Об исцелении прокаженного




Сегодня начнем с отрывка об исцелении прокаженного. Это место описано в Евангелии от Марка (Мк. 1:40-45) и от Луки (Лк. 5:12-16). Есть и другие места в Евангелии, где Господь исцеляет прокаженных, но исцеление десяти прокаженных встречается только в Евангелии от Луки (Лк. 17:12-19). Многие толкователи спорят о том, возможно ли сопоставить это место с описанием исцеления в Евангелии от Матфея (Мф. 8:1-4). Святитель Феофан Затворник и ряд других толкователей, а за ними владыка Аверкий, считают, что это более позднее событие, хотя другие (например, Лопухин) считают, что это то же самое. Наводят на мысль об этом слова прокаженного, который говорит «если хочешь, можешь меня очистить». Эта фраза, с одной стороны, толкуется большинством экзегетов, как некое признание силы за Христом, но, например, священномученик Григорий Лебедев считал, что эту фразу можно истолковать и не очень позитивно. Он считал, что, скорее всего, прокаженный пришел ко Христу с надеждой на исцеление, и сама эта фраза, возможно, требует какого-то исследования, что это за формула была? Если не только он её применяет, то, возможно, это была какая-то сложившаяся формула, указывающая на то, что праведник или пророк (как его видел народ, и в том числе прокаженный) имеет такое дерзновение перед Богом — что захочет, попросит, и Господь даст. И священномученик Григорий Лебедев развивает эту мысль даже с негативным аспектом, подразумевая, что многие люди обращаются к Богу так: «Ты же можешь очистить меня, если захочешь, но Ты почему-то этого не делаешь, и в моей жизни не происходит исцеления». И он обращает внимание на то, что в одном из мест Евангелия от Марка Христос даже употребляет такие глаголы, которые подчеркивают гнев Христа против этого прокаженного, потому что Он считает, что этот человек поступил не очень смиренно. Ведь десять прокаженных стояли вдалеке, как и было положено по закону — они не должны были приближаться к людям. Они издалека должны были говорить: «Нечист!» А этот приблизился и потом ещё не слушался Христа. Христос ему говорил не разглашать, а он шел и разглашал всем новость о своем исцелении.

Много аспектов в толковании этой фразы есть, но прежде всего, надо несколько слов сказать о самой проказе. «Λεπρός» — это по-гречески прокаженный, а так разные названия у этой болезни были в древности. По-латински это так и остается «lepra», и добавлялось название разновидности: либо арабская проказа, либо восточная проказа… Против этой болезни до сих пор не найдено полноценной вакцинации. Нет такой прививки, которая гарантировала бы устойчивый иммунитет, хотя ее уже можно вылечить, но в то время это означало медленную смерть, человек постепенно сгнивал. У него становились седыми волосы, кожа, ноги и даже фаланги конечностей разлагались. Такие люди были заразны и в то время были обречены на медленную смерть. В Европе впоследствии было много лепрозориев, их создание относят к X-XII векам. Лепра была распространена и в европейской части, но само название «lepra arabum», «lepra orientalis» произошло из тех местностей, которые римляне завоевывали. Постановления в Ветхом Завете по поводу лепры были достаточно подробные — XIII и XIV главы книги Левит полностью посвящены различным постановлениям относительно проказы. Во всех случаях, связанных с прокаженными, Христос посылает их к священникам. Священник должен был засвидетельствовать болезнь, и, если человек был болен, то он объявлялся нечистым, извергался, и не имел права жить в обществе здоровых людей. Он должен был находиться вне стана, хуже скотины. Но также священники свидетельствовали об исцелениях. Были обозначены жертвы за исцеление, а значит, что случаи исцеления все-таки были. Известно, что и Гиппократ говорит об этой болезни, но там спорят: лепру или же псориаз он описывал? Но наиболее ярким моментом этого исцеления является то, что Господь прикасается к прокаженному, хотя есть в Евангелии много мест, в том числе исцеление десяти прокаженных (Лк. 17), где Господь одним словом исцеляет, Он мог бы и не касаться. Большинство толкователей, включая святителя Иоанна Златоуста, говорят, что Господь показывает, что Он не под законом, ведь это была заразная болезнь, и по закону прокаженный считался нечистым ритуально, его нельзя было касаться с духовной точки зрения — «к нечистоте не прикасайтесь», как сказано в Ветхом Завете. С одной стороны, тут двоякая вещь, которую святой Василий Великий подчеркивает, что когда мы говорим о чем-то, то нужно рассматривать суждение с двух сторон. Так вот, с одной стороны, Господь посылает прокаженного к священникам для освидетельствования, а с другой стороны, Он нарушает постановление закона и прикасается к нечистому. Блаженный Феофилакт подчеркивает, что это животворящее действие плоти Христа. Тот случай, когда объяснение будет найдено в христологическом богословии: Христос для того воспринимает человеческую природу, чтобы дать ей то, что должен был стяжать Адам до грехопадения, и с чем он не справился. Но, естественно, до грехопадения не было болезней. Тут же подчеркивается, что состояние человеческого тела в единении с Богом таково, что оно преодолевает все болезни и перестает быть подверженным заразе, а наоборот, образно говоря, заражает исцелением, а не заражается болезнью. У святителя Николая Сербского есть даже отдельное и поэтическое описание того, что насколько важное значение имеет прикосновение в богословии. И, в том числе, в восточном богословии. Западная мысль больше опиралась на теории, на слова, как конструкции, и в этом смысле Запад остается без силы и мощи. А Восток же верит в прикосновение, в общение душ человеческих между собой и с Богом, и вот он приводит много случаев, когда Христос именно прикосновением исцеляет, когда Он касается руки тещи Петра, дочери Иаировой, глаз слепцов, когда кровоточивая касается Его одежды, руку Петру протягивает… И много других примеров. Это богословие касания, как скажет святитель Николай Сербский. Господь не только касается, но и проникает в душу, и подает исцеление не только телу. Об этом все толкователи единогласно говорят, что нечистота ритуальная связывалась, в первую очередь, и с болезнью души. А исцеление от физической проказы — это очищение от душевных проблем. В том случае, когда Господь прикасается, Он хочет подчеркнуть это, что Он не просто касается, а таким образом проникает в душу человека. Это символизм, символ проникновения в душу человека больного. Господь специально использует разные действия, чтобы не быть понятым неверно, крайне. Чтобы не подумали, что Он не хочет прикасаться (если бы Он только словом исцелял), либо же, что Он не может исцелить словом и всегда только прикасается. Господь может и так, и так. Ведь люди бросаются в крайности: вот, Господь может прикосновением исцелить — значит, Он слабый. А когда Он не может прикасаться — значит, Он брезгует. Но стоит учесть, что жертва за очищение — толкование аллегорическое и существует в экзегезе, что эта жертва состояла в двух птицах, одну из которых заклали, и кровь её сливали в глиняный горшок, а вторую птицу брали, смачивали её крылья в крови первой птицы и выпускали. Непонятно, зачем современному человеку такие тонкости нужны. Может даже показаться, что этот обряд и не богооткровенный. Но одно из толкований, которое мы находим — это символ двух естеств во Христе. Одно из них принесено в жертву, чтобы очистить весь человеческий род, Его кровь будет исцелительной и будет собрана Церковью в сосуд духовный, ради исцеления всего человечества, а вот обмакивание другой птицы в крови означает, что Божество Его помазано кровью Его человечества. Богословски точно это можно сказать за счет ипостасного единства двух природ во Христе. Вот за счет единства Божества и человечества, и за счет страданий человечества, объединенного с Божеством, происходит искупление прокаженного грехом человечества. Все толкователи отмечают смирение Христа: Он говорит прокаженному не рассказывать о совершенном Им исцелении. Христос уходит в пустые места, говорится, что Он и в город не мог войти — вот такой ажиотаж начинает твориться вокруг Него, и чтобы не строить свою проповедь на этом ажиотаже, Он и не решается войти в город. Он уходит в уединенные места молиться, о чем мы уже говорили. Христос это делал и по христологическому аспекту, давая своей человеческой природе отдохнуть, а с другой стороны, по смирению. Это пример Христова смирения и нежелание выстраивать свою проповедь на ажиотаже. Блаженный Августин, размышляя над Евангелием от Марка, говорит, что Христос с гневом общается с прокаженным, Он предвидит его непослушание, Он видит его напористость, что он подошел так близко ко Христу и настаивал на этом исцелении. Другие евангелисты этого так не подчеркивают. А вот блаженный Августин, толкуя это место, хотя это относится ко всем местам, говорит, что Дух Святой управлял разумом святых при составлении книг Писания, хотя это высочайшей важности тексты. Он дает располагать авторам Евангелий события в том порядке, в котором они сами хотят их расположить. Нет полного устранения человеческого произволения. Каждый всё же несколько по-своему излагает, что-то лучше вспоминается… Подчеркивается, что в отличие от мусульманского понятия боговдохновенности, когда Мухаммед говорил свои проповеди, с ним происходила некая такая «отключка». Он просто диктовал тексты, а вот с точки зрения христианского богословия разница в тексте: что-то подчеркнуто у одного евангелиста, а что-то у другого. Вот эта разность порядка изложения относится к сохранению свободы ума пишущих Священные тексты высочайшего значения по своей ценности и исторической, и богословской. И это помогает нам более правильно относиться к богословию. Вот, вроде бы дали нам, людям, определять, как написать Евангелие, и Бог сделал это специально. Не только разность изложения, но даже чисто человеческие характеристики: евангелист Марк склонен употреблять более резкие слова, его слог более обрывистый, у евангелиста Иоанна Богослова более утонченный язык, есть даже витиеватости. Всё это позволяет создать такой калейдоскоп, где Бог показывает, что Он не всё делает за человека, даже в Священных текстах, которые имеют столь важное значение. Также будет и в истории Церкви — многое будет происходить вокруг важнейших вещей, пусть свобода человека и не нарушается при этом. Возникает возможность ересей, споров. «Надлежит быть между вами разногласиям, чтобы явились более искусные», — скажет апостол Павел. Также общая аллегорическая мысль сразу у многих толкователей, что, если не все человечество прокажено физически, то всё оно прокажено духовно. Духовный лепрозорий — это Церковь, где происходит исцеление от духовной лепры — болезни греха, за счет прикосновения Христа к верующим. Прикосновение – исцеление через проникновение в душу, особенно в Причастии.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: