Ильяшенко Светлана Валентиновна
воспитатель, Почетный работник общего образования
Зубова Елена Леонидовна
учитель-логопед
МДОУ «Д/С №94 КВ»
КомиРесп
Аннотация: Как отмечают авторы данной статьи, современная жизнь диктует свои законы: речь людей становится деловой, лаконичной, лишенной образности, яркости. Хорошее владение словом – это искусство, которому нужно учиться не один год. От этого зависит и социальный статус человека, и его профессиональная карьера. Решение проблем речи является актуальной темой в дошкольном возрасте. Занимаясь с детьми, имеющими речевые нарушения, необходимо максимально использовать все известные в коррекционной педагогике приемы и методы, в том числе и современные методы обучения.
Ключевые слова: дидактический синквейн, модель составления синквейна, свободное творчество.
Кто ясно мыслит – тот ясно излагает.
Античная поговорк а
Современная педагогика находится в постоянном, активном поиске путей совершенствования и оптимизации процесса обучения и развития детей на разных возрастных этапах и вразличных образовательных условиях. Сегодня существует множество технологий, направленных на максимально возможную коррекцию речевых нарушений. Одним из эффективныхметодов развития речи ребенка является работа над созданием нерифмованного стихотворения – синквейна.
Синквейн (в переводе с французского) – нерифмованное стихотворение, состоящее из пяти строк.
Синквейн появился в начале XX века в США
В России синквейн начал применяться с 1993 года.
Существует несколько видов синквейна:
1. Обратный синквейн.
2. Зеркальный синквейн.
3. Синквейн – бабочка.
4. Корона синквейнов.
|
5. Гирлянда синквейнов.
В своей педагогической работе мы применяем метод дидактического синквейна:
1. Первая строка – одно слово, обычно существительное, отражающее главную идею.
2. Вторая строка – два слова, прилагательные, описывающие основную мысль.
3. Третья строка – три слова, глаголы, описывающие действия в рамках темы.
4. Четвертая строка – фраза из несколько слов, показывающая отношение к теме (можно использовать поговорку, пословицу, загадку).
5. Пятая строка – слово, связанное с первым, отражающие сущность темы.
В дидактическом синквейне – самое главное смысловое содержание и часть речи, которая используется в каждой строке. Можно сказать, что это свободное мини-творчество,подчиненное определенным правилам.
Инновационность данной методики – создание условий для развития личности, способной критически мыслить, то есть исключать лишнее и выделять главное, обобщать, классифицировать, что немаловажно для развития детей, имеющие нарушения речи.
Цель применения методики дидактического синквейна – совершенствование словарной работы, как основы развития речи в целом.
Актуальность и целесообразность использования синквейна объясняется тем, что, прежде всего:
- открываются новые творческие интеллектуальные возможности;
- гармонично вписывается в коррекционную работу;
- способствует обогащению и актуализации словаря;
- является диагностическим инструментом;
- носит характер комплексного воздействия (развивает речь, память, внимание, мышление);
- используется для закрепления изученной темы;
|
- является игровым приемом.
Концептуальные принципы данной методики:
1. Принцип целостного образа мира – осознание ребенком разнообразных связей между объектами и умение увидеть с разных сторон один и тот же предмет.
2. Принцип понимания языковых значений, развития лексических и грамматических навыков – обеспечивает тренировку мысли ребенка и способствует выработке у него мыслительных навыков.
3. Принцип последовательного наращивания темпов обогащения речи – последовательное изменение дидактического материала (повторение усвоенного ранее и добавление нового) – способствует тому, чтобы речевая деятельность детей становилась все более самостоятельной.
Процедура составления дидактического синквейна позволяет гармонично сочетать элементы трех основных образовательных систем: информационной, деятельностной и личностно-ориентированной. Данный метод может легко интегрироваться с образовательными областями, а простота построения синквейна позволяет быстро получить результат.
Составление синквейна требует свою структуру:
1. Накопление словарного запаса по лексической теме.
2. Нахождение слов – признаков по теме.
3. Нахождение слов – действий по теме.
4. Составление распространенного предложения с этими словами.
5. Подбор слов, ассоциативно связанных с темой.
Для обучения детей в составлении синквейна мы пользовались наглядной схемой – алгоритмом (рисунок 1), условные обозначения которой придумывали вместе с детьми (они могут быть иными). Условные обозначения: «предмет» – рисунок 2, «признак предмета» – рисунок 3, «действие предмета» – рисунок 4.
|
![]() | ![]() | ![]() | ![]() |
Рис. 1 | Рис. 2 | Рис. 3 | Рис. 4 |
Графические схемы помогают детям конкретно ощутить количество слов и строк.
При составлении синквейна задания для детей могут быть различными.
1. Составление нового синквейна:
- составление дидактического синквейна всеми детьми к одному слову – предмету по теме.
Пример детских стихов – синквейнов к одному слову – осень в таблице 1.
Таблица 1
Осень. Золотая, дождливая. Раскрашивает, срывает, кормит. Мне нравится золотая осень! Сентябрь. | Осень. Поздняя, хмурая. Наступает, холодит, перелетает. Мне осень нравится. Время года. |
– составление дидактических синквейнов к разным словам – предметам, связанных между собой одной темой. Пример детского синквейна по теме «Овощи» в таблице 2.
Таблица 2
Помидор. Круглый, сочный. Растет, созревает, краснеет. Я люблю рагу с помидором. Томат. | Морковь. Овальная, сладкая. Растет, выдергивается, хрустит. Морковь мне нравится цветом. Корнеплод. |
2. Составление краткого рассказа по готовому синквейну с использованием слов и фраз, входящих в состав синквейна.
В таблице 3 приведён пример синквейна и рассказа «Свиристель».
Таблица 3
Свиристель. Полезный, красивый. Клюет, прилетает, кочует. Зимой свиристель прилетает в город. Птица. | Это свиристель. Он живет в лесу. Зимой свиристель перекочует в город. Мы увидим его на рябине. Он будет клевать рябину. Свиристель – полезная птица. |
Составление синквейна по прослушанному художественному произведению.
Пример синквейна про героев сказки «Лиса и Журавль» в таблице 4.
Таблица 4
Лиса. Хитрая, дружелюбная. Лижет, вертится, обманывает. Хитрая лиса обманула журавля. Животное. | Журавль. Добрый, доверчивый. Клюёт, вертит, стоит. Наивный журавль проучил лису. Птица. |
Коррекция и совершенствование готового синквейна.
В таблице 5 – синквейн с ошибкой, и его коррекция.
Таблица 5
Мухомор. Красивый, съедобный. Растёт, красуется, лечит. Мухомор лечит больных лосей. Гриб. | Мухомор. Красивый, ядовитый. Растёт, красуется, лечит. Мухомор лечит больных лосей. Гриб. |
Анализ неполного синквейна (без указания темы синквейна или определение названия темы этого синквейна- мы их называем загадками).
В таблице 6 – примеры таких загадок.
Таблица 6
…………. Прямоугольный, важный. На нём пишут, рисуют, наклеивают. Этот предмет нужен школьнику. Мебель. (Письменный стол) | ………….. Мягкий, удобный. Убаюкивает, успокаивает, стоит. С подлокотниками, а не диван. Мебель. (Кресло) |
При составлении синквейна с дошкольниками нужно помнить, что необходимо составлять синквейн только на темы, хорошо известные детям и обязательно показывать образец.
Если составление синквейна вызывает затруднение, то можно помочь наводящими вопросами.
Нужно быть готовым к тому, что не всем детям может понравиться составление синквейна, потому что работа над ним требует определенного осмысления, словарного запаса и умения выражать свои мысли. Поэтому необходимо помогать и поощрять стремление детей составить синквейн или отвечать на вопросы. Постепенно дети привыкнут к правилам написания нерифмованных стихотворений, а их составление превратится в игру. И незаметно для самих детей игра в синквейн станет для них веселым и занимательным делом.
Мы считаем, что этот метод органично вписывается в работу с детьми, имеющих нарушение речи, дает возможность педагогу оценить уровень усвоения ребенком пройденного материала, носит характер комплексного воздействия, позволяет ребенку быть активным, творческим участником образовательного процесса.
Применение методики дидактического синквейна в работе с детьми позволяет сделать следующие выводы:
1. У детей сформирован интерес к познанию объектов и явлений, их свойств, действий, строений; причинно-следственным, временным отношениям.
2. Закреплены знания детей о словах – предметах, словах – признаках, словах – действиях.
3. Активизировано употребление в речи детей синонимов, омонимов, фразеологизмов.
4. Совершенствован вербальный анализ и синтез.
5. Развито ассоциативное мышление.
6. Развито умение детей размышлять, рассуждать на заданную тему.
Составление синквейна является формой свободного творчества, требующей от детей умения находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делатьвыводы и кратко их формулировать. Эти способности очень востребованы в современной жизни.
Список литературы
- 1. Акименко В.М. Развивающие технологии в логопедии. – Ростов н/Д: Феникс, 2011.
- 2. Глухов В.П. Формирование связной речи у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи. – М.: АРКТИ, 2002.
- 3. Душка Н.Д. Синквейн в работе по развитию речи дошкольников // Журнал «Логопед». – 2005. – №5.
- 4. Лапшина Г.А. Праздники в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2009.
- 5. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи / Н.В. Нишева. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.
- 6. Ткаченко Т.А. Учим говорить правильно. Система коррекции общего недоразвития речи у детей 6 лет: Пособие для воспитателей, логопедов и родителей / Т.А. Ткаченко. – М.: ГНОМ и Д, 2002.
- 7. Шульгина Е.В. Развитие речевой активности дошкольников в процессе работы над загадками. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2011.
- 8. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/Синквейн