Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратится в обычный реферат. Выбор форм и методов проекта зависит от темы и специфики проекта и является сугубо индивидуальным.
Методы исследования - это способы достижения цели исследовательской работы. Иногда студенты используют формулировку «методы исследовательской работы» или «проекта», однако правильнее использовать первый вид записи. Часто в этом разделе проводится простое перечисление методов исследовательской работы. В обосновании методов проведения исследования нужно указать методы исследования, которые использовались в исследовательской работе и желательно пояснить ваш выбор методов исследования, т.е. указать, почему именно эти методы лучше подойдут для достижения цели. На каждом этапе работы исследователь определяет используемые методы исследования, которые лучше всего подойдут для выполнения поставленных в исследовательской работе задач и достижения желаемой цели в проекте. Огромное количество методов исследования, применимых в исследовательской работе (проекте), можно объединить на методы эмпирического уровня, экспериментально-теоретического уровня и просто теоретического уровня.
Возможные методы исследования в исследовательском проекте студента следующие:
Методы эмпирического уровня:
· наблюдение;
· интервью;
· анкетирование;
· опрос;
· собеседование;
· тестирование;
· фотографирование;
· счет;
· измерение;
· сравнение.
С помощью этих методов исследовательской работы изучаются конкретные явления или процессы, на основе которых формируются гипотезы, делается анализ и формулируются выводы.
|
Методы экспериментально-теоретического уровня:
· эксперимент;
· лабораторный опыт;
· анализ;
· моделирование;
· исторический;
· логический;
· синтез;
· индукция;
· дедукция;
· гипотетический.
Эти методы исследования помогают не только собрать факты, но и проверить их, систематизировать, выявить неслучайные зависимости и определить причины и следствия.
Методы теоретического уровня:
· изучение и обобщение;
· абстрагирование;
· идеализация;
· формализация;
· анализ и синтез;
· индукция и дедукция;
· аксиоматика.
Эти методы исследования позволяют производить логическое исследование собранных фактов, вырабатывать понятия и суждения, делать умозаключения и теоретические обобщения.
Таблица характеристики методов
№ | Метод | Суть метода |
1. | Анализ | Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ. |
2. | Дедукция | Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев. |
3. | Индукция | Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему). |
4. | Классификация | Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком. |
5. | Моделирование | Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объектуоригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков. |
6. | Наблюдение | Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов. |
7. | Обобщение | Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов. |
8. | Описание | Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах. |
9. | Прогнозирование | Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления. |
Синтез | Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое. | |
11. | Эксперимент | Метод познания, при помощи которого в контролируемых и |
управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов: · Лабораторный эксперимент. · Полевой, или естественный эксперимент. · Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент. | ||
12. | Опыт | Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя. |
13. | Опрос | Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным. |
14. | Интервью | Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них. |
15. | Анкетирование | Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы. Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования. |
16. | Краеведческий поиск | Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания. |
17. | Атрибуция | Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудиопроизведение, письмо. |
18. | Реконструкция | Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок. |
|