Если вы хотите выстроить определенные границы, объясните это собеседнику




Нередко во время подобных конфронтации выясняется, что проблема зашла слишком далеко. Тогда возникает необходимость установить определенные границы. Если вы не смогли пробиться сквозь стену отрицания или прорвать другую защиту собеседника, то приходится строить границы. Границы могут принимать самые разнообразные формы. Назовем наиболее распространенные и значимые.

Первое: вы отгораживаетесь от поведения собеседника, то есть создаете границу для себя.

«Джо, я не буду встречаться с тобой, если почувствую, что ты меня используешь. Поясню конкретно: если ты пригласишь меня куда-нибудь в последнюю минуту, то жди отказа. Я с тобой не пойду. Или если ты повесишь на меня какое-то свое дело, не спросив предварительно моего согласия, то я за тебя его делать не буду».

«Салли, мы больше не хотим, чтобы ты пила в нашем присутствии. Мы бы хотели, чтобы ты обратилась за помощью. Если ты снова начнешь напиваться на какой-нибудь вечеринке, мы уйдем. Ты нам небезразлична. Но мы решили, что больше не будем с тобой встречаться до тех пор, пока ты не предпримешь какие-нибудь меры».

«Джаред, если такое продолжится, я буду просто разворачиваться и уходить. И не стану разговаривать с тобой до тех пор, пока ты не попросишь у меня прощения и не изменишь своего поведения. Я не могу тебе помешать, но я вольна не общаться с тобой».

«Том, если ты не будешь обращать на мои чувства должного внимания, если не будешь прислушиваться, когда я разговариваю с тобой, то я не стану с тобой спать».

«Рон, если ты будешь по-прежнему играть в баскетбол дни напролет, если не примешься за поиски работы, и если я не увижу к субботе письменного плана поисков работы, то я перестану давать тебе деньги».

Другая разновидность границ — определить последствия, которые шире, чем просто отстранение от действий собеседника.

«Джо, если ты не изменишь своего поведения, нам придется на время расстаться и отдохнуть друг от друга. Мне нужно будет подумать о том, как мне дальше строить свою жизнь».

«Салли, если мы снова увидим тебя пьяной за рулем, мы позвоним в полицию».

«Джаред, если ты не изменишь своего поведения, я пойду к шефу и попрошу, чтобы он помог мне решить эту проблему».

«Том, если мы не сможем найти с тобой решение проблемы сами, то мне придется обсудить этот вопрос с семейным консультантом».

«Рон, если ты не будешь придерживаться установленных сроков и договоренностей, то тебе придется уехать из моего дома».

Очень грустно, когда в отношениях наступает момент, требующий установления границ и/или определения последствий. Но порой — и мы писали об этом в книге «Барьеры» — только после таких решительных действий отношения начинают идти на поправку. Если же отношения не меняются, то вы, по крайней мере, ограждаете себя от боли и разрушительных поступков трудного человека или же мешаете ему вредить другим (как в случае в Салли и Роном).

Составьте план действий, которому будете следовать после конфронтации

В случае необходимости составьте план, как действовать после разговора. Это особенно актуально в тех ситуациях, когда схемы поведения вашего собеседника устойчивы, и вы далеко не уверены, что он захочет или сумеет их изменить. Очень часто в заключение трудного разговора собеседник приносит искренние или кажущиеся искренними извинения. Но по прошествии некоторого времени все возвращается на круги своя. Перемены требуют времени, но видно, что человек и не собирается меняться. Это всегда заметно. Так же, как заметно, что человек предпринимает какие-то пусть несовершенные, но искренние попытки измениться. Поэтому с вашей стороны будет мудро подготовиться к бездействию собеседника.

Лучше всего задать ему вопрос:

«Мне очень приятно, что ты извинился и показал понимание ситуации. Я рада, что ты готов изменить свое поведение. Ты вселил в меня надежду. Но как ты думаешь, что нам с тобой делать, если старое повторится? Что ты предложишь? Какие действия мне предпринять в этом случае?»

Ответы собеседника могут быть очень разными, здесь трудно угадать. Например, простейший: «А ты мне напоминай...», который тоже вполне уместен. Напоминания, безусловно, принесут человеку, вставшему на путь перемен, пользу. Но в случае открытого сопротивления собеседника потребуются другие варианты решений.

«Давай так: если это повторится, я напомню тебе о нашем разговоре. Будешь ли ты готов меня выслушать?»

«Спасибо, что согласился изменить свое поведение. Я надеюсь, что так оно и будет. Но должна тебе сказать: если все-таки ничего не изменится, мне придется уехать из дома, пока ты не научишься справляться со своим гневом».

В трудных случаях, когда дело касается зависимостей, супружеской неверности, физического насилия, «проблемный» партнер должен проявить готовность к участию в процессе выздоровления и в искоренении самой проблемы. Если он перестанет прилагать усилия, необходимые для роста, то неизбежно должны наступить

определенные последствия.

Самый лучший сценарий — это когда обе стороны соглашаются следовать принятому ими плану действий. «Скажи мне, если я снова тебя обижу» — вот отличное завершение трудного разговора. Поэтому разработайте план и дайте друг другу слово его придерживаться.

«Я очень ценю твою готовность к переменам. Давай разработаем план, который подскажет нам, как действовать, если ты снова сорвешься. Я бы предложила следующее...»

Когда вы еще только планируете трудный разговор, помните о таком принципе: перед вами — будущее, и вы заранее должны знать, что с этим будущим делать. Существует много возможностей. Если речь идет о каком-то однократном событии, и ваш собеседник — мудрый человек, который видит проблему и готов ее решать, то план, скорее всего, не нужен. Он понадобится вашему партнеру только на тот случай, если он снова ошибется, и ему будет необходима ваша помощь. В других же ситуациях план будущих действий вам не помешает.

Помните и о том, о чем мы говорили в четырнадцатой главе. Если вы простили человеку его прошлые прегрешения, это не означает, что вы автоматически сможете доверять ему в будущем. Сам ход конфронтации может определить, чем ваш собеседник должен заслужить ваше доверие. Самая распространенная ошибка заключается в том, что когда вы слышите «прости меня», вы забываете обо всем плохом и позволяете так и не изменившемуся человеку вновь занять важное место в вашем сердце. Если же человек очень серьезно обманул ваше доверие, то впредь будьте более осторожны.

Вы: «Благодарю за извинения. Я прощаю тебя. Но давай сначала обсудим, что должно измениться, прежде чем я снова смогу тебе довериться. Мне бы хотелось видеть, что ты всерьез встал на путь выздоровления, присоединился к группе самопомощи. И потом, когда пройдет время (называете срок), мы посмотрим, сможем ли мы снова быть вместе. До тех самых пор мы будем с тобой разговаривать только в кабинете консультанта».

Собеседник: «Но, но, но...»

Вы: «Я понимаю: тебе трудно. Разлука будет тяжелой (эмпатия). И для меня тоже, но мне придется так поступить, чтобы убедиться, что ты готов меняться (вы повторно формулируете свою позицию)».



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: