Методические рекомендации по оформлению и защите индивидуального проекта (ИП)
(для студентов и преподавателей ГАПОУ СО «Каменск-Уральский техникум торговли и сервиса», реализующих образовательный курс «Основы проектной деятельности)
Каменск-Уральский, 2022
Сборник методических рекомендаций разработан для студентов и преподавателей, реализующих учебный курс «Основы проектной деятельности». В методических рекомендациях отражены вопросы, связанные с подготовкой и презентацией индивидуального проекта. В пособии представлен краткий теоретический материал в схемах и таблицах, который поможет успешно выполнить проектную работу. В пособии кратко излагаются основные теоретические вопросы, представлены примеры самостоятельной работы, образцы заполнения структуры проекта, критерии оценки проекта.
Составитель: - преподаватель общеобразовательных дисциплин ГАПОУ СО «КУТТС» Помазкина Галина Дмитриевна
СОДЕРЖАНИЕ
Введение | |
1. 1. Подготовка к работе над проектом | |
1.1 Этапы проекта | |
1.2 Выбор темы проекта | |
1.3 Определение актуальности темы исследовательского проекта | |
1.4 Определение объекта и предмета исследования | |
1.5 Формулирование целей и задач проекта | |
1.6 Выбор форм и методов исследования, применяемых при реализации проекта | |
1.7 Отличие проектной работы от научного исследования | |
2. Структура индивидуального проекта | |
2.1 Оформление текстовой части | |
2.2 Оформление заголовков и подзаголовков | |
2.3 Нумерация страниц | |
2.4 Оформление иллюстраций | |
2.5 Оформление таблиц | |
2.6 Оформление списка литературы | |
2.7 Оформление приложений | |
3. Требования и подготовка публичного выступления | |
3.1 Общие рекомендации | |
3.2 Требования к составлению презентаций | |
3.3 Оформление титульного листа | |
Список источников |
|
Введение
Уважаемые студенты и преподаватели учебного курса «Основы проектной деятельности», руководители проектных работ, заинтересованные родители, данное пособие поможет вам выполнить интересную, но не всегда простую работу: подготовить и защитить индивидуальный проект.
Цель работы: познакомить студентов с понятием «проект», сформулировать умение ставить цели, планировать и осуществлять свою деятельность по заданному самому себе плану с использованием особых средств, методов и технологий.
Проект – это комплекс взаимосвязанных мероприятий, направленных на достижение четко обозначенной цели, в течение заданного периода времени с ориентацией на четкие требования к качеству конечного результата, с использованием ограниченных финансов и других ресурсов, в условиях активного взаимодействия с внешней средой.
Проект дает возможность максимально раскрыть свой творческий потенциал. Эта деятельность позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.
Любая работа над проектом должна заканчиваться представлением продукта деятельности. В зависимости от цели, задач, темы и метода индивидуального проекта в качестве продукта может быть: разработанная анкета, игра, фильм, готовая вещь, музыкальное произведение, художественное произведение, макет, модель, технологическая карта, научный доклад и т.п.
|
Для презентации и защиты проекта студент может представить: научный доклад, пояснительную записку, презентацию и сам продукт деятельности. Структура пояснительной записки и доклада отличаются в основной части, а введение, заключение и список использованных источников оформляются одинаково.
Этапы работы над проектом:
1. Выбор темы проекта, его типа, определение участников.
2. Постановка проблемы, выдвижение гипотезы.
3. Постановка цели.
4. Формулирование задач.
5. Выбор форм и методов реализации проекта (заполнение паспорта проекта)
6. Самостоятельная работа участников проекта по своим задачам.
7. Промежуточное обсуждение полученных результатов.
8. Формулирование выводов и заключений по проблеме.
9. Оформление результатов работы.
10. Защита проекта.
11. Коллективное обсуждение, результаты внешней оценки, рефлексирование.
Подготовка к работе над проектом
Этапы проекта
Педагог | Студент |
1-й этап – погружение в проект | |
Формулирует | Осуществляет |
1) проблему проекта 2) сюжетную ситуацию 3) цель и задачи | 1) личностное присвоение проблемы 2) вживание в ситуацию 3) принятие, уточнение и конкретизация цели и задач |
2-й этап – организация деятельности | |
Организует деятельность – предлагает: | Осуществляют: |
4) организовать группы 5) распределить амплуа в группах 6) спланировать деятельность по решению задач проекта 7) возможные формы презентации результатов | 4) разбивку на группы 5) распределение ролей в группе 6) планирование работы 7) выбор формы и способа презентации предполагаемых результатов |
3-й этап – осуществление деятельности | |
Не участвует, но: | Работают активно и самостоятельно: |
8) консультирует участников по необходимости 9) ненавязчиво контролирует 10) дает новые знания, когда у участников возникает в этом необходимость 11) репетирует с участниками предстоящую презентацию результатов | 8) каждый в соответствии со своим амплуа и сообща 9) консультируются (по необходимости) 10) «добывают» недостающие знания 11) подготавливают презентацию результатов |
4-й этап - презентация | |
Принимает отчет: | Демонстрируют: |
12) обобщает и резюмирует полученные результаты 13) подводит итоги обучения 14) оценивает умения: представлять результаты своей работы сообществу, вступать в диалог, слушать, обосновывать свое мнение и др. (по тесту и карте наблюдений) | 12) понимание проблемы, цели и задачи 13) умение планировать и осуществлять работу 14) найденный способ решения проблемы 15) рефлексию деятельности и результата 16) дают взаимооценку деятельности и ее результативности |
|
Выбор темы проекта
Выбрать тему несложно, если точно знаешь, что тебя интересует в данный момент, какая проблема волнует больше других. Для того, чтобы понять, что важно для тебя и интересно, можешь задать себе следующие вопросы:
1. Что мне интересно больше всего?
2. Чем я хочу заниматься в первую очередь.
3. Чем я чаще всего занимаюсь в свободное время?
4. Что из изученного в школе хотелось бы узнать глубже?
5.. Есть ли что-то такое, чем я особенно горжусь?
Основные критерии выбора темы:
Сначала надо найти проблему, которую можно исследовать и которую хотелось бы разрешить. Она-то и подскажет, как сформулировать тему исследования. А что значит - найти проблему? Древнегреческое слово «problema» переводится как «задача», «преграда», «трудность». Главная задача любого исследователя - найти что-то необычное в обычном, увидеть сложности и противоречия там, где другим все кажется привычным, ясным и простым.
1. Выбор темы должен быть обоюдно мотивирован интересом к ней студента и педагога
2. Тема должна быть реализуема в имеющихся условиях. Это значит, что по выбранной теме должны быть доступны оборудование и литература.
3. Формулировка темы должна отражать сосуществование в науке уже известного и еще не исследованного, т.е. процесс развития научного познания
Какими могут быть темы исследования?
Все темы можно условно объединить в три группы:
· фантастические - темы о несуществующих, фантастических объектах и явлениях
· экспериментальные - темы предполагающие проведение собственных наблюдений и экспериментов
· теоретические - темы по изучению и обобщению сведений, фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках: книгах, кинофильмах и др.
Требования к выбору темы проекта:
· актуальность, отражение злободневных проблем современной науки и практики, соответствие насущным запросам общества;
· содержательность, информативность и разработанность в науке;
· возможность поиска достаточного количества литературы, наличие элемента новизны (работа в какой-то степени должна выходить за рамки изученного, ибо только тогда она сможет вызвать интерес;
· формулировка темы должна содержать какой-то спорный момент, подразумевать столкновение различных точек зрения на одну проблему. (подобная «проблемность» может быть отражена уже в самом заглавии работы или в его подзаголовках);
· название работы может и не включать в себя слово проблема, но, тем не менее, проблемность должна подразумеваться;
· тема должна быть конкретной.
Возможными источниками проблемы могут выступать противоречия:
· между известным и неизвестным;
· между знаниями и умениями;
· между сложностью задачи и наличием способа ее решения;
· между потребностями и возможностями их реализации
Проблемные ситуации возникают там, где имеется несоответствие между имеющимися знаниями и новыми требованиями. Примером такого противоречия может служить открытие новых фактов, которые не вписываются в известные теории, еще более типичный случай этого противоречия — расхождение между житейскими представлениями и научными знаниями.
Проще говоря, ситуация может приобрести проблемный характер если:
· имеются те или иные противоречия, которые необходимо разрешить,
· требуется установить сходства и различия,
· важно установить причинно-следственные связи,
· необходимо обосновать выбор,
· требуется подтверждение закономерностей примерами из собственного опыта и примеров из опыта — теоретическими закономерностями,
· стоит задача выявления достоинств и недостатков того или иного решения. Проблема обязательно должна быть взята из реальной жизни, знакомая и значимая и ее решение должно быть важно.
Примеры
1. Тема актуальна в связи с высоким падением рождаемости в селе. Раньше в нашем поселке был обычай иметь много детей, неимение детей считалось самым большим несчастьем и рассматривалось как наказание.
2. СМС придумали в начале 90-х годов специалисты одной английской компании. В Англии СМС настолько популярны, что для них появилось даже отдельное слово: "texting" и глагол: "to text". Популярность приводит к хорошим заработкам. И за кажущейся дешевизной СМСок стоят грандиозные доходы тех, кто эти услуги предлагает. СМС - индустрия растет и растет. СМС можно посылать по телефону, через сеть, через КПК. Стоит ли удивляться, что количество СМС - зависимых людей становится все больше. А некоторые даже идут на рекорды. Поэтому изучение данной темы очень актуально.
3.Актуальность нашей исследовательской работы заключается в том, что у всех детей возникает проблема, когда надо выучить большой объем информации.
4. Мы считаем, что исследований, посвященных изучению диалектизмов как стилистического средства, недостаточно. Специальных исследований, посвященных изучению диалектизмов в творчестве В.П. Астафьева нет. Поэтому, тему нашей работы считаем актуальной
5. В зеленой зоне поселка с каждым годом увеличивается число пораженных насекомыми и их личинками деревьев. Есть необходимость в сохранении, восстановлении и расширении зеленого массива. Так как рыжие лесные муравьи являются «санитарами» леса и могут помочь его сохранению, проведение моего исследования актуально.
Определение актуальности темы исследовательской работы
При обосновании актуальности исследования необходимо решить, почему именно эту проблему нужно в настоящее время изучать и почему именно эту тему вы выбрали для проведения исследовательской работы (проекта). Необходимы четкие и лаконичные обоснования целесообразности выбора темы проекта и проведения самого исследования.
Актуальностью исследования является степень его важности на данный момент и в данной ситуации для решения определенной проблемы, задачи или вопроса. Это же относится и к актуальности научного исследования или обоснованию актуальности темы научного исследования.
В исследовательском проекте обоснование актуальности исследования - это объяснение необходимости изучения данной темы и проведения исследовательской работы в процессе общего познания.
Обоснование актуальности темы исследования является основным требованием к исследовательской работе и проекту школьника, оно является неотъемлемой частью введения проектной работы.
Актуальность проблемы, объекта и методов исследованияОчень часто используют формулировку актуальность проблемы исследования - это обоснование востребованности изучения и решения данной проблемы проекта в обществе, в нашем социуме.
Актуальность объекта исследования - это обоснование того, почему будет взят именно этот предмет, существо, процесс или явление учащимся для изучения и исследования в проекте.
Актуальность методов исследования - это обоснование важности выбора именно таких способов достижения цели в исследовательской работе или проекте учащегося школы.
Обоснование можно разделить на теоретическую и практическую актуальности исследования, которые покажут в чем будет заключаться новизна теоретической части исследования и в чем новизна ее практической части.
Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами:
• восполнение каких-либо пробелов в науке;
• дальнейшее развитие проблемы в современных условиях;
• своя точка зрения в вопросе, по которому нет единого мнения;
• обобщение накопленного опыта;
• суммирование и продвижение знаний по основному вопросу;
• постановка новых проблем с целью привлечения внимания общественности.
При написании индивидуального проекта актуальность исследовательской работы может состоять в необходимости получения новых данных, проверки совсем новых методов и т.п. Часто в исследовательском проекте вместе со словом "актуальность" используют слово "новизна" исследования.