Контрольная работа
Роль национального самопознания в формировании личности
Введение
Одной из актуальных проблем в настоящее время является проблема поиска средств развития этнокультурных потребностей граждан России в образовании и воспитании в духе уважения и любви к родной культуре. Рост национального самоопределения народов Российской Федерации, повышение роли регионов в решении экономических, социальных и политических вопросов выдвинули перед отечественной педагогической наукой и практикой проблему становления этнокультурного самосознания[12].
В условиях обновления всей сферы общественной жизни исследование основных закономерностей и специфических особенностей формирования этнокультуры имеет большое научно - теоретическое и практическое значение. На современном этапе роста национального самосознания и этнокультурных проблем межнациональных отношений приобрели актуальность и остроту. В связи с этим возникает необходимость всестороннего изучения этносоциальных и этнокультурных процессов и основных закономерностей воспитания национального самосознания.
В исследовании этих вопросов необходимо учитывать многие этнокультурные проблемы, которые включают в себя традицию, представляющую как комплекс культурных парадигм. Этнокультурная и национальная идеи мало исследованы, и потому они находятся в центре внимания ученых на современном этапе развития общества. Эти понятия связаны с этносом, с особенностями этнографической трактовки национальной культуры, национального мышления, с психологическим складом нации и сферами сознания человека. В период национального возрождения культуры проблема воспитания национального самосознания имеет особую значимость в связи с происходящими этнокультурными процессами, проявляющимися неоднозначно в российской действительности.
|
Педагогов и психологов новых Стандартов образования, в том числе и ФГОС ДО, в этой ситуации интересует следующий факт: как построить учебно-воспитательный процесс, целью которого было бы формирование национального самосознания, развитие у ребенка системы общечеловеческих ценностей, понимания роли своей нации, этноса в мировом историческом процессе.
Актуальность темы можно обосновывать социальными и собственно педагогическими факторами.
К числу первых можно отнести рост национального самосознания, усиливающееся внимание к сохранению и развитию национальных культур и языков, к возрождению народных традиций, религиозных верований, что в свою очередь часто приводит в такой многонациональной стране, как Российская Федерация, к межэтническим и межнациональным конфликтам. Ускорить развитие положительных тенденций и снизить по возможности рост отрицательных факторов в процессе возрождения наций, этносов, регионов - новая социальная функция образования на всех его этапах. Эта новая функция любой образовательной организации, и в частности содержания дошкольного образования, как основного средства обучения, воспитания и развития личности ребенка, вводится в ранг государственной политики в области образования и сформулирована в Законе РФ об образовании следующим образом:
«Защита системой образования национальных культур и региональных ку-льтурных традиций в условиях многонационального государства; содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, различными расовыми, этническими, религиозными и социальными группами. К примеру, для обеспечения мира просто необходимо воспитание в каждом из нас не только межрасовой, межконфессиональной и межнациональной толерантности, но и искреннего интереса к культуре всех народов Земли. Существенную помощь в этом может оказать довольно молодая наука - этнопедагогика, объединяющая эмпирические сведения о воспитании подрастающего поколения.
|
Современные задачи воспитания, вытекая из насущных проблем общества, предвидя его социальный заказ, заставляют по-новому взглянуть на цель, содержание и средства формирования этической культуры личности, вследствие её решающей роли в воспитании учащихся младших классов. Духовно-нравственное оздоровление общества - одно из решающих условий преодоления негативных явлений. В связи с этим можно определить цель данной работы - рассмотреть пути и формы функционирования народной педагогики, традиционной культуры в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности, ее воспитательные и образовательные возможности.
Поставленная цель предполагает рассмотрение вопроса о воспитании национального самосознания в воспитательном процессе образовательной организации. Национальное самосознание как необходимая составляющая структуры личности выступает как основной компонент.
Основным методом изучения вопроса является: анализ научно-методической литературы, Интернет - ресурсов по данной проблеме.
Определение сущности понятий «национальное самосознание», «народная педагогика», «этнопедагогика». Анализ системы работы в своё образовательной организации.
Роль и место этнопедагогики в воспитании национального самосознания как необходимой составляющей структуры личности