Мышление в красной шляпе




ЯЗЫК ЭМОЦИЙ

Эмоции не обязаны быть логичными или непротиворечивыми.

Язык способен тонко настраивать эмоции.

Воздерживайтесь от искушения оправдывать эмоции.

Самое сложное в ношении красной шляпы мышле­ния — воздерживаться от искушения оправдывать выраженные чувства. Такое оправдание может быть прав­дивым или ложным. В обоих случаях мышление в крас­ной шляпе делает это необязательным.

...Неважно, почему вы не доверяете ему. Вы не дове­ряете ему.

...Вам нравится идея иметь офис в Нью-Йорке. Нет нужды вдаваться в детали, почему она вам нравится. Это может понадобиться позже, когда мы подойдем к принятию решения по этому вопросу вплотную,

Мы неожиданно прерываемся, чтобы извиниться за эмоции и чувства, потому что они не являются пред­метом логического мышления. Вот почему мы склон­ны относиться к ним как к чему-то выходящему за рамки логики. Если нам кто-то не нравится, для этого должна быть основательная причина. Если нам нра­вится проект, это должно быть основано на логике. Мышление в красной шляпе освобождает нас от таких обязательств.

Значит ли это, что у нас есть полное право иметь любые предубеждения, которые нам нравятся, и при­держиваться их? Разве нет в этом огромной опаснос­ти? С другой стороны, большая опасность может со­стоять в предубеждениях, основанных на видимости логики, а не в открыто выраженных эмоциях.

Я не против исследования эмоций и поиска их глу­бинной основы. Но это не является частью идиомы красной шляпы.

Эмоции непостоянны и часто противоречивы. Боль­шинство американцев, заполнивших социологическую анкету на вопрос «Поддерживаете ли вы участие страныв политике Центральной Америки?», ответили nоложительно. В то же время большинство высказалось против всех предложенных в анкете методов участия. Можно поддерживать абстрактное участие, но быть против него, когда оно переведено из абстрактных тер­минов в конкретные. Логически это бессмысленно, но в мире эмоций это имеет смысл.

Идея красной шляпы не труба дляэмоций, хотя у не­которых людей может возникнуть искушение использовать ее подобным образом. Она больше походит на зеркало, отражающее эмоции во всей их сложности.

Черная шляпа

ЧТО ЗДЕСЬ НЕ ТАК?

Логическая отрицательность.

Почему это не будет работать?

Это выходит за рамки нашего знания и опыта.

Критическое суждение.

Пессимистический взгляд.

Следует сказать, что большинство людей — как знакомых с данной методикой, так и нет — будут чувствовать себя наиболее комфортно в черной шляпе. Причина кроется в западном упоре на доказательство и критику.

Мышление в черной шляпе всегда логично. Оно отрицательно, но не эмоционально. В красной шляпе не надо обосновывать негативные чувства. Под черной шляпой всегда следует приводить логические и относительные доводы. На самом деле одна из самых больших ценностей методики шести шляп мышления состоит в четком разделении эмоционально негативного и логически негативного.

...Я не думаю, что снижение цен сработает.

...В нашем прошлом опыте, который я могу предоставить вам в виде данных о продажах, снижение цен не смогло компенсировать снижение прибыли. Наши конкуренты также имели опыт снижения своих цен, для того чтобы выдержать конкуренцию.

Мышление в черной шляпе основано на логике соответствия и несоответствия.

Мышление в черной шляпе должно быть логичным и правдивым, но необязательно справедливым. Черная шляпа представляет логическую отрицательность: почему что-то не будет работать. (Логическая положительность — почему это сработает — представлена желтой шляпой.) Тенденция разума быть отрицательным настолько сильна, что должна иметь собственную определенную шляпу. Человек должен иметь возможность быть чисто негативным.

Открыв словарь, мы узнаем, что слово критика означает честную оценку — как положительного, так и отрицательного аспектов. На практике, однако, глагол критиковать подразумевает указание на то, что неправильно. Это и есть мышление в черной шляпе.

Многолетний опыт обучения мышлению убедил меня в необходимости отделять логически негативное от логически позитивного. Люди, утверждающие, что они справедливы в своих суждениях, обычно плохо замечают положительные моменты противоположной точки зрения.

Несмотря на то, что черная шляпа — это «критикующая шляпа», я хочу абсолютно ясно заявить, что это не средство принятия одной стороны в споре. Нет ни сторон, ни спора. Черная шляпа концентрируется на логически негативном. Человек может переключиться с черной шляпы на желтую и обратно, если пожелает.

...Надев черную шляпу мышления, я должен указать на отсутствие электроснабжения в этом коттедже. Надев желтую шляпу, я могу указать на то, что вам не нужно оплачивать счета за электричество.

Эта специфика черной шляпы освобождает от необходимости быть справедливым и видеть обе стороны ситуации. Когда человек надевает черную шляпу, он может дать полную власть отрицанию.

 

Мышление в черной шляпе

СУЩНОСТЬ И МЕТОД

Ошибки мышления.

Почему одни вещи не влекут за собой другие?

Правила доказательства.

Возможные выводы.

...Насколько я знаю, это предположение.

...Я не вижу, что это вытекает из вышесказанного.

...Известные мне показатели отличаются от тех, которые вы дали.

...Это не единственное возможное объяснение, но лишь одно из них.

...Логическая связь между двумя этими положения­ми неочевидна.

Понятно, что такие замечания являются частью мышления в черной шляпе, независимо от того, формально они высказаны или нет.

На практике лучше «накапливать» такие пункты, а не вставлять подобные замечания в любой момент, как в обычном споре.

Мы можем упростить основные правила, сведя их к следующим вопросам:

1. Является ли основание правильным и обоснован­ным?

2. Следует ли производное?

3. Обязательно ли следует производное?

4. Есть ли другие возможные производные?

Под «производным» я имею в виду все, что происходит или следует из чего-то другого. Часто производное — это просто-напросто вывод.

...Если мы увеличим сроки тюремного заключения и наказания, это снизит преступность.

Это утверждение может показаться достаточно логичным. Если мы детально рассмотрим его, то обнаружим, что производное может на самом деле следовать, но необязательно. Если риск быть пойманным оценивается как очень низкий, тогда ужесточение наказаний может и не быть эффективным. Если суды не приговаривают к большим срокам, тогда устрашающий эффект может быть потерян. Тем не менее можно сказать, что страх, скорее всего, несколько снизит преступность. Тут мы приходим к оценке того, насколько велик этот эффект. В терминах стоимости содержания людей в тюрьме он может быть довольно мал. Но давайте пойдем дальше. А не может ли ужесточение наказания в действительности повысить преступность? Преступник может начать чаще идти на убийство свидетеля, чтобы уменьшить шанс быть пойманным, если наказание очень сурово. Более продолжительное нахождение в тюрьме за небольшое нарушение может превратить мелкого преступника в уголовника. В конце концов, рост расходов на содержание людей в тюрьме может иметь меньший эффект, чем увеличение расходов на содержание полиции.

Интересно также отметить, что для генерирования альтернативных последствий и возможностей нужно хорошее воображение.

Доказательство часто является не более чем отсутствием воображения. Это применимо к математике, юриспруденции, философии и к большинству других закрытых систем.

На практике одно из лучших средств выявить логическую ошибку — это высказать альтернативное объяснение или возможность.

...Во многих странах количество разводов действительно увеличивается с ростом количества стиральных машин, но это вовсе не значит, что стиральные машины являются причиной разводов. Обе тенденции могут быть связаны с повышением доходов, прогрессом или увеличением количества женской рабочей силы и т. д.

Здесь мы возвращаемся к аспекту «вероятности», о котором шла речь в главе о белой шляпе мышления. Указать на возможную альтернативу — это прекрасно, но никогда не следует утверждать, что все альтернативы равноценны

Как мы поступаем с ошибкой на мыслительной карте?

Один человек верит, что ужесточение наказаний снизит уровень преступности. Другой человек чувствует, что это возможное, но не доказанное предположение. Если это возможно, ссылку на статистику или какой-то действительный эксперимент можно было бы использовать для того, чтобы решить этот вопрос (мышление в белой шляпе). Если вопрос не может быть решен таким образом, различные альтернативные точ­ки зрения накладываются на карту как возможности. Когда свидетельство особенно слабо, возможность может быть определена как мнение. Любой человек, используя такую карту, может уделить внимание это­му мнению или проигнорировать его.

...Это разумное предположение, что людям наску­чит путешествовать, когда исчезнет эффект новизны, и они могут предпочесть отпуск типа «второго дома» в своих собственных странах.

Обе возможности были бы замечены. Обе могут сосуществовать. Даже если это две взаимоисключаю­щие возможности, они все равно должны быть поме­чены на карте, пока свидетельство или эмоциональное предпочтение не позволит сделать выбор. Даже спор­ный факт может быть помещен на карту — в таком случае его следует пометить как «спорный».

 

 

Мышление в черной шляпе

БУДУЩАЯ И ПРОШЛАЯ СУЩНОСТИ

Как это согласуется с примерами из моего прошлого опыта?

Так ли это? Каков риск?

Мы рассмотрели методику мышления в черной шляпе. Теперь перейдем к сущности.

Правдивы ли факты? Относятся ли они к делу? Факты озвучиваются под белой шляпой, а оспарива­ются под черной. Сомневаться в данных и правдивости сообщений намного проще, и использование черной шляпы здесь более очевидно. В таких случаях цель мышления в черной шляпе — показать, что факты ошибочны (когда это действительно так), или указать, что, возможно, факты неприменимы. Если важное решение должно основываться на фактах, тогда возможность — даже небольшая — их неприменимости должна привести к поиску более подходящих фактов и данных. Намерение человека в черной шляпе состоит не в том, чтобы вызвать как можно больше сомнений, как это делает адвокат в суде, а в том, чтобы объективным образом указать на слабости.

Существует огромный пласт опыта, не отраженный в данных и показателях. Мышление в черной шляпе может указать, где предложение или утверждение противоречит такому опыту.

Разные обстоятельства приводят к разным эффектам. В некоторых случаях человек в черной шляпе может попытаться использовать абсолютные понятия, чтобы поставить что-либо под сомнение. Это может быть приемлемо по отношению к научным фактам, результатам исследований, точно установленным данным т. д. В других случаях мыслитель в черной шляпе может делиться своим личным опытом.

Задача черной шляпы — указать на риск, опасность и потенциальные проблемы, которые могут возникнуть в будущем.

Большинство негативных вопросов могут быть сформулированы в форме такой фразы: «Я вижу опасность в том, что...»

...Я вижу опасность в перепроизводстве молока.

...Я вижу опасность в том, что рост зарплаты поднимет стоимость производства и выведет нас из бизнеса.

...Я вижу опасность в том, что шесть шляп мышления могут стать самодостаточной игрой, не имеющей ничего общего с реальным мышлением относительно обсуждаемого предмета.

Как противостоять негативному потоку, который рождает мышление в черной шляпе?

Первый способ — помнить, что это скорее составление карты, чем ситуация спора. Решение кроется в том, чтобы заметить недостаток и признать его.

...Да, это действительно серьезная опасность, и если это случится, у нас будут неприятности. Мы должны помнить об этом.

Второй способ — это признать недостаток, но предложить параллельную точку зрения, что это вряд ли случится.

...Существует такая возможность, но я думаю, что она маловероятна. Мы тестировали этот продукт четыре года, и на данный момент возможные ошибки уже выявлены.

Третий способ — это признать опасность и предложить способ избежать ее.

...Если конкуренты сравняют свои цены с нашими, мы должны будем начать выпуск более дешевого продукта, созданного специально для продажи по очень низкой цене. Если они попробуют догнать нас, у них не останется никакой прибыли.

Четвертый способ — отрицать ценность опасности, то есть надеть черную шляпу, чтобы оценить суждения другого человека в черной шляпе.

...Я не представляю, как это могло бы случиться, потому что цена вхождения любого новичка на этот рынок слишком высока. Основные игроки на месте, и мы о них знаем.

Пятый способ — предложить альтернативную точку зрения и поставить ее рядом с имеющимся «черным» взглядом.

...По мере снижения цен на нефть люди снова могут начать покупать большие автомобили. Я уверен, что для них всегда найдется рынок сбыта.

 

Мышление в черной шляпе

ПОТВОРСТВО НЕГАТИВНОСТИ

Отрицательным быть намного легче.

Отрицательным быть намного веселее.

Да... но.

Конструирование железной дороги — сложное ин­женерное искусство. Простая бетонная плита, постав­ленная на путях, может пустить под откос экспресс. Установка этой бетонной плиты не требует большого мастерства. Разрушать всегда легче, чем созидать. То же самое относится и к негативности. Рассматривая мышление в черной шляпе, необходимо принимать во внимание и его чрезвычайную притягательность, ко­торая часто ведет к «потаканию негативности».

Негативное мышление привлекательно: доказатель­ство чьей-либо неправоты дает мгновенное удовлетво­рение. Конструктивная идея не дает никакого удовле­творения до тех пор, пока кому-либо не понравится эта идея или вы не сможете доказать, что она работает (что требует времени).

Нападение на идею дает мгновенное чувство пре­восходства. Восхваление же идеи как будто опускает восхваляющего ниже создателя идеи.

Критиковать очень просто, поскольку для этого нужно лишь выбрать определенную рамку суждения, а затем показать, почему идея оппонента не вписыва­ется в эту рамку.

...Нам нужна простая, практичная идея. То, что вы предлагаете, слишком скрупулезно и сложно. Это ни­когда не будет реализовано.

Если же, однако, предложение было простым и пря­мым, тогда критик выбрал бы другую рамку.

...Это слишком упрощенное видение ситуации. Это предложение — детский сад. Мой шестилетний сын мог бы придумать что-нибудь получше. Мы должны при­нимать во внимание все факторы.

Заметьте, что сформулировать более резкие отри­цания намного легче, чем новое предложение. Заметь­те также, что критика на самом деле основана не на сущности предложения, а на простом впечатлении, что оно «слишком сложно» или «слишком легко». Просто удивительно, сколько подобной критики высказывается на практике. Мышление такого рода соответству­ет скорее красной, чем черной шляпе.

...Мне не нравится ваше предложение. Все слишком просто.

Намного легче сшить пиджак, который не подходит, чем тот, который подошел бы. Это ведет прямо к идиоме «да... но». В этом случае негативный мысли см стр 100-101

 

Желтая шляпа

В ОСНОВЕ - ПОЗИТИВ

Позитивное мышление.

Желтый — это солнечный свет.

Оптимизм. Концентрация на пользе.

Конструктивное мышление и осуществление задуманного.

Позитивное отношение — это выбор. Мы можем выбрать позитивный взгляд на вещи. Можем концентрироваться только на положительных аспектах ситуации. Можем искать выгоду.

Отношение желтой шляпы к предмету размышления является полной противоположностью отношения черной шляпы. Черную шляпу заботит негативная оценка, желтую — позитивная. К сожалению, для отрицательного отношения существует больше естественных причин, чем для положительного. Негативное мышление может защитить нас от ошибок, риска и опасностей. Позитивное мышление должно быть смесью любопытства, удовольствия, жадности и желания осуществлять задуманное.

Любой план или действие из-под желтой шляпы рассчитаны на будущее. Именно в будущем они при­несут плоды. Мы никогда не можем быть так уверены в отношении будущего, как в отношении прошлого, поэтому мы можем только предполагать. Мы прини­маем решение заняться чем-то, потому что в этом дей­ствии есть смысл. Именно наша оценка ситуации как имеющей ценность является положительным аспектом.

Даже глядя на нечто уже произошедшее мы можем принять решение видеть позитивные стороны ситуа­ции или интерпретировать прошлые события в пози­тивном ключе.

Для некоторых людей положительное отношение к окружающей действительности является естественной привычкой. Большинство людей имеют позитивный настрой, когда высказывают собственные идеи. Обыч­но люди относятся положительно к идеям, вкоторых видят немедленную выгоду для себя. Корысть являет­ся прочной основой положительного мышления. Но мышление в желтой шляпе не должно дожидаться та­кой мотивации. Это намеренное средство, сознатель­но выбранное человеком. Позитивизм не является ре­зультатом того, что человек увидел преимущества идеи, — он предшествует данному этапу. Желтую шля­пу надевают первой. Мыслитель надевает желтую шля­пу, а затем следует ее требованиям, согласно которым он должен быть оптимистичным и иметь положитель­ное отношение к предмету размышления.

Несмотря на то что мышление в желтой шляпе по­зитивно, оно требует такой же дисциплины, как белая или черная шляпа. Это не просто вопрос положитель­ной оценки чего-то, что бросается в глаза. Это тща­тельный поиск позитива. Иногда этот поиск напрасен.

Вы можете возразить, что, если положительный ас­пект неочевиден, в действительности он не может мно­гого стоить или что нет смысла проводить мозговой штурм, чтобы найти частные положительные сторо­ны, которые не будут иметь большого практического значения. Это неправильное восприятие. Могут иметь­ся очень сильные положительные стороны, вообще незаметные с первого взгляда. Так работают предпри­ниматели: они видят ценность там, где другие ее еще не заметили. Ценность и выгода отнюдь не всегда оче­видны.

 

Мышление в желтой шляпе

ПОЗИТИВНЫЙ СПЕКТР

Когда оптимизм становится глупостью?

От надежд к логике.

Что такое реализм?

Есть люди, которые будут хорошо думать про жу­лика даже после того, как он обманул их. Они чувству­ют, что он был искренен, когда дурачил их, и что на преступление его вынудили пойти коллеги или обсто­ятельства. Они помнят убедительность жулика и то, как им нравилось чувствовать себя убежденными.

Есть люди, чей оптимизм доходит до глупости. Они способны видеть положительные стороны даже в самых безысходных ситуациях. Например, некоторые серь­езно ожидают, что выиграют большой приз в лотерею, и, кажется, строят на этом свою жизнь. Есть промыш­ленники, которые смотрят на гигантский рынок аспи­рина и думают, что если им удастся завоевать хотя бы небольшую его часть, то это принесет хорошую при­быль.

В какой момент оптимизм становится глупостью, глупой надеждой? Следует ли лишить мышление в желтой шляпе всяких ограничений? Можно ли жел­той шляпе не принимать во внимание вероятность? Должны ли вещи такого рода находиться исключитель­но под юрисдикцией мышления в черной шляпе?

Позитивный спектр варьируется между двумя край­ностями — сверхоптимистичностью и логической прак­тичностью. Мы должны осторожно обращаться с этим спектром. История полна непрактичных взглядов и мечтаний, которые вдохновили людей на усилия, в конце концов сделавшие эти мечты реальностью. Если мы ограничим наше мышление в желтой шляпе тем, что правильно звучит и уже известно, это не будет способ­ствовать прогрессу.

Ключевой момент — попробовать оценить послед­ствия оптимистического подхода. Если они будут не более чем надеждой (как надежда выиграть приз в ло­терею или надежда на чудо, которое спасет бизнес), такой подход может быть неуместен. Если же опти­мизм приводит к движению в выбранном направле­нии, то здесь все становится сложнее. Чрезмерный оптимизм обычно ведет к провалу, но не всегда. Пре­успевают те, кто рассчитываем преуспеть.

...Есть призрачный шанс, что кто-то выжил после вынужденной аварийной посадки на льды. Мы долж­ны отправиться туда и проверить.

...Возможно, что эта новая партия оттянет голоса у оппозиции.

Как и в случае с другими шляпами мышления, це­лью желтой шляпы является раскрашивание вообра­жаемой мыслительной карты. По этой причине опти­мистичные предложения должны замечаться и накла­дываться на карту. Тем не менее стоит помечать такие предложения приблизительной оценкой вероятности.

Можно составить простую классификацию вероят­ности:

• доказано;

• очень вероятно, основано на опыте и наших зна­ниях;

• большой шанс — через комбинацию различных условий;

.• равная вероятность удачи и неудачи;

• не более чем возможность;

• далекая или абстрактная вероятность.

Это чем-то похоже на классификацию, использованную для белой шляпы.

Мы можем решить никогда не прибегать к абстракт­ной вероятности, но такая вероятность должна быть обозначена на карте — в таком случае у нас есть выбор отвергнуть ее или попытаться увеличить перевес в сторону вероятности. Если она не обозначена на карте, у нас вообще нет выбора.

...Я знаю, что он очень занят и потребует большую плату, но все же свяжитесь с ним и пригласите его на открытие конференции. Он может и согласиться. Самое худшее, что может произойти, — он просто скажет «нет», и все.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-12-08 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: