Показатели конкурентоспособности.




Конкурентоспособность анализируемого объекта (товара, услуги) желательно измерять количественно, что позволит управлять ее уровнем. Для измерения конкурентоспособности анализируемого объекта необходима качественная информация, характеризующая: 1) полезный эффект данного объекта и конкурирующих объектов за нормативный срок их службы, 2) совокупные затраты за жизненный цикл объектов.

Полезный эффект — это отдача объекта, интегральный показатель как система используемых в конкретных условиях частных показателей качества объекта, удовлетворяющих конкретную потребность. Другими словами, полезный эффект — это совокупность свойств объекта, используемых для выполнения конкретной работы конкретным потребителем, а качество — это потенциальный эффект для нескольких групп потребителей Полезный эффект использования объекта конкретным потребителем, как правило меньше интегрального показателя качества объекта Приближение этих показателей друг к другу по величине приводит к разунификации объекта и увеличению затрат в сферах производства и восстановления. Значительный разрыв между интегральным показателем качества объекта и его полезным эффектом приводит к недоиспользованию полезных возможностей объекта, что тоже плохо. Поэтому целесообразно проектировать (разрабатывать, формировать) объект с полезным эффектом для конкретных условий, равным 0,8—0,9 интегрального показателя качества. Тогда в одних условиях будет полностью или частично использоваться набор одних потенциальных параметров объекта, в других — набор других параметров.

Полезный эффект объектов можно измерять в натуральных единицах (например, производительность однопараметрических машин и оборудования), денежном выражении либо в условных баллах (полезный эффект объектов, характеризующихся не сколькими дополняющими друг друга важнейшими параметрами). Основные методы прогнозирования полезного эффекта: нормативный, экспериментальный, параметрический, экспертный.

Полезный эффект — это одна сторона объекта-товара. Другой его стороной являются совокупные затраты за жизненный цикл объекта, которые, как правило, обязательно нужно понести, чтобы получить от объекта полезный эффект.

Конкурентоспособность объектов, по которым невозможно измерить их полезный эффект или совокупные затраты за жизненный цикл, можно определить на основе их экспериментальной проверки в конкретных условиях потребления, по результатам пробных продаж либо с применением экспертных и других методов.

На конкурентоспособность “выхода” организации оказывают влияние качество ее “входа” и качество процесса (организационного уровня производства), а также качество сервиса товара у потребителя.

1. Технические параметры, включают:

  • параметры назначения – свойства товара, определяющие области применения функций, которые он предназначен выполнять;
  • эргономические параметры, характеризующие соответствие товара свойствам человеческого организма в процессе выполнения трудовых операций;
  • конструктивные параметры, отражающие конструктивно-технологические решения, присущие данным изделиям и обеспечивающие определенные свойства товаров (надежность, долговечность и т.д.);
  • эстетические параметры, характеризующие внешнее восприятие товара (дизайн, упаковка).

2. Нормативные параметры. Характеризуют свойства товара, регламентируемые обязательными нормами стандартов на рынке, где его предполагается продавать. В случае несоответствия товара действующим обязательным нормам он не может использоваться для удовлетворения существующей потребности.

3. Экономические параметры. Связаны с затратами покупателя на продукцию. К ним относятся: цена товара, затраты на транспортировку и хранение, монтаж и наладка, а также все текущие эксплуатационные затраты – расходы на все виды ремонта, обучение персонала и другие.

Расчет показателей конкурентоспособности

Приступая к анализу конкретных возможностей выхода проектируемого или имеющегося изделия на тот или иной рынок, фирма должна по возможности более точно дать количественную оценку конкурентоспособности своего товара.

Очевидно, что чем ближе интегральный показатель конкурентоспособности продукции предприятия приближается к единице, тем ближе по набору оценочных параметров данное предприятие соответствует эталонному. В качестве эталона можно сформировать некий гипотетически идеальное предприятие, наделив его лучшими параметрами.

Свойства продукции могут быть охарактеризованы количественно и качественно. Качественные характе­ристики — это, например, соответствие изделия совре­менному направлению моды, дизайну, цвету и т. д.

Количественная характеристика одного или не­скольких свойств продукции, составляющих ее ка­чество, рассматриваемая применительно к опре­деленным условиям ее создания и эксплуатации или потребления (например, безотказность работы, трудоемкость, себестоимость, масса, размер изде­лия и т. д.), называется показателем качества продукции. Выбор показателей качества устанавлива­ет перечень наименований количественных характери­стик свойств продукции, входящих в состав ее каче­ства и обеспечивающих оценку уровня качества про­дукции.

Обоснование выбора номенклатуры показателей ка­чества производится с учетом:

— назначения и условий использования продукции;

— анализа требований потребителя;

— задач управления качеством продукции;

— состава и структуры характеризуемых свойств;

— основных требований к показателям качества.

По характеризуемым свойствам применяют следу­ющие группы показателей: назначения; экономного использования сырья, материалов, топлива и энергии; надежности (безотказности, долговечности, ремонто­пригодности, сохраняемости); эргономические, эстети­ческие; технологичности; транспортабельности; стан­дартизации и унификации; патентно-правовые; эколо­гические; безопасности.

Показатели назначения характеризуют свойства продукции, определяющие основные функции, для вы­полнения которых она предназначена, и обусловлива­ют область ее применения.

Для изделий машино- и приборостроения, электро­техники и других показатели назначения характери­зуют полезную работу, совершаемую изделием. Для конвейеров разных типов показателями назначения являются производительность, длина и высота транс­портирования и т. д.

Показатели экономного использования сырья, ма­териалов, топлива и энергии характеризуют свой­ства изделия, отражающие его техническое совершен­ство по уровню или степени потребляемого им сырья, материалов, топлива, энергии. К таким показателям при изготовлении и эксплуатации изделий, например, относятся:

— удельная масса изделия (на единицу основного показателя качества);

— коэффициент использования материальных ресур­сов — отношение полезного расхода к расходу на производство единицы продукции;

— коэффициент полезного действия и т. п.

Показатели надежности. Надежность является од­ним из основных свойств продукции. Чем ответствен­нее функции продукции, тем выше должны быть тре­бования к надежности. Недостаточная надежность из­делия приводит к большим затратам на ремонт и поддержание их работоспособности в эксплуатации. На­дежность изделий во многом зависит от условий экс­плуатации: влажности, механических нагрузок, тем­пературы, давления и др.

Надежность — это свойство изделия (объекта) сохранять во времени в установленных пределах значения всех параметров, характеризующих спо­собность выполнять требуемые функции в задан­ных режимах и условиях применения, техническо­го обслуживания, ремонтов, хранения, транспор­тирования. Надежность изделия в зависимости от назначения и условий его применения включает безот­казность, долговечность, ремонтопригодность, сохраня­емость.

Безотказность — свойство объекта непрерывно со­хранять работоспособное состояние в течение некото­рого времени или некоторой наработки. К показате­лям безотказности относятся: вероятность безотказной работы; средняя наработка на отказ; интенсивность от­казов; параметр потока отказов.

Долговечность — свойство изделия сохранять рабо­тоспособное состояние до наступления предельного со­стояния при установленной системе технического об­служивания и ремонта. К показателям долговечности относятся: ресурс между средними (капитальными) ремонтами; средний срок службы и т. д.

Ремонтопригодность — свойство изделия, заклю­чающееся в приспособленности к предупреждению и обнаружению причин возникновения отказов, повреж­дений и поддержанию и восстановлению работоспо­собного состояния путем проведения технического обслуживания и ремонтов. К показателям ремонто­пригодности относятся: вероятность восстановления ра­ботоспособного состояния; средняя трудоемкость ремон­та и технического обслуживания.

Сохраняемость — свойство изделия сохранять зна­чения показателей безотказности, долговечности и ре­монтопригодности в течение и после хранения или транспортирования.

Эргономические показатели характеризуют удоб­ство и комфорт потребления (эксплуатации) изделия на этапах функционального процесса в системе «чело­век — изделие — среда использования». Под средой использования понимается пространство, в котором человек осуществляет функциональную деятельность, например кабина автобуса, салон автомобиля, помеще­ние цеха и т. д.

Эстетические показатели характеризуют инфор­мационную выразительность, рациональность формы, целостность композиции, совершенство производствен­ного исполнения. Оценка эстетических показателей ка­чества конкретных изделий проводится экспертной комиссией. За критерий эстетической оценки прини­мается ранжированный (эталонный) ряд изделий ана­логичного класса и назначения, составляемый экспер­тами на основе базовых образцов.

Показатели технологичности характеризуют свойства продукции, обусловливающие оптимальное распределение затрат, материалов, труда и времени при технологической подготовке производства, изготовлении и эксплуатации продукции. К показателям технологич­ности относятся: удельная трудоемкость изготовления изделий; удельная материалоемкость; коэффициент использования материалов; удельная энергоемкость; себестоимость и др.

Показатели транспортабельности характеризу­ют приспособленность продукции к транспортированию без ее использования или потребления. Основными по­казателями являются: средняя продолжительность под­готовки продукции к транспортированию; средняя тру­доемкость подготовки продукции к транспортированию; средняя продолжительность установки продукции на средство транспортирования определенного вида и т. д. Наиболее полно транспортабельность оценивается сто­имостными показателями, позволяющими одновремен­но учесть материальные и трудовые затраты, квалифи­кацию и количество людей, занятых работами по транс­портированию.

Показатели стандартизации и унификации ха­рактеризуют насыщенность продукции стандартными, унифицированными и оригинальными частями, а так­же уровень унификации с другими изделиями.

Патентно-правовые показатели характеризуют степень обновления технических решений, использован­ных в продукции, их патентную защиту. К патентно-правовым относятся показатели: патентной защиты, патентной чистоты, территориального распространения. Патентно-правовые показатели являются существен­ным фактором при определении конкурентоспособно­сти продукции.

Экологические показатели характеризуют уровень вредных воздействий на окружающую среду, возника­ющих при эксплуатации или потреблении продукта. Учет экологических показателей должен обеспечить:

ограничение поступлений в природную среду промышленных, транспортных и бытовых сточных вод и выбросов для снижения содержания загрязняющих ве­ществ в атмосфере, не превышающих предельно допу­стимые концентрации; сохранение и рациональное использование биологических ресурсов и т. д.

К экологическим показателям относятся: содержа­ние вредных примесей, выбрасываемых в окружающую среду; вероятность выбросов вредных частиц, газов, излучений при хранении, транспортировании, эксплу­атации или потреблении продукции.

Показатели безопасности характеризуют особен­ности продукции, обеспечивающие безопасность человека (обслуживающего персонала) при эксплуатации или потреблении продукции, монтаже, обслуживании, ремонте, хранении, транспортировании и т. д. Приме­рами показателей безопасности могут служить: веро­ятность безопасной работы человека в течение опреде­ленного времени; время срабатывания защитных уст­ройств; электрическая прочность высоковольтных цепей и т. д.

При оценке уровня качества продукции необходимо учитывать экономические показатели, характеризую­щие затраты на разработку, изготовление, эксплуата­цию или потребление продукции. Экономические по­казатели — это затраты на изготовление и испытания опытных образцов, себестоимость изготовления продук­ции, затраты на расходные материалы при эксплуата­ции технических объектов и т. д.

Показатели качества, как и физические величины, могут иметь размерность или быть безразмерными. Количественной характеристикой показателей качества является их размер, который следует отличать от зна­чения — выражения размера в определенных едини­цах.

Например, трудоемкость изготовления и эксплуата­ции продукции определяется количеством времени, за­траченного на изготовление и эксплуатацию единицы продукции, и выражается для промышленных изделий в нормо-часах. Ясно, что трудоемкость изготовления конкретного узла или агрегата (показатель технологич­ности) не изменится, если ее выразить, например, в че­ловеко-днях. Не изменятся и экономические показате­ли, такие как себестоимость или цена изделия, от того, что будут выражены не в рублях, а в других единицах.

Значения показателей качества, как и физических величин, могут быть абсолютными и относительными.

Абсолютные значения физических величин всегда имеют размерность, а относительные — всегда безраз­мерные. Абсолютные же значения показателей каче­ства могут быть как размерными, так и безразмерны­ми, а относительные — только безразмерными.

Пример абсолютных значений показателей качества: масса изделия — показатель транспортабельности; экс­плуатационная скорость автобуса — показатель его на­значения; освещенность на рабочем месте — эргономи­ческий показатель.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-01-14 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: