Определите, сколько еще можно терпеть




Если ваш ребенок уже взрослый по годам, но отказывается нести ответственность за свою жизнь, то как определить: сколько еще ждать и надеяться? Когда наступят перемены? Если вы помогаете своим «большим» мальчикам или девочкам уже давно, но безуспешно, то мало надежды, что все изменится само собой. Средство здесь только одно: вам нужно изменить свою роль. Перестаньте быть для ребенка источником благ, ангелом- хранителем, личным менеджером. Ему пора заботиться о себе самостоятельно. Как это сделать?

Установите границы, которые заставят сына или дочь самих выполнять свои обязанности. Если вы в чем- то и продолжаете помогать, то договоритесь, что помощь от вас будет приходить лишь при условии, что ребенок выполняет часть обязанностей. Другими словами, если вам приходится его финансировать, от него требуется выполнять взятые перед вами обязательства. Например, закончить учебу, активно искать работу и так далее. Если он не выполнит договоренности, то ему придется принять последствия своего поведения. «Что посеешь — то и пожнешь». (О том, как действует причинно-следственная связь в отношениях, читайте в нашей книге «Барьеры».)

Но чтобы установить границы, вам придется все тщательно спланировать и обговорить с ребенком. Если неблагополучие зашло так далеко, то вам, возможно, потребуется совет. Обратитесь к хорошему консультанту, который поможет выработать правильную позицию. Когда речь идет о таких серьезных проблемах, как химическая зависимость (наркомания, алкоголизм), решение «перекрыть взрослому ребенку кислород» может стать неудачным. Он окажется на улице, не имея понятия, где жить и как платить по счетам. Все последствия нужно тщательно продумать. Принцип всегда один: вы должны подтолкнуть ребенка к независимости так, чтобы не подвергать его при этом чрезмерному риску. Вашими помощниками в этом нелегком деле станут последствия, которые будут иметь действия вашего ребенка.

И вот тут необходима конфронтация, ряд трудных разговоров. Вам понадобятся многие принципы, о которых мы говорили во второй части книги. Перечитайте их. Техника общения с взрослым ребенком не слишком отличается от любого другого трудного разговора. Особенность только одна: у вас уже есть богатая предыстория общения с ним, когда он многократно отказывался прислушаться к вашим словам. Именно поэтому, выстраивая разговор с ребенком, вы должны придерживаться описанных нами принципов. Обязательно обратите внимание на такие элементы разговора, как аффирмация относительно ваших с ним отношений, необходимость быть катализатором перемен и необходимость избегать выражений типа «ты должен», «тебе следует». В начале разговора выразите ребенку одобрение, скажите, что желаете ему самого лучшего, что хотите наладить с ним максимально хорошие отношения. А потом очень четко и прямо говорите о проблеме и о своих ожиданиях.

Если вы намерены установить границы, ясно опишите новую структуру отношений и расскажите о тех последствиях, которые будут иметь неправильные поступки ребенка. Помните отца Рона из семнадцатой главы? Рон не спешил с поисками работы. Отец очень четко сказал, какие последствия повлечет за собой бездействие сына, и предложил ему написать план поисков работы. Так что, если ваше чадо безответственно относится к деньгам, работе, воспитанию детей, страдает от химической зависимости или психологических проблем, ведет себя неподобающим образом по отношению к вам, вы можете начать разговор примерно так:

«Ник, я люблю тебя. Я надеюсь, ты это знаешь. И ты знаешь, что уже столько-то времени (назовите срок) помогаю тебе. Но я хочу, чтобы эта ситуация изменилась. Мне хочется, чтобы ты взял на себя ответственность за то, что раньше для тебя делала я. Так будет лучше для нас обоих. Поэтому ровно через два месяца тебе придется решать что делать. У тебя есть два варианта. Ты будешь платить мне за то, что живешь в моем доме. Или ты снимешь собственную квартиру. Я больше не хочу платить за тебя. Кроме того, я знаю, что у тебя были серьезные проблемы. Но ты даже не попытался обратиться за помощью. Я хочу помочь тебе встать на ноги. Посоветуй мне, как лучше это сделать. Но помогать я буду при условии, что ты обратишься к психологу или консультанту. Решение за тобой. Если хочешь, чтобы я помогала тебе, то составь план и принимайся за дело».

Обратите внимание на то, что вы не использовали фраз типа «ты должен», «тебе следует». Вы поставили Ника перед выбором. Вы четко сказали, чего ожидаете от него. Вы описали ему последствия: что будет, если он выполнит ваши условия, и что будет, если он решит их не принимать. Ник волен не ходить к консультанту. Вы не диктуете ему, что делать. Но вы однозначно сказали, что будете помогать, лишь если он к консультанту пойдет. В данном случае вы берете под контроль не его действия, а свои: вы помогаете лишь тем, кто готов сотрудничать с вами. Но выбор остается за Ником.

Кроме того, Ник не обязан оставаться с вами. Он может жить там, где захочет. Но если он решает остаться в вашем доме, то ему придется платить. Ваш сын волен поступать, как хочет. И вы вольны распоряжаться своим домом по своему усмотрению.

Перечитайте предыдущие главы и подумайте, что еще следует подчеркнуть в разговоре именно с вашим ребенком. И не забывайте: если проблемы с ребенком не новы, то вам, возможно, понадобиться помощь в планировании разговора — особенно если поведение ребенка угрожает ему или окружающим. Например, он употребляет наркотики, страдает психическим заболеванием или депрессией. Предварительно проконсультируйтесь с человеком, которому уже доводилось переживать подобное. Очень часто родители хотят, чтобы их взрослый ребенок был здоров, и стараются взять на себя роль психолога или священника. Это бесполезно. Вы сами ребенка не вылечите. Вы можете сделать только одно: помочь ему получить помощь извне. Именно такой подход уже много раз доказал свою эффективность.

Кроме того, помните: застарелые проблемы — такие, как проблема Ника, — требуют от вас довести дело до конца. Назвав срок «два месяца», вы даете сыну или дочери время, чтобы разработать план и сделать то, что следует. Но «два» — это не магическое число. В зависимости от обстоятельств, срок может быть короче или длиннее. В этой ситуации не может быть только одного — бесконтрольности. Иными словами, отсутствия последствий.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-11-01 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: