Международные стандарты ИСО 9001 и их применение в России.




В настоящее время большинство стран мира применяют системы допусков и посадок ISO (International Organisation for Standartisation), которые созданы для возможной унификации национальных систем допусков и посадок.

В нашей стране переход на единую систему допусков и посадок и основные нормы взаимозаменяемости, которые основаны на стандартах и рекомендациях ISO, начался с 1977 г. Такой переход создает возможности для международной специализации и кооперирования при производстве деталей, сборочных единиц, технологической оснастки, машин; обеспечивает повышение конкурентоспособности отечественной продукции на мировом рынке; обеспечивает эффективность научно-технического обмена между различными странами и др.

Допуски в любой системе устанавливаются для определенного диапазона размеров.

Международная организация по стандартизации (ИСО) начала разработку международных стандартов по этой проблеме, известных как стандарты семейства 9000.

Для целей создания на предприятиях эффективных систем качества были разработаны стандарты ИСО 9004 и ещё более 10 стандартов, которые выполняют функцию пособий по разработке систем качества. Важнейшие три стандарта семейства ИСО 9001, ИСО 9002, ИСО 9003 носят нормативный характер и служат целям внешней оценки системы качества потребителем или третьей стороной. Именно эти три стандарта приняты в России в качестве национальных стандартов, соответственно - ГОСТ Р ИСО 9001- 96, ГОСТ Р ИСО 9002-96 и ГОСТ Р ИСО 9003-96.

Разработка Международных стандартов ИСО серии 9000 создала единую нормативную базу для сертификации систем качества во многих странах. По оценкам экспертов в мире сегодня сертифицировано по ИСО 9001, ИСО 9002 или ИСО 9003 свыше 200 тыс. компаний и фирм. К проведению сертификации систем качества западные компании побуждают такие факторы, как стремление к повышению конкурентоспособности, требования заказчика (потребителя), льготное кредитование и страхование, возможность получения госзаказа, улучшения качества продукции и работ, сокращение издержек, а также сокращение аудиторских проверок потребителем.

Эффективность работы предприятий, внедривших систему качества по ИСО 9000, как правило, в 2-3 раза выше, чем у их конкурентов, не использующих эту систему.

Концентрированный международный опыт управления качеством продукции на предприятиях использован в международных стандартах по управлению качеством. Во многих странах эти стандарты приняты в качестве национальных. В зарубежной практике международные стандарты управления качеством применяются при заключении контрактов между фирмами в качестве моделей для оценки системы обеспечения качества у поставщика.

В марте 1987 г. Международная организация по стандартизации (15О) приняла комплекс международных стандартов серии 9000 «Управление качеством продукции»: 9000-9004. В международных стандартах версии 1987 г. были сформулированы основные принципы систем качества, которые не утратили своей актуальности и в настоящее время. Прежде всего, установлено, что система качества создаётся и внедряется на предприятии как средство, обеспечивающее проведение определённой политики и достижения поставленных целей в области качества. Поэтому первичным считается формулирование и документальное оформление высшими руководителями предприятия политики в области качества. Руководство должно обеспечить понимание этой политики, ее проведение и внедрение на всех уровнях организации.

Следующая версия международных стандартов датируется 1994 г., когда был принят стандарт 15О 9000-1:1994. Структурно эти стандарты повторяют версию 1987 г., однако число документов было увеличено за счет введения дополнительных частей в стандарты ISO 9000 и ISO 9004. Хронологически эта версия стандартов принималась с 1991 по 1997 г. Одна из важнейших особенностей этой версии международных стандартов заключается в том, что их объектами наряду с продукцией стали также услуги и программные средства.

В декабре 2000 г. Международная организация по стандартизации опубликовала стандарты серии 9000 версии 2000 г. В их состав вошли:

* ISO 9000 Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь;

* ISO 9001 Системы менеджмента качества. Требования;

* ISO 9004 Системы менеджмента качества. Руководящие указания по улучшению деятельности.

Особенностью этой версии международных стандартов стало то, что требования к системе качества установлены только в одном стандарте - ISO 9001, охватывающего все стадии жизненного цикла. При переводе версии стандартов 2000 г. применили термин «менеджмент» вместо «управление». Под менеджментом здесь понимается скоординированная деятельность по руководству и управлению организацией.

В стандартах даётся обоснование необходимости создания систем менеджмента качества, которые могут содействовать организации в повышении удовлетворенности потребителей. Система менеджмента качества дает уверенность самой организации и потребителям в ее способности поставлять продукцию, полностью соответствующую требованиям.

Система менеджмента качества является частью системы менеджмента организации, которая направлена на достижение результатов, в соответствии с целями в области качества, чтобы удовлетворять потребности, ожидания и требования заинтересованных сторон. Цели в области качества дополняют другие цели организации, связанные с развитием, финансированием, рентабельностью, окружающей средой, охраной труда и безопасностью. Части системы менеджмента организации могут быть интегрированы вместе с системой менеджмента качества в единую систему менеджмента, использующую общие элементы. Это может облегчить планирование, выделение ресурсов, определение дополнительных целей и оценку общей эффективности организации.

Организация должна разработать, задокументировать, внедрить и поддерживать в рабочем состоянии систему менеджмента качества, постоянно улучшая ее эффективность. Для выполнения этих требований организация должна:

* определить процессы, необходимые для системы менеджмента качества, и их применение для всей организации;

* определить последовательность и взаимодействие этих процессов;

* определить критерии и методы, необходимые для обеспечения результативности, как при осуществлении, так и при управлении этими процессами;

* обеспечить наличие ресурсов и информации, необходимых для поддержания этих процессов и мониторинга;

* проводить мониторинг, измерение и анализ этих процессов;

* принимать меры, необходимые для достижения запланированных результатов и постоянного улучшения этих процессов.

Организационно-методическую основу системы качества чаще всего составляют стандарты организации. Документация системы менеджмента качества должна включать:

* документально оформленную политику и цели организации в области качества;

* руководство по качеству;

* документированные процедуры, необходимые для функционирования системы менеджмента качества;

* документы, необходимые организации для обеспечения эффективного планирования, осуществления процессов и управления ими.

Система менеджмента качества в соответствии со стандартами ISO 9000 версии 2000 г. разрабатывается и функционирует исходя из восьми принципов системы:

* ориентации на потребителей;

* лидерства руководителей;

* вовлечения работников;

* процессного подхода;

* системного подхода к менеджменту;

* постоянного улучшения;

* принятия решений, основанных на фактах;

* взаимовыгодных отношений с поставщиками.

Система менеджмента качества включает в себя ряд взаимосвязанных процессов. Эти процессы охватывают не только процессы жизненного цикла продукции (те, что непосредственно содействуют производству продукции или оказанию услуг), но также многочисленные процессы менеджмента, мониторинга и измерения: менеджмент ресурсов, обмен информацией, внутренние аудиты, анализ со стороны руководства и др. Взаимодействие процессов организации часто может быть сложным. Входы и выходы этих процессов часто могут относиться как к внешним, так и внутренним потребителям. Моделирование сети процессов показывает, что при определении требований как входов процессов существенную роль играют потребители. Обратная связь от потребителей об удовлетворенности или неудовлетворенности выходом процесса составляет существенный вход для процесса постоянного улучшения системы менеджмента качества.

Процессный подход включает процессы, необходимые для жизненных циклов продукции, а также другие процессы, требующиеся для результативного внедрения системы менеджмента качества, такие, как процесс внутреннего аудита, процесс анализа со стороны руководства, процесс анализа данных и процесс менеджмента ресурсов.

При установлении процессов, подлежащих документированию, организация может учитывать такие факторы, как воздействие на качество, риск неудовлетворенности потребностей, законодательные и (или) другие обязательные требования, экономические риски, результативность и эффективность, компетентность персонала, сложность процессов.

Соблюдение этих принципов дает возможность:

* интегрировать и выравнивать процессы, которые лучше всего будут достигать нужных результатов;

* сосредоточивать усилия на основных процессах;

* обеспечивать уверенность заинтересованных сторон в согласованности, результативности и эффективности деятельности организации;

* получать преимущества деятельности через улучшение возможностей организации;

* выравнивать улучшение деятельности на всех уровнях в соответствии со стратегическим замыслом организации;

* гибко и быстро реагировать на благоприятные возможности;

* вовлекать в процесс постоянного улучшения продукции каждого работника предприятия;

* принимать решения, обеспеченные информацией;

* увеличивать способность подтверждения результативности принятых решений посредством ссылки на фактические зарегистрированные данные.

* увеличивать способность к анализу, выражению сомнений и изменению мнений и решений;

* увеличивать способность обеих сторон создавать ценности;

* гибко и быстро формировать совместные "ответы на изменения рынка или потребностей и ожиданий потребителей;

* оптимизировать затраты и ресурсы

После внедрения международных стандартов ИСО серии 9000 в зарубежной и отечественной практике появились следующие направлениями развития систем управления качеством.

1. Совершенствование организации работ в рамках элементов системы качества, предусмотренных стандартами ИСО серии 9000. Этот вариант характеризуется как поддержание системы в заданном режиме функционирования, которое может обеспечить предприятию стабильное положение на определенный период времени.

2. Дополнение системы качества элементами, расширяющими ее возможности и отвечающими требованиям общества, персонала предприятия и отраслевым или специфическим требованиям потребителей.

15 августа 2001 года принят и введён в действие постановлением Госстандарта России ГОСТ Р ИСО 9001-2008 «Системы менеджмента качества. Требования», устанавливающего требования к системе менеджмента качества, которые могут использоваться для внутреннего применения организациями, в целях сертификации или заключения контрактов. Он направлен на результативность системы менеджмента качества при выполнении требований потребителей.Настоящий стандарт представляет собой аутентичный текст стандарта ИСО 9001-2000 «Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности» и направлены на применение «процессного подхода» при разработке, внедрении и улучшении результативности системы менеджмента качества с целью повышения удовлетворённости потребителей путём выполнения их требований.

В настоящее время в Российской федерации действует межгосударственный стандарт ГОСТ ISO 9001-2011 «Системы менеджмента качества. Требования», который был принят Межгосударственным советом по стандартизации, метрологии и сертификации. ГОСТ ISO 9001-2011 полностью идентичен ГОСТ ISO 9001-2008.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: