Воспитание национального самосознания в учебно-воспитательном процессе образовательной организации




«Теоретические предпосылки конструирования образовательной среды воспитания ребенка как носителя национального самосознания»

 

В применении к практике обучения и воспитания вопросы конструирования образовательной среды рассмотрены в ряде работ Н.В. Балабановой, Л.Н. Бережновой, О.С. Газмана, В.В. Давыдова, М.В. Кларина, С.В. Тарасова, И.Д. Фрумина, В.А. Ясвина и др. В рамках домашней работы значимым является вопрос конструирования особого типа образовательной среды, где осуществлялся бы процесс воспитания национального самосознания у детей дошкольного возраста. Опираясь на имеющиеся исследования, мы понимаем под образовательной средой, ориентированной на воспитание национального самосознания детей дошкольного возраста, систему влияний на ребенка, условий и возможностей воспитания национального самосознания ребенка дошкольного возраста, которая включает этнокультурное познавательное содержание, эмоциональную и социально-культурную насыщенность педагогического взаимодействия, предметно-пространственные характеристики среды и их практическую направленность. Рассмотрим структуру образовательной среды в детском саду №49 г. Рыбинска.

Этнокультурно-познавательное содержание заключено в познании ребенком мира культуры, ее общечеловеческой ценности через организацию образовательного процесса. В культуре ребенок открывает мир ценностей природы, человека, предметов, осуществляет поиск общего и специфического в социуме, осознает значимость культуры для человека и человека в культуре. Эмоциональная насыщенность представлена эстетическим чувствами, отношениями, вкусами, идеалами, связана со способностью воспринимать, переживать и оценивать свое эмоциональное состояние. Вводятся эмоционально-эстетические образы этнического характера, которые стимулируют и корректируют эмоциональные проявления детей, погружают ребенка в особую эмоционально-эстетическую атмосферу, учат его понимать свое эмоциональное состояние и язык эмоций другого человека в разных видах деятельности. [1]

Итак, практическая направленность этнокультурного характера образовательной среды направлена на самореализацию личности дошкольника в процессе деятельности и общения, художественно-эстетического развития детей и творческой самореализации своего «Я».

2.2 « Организационно-педагогические условия конструирования образовательной среды ДОУ на современном этапе, обеспечивающей воспитание национального самосознания детей »

 

Анализ психолого-педагогической литературы показал, что педагогическое конструирование образовательной среды является одной из мало разработанных проблем. Сегодня стала очевидной объективная необходимость полномасштабного исследования образовательной среды, в которой формируется и развивается национальное сознание и самосознание детей. Культурно-педагогическое наследие каждого народа содержит в себе уникальный образовательно-воспитательный потенциал, который может быть успешно реализован в образовательном процессе со специфической этнокультурной направленностью. Педагогический опыт показывает, что только при особой организации образовательного процесса создаются благоприятные условия для развития не только личностных, но и национальных качеств. Это актуализирует проблему поиска эффективных условий и средств воспитания у детей национального самосознания, чувства достоинства и привязанности к своему народу, уважения к истории и культуре своего и других народов, толерантного и дружественного отношения к иным культурам, а также проблему поиска эффективных путей конструирования образовательной среды, обеспечивающей воспитание национального самосознания детей.

Каждый руководитель в дошкольных организациях сегодня находится на этапе конструирования педагогического процесса в соответствии с новым ФГОС ДО. Что же нам диктует закон и вышедшие в реестре новые примерные программы в той области? Открывая закон уже в части 1.4. Основные принципы дошкольного образования, пункта 9, чётко продиктованы действия: «…учет этнокультурной ситуации развития детей» и далее в пункте 1.6. «Стандарт направлен на решение следующих задач «…9. объединения обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества. [10] Стандартом предусмотрены образовательные области, в которых определены основные виды деятельности по решению данной задачи, требования к содержанию и созданию условий для решения данной задачи.

Что же предлагают примерные ОП (образовательные программы)? Сделаем краткий анализ программы «Детство» (в соответствии с ФГОС ДО, на сайте ФИРО в реестре программ)

 

Есть ли в списке задач развития и воспитания ребёнка задача по приобщению к этнокультуре? - органическое вхождение ребенка в современный мир, разнообразное взаимодействие дошкольников с различными сферами культуры. - приобщение ребенка к культуре своей страны и воспитание уважения к другим народам и культурам; - приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки [14]
Ориентация на современного ребёнка Маленький гражданин, осознающий себя в современном пространстве страны и города. Он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Современные дети ориентированы на будущее, познавая прошлое[14]
Образовательный процесс строится на… Соответственно, духовно-нравственные и социокультурные ценности и принятые в обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества должны сквозной линией проходить через все содержание образовательной программы. [14]
Непосредственно организованная образовательная деятельность Определена в образовательных областях. 1. Познавательное развитие и подразумевает познавательно-исследовательскую деятельность на каждом возрастном этапе Сквозная линия идёт через образовательные области - Социально-коммуникативное - Физическое развитие - Речевое - Художественно-эстетическое [14]
В совместной образовательной деятельности воспитателя детей и культурных практик в режимных моментах Общение. Игровая деятельность, включая сюжетно-ролевую игру с правилами и другие виды игр (дан, примерны список). Детская студия (театрализованные игры). Досуг. Подвижные игры. Познавательная и исследовательская деятельность. Формы творческой активности, обеспечивающей художественно-эстетическое развитие детей (определено содержание этноматериала) [14]
  Требования к содержанию предметно-пространственного окружения (перечень материалов к каждому уголку групповой комнаты) предложены темы для книжных, из уголков, уголков музыкальных и двигательных и уголков социально-личностного развития [14]
В самостоятельной деятельности Задачи формирование первичных представлений о Малой родине и Отечестве, многообразии стран и народов мира. Освоение представлений о своем городе (селе) - названия родного города (села), его особенностях (местах отдыха и работы близких, основных достопримечательностях). Освоение представлений о названии ближайших улиц, назначении некоторых общественных учреждениях города (села) - магазинов, поликлиники, больниц, кинотеатров, кафе. Понимание особенностей правил поведения в общественных учреждениях города. Проявление интереса к родной стране. Освоение представлений о ее столице, государственном флаге и гербе. Освоение представлений о содержании основных государственных праздников России, ярких исторических событиях, героях России. Понимание многообразия россиян разных национальностей - особенностей их внешнего вида, одежды, традиций. Развитие интереса к сказкам, песням, играм разных народов. Развитие толерантности по отношению к людям разных национальностей. Понимание того, что все люди трудятся, чтобы жить счастливо и сделать свою страну богатой и счастливой. Освоение представлений о других странах и народах мира. Понимание, что в других странах есть свои достопримечательности, традиции, свои флаги и гербы. Развитие интереса к жизни людей в разных странах. Понимание того, что люди из разных стран стремятся беречь Землю и дружить. [14]
Специалисте Программа имеет направление на общее развитие. Но предлагает примерный перечень и содержание дополнительных и парциальных программ в области приобщения детей культуре своего народа и народов Мира, например: 1. ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ПОЛИКУЛЬТУРНОЕ ДЕТСТВО» 2. ПРИМЕРНАЯ ПАРЦИАЛЬНАЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА «ДЕТСТВО С РОДНЫМ ГОРОДОМ» [14]
Средства этнокультурного образования и воспитания дошкольников программы Наиболее ценной для воспитания и обучения ребенка становиться духовная культура и, особенно, искусство. Произведения разных видов искусства близки эмоциональной природе ребенка, его способности мыслить образами и выражать свое отношение к окружающему в разных видах художественной деятельности. Наиболее доступными из них для дошкольников являются: Народная игровая культура. Устное народное творчество Декоративно-прикладное искусство разных народов, Поликультурное пространство музея. [14]
Итоги освоения содержания программы Ребенок проявляет интерес к национальному разнообразию людей своей страны и мира, стремление к знакомству с их культурой. Ребенок относит себя к определенному этносу, имеет некоторые представления об особенностях этого этноса. Ребенок знает названия нескольких рас, этносов России и других стран мира, может назвать яркие особенности их внешнего вида, произведения устного народного творчества, народных игр и игрушек. Положительно высказывается о представителях разных этносов, толерантно относится к детям других национальностей, в общении с ними первичными для дошкольника являются личностные особенности, а не этническая принадлежность. С удовольствием рассказывает о своих друзьях других этносов, высказывает желание расширять круг межэтнического общения. Ребенок знает некоторые способы налаживания межэтнического общения с детьми других этносов и использует их при решении проблемно-игровых и реальных ситуаций взаимодействия. С удовольствием участвуют в разных видах деятельности на материале народной культуры, в том числе праздниках, театральных постановках, проектах, детском книгоиздательстве и оформлении выставок по этнической проблематике. [14]

 

Делая вывод данного раздела, можно сказать, что педагогам легко спроектировать современную «этнотехнологию» в своём детском учреждении. Нельзя не отметить и факт преемственности ФГТ И ФГОС ДО по данному вопросу. В детских садах уже существует система поликультурного воспитания. На данном этапе этнической парадигмы не наблюдается. Но есть что модернизировать, вносить коррективы и в содержание и в развивающую предметно-пространственную среду.

Заключение

Анализ научно-методической литературы позволяет сделать следующие выводы:.

1. Использование этнопедагогики в учебно-воспитательном процессе образовательной организации осуществляется совокупностью разнообразных средств и форм воздействия на них.

. Представленные пути и формы функционирования народной педагогики, традиционной культуры в воспитании национального самосознания является составляющей структурой личности, выступает как один из компонентов нравственного развития ребёнка, имеет широкий диапазон воспитательно - образовательной деятельности в педагогическом процессе образовательной организации

3. Основные компоненты национального самосознания выступают как средство воспитания и приобщение ребенка к красоте, добру, ненасилию, ибо важно, чтобы дошкольный возраст стал временем, когда у ребенка пробуждается чувство своей сопричастности к миру, желание совершать добрые поступки

Данные средства позволяют нарисовать портрет маленького гражданина, осознающего себя в современном пространстве страны и города: он любит свою родину, свою семью, своих сверстников и друзей, желает сделать жизнь лучше, достойнее и красивее. Он готов оценивать явления и события жизни с разных точек зрения: интереса, утилитарности, полезности, эстетичности, познания. Антипедагогическое образование по самой сути может и должно быть направлено на формирование внутреннего мира человека.

P.S: Каждый педагог может найти множество путей использования народных традиций в образовательной деятельности с детьми любого возраста. Главное здесь состоит в том, чтобы творчески относиться к применению её в практической работе. Одним словом, если мы хотим, чтобы образование было своеобразным «цветущим и плодоносящим деревом», то его надо посадить в хорошую почву. Только тогда его корни - национальная культура - будут питать его крону - образование, придадут ей жизненную силу. А мировая культура, ценности человека, не имеющие национальных границ, но национальные особенности - это то солнце, благотворные лучи которого и могут вызвать основу жизни. Важно, чтобы педагоги и родители стремились в общении с детьми как можно чаще использовать материалы этнопедагогики, поясняя их смысл и значение с точки зрения современных задач. Будучи творением коллективной народной мысли, народная педагогика и сегодня питает умы и сердца людей. В этом факте ярко проявляется преемственность, соединяющая прогрессивные народные педагогические идеи прошлого с бесценным опытом педагогики семейного воспитания. Этнопедагогика должна исполнить свой долг, воспитывая молодое поколение на традициях прошлого, героизме настоящего и идеалах будущего.

 


 

Источники

 

. Антонова Г.А. Воспитание духовности через приобщение дошкольников к традиционной праздничной культуре русского народа / авт.-сост.: - СПб., 2012. - 336 с

. Бодолев. А.А. Введение в этнопсихологию. Москва. 1993.

3. Волков Г.Н. Народная педагогика. Программа спецкурса и методические рекомендации. - М., 1999. - 137 с.

4. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В. Давыдова. - М.: Педагогика, 1991. - 480 с.

5. Гаврилова И.Г. Истоки русской народной культуры в детском саду /. - СПб., 2008. - 160 с. Рублев А.В., Рублева Т. С - Новосибирск, 2007. - 256 с.

6. Джуринский А.Н. Поликультурное воспитание в современном мире //. - 2003. - Выпуск 7. - С. 28-32.

. Закон РФ «Об образовании» 2012 г. // https://www.firo.ru/? page_id=11003

8. Кузьмин М.Н. Образование в условиях полиэтнической и поликультурной России // Педагогика. - 1999. - №6. - С. 67-69.

9. КУТЬИНА H. Б. Воспитание культурой. Руская народная культура». Образовательная программа для детских садов «Ребенок XXI века.

10. Стефаненко Л.С. Этнопсихология. Москва.2000.

. Ушаков А.В. сайт // Электронный толковый словарь

. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования //https://www.firo.ru/? page_id=11003 // сайт

. Федеральный Институт Развития Образования

14. [Электронный ресурс] /Дошколёнок. Ру/ Режим доступа: https://dohcolonoc.ru/cons/3786-statya-na-temu-polikulturnoe-vospitanie-v-detskom-sadu.html // Коноваленко Ю.С. Статья /Поликультурное воспитание в детском саду.

. Яфизова Р.И., Бабаева Т.И., Гогоберидзе А.Г., Солнцева О.В. и др Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования /. - СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2014. - 321 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-03-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: