Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений его деятельности. В главе 2 (2.2) в результате анализа рентабельности предприятия было выявлено, что снижение рентабельности продаж также подтверждает значительное увеличение производственных затрат предприятия при постоянном уровне цен на производимую продукцию.
Если рентабельность продаж имеет тенденцию к понижению, то это свидетельствует о снижении конкурентоспособности на рынке, так как говорит о сокращении спроса на продукцию.
В данном случае цена на продукцию не меняется и соответственно не влияет на показатель рентабельности продаж, а изменение себестоимости продукции напротив имеет место быть. Таким образом, можно сделать вывод,что повышать рентабельность продаж на предприятии нужно именно путём снижения себестоимости продукции (производственных затрат).
В первую очередь необходимо:
- провести анализ всей финансовой политики компании и определить пункты расходов, которые можно сократить (режим экономии на предприятии);
-уменьшить себестоимость продукции учитывая, что в этом случае не должна наблюдаться тенденция снижения доходов от процесса реализации;
-при уменьшении себестоимости продукции опираться на ситуацию рынка и на ценовую политику, которую ведут конкуренты;
-необходимо определить какой товар из представленной предприятием продукции является наиболее востребованным на рынке и посредством увеличения наиболее рентабельных товаров в общей структуре продукции повышать рентабельность продаж всех товаров.
Путей снижения себестоимости продукции немало:
-использование более экономичных материалов (сырья);
|
-совершенствование процесса производства;
-автоматизация рабочих мест и сокращение количества числа рабочих;
-кооперация с другими предприятиями;
-внедрение новой техники;
-повышение производительности труда и так далее.
Учитывая, что предприятие ПО «Ульяновскмебель» уже имеет новейшие технологии производства, частично автоматизированное производство, самый высококачественный материал (и не собирается использовать менее качественный),то можно сделать вывод, что снижать себестоимость нужно с помощью других показателей.
По моему мнению, этими показателями являются: совершенствование процессов производства и повышение производительности труда.Также не стоит забывать, что важнейшее значение в борьбе за снижение себестоимости продукции имеет соблюдение строжайшего режима экономии на всех участках производственно-хозяйственной деятельности предприятия (в данном случае это по большей мере сокращение издержек производства на каждом отдельном этапе).
Чтобы усовершенствовать процессы производства на предприятии и сократить издержки на производство, нужно подобрать верный способ экономии материальных затрат на каждом этапе производства. Верным шагом в данном направлении будет внедрение на предприятии ПО «Ульяновскмебель» системы организации производства и снабжения «КАНБАН» (или по-другому системы «точно в срок»).
Сущность системы КАНБАН состоит в том, что все производственные подразделения предприятия снабжаются материальными ресурсами только в том количестве и к такому сроку, которые необходимы для выполнения заказа. Заказ на готовую продукцию подаётся на последнюю стадию производственного процесса, где производится расчёт требуемого объёманезавершённого производства, которое должно поступить с предпоследней стадии. Аналогично, с предпоследней стадии идёт запрос на предыдущий этап производства на определённое количество полуфабрикатов. То есть размеры производства на данном участке определяются потребностями следующего производственного участка.
|
Таким образом, между каждыми двумя соседними стадиями производственного процесса существует двойная связь:
· с i-той стадии на (i - 1)-ую запрашивается ("вытягиваются") требуемое количество незавершенного производства;
· с (i - 1)-ой стадии на i-тую отправляются материальные ресурсы в требуемом количестве.
Данная схема показана на рисунке 20.
Рис.20 – Схема прогнозирования
Средством передачи информации в системе КАНБАН являются специальные карточки. Применяют два вида карточек:
· карточки производственного заказа, в которых указывается количество деталей, которое должно быть изготовлено на предшествующей стадии производства. Карточки производственного заказа отправляются с i-той стадии производства на (i - 1)-ый этап и являются основанием для формирования производственной программы (i - 1)-ого участка;
· карточки отбора, в которых указывается количество материальных ресурсов (компонентов, деталей, полуфабрикатов), которое должно быть взято на предшествующем участке обработки (сборки). Карточки отбора показывают количество материальных ресурсов, фактически полученных i-тым производственным участком от (i - 1)-ого.
|
Такие карточки циркулируют внутри предприятия.
Предприятия, использующие данную систему получают производственные ресурсы ежедневно или даже несколько раз в течение дня, таким образом запасы предприятия могут полностью обновляться 100-300 раз в год или даже чаще, тогда как на предприятии, использующем системы MRP или MAP - только 10-20 раз в год. Например, в корпорации ToyotaMotors на один из производственных участков в 1976 году ресурсы поставлялись трижды в день, а в 1983 году - уже каждые несколько минут.
Стремление к снижению запасов становится, кроме того, методом выявления и решения производственных проблем. Накопление запасов и завышенные объемы производства позволяют скрывать частые поломки и остановки оборудования, производственный брак. Поскольку в условиях минимизации запасов производство может быть остановлено из-за брака на предыдущей стадии технологического процесса, то основными требованием системы КАНБАН, кроме требования "ноль запасов", становится требование "ноль дефектов". Систему КАНБАН практически невозможно реализовать без одновременного внедрения комплексной системы управления качеством, которая уже присутствует на предприятии ПО «Ульяновскмебель».
Важными элементами системы CANBAN являются:
· информационная система, включающая не только карточки, но и производственные, транспортные и снабженческие графики, технологические карты;
· система регулирования потребности и профессиональной ротации кадров;
· система всеобщего (TQM) и выборочного ("Дзидока") контроля качества продукции;
· система выравнивания производства.
Основные преимущества системы CANBAN:
· короткий производственный цикл, высокая оборачиваемость активов, в том числе запасов;
· отсутствуют или чрезвычайно низки издержки хранения производственных и товарных запасов;
· высокое качество продукции на всех стадиях производственного процесса.
Анализ мирового опыта применения системы КАНБАН показал, что данная система даёт возможность уменьшить производственные запасы на 50%, товарные запасы - на 8% при значительном ускорении оборачиваемости оборотных средств и повышении качества готовой продукции.
Таким образом, если внедрить данную систему на предприятии ПО «Ульяновскмебель», то предприятие не только сократит свои издержки, но и в целом сократит затраты на себестоимость продукции,что в последствии приведёт к повышению рентабельности продаж. Также система КАНБАН ускорит оборачиваемость оборотных средств предприятия и в целом будет способствовать поддержанию должного качества производства продукции. Карты системы КАНБАН, а именно карты отбора и карты производственного заказа представлены в приложении 1(см. рис 1 и рис.2).
Выводы
У каждого предприятия есть свои слабые и сильные стороны, касающихся определённых вопросов. В данном случае это вопросы, касающиеся успешной организации контроля качества на предприятии. От успешной организации контроля качества на предприятия во многом зависят различные показатели эффективности деятельности предприятия, его способность развиваться и занимать конкурентоспособные позиции на рынке. Проще говоря, успешная организация контроля качества на предприятии – основа будущего предприятия.
Очевидно, что у предприятия ООО ПО «Ульяновскмебель» есть много преимуществ в организации контроля качества, например внедрение систем ИСО, внедрение новейшего оборудования и высококачественные материалы, используемые при производстве. Но нельзя отрицать, что недостатки в системе организации качества также присутствуют и об этом нам свидетельствуют результаты проведённых ранее анализов.
В данной главе были даны рекомендации по улучшению организации системы контроля качества на предприятии ООО ПО «Ульяновскмебель» по конкретно выделенным проблемам. Были сформулированы рекомендации:
-по улучшению оргструктуры предприятия;
-по снижению привлечения предприятием краткосрочных заёмных средств и снижений кредиторских задолженностей;
- по ликвидации снижения рентабельности продаж.
Приведённые рекомендации в полной мере отражают решения вопросов по каждой из проблем и имеют соответствующие обоснования.
При реализации данных рекомендаций на предприятии ПО «Ульяновскмебель» у предприятия есть все шансы улучшить организацию контроля качества производства.
Заключение
Современное управление качеством на предприятии, независимо от формы собственности и масштаба производственной деятельности, должно оптимально сочетать действия, методы и средства, обеспечивающие, изготовление продукции или оказания услуги, удовлетворяющей текущие запросы и потребности рынка. Необходимо все время улучшать качество производимой продукции и производить конкурентоспособный товар, отвечающий всем требованиям.
Управление качеством в практической работе тесно соприкасается со всеми направлениями деятельности предприятия, которые обеспечивают или участвуют в создании продукции. Руководители этих направлений выполняет свои функции по качеству, а все вместе они образуют субъект управления качеством, воздействующий на процесс создания продукции с целью обеспечения её качества.
Поскольку управление качеством является одним из аспектов общего управления компанией, оно не может рассматриваться изолированно от науки управления (менеджмента), которая определяет общие закономерности управленческой деятельности. Поэтому для организации эффективного управления качеством необходимо использовать положения и рекомендации менеджмента, которые могут применяться в управлении качеством.
Это позволит:
- получить общее представление об организациях (предприятиях) и факторах внутренней и внешней среды, то есть об условиях, в которых осуществляется управление качеством;
- познакомиться с сущностью управления и структурой управленческой деятельности на предприятии, чтобы уяснить роль и место управления качеством в управлении предприятием в целом;
- применять в управлении качеством управленческие функции, а также подходы и методы их выполнения, накопленные в практике менеджмента.
В этом случае управление качеством получит в свое распоряжение научный фундамент и апробированные практические методы менеджмента, которые обеспечат солидную основу для организации и проведения профессиональной и эффективной работы по управлению качеством на предприятиях.
Как мы уже убедились в ходе данной курсовой работы, что организация успешного контроля качества на предприятии имеет важное значение и, что необходимость постоянного улучшения организации имеет место быть. Правильно организованный контроль позволяет не только своевременно обнаружить недостатки в деятельности предприятия, но и вовремя принять меры к их устранению.
В данном курсовом проекте мы рассматривали организацию контроля качества на предприятии ПО «Ульяновскмебель». Ульяновский мебельный комбинат является одним из ведущих производителей мебели в Поволжском регионе и входит в десятку крупнейших мебельщиков России. Рынок сбыта ульяновской мебельной продукции необычайно широк - от Москвы до Петропавловска-Камчатского, а также в странах Ближнего зарубежья. Ежемесячно на предприятии наращиваются объемы выпускаемой продукции, совершенствуются технологии изготовления мебели. Здесь делается все, чтобы повысить конкурентоспособность продукции и учесть разнообразные вкусы покупателей.
В производстве используется материал высокого качества. При изготовлении мебели на предприятии на всех этапах производства осуществляется строгий контроль качества и введен международный стандарт ИСО 9001. Кроме того, действует собственный испытательный центр, который тестирует мебель на долговечность, прочность и на соответствие ГОСТу. Производство высококачественной продукции является главной задачей. О высоком качестве и безупречном дизайне ульяновской мебельной продукции свидетельствуют многочисленные награды на престижных российских и международных выставках.
Система контроля процессов производства на Ульяновскмебель является залогом успешного производства продукции. Разделяя ответственность за каждый отдельный процесс изготовления продукции, Ульяновскмебель гарантирует высокое качество на каждом этапе производства.
Однако, в ходе анализа на предприятии ООО ПО «Ульяновскмебель» мы ещё раз подтвердили, что у любой системы организации контроля качества могут быть свои недостатки, но главное - возможность их устранения также всегда есть.
Для того чтобы их устранить в главе нужно немного пересмотреть организацию контроля качества на предприятии.
Приведённые в главе 3 рекомендации в полной мере отражают решения вопросов по каждой из проблем и имеют соответствующие обоснования.
При реализации данных рекомендаций на предприятии ПО «Ульяновскмебель» у предприятия есть все шансы улучшить организацию контроля качества производства.
Итак, подведем итоги.
В соответствии с поставленной целью, в данной работе были решены следующие задачи исследования:
-изучена сущность контроля качества на предприятии;
-изученыпонятия стандартизации и сертификации на предприятии (стандарты ИСО на предприятии);
-проведён анализ системы управления качеством на предприятии ООО ПО «Ульяновскмебель»;
-в ходе анализа предприятия были выявлены проблемы в организации контроля качества на предприятии;
-разработаны предложения по улучшению организации службы контроля качества на предприятии ООО ПО «Ульяновскмебель».
Библиографический список:
1. Организация производства и управление предприятием, Раздорожный А. 2009, Экзамен, Харвест;
2. Анализ финансово-хозяйственной деятельности: Учебно-методическое пособие / И.А. Налетова. -М.: ИНФРА-М, 2006;
3. История управления качеством / Т.А. Салиманова, Н.Ш. Ватолкина. - М.: ИНФРА-М, 2005 г.- 256 с;
4. Управление качеством, учебное пособие -Общие функции управления качеством продукции - Ю.И. Ребрин,Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2004 - https://www.aup.ru/books/m93/4_4.htm;
5. Экономика, организация и управление на предприятии, учебник -Система управления предприятием - Корсаков М.Н., Ребрин Ю.И., Федосова Т.В., Макареня Т.А., Шевченко И.К. и др.; Под ред. М.А.Боровской. - Таганрог: ТТИ ЮФУ, 2008. - https://www.konsalter.ru/biblioteka/m3/4_5_2.htm;
6. Обеспечение качества продукции на предприятии - https://1mashstroi.ru/sistema_kashestva/obespechenie_kachestva_produkzii_na_predpriyatii/;
7. Анализ финансового состояния предприятия - https://afdanalyse.ru/;
8. www.Grandars.ru » Экономика фирмы » Экономический анализ » - Анализ финансового состояния предприятия - https://www.grandars.ru/college/ekonomika-firmy/finansovyy-analiz-predpriyatiya.html $
9. Центр маркетинговых компетенций.Biz – пример свот анализа предприятия - https://www.marketolog.biz/index.php?pid=132;
10. «Планово-экономический отдел» №10 2012 / Управление предприятием - Прогнозирование финансового будущего на основе SWOT-анализа - https://www.profiz.ru/peo/10_12/inansovoe_buduschee/;
11. Ульяновскмебель офицальный сайт – о компании- https://www.ulmebel.com/index.php/o-kompanii/mnu-proizvodstvo;
12. Мебель фабрики Ульяновск мебель – УльяновскМебель - https://www.shop-ulyanovskmebel.ru/;
13. Корпоративный менеджмент – Библиотека управления – Система КАНБАН - https://www.cfin.ru/encycl/canban.shtml.