(дата) (дата)
Основание:___________. ____________
приказ" командира войсковой части 00000 № от
Командир войсковой части 00000 _
(инициалы, фамилия)
МП
Командир воинской части обязан издать приказ по воинской части о предоставлении военнослужащему времени для обучения или об убытии военнослужащего на обучение в другой населенный пункт, в котором указываются время, место и продолжительность обучения.
Раздел 6. Культурно-досуговая работа
Функции культурно-досуговой работы и основные руководящие документы, определяющие ее проведение в Вооруженных Силах Российской Федерации
Культурно-досуговая работа — это система мероприятий, проводимых командирами, воспитательными структурами и учреждениями культуры Вооруженных Сил по духовной мобилизации военнослужащих на успешное решение задач военной службы, по формированию и развитию у воинов интеллектуально-нравственных качеств надежных защитников Отечества, по приобщению их к духовным ценностям, а также по организации их досуга в целях снятия эмоциональных и физических нагрузок, утверждения здорового образа жизни.
Культурно-досуговая работа является неотъемлемой составной частью воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации. Широкое и разностороннее воздействие культурно-досуговой работы на уровень воспитанности военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации предопределяется многообразием ее социальных функций. Важнейшими из них являются:
— культурно-воспитательная функция (формирование у воинов средствами культуры и искусства необходимых морально-психологических, профессиональных, духовно-нравственных качеств; повышение их общей культуры);
|
— военно-массовая функция (воздействие на воинов средствами культуры и искусства в интересах решения конкретных задач военной службы);
— информационно-просветительная функция (участие в распространении информации в целях расширения общекультурного, военного и профессионально-технического кругозора военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала);
— культурно-творческая функция (повышение культурного уровня личного состава путем приобщения воинов к национальным и общечеловеческим культурным и нравственным ценностям, удовлетворение их духовных запросов и интересов, развитие творческих способностей воинов);
— функция рациональной организации свободного времени (создание необходимых условий для того, чтобы досуг каждого человека был полноценным и полезным);
— функция общения во внеслужебной обстановке (обеспечение условий для неформальных связей разных поколений, социальных групп военнослужащих, контактов с представителями государственных и общественных структур, организаций и учреждений науки, культуры, литературы и искусства, религиозных конфессий);
— регулятивная функция (влияние культурно-досуговой работы на социальное поведение военнослужащих, утверждение в их сознании системы духовных ценностей и норм через традиции, социальные установки);
— функция формирования общественного мнения (содействие выработке правильных оценок происходящих событий, созданию здорового морально-психологического климата, сплоченности воинского коллектива).
|
Реализация указанных функций осуществляется по следующим основным направлениям культурно-досуговой работы:
— участие в воспитании средствами культуры и искусства у военнослужащих качеств гражданина-патриота, высокой дисциплинированности и личной ответственности за выполнение воинского долга;
— содействие сплочению воинских коллективов, воспитанию военнослужащих в духе коллективизма, войскового товарищества;
— оказание помощи командирам, органам воспитательной работы в формировании у военнослужащих государственно-патриотического сознания, уважительного отношения к истории, культуре и традициям народов Российской Федерации;
— систематическое разъяснение государственной политики в области культуры и искусства, норм морали и воинской этики, государственной военной символики и воинских ритуалов;
— участие в разъяснении государственной политики в области военного строительства, безопасности и обороны государства;
— оказание средствами культурно-досуговой работы помощи командирам и органам воспитательной работы в организации боевой и общественно-государственной подготовки;
— участие в воинском воспитании личного состава и морально-психологическом обеспечении задач подготовки Вооруженных Сил, содействие успешному выполнению планов военно-профессиональной учебы воинов;
— культурно-досуговое обеспечение тактических учений, морских походов, полетов, стрельб и других полевых занятий;
— содействие спортивным комитетам воинских частей, учреждений, военно-учебных заведений в организации спортивно-массовой работы, популяризации всех видов спорта и туризма;
|
— участие в мероприятиях по распространению социально-экономических, военных, военно-технических и правовых знаний; помощь военнослужащим и гражданскому персоналу, членам их семей в самообразовании, приобретении общественно полезных знаний и профессий;
—систематическое проведение информационных и культурно-просветительных мероприятий по пропаганде истории и ценностей культуры народов Российской Федерации, лучших произведений современной и классической отечественной и зарубежной литературы и искусства, прежде всего произведений героико-патриотической тематики;.
— организация культурного обслуживания и досуга военнослужащих, членов их семей, гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации;
— внедрение культуры поведения в служебную деятельность, труд и быт;
— создание условий для развития самодеятельного творчества, организация деятельности коллективов художественной самодеятельности, любительских объединений и клубов по интересам;
—взаимодействие с офицерскими собраниями, женсоветами, другими общественными структурами частей (кораблей) по вопросам организации полноценного досуга в гарнизонах, частях (на кораблях), в учреждениях и военно-учебных заведениях;
— поддержание деловых связей с государственными органами, органами местного самоуправления, учреждениями культуры, творческими союзами, религиозными конфессиями, общественными объединениями в целях привлечения их сил и средств к культурно-художественному обслуживанию военнослужащих, гражданского персонала Вооруженных Сил, членов их семей; развития шефства работников культуры и искусства над личным составом армии и флота;
— участие совместно с государственными и муниципальными органами, общественными организациями, образовательными и другими организациями и учреждениями в военно-патриотическом воспитании молодежи.
В решении задач культурно-досуговой работы руководствуются следующими нормативными документами:
— Конституция Российской Федерации (ст. 44);
— Федеральный конституционный закон «О Государственном флаге Российской Федерации»;
— Федеральный конституционный закон «О Государственном гербе Российской Федерации»;
— Федеральный конституционный закон «О Государственном гимне российской Федерации»;
— Закон Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре»;
— Федеральный закон «О статусе военнослужащих» (ст. 19);
— Федеральный закон «О библиотечном деле»;
— Федеральный закон «О днях воинской славы (победных днях) России»;
— постановление Правительства Российской Федерации «Об основах хозяйственной деятельности и финансировании организаций культуры и искусства» 1995 г. № 609;
— Устав внутренней службы Вооруженных Сил Российской Федерации (ст.ст. 6, 52, 75, 133,143, 160, 180,183, 225, 227, 230; приложения 13, 15);
— Устав гарнизонной и караульной служб Вооруженных Сил Российской Федерации (ст. 248);
— приказ министра обороны Российской Федерации «Об органах воспитательной работы Вооруженных Сил Российской Федерации»,1995 г. № 226;
— приказ министра обороны Российской Федерации «О совершенствовании системы воспитательной работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г. № 235;
— приказ министра обороны Российской Федерации «О введении в действие Руководства по библиотечному делу в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1995 г. № 300;
— приказ министра обороны Российской Федерации «О днях воинской славы (победных днях) России» 1996 г. № 283;
— приказ министра обороны Российской Федерации «О порядке обеспечения воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации техническими средствами воспитания, полиграфическим оборудованием и культурно-досуговым имуществом» 1996 г. № 2;
— приказ министра обороны Российской Федерации «Об упорядочении деятельности военных учреждений культуры» 1996 г. № 445;
— приказ министра обороны Российской Федерации «О Домах офицеров, офицерских клубах и клубах воинских частей Вооруженных Сил Российской Федерации» 1997 г. № 235;
— приказ министра обороны Российской Федерации «Об утверждении Положения о музеях, образованьях музейного типа и комнатах воинской славы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1997 г. № 343;
— директива министра обороны Российской Федерации «Об организации культурно-досуговой работы в Вооруженных Силах Российской Федерации» 1993 г. № Д-64.
Основные направления деятельности должностных лиц части (корабля) по организации культурно-досуговой работы
Заместитель командира полка по воспитательной работе:
— изучает духовные потребности личного состава, планирует и организует работу по его культурному обслуживанию;
— определяет задачи командирам подразделений и их заместителям по воспитательной работе в организации культурно-досуговой работы и осуществляет контроль за их выполнением;
— руководит работой клуба, библиотеки, комнаты боевой славы (истории) части;
— участвует в подборе и обучении культурно-досугового актива;
— координирует деятельность офицерского собрания, женсовета и других общественных объединений в интересах проведения совместных культурно-досуговых мероприятий;
— организует работу коллективов самодеятельного художественного творчества, содействует развитию спортивно-массовой работы;
— осуществляет обеспечение части культурно-досуговым имуществом, контролирует организацию его хранения, эксплуатации и ремонта;
— проявляет заботу о своевременном ремонте зданий и помещений клуба, библиотек, комнат досуга, создании в них необходимого уюта;
— содействует развитию культурно-шефских связей с муниципальными учреждениями культуры и творческими организациями, религиозными объединениями, участвует в проведении совместных мероприятий;
— анализирует эффективность проводимой культурно-досуговой работы и дает указания по ее совершенствованию.
Заместитель командира роты (батальона) по воспитательной работе
— изучает духовное состояние и культурные потребности личного состава, докладывает о них командиру и учитывает при проведении культурно-досуговой работы;
— планирует проведение культурно-досуговых мероприятий для личного состава подразделения;
— организует досуг военнослужащих в выходные и праздничные дни;
— оказывает помощь командирам подразделений и взводов в культурно-досуговой деятельности с личным составом;
— подбирает культурно-досуговый актив и обучает его практике организации культурно-досуговой работы;
— направляет работу комнаты досуга, проявляет заботу о создании в ней уюта и условий для полноценного отдыха;
— руководит деятельностью коллективов художественного самодеятельного творчества военнослужащих и спортивных секций;
— организует работу библиотечек-передвижек, просмотр телевизионных передач и прослушивание радиопередач, использование периодической печати и других средств для удовлетворения культурных потребностей военнослужащих;
— заботится о полном обеспечении подразделения культурно-досуговым имуществом, обеспечивает его правильную эксплуатацию, сохранность и своевременный ремонт;
— анализирует результаты проводимой культурно-досуговой работы и вырабатывает предложения по ее совершенствованию.
Таким образом, за организацию культурно-досуговой работы в подразделении, части отвечают заместители командиров по воспитательной работе, которые организуют эту работу, доводят ее содержание до исполнителей, разъясняют задачи, пути реализации.
Задача организаторов культурно-досуговой работы в войсках заключается в том, чтобы в каждом подразделении, в части, на корабле найти адекватный интересам и запросам определенной категории военнослужащих замысел мероприятия, создать условия для занятий кружков, клубов по интересам, любительских объединений.
Именно подразделения являются местом непосредственной организации культурно-досуговой работы в войсках. В каждом подразделении есть центр культуры и досуга военнослужащих — комната досуга и информирования. Она является предметом особой заботы заместителя командира по воспитательной работе. В ней находятся настольные игры, журналы, газеты, музыкальные инструменты. В комнате досуга имеется информационный материал о важнейших событиях в стране, а также о задачах и особенностях службы.
Для эффективной работы комнаты досуга и информирования избирается совет из числа военнослужащих в составе 5—7 человек, а непосредственно в подразделениях выбираются культорганизаторы.
В ходе подготовки и проведения культурно-досуговых мероприятий в подразделении заместители командиров рот по воспитательной работе осуществляют контроль и оказывают необходимую помощь культорганизаторам и членам совета комнат досуга и информирования.
Формы культурно-досуговой работы в подразделении разнообразные. Используются наиболее мобильные, доступные, не требующие больших материальных и людских затрат формы культурно-досуговой работы:
— тематические вечера и утренники;
— ритуалы посвящения молодого пополнения в ряды воинов;
— лекции, беседы, доклады, общественно-политические чтения;
— «десанты» деятелей культуры в подразделения;
— вечера самодеятельной авторской песни;
—киновечера, коллективные просмотры и обсуждения фильмов и прочитанных книг;
—вечера вопросов и ответов;
—состязания на технике, технические вечера, викторины;
—концерты художественной самодеятельности, музыкальные викторины, КВН;
— спортивные состязания и другие мероприятия.
В подразделении эффективно используется телевидение. Роль телевидения как средства массовой информации постоянно возрастает, телепередачи хорошо воспринимаются всеми категориями военнослужащих, под их воздействием у людей формируется определенное мировоззрение, расширяется культурный кругозор.
Именно поэтому в подразделениях тщательно изучаются программы теле
передач и планируются просмотры наиболее важных из них с последующим обсуждением или комментарием. Это заметно повышает эффективность духовного воздействия телевидения на воспитание у военнослужащих чувства ответственности, осознание своего предназначения.
Большое значение для организации досуга в подразделении имеет хорошо оборудованная комната (уголок) для занятий спортом.
Организуя культурно-художественное обслуживание подразделений и команд, выполняющих задачи в поле и в отрыве от подразделений, заместители командиров по воспитательной работе совместно с начальником клуба:
—готовят и проводят выезды агитационно-художественных бригад, самодеятельных и профессиональных исполнителей;
—осуществляют демонстрацию документальных, художественных кинофильмов и видеофильмов;
—организуют выпуск местных радиопередач, радиоконцертов, прослушивание передач центрального радио;
—организуют работу передвижной библиотеки.
Особое внимание уделяется организации культурно-досуговой работы в период подготовки и проведения тактических учений.
В ходе подготовки к учениям заместителем командира по воспитательной работе подразделения, части, разрабатываются планы воспитательной работы, в которых предусматриваются и культурно-досуговые мероприятия. В этот период, кроме указанных форм работы, проводятся обсуждения книг, вечера
военной поэзии, встречи с участниками войн и военных конфликтов, посещение музеев (комнат) боевой славы и др.
Непосредственно на учениях организуется фотографирование отличившихся воинов, работа с использованием комплекта походной наглядной агитации.
В полевых условиях демонстрацию художественных, хроникально-документальных, учебных фильмов проводят в зависимости от условий дислокации и специфики выполняемых задач.
При составлении репертуарных планов исходят из приоритетов лучших образцов мировой и национальной культур, произведений, воспитывающих патриотизм, верность долгу, любовь к воинской службе.
При организации караульной службы большое внимание уделяется вопросам ее культурно-досугового обеспечения. Особое внимание уделяется оснащению караульных помещений техническими средствами воспитательной работы, настольными играми, библиотечками художественной и специальной литературы.
В обязательном порядке ведутся подшивки газет л журналов. При подготовке личного состава, наряжаемого в караул, в выходные, праздничные дни начальником клуба предусматривается проведение концертов художественной самодеятельности, демонстрация кинофильмов и другие культурно-досуговые мероприятия.
Основное время, которое используется для проведения культурно-досуговых мероприятий, — это выходные и праздничные дни.
В части, как правило, не позднее чем за 3 суток до выходного дня и за 6 суток до праздничного дня составляется и утверждается план основных культурно-досуговых мероприятий, которые позволяют организовать культурно-досуговую работу в эти дни наиболее качественно.
Обычно в подразделении с учетом имеющихся возможностей могут быть:
—созданы самодеятельные творческие коллективы художественного и технического творчества;
—организованы встречи с деятелями культуры и искусства;
—организованы концертные выступления творческих коллективов города и поселка;
—подготовлены литературные и литературно-музыкальные вечера и утренники;
—организованы спортивные соревнования.
Кроме того, в выходные и праздничные дни в части и подразделениях могут быть организованы посещения военнослужащими театров, кино, концертных и спортивных залов, библиотек, стадионов и других культурно-зрелищных мероприятий, проведены экскурсии в музеи, на выставки.
Формы и метолы культурно-досуговой работы в части
К формам и методам культурно-досуговой работы, используемым в войсках, относятся: концерты и спектакли профессиональных и самодеятельных творческих коллективов; кино- и видеосеансы; тематические кинопоказы, кинофестивали; просмотры военно-учебных, хроникальных кино- и видеофильмов; показ и обсуждение новых произведений литературы и искусства; балы, карнавалы, дискотеки; конкурсы, смотры, выставки и фестивали самодеятельного художественного и прикладного творчества; киновидеолюбительство;, выставки изобразительного искусства, фотографии, филателии, других видов любительского коллекционирования; занятия: в университетах, школах и лекториях культуры, радио-, видео-, телевизионных клубах и других клубных любительских объединениях; кружках по различным отраслям и жанрам самодеятельного художественного и прикладного творчества; кружках и школах эстетического воспитания; тематические литературно-художественные вечера; литературные и музыкальные композиции; вечера вопросов и ответов; киновечера; вечерапортреты; вечера чествования лучших специалистов; вечера боевого содружества; встречи ветеранов-однополчан; молодежные и семейные вечера отдыха; массовые сюжетные игры; клубные объединения; технические, художественно-прикладные клубы; дни семейного отдыха; занятия в лекториях военных и правовых знаний; лекции; выставки технического творчества; читательские и зрительские конференции; встречи с ветеранами Великой Отечественной войны и Вооруженных Сил, деятелями науки, литературы и искусства; экскурсии по местам воинской славы, на промышленные и сельскохозяйственные предприятия, музеи, художественные галереи и выставки; мероприятия, связанные с проводами призывников на военную службу и увольнениями военнослужащих из рядов Вооруженных Сил; занятия на курсах подготовки военнослужащих для поступления в учебные заведения; занятия в школах, на курсах по овладению общественно полезными знаниями и профессиями членами семей военнослужащих и гражданского персонала Вооруженных Сил; досуговые формы деятельности залов игровых автоматов и компьютерных игр, видео- и аудиотек, тира, бильярдной, видео- и музыкальных салонов; выпуск передач местного радио и кабельного телевещания; другие формы организации культурного досуга.
Классификация форм культурно-досуговой работы
Формы культурно-досуговой работы информационного характера
К таким формам относятся следующие: беседа, интервью, пресс-конференция, доклад, отчет, вечер вопросов и ответов, устный журнал, альманах, репортаж, встреча за «круглым столом», деловые встречи, обзор, фотообозрение, общественная приемная, консультация, рассказ, радиогазета, вестник, стол справок, устные выпуски газет, киножурнал, лекция, панорама, день информации, «горячий телефон», «горячая линия», час информации.
Формы культурно-досуговой работы просветительного характера
К формам клубной работы просветительного характера относятся: чтения, конференции, лекции, устные альманахи, киноклубы, киновечера, тематические выставки, композиции, форумы, вечера рассказов, день открытого письма, вахта памяти, семинары, деловые игры, уроки мужества, тематические культпоходы, экскурсии, трибуна опыта, клубы, объединения просветительного характера, аукционы знаний, ярмарка молодежных идей и встреча с группой информаторов.
Формы культурно-досуговой работы, активизирующие личность
К активизирующим личность формам работы относятся: диспут, дискуссия, лекция-диспут, пресс-конференция, интервью, вечер вопросов и ответов, вечер интервью, смотр-конкурс, аукцион, викторина, олимпиада, турнир, конкурс, слет, форум, шествие, экскурсия, трибуна, митинг, клятва-присяга, творческий отчет, деловая встреча, деловая игра, вечер-концерт, дискоклуб, сбор, культпоход, прогулка, кружки самодеятельного художественного творчества, любительские объединения, коллективные обсуждения, агитбригада, КВН, коллективные вечера отдыха, праздники, политбой, музыкальный ринг, телемост, пресс-бой, ток-шоу, мозговая атака.
Формы культурно-досуговой работы познавательно-развлекательного характеру
К таким формам относятся: театрализованный праздник, театрализованное ревю, шоу (концерт, конкурс), представление-концерт, слайд-спектакли, слайдфильм, лекция-концерт, день отдыха, вечер (отдыха, романса, юмора, конкурс и т. д.), «Огонек», офицерская гостиная, утренник, викторина, игра.
Формы культурно-досуговой работы, пропагандирующие положительный образ современника
К данным формам относятся: вечер-портрет, встреча с интересной личностью, день памяти, день части, корабля, дни профессий (авиатора, проводника, военного строителя, военного водителя, танкиста, десантника и т. д.), юбилеи, обряды, торжественный прием молодого пополнения, торжественные проводы увольняемых в запас военнослужащих.
Формы культурно-досуговой работы, протяженные во времени
К таким форумам, как правило, относятся: утренник, вечер, день (боевых традиций, части, корабля, профессии, культуры, отдыха, искусства, музыки, театра, музеев, пожилых людей, призывника, принятия присяги, здоровья, творчества, молодого офицера, встречи с родителями, дисциплины, военной песни), неделя (военных и технических знаний, культуры, памяти), фестивали, эстафеты, смотры-конкурсы, клубы выходного дня, клубы по интересам.
Камерные формы общения
К данным формам относятся: клубы по интересам, встречи по интересам, любительские объединения, гостиные, открытые уроки, «Огоньки», коллективные просмотры телепередач с их последующим обсуждением.
Формы культурно-досуговой работы, направленные на борьбу с негативными сторонами службы
К таким формам относятся: диспут, дискуссия, КВН, окна сатиры, день открытого письма, конференции, день дисциплины, световые газеты, живая газета, фотофакт.
Особенности некоторых форм содержательного досуга военнослужащих
Тематический вечер — это сложившаяся форма массовой клубной работы, при которой в строго обусловленной сценарием последовательности использования средств эмоционального воздействия раскрывается какая-либо проблема.
Основными специфическими чертами тематического вечера являются- публицистичность, документально-художественная образность материала, наличие четко выраженного сюжета, композиционная стройность действия.
Существуют разновидности тематических вечеров: вечера встреч, вечерапортреты, вечера-плакаты и др.
Темы вечеров носят обобщенный характер и отличаются острой и яркой выразительностью: «Устав — закон жизни воинов», «Будь бдителен, солдат!» и др.
Сила воздействия на сознание, Чувства, волю и поведение военнослужащих зависит от того, насколько умело при подготовке тематического вечера подобран и использован материал. Композиционная структура тематического вечера, как правило, состоит из пролога, завязки, развития действия, кульминации и эпилога. В прологе концентрированно выражается главная смысловая и эмоциональная идея вечера. Завязка предполагает начало действия. Развитие действия включает в себя последовательное и сквозное чередование эпизодов, раскрывающих тематический замысел вечера Кульминация — момент наивысшего напряжения развивающихся событий, вызывающих особое эмоциональное состояние аудитории. Эпилог — завершающая часть вечера, совпадающая с окончанием действия и подводящая участников мероприятия^ заранее прогнозируемым выводам.
Для наиболее полного раскрытия тематического замысла вечера его организаторы используют весь арсенал средств эмоционального воздействия.
Живое слово является главным средством раскрытия темы. Оно выполняет основную смысловую и познавательную функцию вечера. Живая речь отражает не только мысли, но и чувства говорящего, и если выступление выразительно, оно влияет на аудиторию, заставляет активно сопереживать. При этом особая роль принадлежит ведущему. Его монологи, реплики во многом обеспечивают композиционное единство вечера.
Широко используются на тематическом вечере произведения и жанры искусства — художественное слово, фрагменты из спектаклей и кинофильмов, музыка, хореография, другие средства художественно-образной выразительности.
Устный журнал — комплексная форма массовой культурно-досуговой работы, представляющая собой периодическую информацию о важнейших событиях в стране и за рубежом, выраженную в виде последовательно представляемых аудитории устных сообщений, подкрепляемых художественной или иной иллюстрацией.
По аналогии с печатным изданием содержание устного журнала структурно может состоять из разделов и страниц или только из страниц. При этом количество разделов, отличающихся направленностью информации, не должно превышать трех. В каждом разделе по 2—3 страницы, а количество страниц (в варианте без разделов) — не более 5. Примерная продолжительность выпуска 1,5—2 часа.
По характеру содержания устные журналы подразделяются на обзорные и тематические. Программа обзорного устного журнала предполагает информацию из различных областей знаний. Содержание устного журнала тематического плана состоит из событий, связанных одной темой.
Следует иметь в виду, что в основе информации лежит устное сообщение, однако практика показывает, что оно воспринимается тем лучше, чем полнее и образнее проиллюстрировано. Соотношение устных выступлений и иллюстраций к ним по времени целесообразно предусматривать соответственно как 2:1. Если, например, выступление рассчитано на 10—15 минут, то демонстрация иллюстративного материала к нему может быть продолжительностью до 5—7 минут, а вся страница займет 15—25 минут.
Возможен и такой вариант, когда информация дается только устно либо другими средствами. Например, путем демонстрации кинофильма, исполнения музыкального произведения, отрывка из спектакля, танцевального номера, обзора художественной выставки и т. п.
Устные журналы, как правило, имеют постоянные названия. Например, «Кругозор», «Новости дня», «По родной стране» и др.
В целях регулярного выпуска устного журнала рекомендуется в части создавать редакционную коллегию в количестве 5—7 человек. В отдельных случаях подготовка номеров поручается инициативной группе такого же состава.
Непосредственная подготовка очередного выпуска включает в себя следующие элементы: изучение интересов и запросов личного состава, определение объема и характера информации, разработку программы выпуска, подбор информаторов и их оповещение, изготовление и художественное оформление эмблемы и макета устного журнала, подготовку ведущего, подбор иллюстративного материала, материально-технического обеспечения мероприятия.
Разнообразные по характеру и силе эмоционального воздействия страницы должны давать новые сведения об известных фактах и событиях. При этом следует умело определить последовательность подачи материала, логический переход от одной страницы к другой. Здесь особенно важна роль ведущего, который должен уметь поддерживать интерес и настроение аудитории, грамотно использовать иллюстративный материал.
Диспут — массовое мероприятие, проводимое в форме публичного спора по актуальным научным, литературным, нравственным, этическим и эстетическим
проблемам, имеющим высокую общественную значимость. Целью диспута является выработка правильного понимания личным составом тех или иных проблем. Участники диспута сравнивают, сопоставляют свои взгляды, иногда противопоставляют их. В диспутах ведется поиск наиболее правильной общественной точки зрения. Диспуты расширяют кругозор военнослужащих, а их эффективность во многом зависит от заблаговременной и квалифицированной подготовительной работы.
В подготовку диспута входят следующие элементы: выбор темы, назначение ведущего, подбор группы активистов в помощь руководителю, разработка дискуссионных вопросов и составление плана проведения диспута, оповещение личного состава о диспуте, оформление помещения, подготовка художественной части мероприятия.
Диспут следует начать вступительным словом ведущего, который приглашает участников высказаться по проблеме откровенно, доказательно, включиться в разговор. Затем выступают участники диспута (чтобы в начале мероприятия задать ему тон, можно первых двух-трех выступающих заранее подготовить, причем их выступления должны носить ярко выраженный проблемный характер). Руководитель диспута должен комментировать выступления, с тем чтобы поддержать интерес аудитории к проблеме. Вести диспут необходимо тактично, не навязывая свое мнение аудитории. Для внесения или поддержки оживления ведущий может прибегать к шуткам или юмору.
Логическим завершением диспута является заключительное слово. Ведущий подводит итоги обсуждения, кратко излагает суть выявившихся разногласий, напоминает позиции сторон, оценивает их доводы. После этого важно сформулировать коллективное мнение.
Вечер вопросов и ответов дает возможность откликнуться на актуальные, злободневные события и проблемы текущего момента, позволяет личному составу получить ответы на интересующие вопросы в области научных, военных, правовых, искусствоведческих знаний и др.
Вечер вопросов и ответов одной темы имеет единую тематическую направленность, касается одной какой-либо отрасли знаний.
На многотемных вечерах вопросов и ответов слушатели получают ответы на вопросы из различных областей знаний.
На один вечер не следует выносить более четырех тем. В противном случае рассеивается внимание слушателей, теряется возможность дать глубокие и содержательные ответы, удлиняется время проведения вечера. Время, отводимое на проведение вечера вопросов и ответов, не должно превышать 2,5 часа, включая демонстрацию иллюстративного материала.
Перед началом ведущий, исходя из количества вопросов и их объема, устанавливает, а затем объявляет продолжительность вечера. Порядок его проведения может быть следующим: ведущий называет тему, сообщает количество и характер поступивших вопросов, напоминает участникам вечера, что они могут задавать дополнительные вопросы; затем, сообщив о порядке проведения, представляет консультантов и объявляет выступление первого из них.
Консультанты выступают поочередно. Сначала они отвечают на, вопросы, объявленные в афише и собранные во время подготовки, затем — на поступившие из зала. В том случае, если количество вопросов и их характер превышает возможности консультантов из-за недостатка времени, слушателям объявляется, что ответы на остальные вопросы будут даны на следующем вечере.
Мероприятие можно завершить демонстрацией хроникально-документального или художественного фильма.
Значение вечера вопросов и ответов заключается в том, что он позволяет командованию судить о том, что больше всего интересует в данный момент личный состав, планировать свои шаги по дальнейшему улучшению воспитательной и культурно-досуговой работы.
Вечер боевой техники — одна из форм военно-технической пропаганды. Как правило, вечер боевой техники посвящается одному из видов боевой техники и оружия, творческому пути военных конструкторов и изобретателей, достижениям науки и техники.
На таком мероприятии могут проводиться состязания в работе на аппаратуре, в разборке и сборке стрелкового оружия и т. п.
К вечеру боевой техники активисты клуба и библиотеки обобщают и популяризируют опыт лучших специалистов военного дела, готовят фотогазеты, организуют выступления по местному радиовещанию лучших специалистов части. Библиотека организует обзор литературы по теме вечера, готовит библиографические обзоры книг и журналов.
В ходе вечера выступления специалистов сопровождаются демонстрацией военно-учебных фильмов по теме.
Вечер отдыха — распространенная форма организации досуга военнослужащих и членов их семей, сочетающая в себе познавательные и развлекательные элементы.
Вечера отдыха различаются по своему содержанию, используемым средствам, составу участников, структуре построения, театрализации и музыкальному оформлению. Однако все они имеют одну организационно-методическую основу.
Прежде всего, для вечеров отдыха характерно комплексное использование нескольких видов отдыха, привлекательных как для всех присутствующих, так и для отдельных групп или категорий военнослужащих, запоминающихся, создающих определенный эмоциональный настрой. При этом следует разумно использовать театрализацию, световые и шумовые эффекты.
Зрелищные и концертные номера должны носить в основе развлекательную направленность, соответствовать характеру вечера и составу аудитории. Программы зрелищных и концертных номеров необходимо делать короткими по времени, исполнять непосредственно в зале, в кругу отдыхающих, они должны следовать за подвижными формами отдыха.