(Литературный альбом с творческими заданиями)
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
С героем моего романа
Без предисловий, сей же час
Позвольте познакомить вас:
Онегин, добрый мой приятель,
Родился на брегах Невы,
Где, может быть, родились вы
Или блистали, мой читатель;
Там некогда гулял и я:
Но вреден север для меня.
Приглашаем к разговору…
1)Какие общие черты в портрете героя мы можем увидеть на этих картинах? Проведите сравнительный анализ.
2)О чём нам говорит одежда Евгения Онегина?
3)Что мы можем сказать о его характере, глядя на эти картины?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Бывало, он еще в постеле:
К нему записочки несут.
Что? Приглашенья? В самом деле,
Три дома на вечер зовут:
Там будет бал, там детский праздник.
Куда ж поскачет мой проказник?
С кого начнет он? Все равно:
Везде поспеть немудрено.
Покамест в утреннем уборе,
Надев широкий боливар,
Онегин едет на бульвар
И там гуляет на просторе,
Пока недремлющий брегет
Не прозвонит ему обед.
Приглашаем к разговору…
1) Почему Белюкин Дмитрий Анатольевич изображает прогулку Евгения Онегина на бульваре по- разному?
2) В чём вы видите разницу?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Театр уж полон; ложи блещут;
Партер и кресла — все кипит;
В райке нетерпеливо плещут,
И, взвившись, занавес шумит.
Блистательна, полувоздушна,
Смычку волшебному послушна,
Толпою нимф окружена,
Стоит Истомина; она,
Одной ногой касаясь пола,
Другою медленно кружит,
И вдруг прыжок, и вдруг летит,
Летит, как пух от уст Эола;
То стан совьет, то разовьет
И быстрой ножкой ножку бьет.
Все хлопает. Онегин входит,
Идет меж кресел по ногам,
Двойной лорнет скосясь наводит
На ложи незнакомых дам;
Все ярусы окинул взором,
Всё видел: лицами, убором
Ужасно недоволен он;
С мужчинами со всех сторон
Раскланялся, потом на сцену
В большом рассеянье взглянул,
Отворотился — и зевнул,
И молвил: «Всех пора на смену;
Балеты долго я терпел,
Но и Дидло мне надоел».
|
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Вот наш герой подъехал к сеням;
Швейцара мимо он стрелой
Взлетел по мраморным ступеням,
Расправил волоса рукой,
Вошел. Полна народу зала;
Музыка уж греметь устала;
Толпа мазуркой занята;
Кругом и шум и теснота;
Бренчат кавалергарда шпоры;
Летают ножки милых дам;
По их пленительным следам
Летают пламенные взоры,
И ревом скрыпок заглушен
Ревнивый шепот модных жен.
Приглашаем к разговору…
1) Зачем автор так детально описывает обстановку бала?
2) Почему в иллюстрациях преобладает золотистый цвет?
Тимошенко Лидия Яковлевна | Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна |
Быть можно дельным человеком
И думать о красе ногтей:
К чему бесплодно спорить с веком?
Обычай деспот меж людей.
Второй Чадаев, мой Евгений,
Боясь ревнивых осуждений,
В своей одежде был педант
И то, что мы назвали франт.
Он три часа по крайней мере
Пред зеркалами проводил
И из уборной выходил
Подобный ветреной Венере,
Когда, надев мужской наряд,
Богиня едет в маскарад.
Приглашаем к разговору…
1) Почему Еле́на Петро́вна Само́киш-Судко́вская так детально описывает кабинет Онегина? В чём отличаются портреты?
2) Где, как вам кажется, Онегин изображён большим щёголем?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
|
Вдруг получил он в самом деле
От управителя доклад,
Что дядя при смерти в постеле
И с ним проститься был бы рад.
Прочтя печальное посланье,
Евгений тотчас на свиданье
Стремглав по почте поскакал
И уж заранее зевал,
Приготовляясь, денег ради,
На вздохи, скуку и обман
(И тем я начал мой роман);
Но, прилетев в деревню дяди,
Его нашел уж на столе,
Как дань готовую земле.
Нашел он полон двор услуги;
К покойнику со всех сторон
Съезжались недруги и други,
Охотники до похорон.
Покойника похоронили.
Попы и гости ели, пили
И после важно разошлись,
Как будто делом занялись.
Вот наш Онегин — сельский житель,
Заводов, вод, лесов, земель
Хозяин полный, а досель
Порядка враг и расточитель,
И очень рад, что прежний путь
Переменил на что-нибудь.
Приглашаем к разговору…
1)Какие чувства у нас вызывают эти иллюстрации? Каково душевное состояние Онегина?
Самокиш-Судковская Елена Петровна | Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Деревня, где скучал Евгений,
Была прелестный уголок;
Там друг невинных наслаждений
Благословить бы небо мог.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали
Пред ним пестрели и цвели
Луга и нивы золотые,
Мелькали селы; здесь и там
Стада бродили по лугам,
И сени расширял густые
Огромный, запущенный сад,
Приют задумчивых дриад
Приглашаем к разговору…
1) Каким перед нами предстаёт великий «Онегинский» сад?
2) В чём прелесть родной природы?
Тимошенко Лидия Яковлевна | Белюкин Дмитрий Анатольевич |
В свою деревню в ту же пору
Помещик новый прискакал
И столь же строгому разбору
В соседстве повод подавал:
По имени Владимир Ленской,
С душою прямо геттингенской,
Красавец, в полном цвете лет,
Поклонник Канта и поэт.
Он из Германии туманной
Привез учености плоды:
Вольнолюбивые мечты,
Дух пылкий и довольно странный,
Всегда восторженную речь
И кудри черные до плеч.
|
Приглашаем к разговору…
1)Каким перед нами предстаёт Владимир Ленский?
2) В каком из этих портретов наиболее полно, по вашему мнению, выражен внутренний мир героя?
Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна |
Чуть отрок, Ольгою плененный,
Сердечных мук еще не знав,
Он был свидетель умиленный
Ее младенческих забав;
В тени хранительной дубравы
Он разделял ее забавы,
И детям прочили венцы
Друзья-соседы, их отцы.
В глуши, под сению смиренной,
Невинной прелести полна,
В глазах родителей, она
Цвела, как ландыш потаенный,
Незнаемый в траве глухой
Ни мотыльками, ни пчелой.
Она поэту подарила
Младых восторгов первый сон,
И мысль об ней одушевила
Его цевницы первый стон.
Простите, игры золотые!
Он рощи полюбил густые,
Уединенье, тишину,
И ночь, и звезды, и луну,
Луну, небесную лампаду,
Которой посвящали мы
Прогулки средь вечерней тьмы,
И слезы, тайных мук отраду...
Но нынче видим только в ней
Замену тусклых фонарей.
Белюкин Дмитрий Анатольевич | Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна |
Всегда скромна, всегда послушна,
Всегда как утро весела,
Как жизнь поэта простодушна,
Как поцелуй любви мила;
Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан,
Всё в Ольге... но любой роман
Возьмите и найдете верно
Ее портрет: он очень мил,
Я прежде сам его любил,
Но надоел он мне безмерно.
Позвольте мне, читатель мой,
Заняться старшею сестрой.
Приглашаем к разговору…
1) В чём прелесть Ольги Лариной? Что в ней может надоесть автору?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Итак, она звалась Татьяной.
Ни красотой сестры своей,
Ни свежестью ее румяной
Не привлекла б она очей.
Дика, печальна, молчалива,
Как лань лесная боязлива,
Она в семье своей родной
Казалась девочкой чужой.
Она ласкаться не умела
К отцу, ни к матери своей;
Дитя сама, в толпе детей
Играть и прыгать не хотела
И часто целый день одна
Сидела молча у окна.
Задумчивость, ее подруга
От самых колыбельных дней,
Теченье сельского досуга
Мечтами украшала ей.
Ее изнеженные пальцы
Не знали игл; склонясь на пяльцы,
Узором шелковым она
Не оживляла полотна.
Охоты властвовать примета,
С послушной куклою дитя
Приготовляется шутя
К приличию — закону света,
И важно повторяет ей
Уроки маменьки своей.
Приглашаем к разговору…
1) Какой из портретов Татьяны кажется вам самым необычным? Почему?
Белюкин Дмитрий Анатольевич | Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна |
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Они дорогой самой краткой
Домой летят во весь опор.
Теперь подслушаем украдкой
Героев наших разговор:
— Ну что ж, Онегин? ты зеваешь. —
«Привычка, Ленский». — Но скучаешь
Ты как-то больше. — «Нет, равно.
Однако в поле уж темно;
Скорей! пошел, пошел, Андрюшка!
Какие глупые места!
А кстати: Ларина проста,
Но очень милая старушка;
Боюсь: брусничная вода
Мне не наделала б вреда.
Скажи: которая Татьяна?»
— Да та, которая, грустна
И молчалива, как Светлана,
Вошла и села у окна. —
«Неужто ты влюблен в меньшую?»
— А что? — «Я выбрал бы другую,
Когда б я был, как ты, поэт.
В чертах у Ольги жизни нет.
Точь-в-точь в Вандиковой Мадоне:
Кругла, красна лицом она,
Как эта глупая луна
На этом глупом небосклоне».
Владимир сухо отвечал
И после во весь путь молчал.
Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна | Нотбек Александр Васильевич |
Тоска любви Татьяну гонит,
И в сад идет она грустить,
И вдруг недвижны очи клонит,
И лень ей далее ступить.
Приподнялася грудь, ланиты
Мгновенным пламенем покрыты,
Дыханье замерло в устах,
И в слухе шум, и блеск в очах...
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальный свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
Татьяна в темноте не спит
И тихо с няней говорит:
«Не спится, няня: здесь так душно!
Открой окно да сядь ко мне».
— Что, Таня, что с тобой? — «Мне скучно,
Поговорим о старине».
— О чем же, Таня? Я, бывало,
Хранила в памяти не мало
Старинных былей, небылиц
Про злых духов и про девиц;
А нынче все мне тёмно, Таня:
Что знала, то забыла. Да,
Пришла худая череда!
Зашибло... — «Расскажи мне, няня,
Про ваши старые года:
Была ты влюблена тогда?»
Самокиш-Судковская Елена Петровна | Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Я к вам пишу — чего же боле?
Что я могу еще сказать?
Теперь, я знаю, в вашей воле
Меня презреньем наказать.
Но вы, к моей несчастной доле
Хоть каплю жалости храня,
Вы не оставите меня.
Сначала я молчать хотела;
Поверьте: моего стыда
Вы не узнали б никогда,
Когда б надежду я имела
Хоть редко, хоть в неделю раз
В деревне нашей видеть вас,
Чтоб только слышать ваши речи,
Вам слово молвить, и потом
Все думать, думать об одном
И день и ночь до новой встречи.
Но, говорят, вы нелюдим;
В глуши, в деревне все вам скучно,
А мы... ничем мы не блестим,
Хоть вам и рады простодушно.
Приглашаем к разговору…
1) Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, более точно передаёт душевное состояние Татьяны в момент написания письма?
2) Какая Татьяна вам нравится больше и почему?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Но наконец она вздохнула
И встала со скамьи своей;
Пошла, но только повернула
В аллею, прямо перед ней,
Блистая взорами, Евгений
Стоит подобно грозной тени,
И, как огнем обожжена,
Остановилася она.
Но следствия нежданной встречи
Сегодня, милые друзья,
Пересказать не в силах я;
Мне должно после долгой речи
И погулять и отдохнуть:
Докончу после как-нибудь.
Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна | Тимошенко Лидия Яковлевна |
Минуты две они молчали,
Но к ней Онегин подошел
И молвил: «Вы ко мне писали,
Не отпирайтесь. Я прочел
Души доверчивой признанья,
Любви невинной излиянья;
Мне ваша искренность мила;
Она в волненье привела
Давно умолкнувшие чувства;
Но вас хвалить я не хочу;
Я за нее вам отплачу
Признаньем также без искусства;
Примите исповедь мою:
Себя на суд вам отдаю.
Приглашаем к разговору…
1) Обратите внимание на позы героев, выражения лиц. В какой из иллюстраций передан драматизм ситуации, «душевная» слепота Евгения?
Белюкин Дмитрий Анатольевич | Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна |
Но вот багряною рукою
Заря от утренних долин
Выводит с солнцем за собою
Веселый праздник именин.
С утра дом Лариных гостями
Весь полон; целыми семьями
Соседи съехались в возках,
В кибитках, в бричках и в санях.
В передней толкотня, тревога;
В гостиной встреча новых лиц,
Лай мосек, чмоканье девиц,
Шум, хохот, давка у порога,
Поклоны, шарканье гостей,
Кормилиц крик и плач детей.
Волков Иван Васильевич | Кузьмин Николай Васильевич | Коровин Константин Алексеевич |
И снится чудный сон Татьяне.
Ей снится, будто бы она
Идет по снеговой поляне,
Печальной мглой окружена;
В сугробах снежных перед нею
Шумит, клубит волной своею
Кипучий, темный и седой
Поток, не скованный зимой;
Две жердочки, склеены льдиной,
Дрожащий, гибельный мосток,
Положены через поток;
И пред шумящею пучиной,
Недоумения полна,
Остановилася она.
Репин Илья Ефимович | Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Гремит о шомпол молоток.
В граненый ствол уходят пули,
И щелкнул в первый раз курок.
Вот порох струйкой сероватой
На полку сыплется. Зубчатый,
Надежно ввинченный кремень
Взведен еще. За ближний пень
Становится Гильо смущенный.
Плащи бросают два врага.
Зарецкий тридцать два шага
Отмерил с точностью отменной,
Друзей развел по крайний след,
И каждый взял свой пистолет.
«Теперь сходитесь».
Хладнокровно,
Еще не целя, два врага
Походкой твердой, тихо, ровно
Четыре перешли шага,
Четыре смертные ступени.
Свой пистолет тогда Евгений,
Не преставая наступать,
Стал первый тихо подымать.
Вот пять шагов еще ступили,
И Ленский, жмуря левый глаз,
Стал также целить — но как раз
Онегин выстрелил... Пробили
Часы урочные: поэт
Роняет молча пистолет,
Приглашаем к разговору…
1) Как вы думаете, почему художники выбирают соль разные цвета для изображения дуэли?
Тимошенко Лидия Яковлевна | Белюкин Дмитрий Анатольевич | Репин Илья Ефимович |
На грудь кладет тихонько руку
И падает. Туманный взор
Изображает смерть, не муку.
Так медленно по скату гор,
На солнце искрами блистая,
Спадает глыба снеговая.
Мгновенным холодом облит,
Онегин к юноше спешит,
Глядит, зовет его... напрасно:
Его уж нет. Младой певец
Нашел безвременный конец!
Дохнула буря, цвет прекрасный
Увял на утренней заре,
Потух огонь на алтаре!..
Недвижим он лежал, и странен
Был томный мир его чела.
Под грудь он был навылет ранен;
Дымясь из раны кровь текла.
Тому назад одно мгновенье
В сем сердце билось вдохновенье,
Вражда, надежда и любовь,
Играла жизнь, кипела кровь, —
Теперь, как в доме опустелом,
Все в нем и тихо и темно;
Замолкло навсегда оно.
Закрыты ставни, окны мелом
Забелены. Хозяйки нет.
А где, бог весть. Пропал и след.
Приглашаем к разговору…
1) На какой из иллюстраций наиболее остро передан трагизм произошедшего, по вашему мнению? Какими средствами это достигается?
Тимошенко Лидия Яковлевна | Белюкин Дмитрий Анатольевич | Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна |
Татьяна взором умиленным
Вокруг себя на все глядит,
И все ей кажется бесценным,
Все душу томную живит
Полумучительной отрадой:
И стол с померкшею лампадой,
И груда книг, и под окном
Кровать, покрытая ковром,
И вид в окно сквозь сумрак лунный,
И этот бледный полусвет,
И лорда Байрона портрет,
И столбик с куклою чугунной
Под шляпой с пасмурным челом,
С руками, сжатыми крестом.
…Хранили многие страницы
Отметку резкую ногтей;
Глаза внимательной девицы
Устремлены на них живей.
Татьяна видит с трепетаньем,
Какою мыслью, замечаньем
Бывал Онегин поражен,
В чем молча соглашался он.
На их полях она встречает
Черты его карандаша.
Везде Онегина душа
Себя невольно выражает
То кратким словом, то крестом,
То вопросительным крючком.
Приглашаем к разговору…
1) Как вам кажется, о чём думает Татьяна на этих иллюстрациях?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
В возок боярский их впрягают,
Готовят завтрак повара,
Горой кибитки нагружают,
Бранятся бабы, кучера.
На кляче тощей и косматой
Сидит форейтор бородатый,
Сбежалась челядь у ворот
Прощаться с барами. И вот
Уселись, и возок почтенный,
Скользя, ползет за ворота.
«Простите, мирные места!
Прости, приют уединенный!
Увижу ль вас?..» И слез ручей
У Тани льется из очей.
…Зато зимы порой холодной
Езда приятна и легка.
Как стих без мысли в песне модной,
Дорога зимняя гладка.
Автомедоны наши бойки,
Неутомимы наши тройки,
И версты, теша праздный взор,
В глазах мелькают, как забор.
К несчастью, Ларина тащилась,
Боясь прогонов дорогих,
Не на почтовых, на своих,
И наша дева насладилась
Дорожной скукою вполне:
Семь суток ехали оне.
Приглашаем к разговору…
1) Какой перед нами предстаёт дорога в Москву?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Но вот уж близко. Перед ними
Уж белокаменной Москвы
Как жар, крестами золотыми
Горят старинные главы.
Ах, братцы! как я был доволен,
Когда церквей и колоколен,
Садов, чертогов полукруг
Открылся предо мною вдруг!
Как часто в горестной разлуке,
В моей блуждающей судьбе,
Москва, я думал о тебе!
Москва... как много в этом звуке
Для сердца русского слилось!
Как много в нем отозвалось!
Вот, окружен своей дубравой,
Петровский замок. Мрачно он
Недавнею гордится славой.
Напрасно ждал Наполеон,
Последним счастьем упоенный,
Москвы коленопреклоненной
С ключами старого Кремля:
Нет, не пошла Москва моя
К нему с повинной головою.
Не праздник, не приемный дар,
Она готовила пожар
Нетерпеливому герою.
Отселе, в думу погружен,
Глядел на грозный пламень он.
Приглашаем к разговору…
1) Какую Москву нам показывает художник?
Белюкин Дмитрий Анатольевич | Тимошенко Лидия Яковлевна |
Как изменилася Татьяна!
Как твердо в роль свою вошла!
Как утеснительного сана
Приемы скоро приняла!
Кто б смел искать девчонки нежной
В сей величавой, в сей небрежной
Законодательнице зал?
И он ей сердце волновал!
Об нем она во мраке ночи,
Пока Морфей не прилетит,
Бывало, девственно грустит,
К луне подъемлет томны очи,
Мечтая с ним когда-нибудь
Свершить смиренный жизни путь!
Любви все возрасты покорны;
Но юным, девственным сердцам
Ее порывы благотворны,
Как бури вешние полям:
В дожде страстей они свежеют,
И обновляются, и зреют —
И жизнь могущая дает
И пышный цвет и сладкий плод.
Но в возраст поздний и бесплодный,
На повороте наших лет,
Печален страсти мертвой след:
Так бури осени холодной
В болото обращают луг
И обнажают лес вокруг.
Приглашаем к разговору…
1) Что изменилось в образе Татьяны Лариной?
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна | Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Она его не замечает,
Как он ни бейся, хоть умри.
Свободно дома принимает,
В гостях с ним молвит слова три,
Порой одним поклоном встретит,
Порою вовсе не заметит:
Кокетства в ней ни капли нет —
Его не терпит высший свет.
Бледнеть Онегин начинает:
Ей иль не видно, иль не жаль;
Онегин сохнет — и едва ль
Уж не чахоткою страдает.
Все шлют Онегина к врачам,
Те хором шлют его к водам.
Приглашаем к разговору…
1) Почему Татьяна не замечает Онегина в высшем свете после долгой разлуки? Как передают это художники через портрет Татьяны?
Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна | Белюкин Дмитрий Анатольевич |
Она его не подымает
И, не сводя с него очей,
От жадных уст не отымает
Бесчувственной руки своей...
О чем теперь ее мечтанье?
Проходит долгое молчанье,
И тихо наконец она:
«Довольно; встаньте. Я должна
Вам объясниться откровенно.
Онегин, помните ль тот час,
Когда в саду, в аллее нас
Судьба свела, и так смиренно
Урок ваш выслушала я?
Сегодня очередь моя.
Онегин, я тогда моложе,
Я лучше, кажется, была,
И я любила вас; и что же?
Что в сердце вашем я нашла?
Какой ответ? одну суровость.
Не правда ль? Вам была не новость
Смиренной девочки любовь?
И нынче — боже! — стынет кровь,
Как только вспомню взгляд холодный
И эту проповедь... Но вас
Я не виню: в тот страшный час
Вы поступили благородно,
Вы были правы предо мной:
Я благодарна всей душой...
Приглашаем к разговору…
1) Почему герои очень несчастны в конце романа? Кто виноват в этом? Как художники отвечают на этот вопрос?
Нотбек Александр Васильевич или Иоганн Вильгельм; 1802—1866 год — российский художник и педагог, академик Императорской Академии художеств. Рисовал картины в основном на исторические, реже на мифологические сюжеты; занимался также книжными иллюстрациями, карикатурой, иконописью.
В 1813 году поступил в Императорскую академию художеств, где учился у А. Иванова, А. Егорова и В. Шебуева. Во время обучения получал награды Академии художеств: малая серебряная медаль в 1820 году, большая серебряная в 1822 году, малая серебряная в 1823 году, малая золотая медаль в 1824 году за картину «Приам испрашивает у Ахиллеса труп Гектора». В этом же году получает аттестат 1-й степени и был оставлен при Академии пенсионером для дальнейшего усовершенствования. Получает большую золотую медаль в 1827 году за программу «Тезей, убивающий Минотавра в лабиринте Критском».
В 1831 году конкурировал вместе с А. Т. Марковым на право поездки на казённый счет за границу, написав с этой целью картину «Сократ перед своей кончиной беседует с учениками о бессмертии души», но этого права не получил.
Признан «назначенным в академики» в 1851 году. В 1860 году был признан академиком за картину «Святой Иероним в пещере со львом». Некоторое время был преподавателем в Петербургской школе рисования для приходящих; затем в 1865 году поступил учителем рисования в Брестскую гимназию.
Самой известной его работой стал провальный в художественном смысле рисунок «Татьяна с письмом» опубликованный в «Невском Альманахе» за 1829 года, по поводу которой князь Пётр Андреевич Вяземский писал поэту Александру Сергеевичу Пушкину, что этот рисунок Татьяны всех пугал в Москве и просил прислать альманах в Пензу, чтобы «пугать» им местных барышень. Сам Пушкин также отозвался на иллюстрацию к отрывку «Евгения Онегина» весьма едкой эпиграммой:
Пупок чернеет сквозь рубашку, Наружу титька — милый вид! Татьяна мнет в руке бумажку, Зане живот у ней болит: Она затем поутру встала При бледных месяца лучах И на подтирку изорвала Конечно «Невский альманах». |
В 1862 году обучал рисованию в Петербургском технологическом институте. Умер в 1866 году.
Само́киш-Судко́вская Еле́на Петро́вна, рождённая Бена́рд (Besnard) (1863—1924 год) — русская художница, иллюстратор.
Родилась в Санкт-Петербурге, дочь военного инженера. Окончила Павловский институт, два года училась в рисовальной школе в Гельсингфорсе и брала частные уроки у В. П. Верещагина. В 1883 году вышла замуж за академика живописи Р. Г. Судковского, но через 2 года он скончался от тифа. В 1885 году уехала в Париж, где училась в частной академии Ж. Бастьен-Лепажа. В 1889 году вышла замуж за художника Н. С. Самокиша. В этом браке она приняла двойную фамилию Самокиш-Судковская.
В 1900-е годы Елена Петровна работала в книготорговом плакате. Очень много рисовала для «Нивы».Иллюстрировала книги, в том числе детские. Входила в Первый дамский художественный кружок (1882—1918), её работы выставлялись вместе с полотнами мэтров русского искусства Верещагина, Шишкина, Репина. В 1896 году за рисунки для «Коронационного сборника» получила Высочайшую награду и медаль на голубой ленте.
Писала портреты и жанровые картины, но известна в основном как книжный иллюстратор. В частности, иллюстрировала Пушкина. Её рисунки подвергались упрекам в нарочитой красивости. Так говорили о её иллюстрациях к «Евгению Онегину» в издании 1908 года (издательство Голике и Вильборг, Санкт-Петербург). Широко известны также её иллюстрации к сказке Ершова «Конёк-горбунок»..После революции некоторое время жила в Париже, где и умерла. По другим данным, она умерла в Выборге в 1924 году.
Коро́вин Константи́н Алексе́евич (23 ноября 1861 года, Москва — 11 сентября 1939, Париж) — русский живописец, театральный художник, педагог и писатель. Брат художника Сергея Коровина.
Родился в Москве, на Большой Рогожской улице, близ Покровского монастыря. Происходил из состоятельной купеческой семьи. Дед — купец первой гильдии Михаил Емельянович Коровин. В четырнадцать лет Константин поступил на архитектурное отделение Московского училища живописи, ваяния и зодчества, через год перешёл на отделение живописи. Учился у Алексея Саврасова и Василия Поленова.
Для завершения образования Коровин поехал в Санкт-Петербург и поступил в Академию художеств, но через три месяца ушёл оттуда, разочаровавшись в методах преподавания.
Коровин вместе с другом, художником Валентином Серовым, дважды 1894 и 1897 году совершил путешествие на Север, посетив Мурман, северную Норвегию, шведскую Лапландию. Результатом поездки стали пейзажи «Гавань в Норвегии» (1894, ГТГ), «Ручей святого Трифона в Печенге. Лапландия» (1894, ГТГ), «Геммерфест. Северное сияние», «Мурманский берег» (1894, ГТГ), «Архангельский порт на Двине» (1894, Тульский областной художественный музей). В 1895 году Коровин повторил путешествие, но уже с Н. А. Праховым и художником Н. В. Досекиным, а в 1898 году — с Н. А. Клодтом (для подготовки ко Всемирной выставке в Париже 1900 года).В 1896 году Константин Коровин оформил павильон «Крайний Север», построенный по его проекту на ярмарке в Нижнем Новгороде.
Значительное место в творчестве Коровина занимал Париж. Городские пейзажи созданы под сильным влиянием французских импрессионистов. Ему мастерски удалось передать жизнь французской столицы в часы утреннего пробуждения, но более всего вечером, в сиянии огней на улицах и бульварах («Париж. Бульвар Капуцинок», 1902, 1906 и 1911; «Париж утром», 1906. Все — ГТГ).
Во время Первой мировой войны Константин Коровин работал консультантом по маскировке в штабе русской армии.
В 1902 году Коровин приобрёл у Саввы Мамонтова участок земли и построил дом в деревне Охотино Переславского района Ярославской области. Чуть позже, часть земли, так называемую Ратухинскую пустошь, у него выкупил Фёдор Шаляпин, и по проекту Коровина также построил себе дом.
После революции 1917 года Коровин больше в Гурзуф не приезжал. В советское время дача использовалась как база отдыха, и с 1947 года стала Домом творчества Художественного фонда. Сегодня Дом творчества художников имени К. А. Коровина состоит из двух корпусов. Один из этих корпусов — бывшая дача художника Коровина.
В 1922 году художник по совету Анатолия Луначарского выехал за границу и поселился во Франции.Скоропостижно скончался на одной из улиц Парижа от сердечного приступа 11 сентября 1939 года; похоронен на Бийанкурском кладбище. В марте 1950 года на средства, собранные русскими парижанами, останки Коровина и его жены перенесены на православное кладбище в Сент-Женевьев-де Буа.
Кузьмин Николай Васильевич (7 декабря 1890, Сердобск, Саратовская губерния — 9 января 1987, Москва) — советский график, иллюстратор произведений русской и зарубежной классической литературы, член-корреспондент АХ СССР (1967).
Родился 7 декабря 1890 года в Сердобске (ныне — Пензенской области). Родители, выходцы из Кирсановского уезда Тамбовской гумернии, были портные, до переезда в Сердобск державшие ателье в городе Кирсанов.
В 1909 году самоучка из провинции послал свои рисунки в журнал московских символистов «Весы». Рисунки понравились В. Я. Брюсову и их напечатали.
В 1910 году, окончив реальное училище, Кузьмин поехал в Санкт-Петербург. По желанию родителей поступил в Политехнический институт, но занятий рисованием не прекращал. Много времени он проводил в библиотеке Академии художеств, а затем стал посещать классы Общества поощрения художеств и лекции Института истории искусств. Далее Кузьмин учился у И. Я. Билибина в Рисовальной школе при ОПХ (1912—1914), у П. А. Шиллинговского в петроградском Вхутеине (1922—1924).
В 1914—1922 годах Кузьмин принимал участие в Первой мировой войне и Гражданской войне в России, воевав в частях Красной Армии.
В конце 1920-х годов в Москве образовалась группа молодых художников — группа «13». Кузьмин стал одним из её организаторов. «Рисовать без поправок, без ретуши. Чтоб в работе рисовальщика, как и в работе акробата, чувствовался темп!» — пояснял свою позицию художник.
В зрелом возрасте Кузьмин иллюстрировал русскую и западную классику («Актриса» Э. де Гонкура, 1933 год; «Театр» А. де Мюссе, 1934 год, и др.) и книги современных авторов, особенно охотно книги о жизни писателей — А С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова, Л. Н. Толстого.
Член МОССХа с 1938 года.
В 1950-х годах его рисунки были посвящены рассказу Н. С. Лескова о тульском Левше, затем были «Записки сумасшедшего» Н. В. Гоголя в 1958 году, «Козьма Прутков» в 1965 году, «Граф Нулин» в 1957 год, эпиграммы А. С. Пушкина в 1979 году и многое другое.
Скончался на 97-м году жизни 9 января 1987 года. Похоронен на 1 участке Ваганьковского кладбища.
Тимошенко Лидия Яковлевна (1903- 1976 год)
Родилась в Петербурге 18 сентября 1903 года. С этим городом её связывают период ученичества, годы становления художественного мастерства. В 1928 году Лидия Тимошенко выставляет свою первую живописную работу «Старуха на барахолке», которая привлекла внимание зрителей и в
частности, была высоко оценена А. В. Луначарским.
В конце 20-х годов Лидия Тимошенко — член общества «Круг художников», с 1932 года — с момента основания — член ЛОСХа.
В 1939 году был написан серьезный и тонкий по живописи портрет Л. Радловой, которым Л.Тимошенко начала свой путь портретиста — путь, на котором впоследствии определились ее высшие достижения. Годом позже, в 1940 году, на свет появилась прелестная «Катюша» — солнечная живописная автолитография, сразу утвердившая имя Лидии Тимошенко в области эстампа.
В 1941 году, незадолго до начала блокады Ленинграда, Лидия Тимошенко с детьми уезжает в эвакуацию и в 1944 году переезжает в Москву. Два юных героических женских образа — «Зоя» и «Надежда Дурова» нашли свое воплощение в работах Л. Тимошенко военного времени.
Наиболее плодотворными для художницы были 30-е годы и период конца 50-х — 60-х годов, когда она словно обрела второе дыхание. Л.Я. Тимошенко — художник страстный, с ярко выраженными симпатиями; при всем разнообразии жанров и манеры письма, через все ее творчество проходит лейтмотив доверчивой юности, нежного девичества, мягкой женственности.
В её творчестве тесно соседствуют и графика, и живопись. Более двадцати лет занял у Л.Тимошенко грандиозный труд по иллюстрированию романа в стихах А.С.Пушкина «Евгений Онегин» в живописной и графической (цветная литография) технике.
Последняя работа Л.Тимошенко в технике автолитографии была посвящена рублевской «Троице». Множество сохранившихся вариантов композиции показывают настойчивое желание передать в графической технике все неповторимое живописное и пластическое очарование этого гениального творения.
Работы Лидии Тимошенко хранятся в Государственной Третьяковской галерее, Государственном Русском музее, Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина и других музеях страны.