Пути использования идей этнопедагогики в воспитании национального самосознания школьников




 

Духовная культура, народные традиции, обычаи, социально-этические нормы составляют основу этнопедагогики.

Этнопедагогика - это наука, не только изучающая народную педагогику как реальность, но и вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений, а также показывающая способы, пути ее функционирования в современных учебно-воспитательных системах в качестве их органической системообразующей части.

Она выступает ведущим фактором воспитательного процесса, оказывает огромное влияние на формирование личности подрастающего человека. Раскрытие механизмов воздействия - важнейшая задача современной этнопедагогики и этнопсихологии. В связи с этим, при рассмотрении этой многогранной проблемы следует исходить из того, что обновление общества по пути демократизации, гуманизации, гуманитаризации способствует возрождению национального самосознания, культуры, коренного обновления образовательной политики, в основе которой лежит постоянное его развитие, превращение его в механизм формирования личности и, в конечном счете, - действенный механизм развития общества[2].

Решение этой задачи требует широкого вовлечения в процесс воспитания подрастающего поколения всех конструктивных национально-духовных традиций, религиозной культуры. И на этом основе - разработку научно-педагогических рекомендаций по их эффективному применению в воспитательной практике.

Возникает проблемный вопрос: Могут ли выступать традиции как основное средство формирования личности ребенка?. Попробуем ответить на вопрос. Моя гипотеза такая: сами народные традиции могут, но эффективность их использования зависит не только от понимания их роли, но и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают в общем контексте педагогических воздействий. Тем более что проблема воздействия народных традиций и этнопедагогической культуры имеет весьма сложный характер, что может гипертрофировать национальное самосознание, способное приводить к негативному отношению к обычаям и нравственным нормам других народов. Отсюда исключительно важно - найти формы использования народных традиций, которые бы снимали национальный эгоцентризм, выступая условием вхождения в цивилизованную общечеловеческую культуру и принятия ее ценностей при условии сохранения достижений национальной культуры (иными словами-умело варьировать в процессе воспитания ребёнка, как субъекта).

При этом педагогу следует учитывать, что тесная взаимосвязь и взаимодействие в воспитательном процессе народных традиций, духовной, этнопедагогической (в т. ч. религиозной) и современной культуры различных этносов - оптимальный путь общественного развития, динамичного развития человечества, основы развития культуры, экономики и стабильности социальной жизни нации и народов. Каждый компетентный в этой области педагог отчётливо понимает, что по своей природе народные традиции, этнопедагогическая культура гуманистичны и обращены к человеку, а значит являются эффективным средством. (как один из аргументов) Что же в них сфокусированы? Какие инструменты для педагогического варьирования? Самый явный - это потребности в труде и гармония человека с природой. И многие другие: совесть, достоинство, чувство милосердия, терпимость, добротворчество и взаимопонимание, забота о сохранении окружающей природы, общественных благ, снисхождение к слабому, отвращение к насилию и другие общечеловеческие нравственные ценности. И список это можно неустанно продолжать. (Как ещё один аргумент). Отход от соблюдения норм народных традиций осуждается общественным мнением. Таким образом, народные традиции оказывают нормативно-регулятивное воздействие, способствуют закреплению ценностных ориентиров, выступая важнейшим средством личностного развития людей. Раскрытие социально-психологического смысла народных традиций как сложного функционального фактора формирования мотивационно-потребности сферы ребенка есть условие его социального развития. В сложной системе отношений, в которые включен растущий человек и которые связывают его с разными (по социальному статусу, содержанию и т.д.) группами, этнические общности выделяются специальными условиями выработки нормативных систем, регулирующих поведение (религиозная культура, ее нравственные заповеди в определенной степени выступают как регулирующий и сдерживающий фактор).

Нравственное развитие ребенка происходит путем присвоения им общественно-исторического опыта человечества в процессе предметно-практической деятельности и усвоения норм человеческих взаимоотношений. Эти нормы выступают как образцы, где в концентрированном виде сосредоточены лучшие черты, качества личности, нравственные эталоны, принятые в социуме.

Входя в мотивационную сферу личности, такой образец функционирует по принципу непосредственно действующей потребности, определяя этим поведением и деятельность ребенка. Именно деятельность выступает психологической основой реализации образца.

Наиболее активно усвоение, «присвоение» образцов деятельности и поведения социальных норм происходит в младшем школьном и подростковом возрасте, когда растущий человек стремится к утверждению себя в мире взрослых, следуя образцам социума, сфокусированным в традициях и обычаях. Растущий человек открыт к восприятию социальных образцов. Отсюда его желание быть похожим на взрослых, он готов и мотивационно стремиться к освоению общественных ценностей. [8] Вместе с тем, дети испытывают большие трудности в самостоятельном осмыслении и освоении нравственного образца социально-этических норм поведения из-за определенных суженных условий, которые ему предоставляет социальная среда и воспитание. И в этом отношении народные традиции, этнопедагогическая, духовная культура выступают реальным регулятором развивающегося национального самосознания и поведения растущего человека.

Есть точка зрения и отрицательного воздействия применения этнопедагогических средсв. Анализ воспитательной работы в различных образовательных организациях показывает, что случайные и разрозненные попытки использовать прогрессивные идеи народного воспитания не приносят желаемых результатов. Тем более, если эта работа проводится оторвано от родителей, не используется мудрость, опыт старших поколений, культура в семейном, трудовом, социально-этическом воспитании. Вместе с тем. Народные эпические произведения, где воплощена мудрость воспитания, почти не изучаются в школе. Культурологическая, добро творческая, совместная с взрослыми созидательная деятельность, основанная на народных традициях, также забыта. Так же проблемой является отсутствие преемственности применяемых средств и методов между образовательными организациями и этапами обучения. В детских садах данная деятельность строго предусмотрена в Примерных образовательных программах, то уже на начальном этапе школьного обучение его просто нет. Или ещё: жестко централизованное обучение, очерченное до последнего времени учебными планами и программами, не позволяет изучать в полном объеме произведения народного творчества различных жанров. Вместе с тем, опыт показывает, что изучение таких материалов эффективно тогда, когда оно включено в содержание образовательного интегративного события (а не едино разового занятия или урока), внеурочного времени на факультативных занятиях и в творческих объединениях для детей.

Следовательно, можно сделать вывод, что эффективное осуществление этих задач во многом зависит от компетентности и подготовленности педагогов к реализации воспитательного потенциала народной педагогики. В идеале система образования должна представлять собой общественный институт, передающий молодому поколению культуру данного общества, накопленную предыдущим поколением.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: