Определение актуальности темы исследовательской работы




Методические рекомендации по оформлению и защите индивидуального проекта (ИП)


(для студентов и преподавателей ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса», реализующих образовательный курс «Основы проектной деятельности)

Каменск-Уральский, 2022

Сборник методических рекомендаций разработан для студентов и преподавателей, реализующих учебный курс «Основы проектной деятельности». В методических рекомендациях отражены вопросы, связанные с подготовкой и презентацией индивидуального проекта. В пособии представлен краткий теоретический материал в схемах и таблицах, который поможет успешно выполнить проектную работу. В пособии кратко излагаются основные теоретические вопросы, представлены примеры самостоятельной работы, образцы заполнения структуры проекта, критерии оценки проекта.

 

Составитель: - преподаватель общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КУТТС» Помазкина Галина Дмитриевна

 

СОДЕРЖАНИЕ

Введение  
1. 1. Подготовка к работе над проектом  
1.1 Этапы проекта  
1.2 Выбор темы проекта  
1.3 Определение актуальности темы исследовательского проекта  
1.4 Определение объекта и предмета исследования  
1.5 Формулирование целей и задач проекта  
1.6 Выбор форм и методов исследования, применяемых при реализации проекта  
1.7 Отличие проектной работы от научного исследования  
2. Структура индивидуального проекта  
2.1 Оформление текстовой части  
2.2 Оформление заголовков и подзаголовков  
2.3 Нумерация страниц  
2.4 Оформление иллюстраций  
2.5 Оформление таблиц  
2.6 Оформление списка литературы  
2.7 Оформление приложений  
3. Требования и подготовка публичного выступления  
3.1 Общие рекомендации  
3.2 Требования к составлению презентаций  
3.3 Оформление титульного листа  
Список источников  

 

Введение

Уважаемые студенты и преподаватели учебного курса «Основы проектной деятельности», руководители проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить индивидуальный проект.

Цель работы: познакомить студентов с понятием «проект», сформулировать умение ставить цели, планировать и осуществлять свою деятельность по заданному самому себе плану с использованием особых средств, методов и технологий.

Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конечного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.

Проект дает возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

Любая работа над проектом должна заканчиваться представлением продукта деятельности. В зависимости от цели, задач, темы и метода индивидуального проекта в качестве продукта может быть: разработанная анкета, игра, фильм, готовая вещь, музыкальное произведение, художественное произведение, макет, модель, технологическая карта, научный доклад и т.п.

Для презентации и защиты проекта студент может представить: научный доклад, пояснительную записку, презентацию и сам продукт деятельности. Структура пояснительной записки и доклада отличаются в основной части, а введение, заключение и список использованных источников оформляются одинаково.

Этапы работы над проектом:

1. Выбор темы проекта, его типа, определение участников.

2. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.

3. Постановка цели.

4. Формулирование задач.

5. Выбор форм и методов реализации проекта (заполнение паспорта проекта)

6. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.

7. Промежуточное обсуждение полученных результатов.

8. Формулирование выводов и заключений по проблеме.

9. Оформление результатов работы.

10. Защита проекта.

11. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, рефлексирование.

 

 

Подготовка к работе над проектом

 

Этапы проекта

Педагог Студент
1-й этап – погружение в проект
Формулирует Осуществляет
1) проблему проекта 2) сюжетную ситуацию 3) цель и задачи 1) личностное присвоение проблемы 2) вживание в ситуацию 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач
2-й этап – организация деятельности
Организует деятельность – предлагает: Осуществляют:
4) организовать группы 5) распределить амплуа в группах 6) спланировать деятельность по решению задач проекта 7) возможные формы презентации результатов 4) разбивку на группы 5) распределение ролей в группе 6) планирование работы 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов
3-й этап – осуществление деятельности
Не участвует, но: Работают активно и самостоятельно:
8) консультирует участников по необходимости 9) ненавязчиво контролирует 10) дает новые знания, когда у участников возникает в этом необходимость 11) репетирует с участниками предстоящую презентацию результатов 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 9) консультируются (по необходимости) 10) «добывают» недостающие знания 11) подготавливают презентацию результатов
4-й этап - презентация
Принимает отчет: Демонстрируют:
12) обобщает и резюмирует полученные результаты 13) подводит итоги обучения 14) оценивает умения: представлять результаты своей работы сообществу, вступать в диалог, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) 12) понимание проблемы, цели и задачи 13) умение планировать и осуществлять работу 14) найденный способ решения проблемы 15) рефлексию деятельности и результата 16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности

 

Выбор темы проекта

Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для того, чтобы понять, что важно для тебя и интересно, можешь задать себе следующие вопросы:

1. Что мне интересно больше всего?

2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.

3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?

4. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?

5.. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?

Основные критерии выбора темы:

Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.

1. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней студента и педагога

2. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.

3. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания

Какими могут быть темы исследования?

 

Все темы можно условно объединить в три группы:

· фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях

· экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов

· теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.

 

Требования к выбору темы проекта:

· актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;

· содержательность, информативность и разработанность в науке;

· возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;

· формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. (подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках);

· название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;

· тема должна быть конкретной.

 

Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:

· между известным и неизвестным;

· между знаниями и умениями;

· между сложностью задачи и наличием способа ее решения;

· между потребностями и возможностями их реализации

Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.

Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:

· имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,

· требуется установить сходства и различия,

· важно установить причинно-следственные связи,

· необходимо обосновать выбор,

· требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,

· стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая и ее решение должно быть важно.

Примеры

1. Тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.

2. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Поэтому изучение данной темы очень актуально.

3.Актуальность нашей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации.

4. Мы считаем, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, тему нашей работы считаем актуальной

5. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования актуально.

 

Определение актуальности темы исследовательской работы

При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.

Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.

В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.

Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.

Актуальность проблемы, объекта и методов исследованияОчень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.

Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.

Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.

Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:

• восполнение каких-либо пробелов в науке;

• дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;

• своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;

• обобщение накопленного опыта;

• суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;

• постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.

При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-06 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: