Показатель | Сумма на 1 января, млрд. долларов | |||||||
Всего, в т.ч. | 117,9 | 178,2 | 152,3 | 257,2 | 480,5 | 636,4 | 597,3 | |
Органы государственного управления | 111,8 | 125,8 | 133,2 | 96,8 | 71,1 | 29,5 | 54,4 | 41,6 |
Органы ДКР | 3,9 | 12,9 | 15,7 | 7,5 | 10,95 | 2,76 | 15,6 | 10,6 |
Банки | 1,3 | 8,7 | 7,7 | 14,2 | 50,1 | 166,3 | 201,6 | 171,5 |
Прочие секторы | 0,8 | 5,5 | 21,5 | 33,8 | 124,9 | 364,8 | 373,6 | |
В т.ч. Долговые обязательства | 0,5 | 1,9 | 3,8 | 12,2 | 30,9 | 118,2 | 131,5 | |
Кредиты | 0,3 | 3,4 | 15,7 | 24,8 | 98,7 | 236,1 | 230,5 | 226,2 |
Исходя из данных таблицы, сделаем следующие общие выводы по динамике. В целом, внешний долг РФ увеличился в 5 раз. Долг органов государственного управления снизился более чем в 2,5 раза. Долг органов денежно-кредитного регулирования увеличились почти в 3 раза. Долг банков увеличился в 131 раз, а долг прочих секторов в 467 раз. Таким образом, можно сделать вывод, что увеличение внешнего долга РФ 1994-2015 гг. связано по большей части с расширением деятельности коммерческих организаций.
Государственный внутренний долг РФ – это долговые обязательства Правительства РФ перед физическими и юридическими лицами. В него включаются обязательства по государственным ценным бумагам РФ, кредиты, бюджетные кредиты, обязательства по государственным гарантиям и иные долговые обязательства. Изменение величины данного долга представлено на диаграмме:
Рис. 3 Государственный долг РФ, млрд. руб., [2].
Таким образом, государственный внутренний долг увеличился в 2015 году по сравнению с 1996 годом более чем в 36 раз.
Значительную часть государственного внутреннего долга составляют государственные ценные бумаги: облигации федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД), облигации федерального займа с переменным доходом (ОФЗ-ПК), облигации федерального займа с амортизацией номинала (ОФЗ-АД), государственные сберегательные облигации с фиксированной процентной ставкой дохода (ГСО-ППС) и прочие.
|
Рис 4 Структура государственного внутреннего долга по видам ценных бумаг, [2].
Из данных диаграммы следует, что долг по облигациям федерального займа с постоянным доходом (ОФЗ-ПД) занимает наибольшую долю в структуре государственного внутреннего долга.
Рассмотрим величину государственного внутреннего долга более короткого и более современного периода (табл.2)
Таблица 2
Величина внутреннего долга РФ 2014-2016 гг., [3]
Год | Величина внутреннего долга РФ, трлн. руб. |
7,2 | |
7,3 | |
7,4 |
Данные свидетельствуют об увеличении внутреннего государственного долга РФ с каждым годом на 0,1 трлн. руб. в период 2014-2016 гг. Стоит отметить, что верхний предел внутреннего долга РФ на 1 января 2017 года, согласно Федеральному закону от 14.12.2015 №359-ФЗ «О федеральном бюджете на 2016 год», равен 8,8 трлн. руб.
Таким образом, анализ динамики государственной задолженности РФ показал увеличение государственного долга по обоим направлениям. Подобное увеличение связано с рядом серьезных проблем и чередой негативных последствий:
· Упадок эффективности экономики;
· Рост ставки процента, что ведет к снижению производства;
· Повышение налогов;
· Инфляция;
· Снижение уровня жизни будущих поколений;
· Валютный кризис.
Список использованной литературы
1. Государственный долг РФ [Электронный ресурс]: UTMAG, 2015. URL: https://utmagazine.ru/posts/8558-gosudarstvennyy-dolg-rf (дата обращения: 6.11.2016 г.)
|
2. Внешний и внутренний долг [Электронный ресурс]: Российские реформы в цифрах и фактах, 2015. URL: https://refru.ru/debt.pdf (дата обращения: 6.11.2016 г.)
3. Государственный долг Российской Федерации [Электронный ресурс]: Электронный бюджет, 2016. URL: https://budget.gov.ru/epbs/faces (дата обращения: 6.11.2016 г.)
Analysis of current state of public debt of the Russian Federation
T.A. Filippova
student at the Department of «International Economy and Management»
Samara Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Samara
T.V. Zhirnova
cand.econ.sci., associate professor at the Department of «International Economy and Management»
Samara Institute (Branch) of Plekhanov Russian University of Economics, Samara
Current market conditions dictate the availability of external and internal borrowing as a necessity for economic development. However, inexpedient government policy on the engagement and use of financial resources leads to an increase in public debt.
Keywords: external debt, monetary control, debt securities, loans, domestic government debt.
УДК 338.4