ОБОСНОВАНИЕ И ЛОГИЧЕСКАЯ ПОДДЕРЖКА.
На чем основан позитивный взгляд?
Почему вы думаете, что это будет именно так?
Причины для оптимизма.
Позитивная оценка может быть основана на опыте, доступной информации, логической дедукции, намеках, тенденциях, предположениях. Должен ли человек в желтой шляпе озвучивать причины для оптимизма?
Если не дается никакого обоснования, «хорошее» отношение может быть таким же образом помещено и под красную шляпу как чувство, предчувствие, интуитивная догадка. Мышление в желтой шляпе должно идти намного дальше. Мыслитель в желтой шляпе должен сделать все, может, чтобы как можно лучше оправдать свой оптимизм. Это усилие должно быть добросовестным и тщательным. Но мышление в желтой шляпе не должно ограничиваться лишь положениями, которым может быть дано исчерпывающее объяснение. Другими словами, следует приложить все усилия, чтобы оптимизм был оправдан, но если такие усилия безуспешны, мнение все равно может быть высказано в качестве догадки.
Желтая шляпа делает упор на исследовании и положительном предположении. Мы собрались найти возможные выгоды. Затем мы ищем обоснование им. Это обоснование (скорее даже оправдание) является попыткой укрепить предположение. Если логическая поддержка не предоставлена под желтой шляпой, она не будет предоставлена нигде больше.
Мышление в желтой шляпе.
КОНСТРУКТИВНОЕ МЫШЛЕНИЕ.
Конструктивный аспект мышления связан с мышлением в желтой шляпе. Новыеидеи, предложения и планы возникают под желтойшляпой мышления. Далее мы увидим, что зеленая шляпа (творчество) также играет важную роль в разработке новых идей.
Конструктивное мышление принадлежит желтой шляпе потому, что все конструктивное мышление положительно в своем отношении к объекту. Предложения выдвигаются для того, чтобы что-то улучшить. Это может быть решение проблемы. Или усовершенствование чего-либо. Или использование благоприятной возможности. В любом случае, предложение выдвигается, чтобы вызвать какие-то положительные изменения.
|
...Чтобы улучшить водоснабжение, мы могли быпостроить дамбу на реке Элкин, тем самым создав резервуар.
...Горы в пятидесяти милях отсюда изобилуют водой. Реально ли проложить трубопровод?
...Как насчет повторного использования воды?
Я слышал, что есть новый мембранный метод, который позволяет делать это. Кроме того, у нас было бы меньше проблем со сбросом сточных вод. Стоит ли мне заняться исследованием этого вопроса?
Каждое из этих предложений конкретно. Как только предложение на столе, его можно развивать дальше и в конце концов вернуться к оценке в черной и желтой шляпах.
Мышление в желтой шляпе
ОТНОШЕНИЕ К ТВОРЧЕСТВУ
Разница между конструктивным и креативным.
Эффективность и изменение.
Новые и старые идеи.
Мышление в желтой шляпе не связано с творчеством напрямую
Утверждение, что позитивный аспект мышления в желтой шляпе необходим для творчества, в некотором роде соответствует действительности. В то же время мышление в желтой шляпе отличается от мышления в зеленой. Эффективное применение старых идей — вот сфера мышления с надеванием желтой шляпы. Идеи необязательно должны быть новыми, как необязательно направлять внимание на поиск новых идей. Мышление в желтой шляпе связано с положительным отношением к работе. Скорее эффективность, чем новизна отличает мышление в желтой шляпе.
|
Мышление в желтой шляпе может быть связано с созданием вещей, с новым применением идеи, использованной ранее где-то еще, с генерированием новых, альтернативных подходов к проблеме. Желтая шляпа может даже обнаружить новые перспективы. Но такое мышление не изменяет концепции или восприятие — это дело зеленой шляпы.
Намерение взглянуть на что-то с позитивной точки зрения само по себе может создать новое восприятие; это возможно только в желтой шляпе.
...Нет, это не полупустой стакан — он наполовину наполнен водой.
Зеленая шляпа
ТВОРЧЕСКОЕ МЫШЛЕНИЕ
Новые идеи, новые концепции и новые образы восприятия.
Намеренное создание новых идей.
Альтернативы, больше альтернатив.
Изменение.
Новые подходы к проблемам.
В английском языке существует некоторая путаница, связанная с очень широким значением слова творческий. Это слово имеет два различных аспекта. В связи с этим может возникнуть некоторое смешение смыслов. Первый аспект творчества — созидательный. Плотник создает стул. Предприниматель создает фирму. Второй аспект — творческий. Творчество подразумевает создание нового, но опять же есть два типа новизны. Что-то может считаться новым потому, что раньше этого не было, например «новая» система коммуникации в вашем офисе, которую уже используют тысячи других людей. Второй вид «нового» — это абсолютная новизна, то есть изобретение или концепция, которые никогда и нигде не встречались.
|
Существует что-то вроде дилеммы, касающейся художников. Например, художник, несомненно, дает жизнь чему-то, чего на этом месте не было раньше. Поскольку картина вряд ли в точности похожа на предыдущую, она является чем-то «новым». В то же время концепция, вложенная в нее художником, или его восприятие могут и не отличаться новизной. Художник может рисовать в одной манере пейзаж за пейзажем. В некотором смысле стиль поставлен на поток.
Зеленая шляпа мышления имеет непосредственное отношение к новым идеям и взглядам на вещи. Надевая зеленую шляпу, человек выходит за рамки старых идей, чтобы найти что-то получше. Зеленая шляпа связана с изменениями. Мышление в зеленой шляпе представляет собой намеренное и сконцентрированное усилие ума, направленное к этой цели.
Творческий подход необходим, когда мы чувствуем, что все можно сделать проще или лучше. Творческое мышление может потребовать провокационных высказываний с заведомо иррациональными идеями. В этом случае нам нужно каким-то образом объяснить окружающим, что мы умышленно играем роль шута или клоуна, пытаясь спровоцировать рождение новых концепций.
Сама по себе зеленая шляпа не может сделать людей более креативными. Однако она может дать человеку время и возможность сконцентрироваться для того, чтобы он мог проявить свой творческий потенциал. Нелегко побудить кого-то придумать нечто новое, но вы с легкостью можете попросить кого-либо надеть зеленую шляпу и внести свой вклад в обсуждение с позиций креативности.