Сущность понятия «национальное самосознание и его компоненты»




дошкольный образовательный самосознание национальный

Человек самый сложный организм в природе, который имеет определенные биологические потребности, функции, инстинкты и другие формы психики. Однако человек еще и существо социальное. Он обладает умом, целеустремленностью, способен к продуктивной деятельности. Начало жизни человека означает также, что его формирование и становление как человека происходит только в сообществе себе подобных людей. Потребность человека в выживании, самоопределении, стремление найти свое место в многочисленном человеческом коллективе привели к складыванию так называемой структуры групповой иерархии. Человеческие группы выделяют как на основе биологических факторов (расы, популяции), так и на основе социальных (классы, профессиональные группы, товарищества по интересам, этнические группы и т.д.). [3] Для выделения отдельных групп необходимы объективные причины, которые приводят к формированию общественного противопоставления «мы - они», что характерно также и для отношений этнического (национального) характера. Дав характеристику необходимо дать определение понятию «самосознание».

Самосознание - это ясное понимание своей сущности, своих отличительных черт, своей роли в жизни, обществе. Различают виды самосознания: возрастное, религиозное, профессиональное, классовое, национальное, а также его уровни: индивидуальное, общественное, коллективное, научное, бытовое. В данном конкретном случае нас будет интересовать этническое (национальное) самосознание.

Рассмотрим значение комплексного понятия «Национальное самосознание «

Национальное самосознание как свойство.

Одно из свойств нации, зачастую имеющее определяющее значение для выделения нации из числа прочих. Развитие национального самосознания позволяет нации выделиться и оформиться в виде исторически сложившейся устойчивой группы людей, которая в своё время возникла на базе общего языка, территории проживания, экономической жизни, культуры и самобытного характера. [11]

Национальное самосознание как процесс

Действительно это процесс, процесс самопознания и развития национально-культурной самобытности нации, а также свойство человека, которое позволяет ему для себя лично определиться, к какой нации он относится.

В течение всего XIX в. и, особенно, в пореформенный период на характер национального сознания воздействовало большое число факторов. Традиционные представления, отложившиеся в устных преданиях, по мере роста грамотности существенно дополнялись книжным знанием. Свой отпечаток накладывала также активизация социальной борьбы российского крестьянства. [4] Так или иначе в народной среде устойчиво сохранялось и воспроизводилось традиционное понимание общенациональных интересов.

Национальное самосознание как система

Национальное (или этническое) самосознание - это система взглядов и идей, на основе которых происходит выделение этносом себя из этнического мира, осознание основных черт и особенностей своего и других этносов. Этническое самосознание представителей отдельной нации принято называть национальным самосознанием. [12] Оно структурно и содержательно является более сложным, чем другие типы этнического самосознания (племен, народностей).

Имея представления о системе национального самосознания личности в целом, можно представить его сущность в процессе воспитания и образования. Развитие национального самосознания представляет собой сложный, длительный и далеко не прямолинейный процесс, связанный с эволюцией самого народа и не всегда характеризующийся закономерными качественными и количественными показателями. Каждое новое поколение, как свидетельствует общественная практика, заново переосмысливает особенности своей общности, формирует национальное самосознание в соответствии с современным ему миром. В наиболее сложные периоды истории этноса, когда происходит ломка существующих общественных отношений, процессы формирования национального самосознания идут наиболее интенсивно. В обществе возрастает потребность осмыслить опыт прошлого своего народа, сформулировать перспективы его развития и на этой основе построить некую целостную социально-историческую систему, состоящую из наиболее характерных для нации политических, идеологических, экономических, культурных и иных образований, сведенных воедино в пространственно-временной форме. [8] Все это обогащает нацию, выводит ее на новый уровень самоорганизации, определяет ее лидеров, возглавляющих борьбу за реализацию национальных интересов, обозначает цели и задачи национального развития.

Обозначенные выше факторы представляют собой компоненты национального самосознания, значение которых зависит от конкретных условий и особенностей развития определенного этноса.

С одной стороны, эти компоненты способны сформировать позитивную идентичность этноса, развить высокие чувства патриотизма, долга, любви к родной земле, благоприятствовать росту межгруппового уважения и взаимной ответственности людей. С другой - эти структурные составляющие национального самосознания могут разжечь вражду и ненависть между народами, распространить недоброжелательность к представителям других этносов, расистские и фашистские настроения, придать национальному движению деструктивный для общества характер.

Видные педагоги и психологи России середины девятнадцатого века не только увидели очевидную связь между ростом экономического могущества Российского государства и развитием национального самосознания традиций, патриотизма, но им и удалось впервые заложить фундамент нравственного и духовного формирования на основе русской культуры в систему образования детей. В статье «Как Запад уничтожал царскую Россию» автор В. Вилькоцкий ссылается на слова известного психолога Л.Е. Оболенского «…Воспитание должно гармонировать с требованиями своей эпохи», тем самым определяя сущность этих действий. Развитие нравственных качеств личности, в те годы, определялось, как задача более важная, чем развитие интеллекта. Вентцель писал по этому поводу: «Воспитать в человеке нравственные стремления, сделать его неутомимым борцом за нравственные идеалы, так чтобы вся жизнь его служила живым воплощением этого идеала, самое трудное и вместе с тем самое важное дело в области воспитания. Воспитание физическое и умственное играют поотношению к нравст-венному, можно сказать, только чисто вспомогательную роль». [4]

Вместе с тем, учитывая особенность России как многонациональной, полиэтнической, поликонфессиональной общности, предполагается введение в состав национально-регионального компонента образования этнопедагогических, этнопсихологических, этнографических и других этнологических знаний, параллельно с развитием содержания предметов федерального компонента, обучение которым обеспечивает паритетность национального образования, направленную на общечеловеческие ценности, подготовку подрастающего поколения к жизни в условиях рыночной экономики, социального, научно-технического прогресса. [9]



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: