Исцеление расслабленного в Капернауме




Теперь поговорим об исцелении расслабленного в Капернауме. Этот отрывок встречается уже у трех евангелистов: Мф. 9:2-8, Мк. 2:1-12, Лк. 5:17-26. В Евангелии от Марка Христос приходит в Капернаум, а евангелист Матфей говорит, что Он приходит «во Свой град». Владыка Аверкий приводит цитату из толкований святителя Иоанна Златоуста о том, что Христос родился в Вифлееме, был воспитан в Назарете, а жил в Капернауме. Поэтому он и называется «Его градом». «Больной», «расслабленный» — так переводится в славянском тексте, а в греческом тексте стоит слово «Παραλυτικός ». От слова «паралич». Приставка «Παρα », глагол «Λύω» — отпускать, развязывать, ослаблять. Это практически дословный перевод слова «расслабленный». Связи нервов у него каким-то образом были нарушены, и он не мог заставить себя двигаться. В толковании о крыше, которую разбирают люди, готовые принести ко Христу расслабленного, владыка Аверкий подчеркивает, что это была скорее всего не крыша того самого дома, внутри которого жили люди, а крыша внутреннего двора, который был у каждого дома в то время. Это пространство во внутреннем дворе позволяло собрать большее число народу для слушания, но при этом там была такая толпа, что этого расслабленного никак не удавалось поднести ко Христу. И, по-видимому, они перенесли расслабленного к плоской крыше вот этого внутреннего двора, разобрали её и опустили больного перед лицом Христа. Здесь также, как и в отрывке об исцелении прокаженного, все толкователи говорят о том, как происходит исцеление души и тела, но тут это уже более ярко обозначено словами Самого Христа. Исцеления души не видно, а исцеление тела же видно, по мысли святителя Иоанна Златоуста. Христос обыгрывает видимость и невидимость власти духовной и власти телесной. И вот эти вот слова: «Встань, возьми одр твой и ходи» (Мк. 2:11) призваны видимым образом показать то, что невидимо. Невидимая власть Христа над душою, над грехами, над прощением. Именно это и соблазняет фарисеев. Как это Он имеет право отпускать грехи? Это вправе делать лишь Сам Бог. Но то, что расслабленный после исцеления берет свой одр, показывает полноту исцеления больного Христом. Он не частично исцелился, не просто там ноги его окрепли, но он окреп настолько полноценно, что мог нести даже своё ложе, на котором прежде лежал.

Святитель Иоанн Златоуст, Зигабен и другие толкователи подчеркивают, что это не тот расслабленный, который был в Овчей купели из 5-й главы Евангелия от Иоанна. Там и место действия другое. Там Иерусалим, Овчая купель, а тут Капернаум. Там исцеление в субботу, за что были разгневаны фарисеи, тут не суббота, поэтому они молчат. И начинают роптать не на то, что Он в субботу исцеляет, а на то, что говорит. Тот человек 38 лет был расслаблен, а тут неизвестно сколько. Там они погонят Христа, а тут лишь поворчат. Но вот примеры этих исцелений, как прокаженных, так и расслабленных, Евангелие приводит не один случай, что подчеркивает множественность исцелений, которые совершил Христос. Порой возникают споры, когда и где какое исцеление произошло, потому что их было очень много. Несмотря на то, что Христос смирял Себя и старался на этой волне не делать свою проповедь. Иларий Пиктавийский говорит, что расслабленный — это весь мир. Если в теме с прокаженным проказа рассматривалась как грех, который поразил все человечество, то здесь расслабленность всего мира, который нуждается в исцелении и не способен творить волю Божию. И даже выполнять простую человеческую функцию, которую мог бы выполнять. Также у Илария Пиктавийского есть мысль о первородном грехе. Расслабленный этот не являлся бо́льшим грешником, чем другие, хотя Христос и говорит ему: «Прощаются тебе грехи твои», но это не потому, что он был грешен более, чем все присутствующие, нет. В исцеляющем действии Христа прощались не только личные грехи этого человека, но и первородный грех. Господь показывает силу исцеления не только частных грехов, но и исцеления греховности всего человечества. Также рассматривают все толкователи, что вера есть синергия веры самого болящего и тех, кто его принес. Очевидно, вера принесших его была крепкой, если они не поленились сделать такую опасную работу как подъем этого больного на крышу, разбор этой крыши, не опасаясь гнева хозяев за причиненный ущерб. В то же время вера расслабленного присутствует. Ведь все толкователи говорят, что если бы веры расслабленного не было, то вера просящих за него не помогла бы. Тут идёт ссылка на апостола Иакова: многое может молитва праведного споспешествуема. Греческое «συνεργούμενη» — содействуемая. Это отсылка к соборному посланию апостола Иакова по теме синергии (содействия). Вера расслабленного была «συνεργούμενη» — содействуема верой его друзей, принесших его. Об этом размышляет и Никодим Святогорец в одном из своих сочинений, говоря о том, что молитва человека споспешествуема верой его друзей и молитвой его духовника, с другой стороны, усилия жизни самого человека по Богу. Обращение ко Христу не должно стать формальностью, словами, а быть содействуемо самим внутренним настроем человека. Чтобы это не сотрясание воздуха было, а исправление жизни по сути. Это к вопросу о соучастии разных людей и настроений, внутренних и внешних действий человека в одном делании, можно сказать, что это богословие синергии, содействия.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: